Задачи и функции РСЧС
Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:
-
профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;
-
значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;
-
предотвращение самих происшествий и их результатов.
В соответствии с задачами РСЧС необходима для:
-
создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;
-
воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;
-
обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;
-
предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);
-
расчета ущерба, нанесенного ЧС;
-
организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;
-
проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);
-
международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).
Основные направления деятельности РСЧС
На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти.
Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:
-
разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;
-
регулирование функционирования РСЧС;
-
контроль за работой подразделений МЧС;
-
исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;
-
профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;
-
финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.
На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.
Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.
Слайд 17 Управление ГСЧС осуществляют следующие должностные лица: на республиканском уровне
при Совете Министров) Республики Беларусь, Министр по ЧС Республики Беларусь;на
территориальном уровне — председатель, один из заместителей председателя областного (Минского городского) исполнительного комитета (председатель КЧС при областном (Минском городском) исполнительном комитете), начальник областного (Минского городского) управления по ЧС Республики Беларусь;на местном уровне — председатель, один из заместителей председателя районного (городского) исполнительного комитета (председатель КЧС при районном (городском) исполнительном комитете), глава местной администрации, начальник городского (районного) отдела по ЧС (далее — Г(Р)ОЧС) Республики Беларусь;на объектовом уровне — руководитель, один из заместителей руководителя организации (председатель КЧС организации), начальник органа управления по ЧС.
2.2. Силы и средства системы РСЧС
Силы и средства РСЧС представлены специально подготовленными силами и средствами:
- Федеральных органов исполнительной власти:
- МЧС России;
- МВД России;
- Минобороны России;
- Спецстрой России;
- Минздравсоцразвития России;
- Минобрнауки России;
- Минприроды России;
- Минпромторга России;
- Минтранса России;
- Минкомсвязи России;
- Минсельхоза России;
- Минэкономразвития России;
- Минрегиона России;
- Минэнерго России.
- Госкорпорации «Росатом»;
- Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Органов местного самоуправления.
- Организаций и общественных объединений.
Все вышеперечисленные силы и средства РСЧС в зависимости от своего функционального предназначения подразделяются на:
- Силы и средства наблюдения и контроля.
- Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Состав сил и средств наблюдения и контроля
Силы и средства наблюдения и контроля включают те органы, службы и учреждения, которые осуществляют государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, хода природных процессов и явлений, потенциально опасных объектов, продуктов питания, фуража, веществ, материалов, здоровья людей и т.д. Благодаря деятельности этих сил предупреждается значительная часть чрезвычайных ситуаций, прогнозируется их возможное возникновение, оповещаются об угрозе органы управления и население. К ним относятся:
- Службы (учреждения) и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;
- Формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- Ветеринарная служба Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета Российской Федерации по торговле и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Геофизическая служба Российской академии наук;
- Оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Подразделения Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Состав сил и средств ликвидации ЧС
Силы и средства ликвидации ЧС применяются в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного, техногенного или военного характера. Их основными задачами являются защита населения, материальных и культурных ценностей, окружающей среды от опасных факторов ЧС, локализация ЧС и ликвидация их последствий. К ним относятся:
- Военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;
- Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;
- Формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации;
- Военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
- Формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;
- Специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, Министерства обороны РФ (соединения и части РХБ-защиты, части и подразделения инженерных войск), других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- Аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
- Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
- Восстановительные и пожарные поезда Министерства путей сообщения Российской Федерации;
- Аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России, других федеральных органов исполнительной власти.
Слайд 32 ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ИМЕЮТ
ПРАВОГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫОБЯЗАНЫ: 1. На защиту
жизни, здоровья и имущества от опасностей, возникающих (возникших) при ведении
военных действий.2. На получение полной, достоверной и своевременной информации об опасностях возникающих (возникших) при ведении военных действий.3. На обращение в гос. органы, иные организации по вопросам ГО.
1.Соблюдать законодательство Республики Беларусь о гражданской обороне.2.Проходить в установленном законодательством Республики Беларусь обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий.3. Оказывать при необходимости содействие гос. органам и иным организ. в проведении АСиДНР.4. Принимать участие в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в выполнении мероприятий ГО.