Введение в общую психологию
Общая психология – это наука, которая изучает то, как возникают и формируются познавательные процессы, состояния, закономерности и свойства психики человека, а также обобщает различные психологические исследования, формирует психологические знания, принципы, методы и основные понятия.
Наиболее полное описание этих составляющих даётся именно в разделах общей психологии. Но, одновременно с этим, отдельные проявления психики изучаются не общей психологией, как например, в разделах специальной психологии (педагогической, возрастной и т.п.).
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы, которых мы более подробно коснёмся ниже. Они рассматриваются этой наукой в тесной связи с жизнью и деятельностью человека, а также с особыми характеристиками отдельных этнических групп и историческими предпосылками.
Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и её развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей. Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание и др. А результаты проводимых в области общей психологии исследований можно считать отправной точкой для всех ответвлений психологической науки.
Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определённых тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс — это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы.
Предмет и объект методологии психологии
Методы исследования в первую очередь обусловлены поставленными вопросами и задачами. Как правило, в научной деятельности выделяют термины «объект» и «предмет» исследования.
Определение 3
Объект – это процесс или явление, который порождает проблемную ситуацию и выбирается для изучения.
Определение 4
Предмет – это всё то, что находится в пределах объекта.
Объект и предмет соотносятся между собой как что-то общее и частное. В объекте можно выделить определенную часть, которая будет являться предметом
Все внимание научных исследований направлено на предмет, который определяет тему научного исследования. Следует отметить, что один и тот же объект может являться предметом различных видов исследования
Как правило, главным отличием объекта от предмета является то, что предмет входят главные и существенные признаки объекта.
Если предмет исследования имеет форму вопроса или определенной совокупности вопросов, то целью исследования являются ответы на данные вопросы. Здесь стоит отметить наличие определенной связи между предметом и целью исследования.
В начале становления психологии как науки выдвигались предположения, что изучение психологии должно происходить по аналогии с естественными науками, т.е. необходимо проводить объективное наблюдение, количественные измерения, а также устанавливать причинно-следственные связи. На современном этапе развития психологии подчеркивается необходимость и возможность использования всех типов исследовательских методологий, которые дополняют друг друга. Стоит отметить, что отсутствие сравнительных шкал приводит к невозможности сравнивать одну личность с другой. Это приводит к размыванию предмета психологии.
Предмет и объект общей психологии
Любая наука характеризуется, помимо всего прочего, наличием своего предмета и объекта исследования. Причём предмет и объект науки – это разные вещи. Объект – это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом, т.е. исследователем
Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии, как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее
Объект общей психологии – это сама психика, как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации. А психика человека, с точки зрения современной науки, выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем, телесном и душевном.
Предмет общей психологии – это закономерности психики, как формы взаимодействия человека с окружающим миром. Данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве предмета выступает развитие психики, нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в её составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определённые психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно всё же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся:
- психические процессы – психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты, оформившиеся в образы, мысли, эмоции и т.п.;
- психические состояния – активность, подавленность, бодрость и т.п.;
- психические свойства личности – целеустремлённость, трудолюбие, темперамент, характер;
- психические новообразования – те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Давайте проверим, как вы усовили только что прочитанное:
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга. Но рассмотреть каждый из них мы можем отдельно.
Воображение
Воображение – это способность сознания человека создавать идеи, представления и образы и управлять ими. Она играет главную роль в таких психических процессах, как планирование, моделирование, игра, память и творчество. Это основа наглядно-образного мышления человека, которое позволяет решать определённые задачи и разбираться в ситуации без практического вмешательства. Разновидностью воображения является фантазия.
Существует и классификация воображения:
- По степени направленности – активное и пассивное воображение.
- По результатам – репродуктивное и творческое воображение.
- По виду образов – абстрактное и конкретное.
- По степени волевых усилий – непреднамеренное и, преднамеренное.
- По приёмам – типизация, схематизация, гиперболизация, агглютинация.
Механизмы воображения:
- типизация;
- акцентирование;
- схематизация;
- агглютинация;
- гиперболизация.
Воображение непосредственно связано с творчеством. И в нахождение творческих решений способствуют чуткость к возникающим проблемам, лёгкость комбинирования каких-либо вещей и наблюдательность. Характеристиками воображения можно считать точность, оригинальность, гибкость и беглость мышления.
Подробнее о воображении в психологии читайте в статье «Психические процессы: виды и краткая характеристика». Кроме того, проблемам развития воображения посвящен урок «Развитие творческого воображения» из нашего курса по творческому мышлению.
Основные методы психологии
Для успешного и эффективного решения всего спектра задач в любой науке разработанная система методов, средств, направлений, путей, приемов изучения того или иного явления или процесса.
Определение 1
Метод — это путь научного познания, с помощью которого изучается предмет науки.
Практическое осуществление и применение того или иного метода осуществляется с помощью использования определенных методик.
Определение 2
Методика – это один из вариантов частной реализации метода в конкретной ситуации в данных условиях.
Для организации и осуществлении эффективного и продуктивного исследования существует методология.
Определение 3
Методология – это систематизированное описание стратегии и тактики научного исследования. Методология определяет, что, как и для чего исследуется, как правильно и валидно интерпретировать полученные результаты и как использовать полученные данные исследования на практике.
В психологии можно выделить следующие группы методов исследования:
-
Субъективные, основывающиеся на самооценке испытуемых и на мнении исследователей о наблюдаемых процессах и явлениях. Данная группа включает в себя несколько типов исследования:
- наблюдение (внешнее, внутреннее, стандартизированное, включенное, стороннее);
- опрос (устный и письменный);
- тесты (тесты опросники, тесты задания, стандартизированные тесты);
- моделирование.
-
Объективные — естественный и лабораторный эксперименты, с помощью которых исследуются те или иные проявления психики
Методы и методология психологии
Ключевую роль среди средств научного познания играют методы исследования. Метод представляет собой совокупность правил, методов и приемов для практического и теоретического познания действительности.
Научные методы являются определенным условием получения верных знаний, а также выступают в качестве средства социального контроля в научном социуме.
Следует отметить тот факт, что появление нового в познании связано не с особенностями психологических качеств личности, а с возникновением новых и улучшением существующих методов исследования. Они отличаются специфичностью, т.е. некоторые методы, которые используются в одной области, могут быть не пригодны для применения в другой области.
Центральную роль в структуре метода отводят правилам. Правило представляет собой предписание, которое регламентирует определенный порядок действий. Гегель отмечал, что правило рождается при подведении чего-либо специфичного к общему.
Выделяют различные типы содержания научных методов:
- Философское содержание. Определяется положением логики, этики, эстетики, аксиологии. Все эти аспекты не имеют жестких рамок и границ, а указывают ориентацию научного познания;
- Общенаучное содержание. Представляет собой положения, которые применимы для разных областей науки. Примерами могут служить положения математики, которые используются в настоящее время в различных сферах познания;
- Конкретнонаучное содержание. Представляет собой специфические методы, которые могут быть использованы лишь в конкретной области познания. К примеру, методы биологии и химии.
Следует отметить особую роль методологии в психологии. На первых этапах своего становления методология косвенно была выражена в практических формах взаимодействия людей с внешней средой.
Дальнейшее ее развитие привело к ее обособлению и превращению в специальный предмет рационального познания.
Определение 2
Методология – это наука о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности.
по дисциплине «Психологическое исследование»
Целью контрольной работы является обучение студентов выполнению научной работы по социальной психологии (курсовой работы № 3 и выпускной квалификационной работы).
Контрольная работа состоит из 4-х частей :
1. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования (аналог введения к выпускной квалификационной работе).
2. Составление библиографического списка использованной литературы к выпускной квалификационной работе в соответствии с новыми требованиями ГОСТа (не менее 20 источников).
3. Составление таблицы с исходными данными по курсовой работе № 3.
4. Как доказать гипотезу по курсовой работе № 3 (как следует формировать выборку, инструментарий для диагностики, какие статистические методы необходимо использовать, как их применить).
Свежие записи
- Особенности психологии как науки и ее задачи
- Общее понятие об интеллекте
- Общая характеристика мотивационной сферы человека
- Диагностика избирательности внимания
- Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
- Предмет и метод педагогической конфликтологии
- Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
- Анализ конкретных случаев терапии
- Развитие отечественной психологии в 19 в
- Основные принципы и методы управленческой психологии 2
- Совладание с трудными жизненными ситуациями
- Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
- по курсу «Психология» 2
- Психиатрия — Билеты с ответами
- Психология профессионализма. 2011/12
I. Выполнение обоснования будущего дипломного исследования.
Обоснование будущего дипломного исследования по социальной психологии является аналогом введения к выпускной квалификационной работе.
Прежде всего, необходимо согласовать со своим научным руководителем тему будущей выпускной квалификационной работы; следует предложить руководителю подтвердить своей подписью согласие с темой работы.
Объем введения обычно составляет примерно 2-3 страницы. Оно включает в себя следующие компоненты:
1) анализ проблемы и обоснование актуальности исследования;
2) описание объекта исследования;
3) описание предмета исследования;
4) описание научной цели работы;
5) характеристика положений, выносимых на защиту, и формулировка гипотезы;
6) характеристика основных задач исследования (не более 6);
7) характеристика основных методов и методик.
Образцы формулирования можно найти в источнике .
Чаще всего целью исследования являются следующие:
· определение характеристик явления в социальной группе;
· выявление взаимосвязи психических явлений;
· сравнительный анализ психологических особенностей респондентов двух возрастных (или социальных) групп;
19 стр., 9022 слов
Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы …
… – СПб., 2004. 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической … равную степень общности и соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются эго-состояния личности, предложенные …
· изучение типов, уровней, видов поведения людей в тех или иных социальных условиях;
· проведение коррекционной работы, ее психологическое обоснование и доказательство ее эффективности.
Объектом исследования могут быть реальные психологические и социально-психологические процессы и явления, социальные общности и группы, т. е. то, на что направлен процесс познания.
Объект исследования в психологии обычно формулируется через носителя психики (носителем психики выступает человек, группа людей, животное или группа животных).
Однако в теоретических работах в названии не всегда указывается носитель психики, поэтому объектом в данном случае может выступать «область существования множества практических проблем, которые необходимо решить» .
Помимо объекта выделяется также предмет изучения, или те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению. Предмет исследования обычно содержит в себе центральный вопрос проблемы. Таким образом, предмет исследования является конкретизацией проблемы на каком-либо объекте, как это определяет В.А.Ядов .
В эмпирическом исследовании определяются также эмпирические объекты исследования, т.е. дается описание выборки. Например, объектом исследования может быть студенчество как социально-демографическая группа, а в выборку войдет определенное количество студентов с учетом их возраста, пола и других значимых для изучения характеристик.
Речь
Речью называют форму общения между людьми через языковые конструкции. В данном процессе формируются и формулируются мысли при помощи языка, а также происходит восприятие получаемой речевой информации и её понимание. Речь — это форма существования человеческого языка, т.к. речь является языком в действии.
Язык (речь) выполняет функции:
- Инструмента интеллектуальной деятельности;
- Способа общения;
- Способа существования, а также усвоения и передачи опыта.
Речь – важнейшая часть деятельности человека, которая способствует познанию окружающего мира, передаче знаний и опыта другим. Представляя собой средство выражения мыслей, она является одним из основных механизмов человеческого мышления. Она зависит от формы общения и, тем самым, разделяется на устную (говорить/слушать) и письменную (писать/читать).
Речь обладает следующими свойствами:
- Содержательность – количество и значительность выражаемых стремлений, чувств и мыслей;
- Понятность – правильность;
- Выразительность – эмоциональная окраска и богатство языка;
- Действенность – оказываемое влияние на других людей, их чувства, мысли, эмоции и т.п.
Подробнее об устной и письменной речи вы можете прочитать в наших тренингах по ораторскому искусству и писательскому мастерству.
Примеры из диссертаций:
Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших подростков с задержкой психического развития. 2000. Специальность: 19.00.10 – коррекционная психология.
Объект исследования: младшие подростки (11-13 лет) с задержкой психического развития, обучающиеся в специальной школе.
Предмет исследования: особенности учебной мотивации и возможности ее активизации у данной категории учащихся.
Варфоломеева О.В. Формирование эффективного психотерапевта как развитой языковой системы. 2000. Специальность 19.00.13 – психология развития, акмеология.
6 стр., 2529 слов
Социология как наука: понятие ,объект, предмет ,уровни, методы
… теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития … чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования. Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, …
Объект исследования – языковая личность как субъект психотерапевтической деятельности и межличностного взаимодействия людей.
Предмет исследования – речевая психотерапевтическая деятельность языковой личности.
Казакова Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы. 2000. Специальность: 19.00.06 – юридическая психология.
Объектом исследования является поведение женщин молодежного возраста (от 18 до 30 лет, осужденных к лишению свободы.
Предметом исследования является интегративная совокупность причин, условий и механизмов активизации и развития мотивации агрессивного поведения у женщин молодежного возраста, осужденных к лишению свободы.
Козлова Е.В. Психологические особенности экономической социализации на разных этапах детства. 2000. Специальность: 19.00.07 – педагогическая психология.
Объект исследования: дети в возрасте 3-10 лет.
Предмет исследования: особенности экономической социализации детей.
Базаров Т.Ю. Социально-психологические методы и технологии управления персоналом организации. 2001. Специальность: 19.00.05 – социальная психология.
Объект исследования: социальные организации, находящиеся на разных этапах своего развития.
Предмет исследования: изучение особенностей создания и внедрения методов и технологий управления персоналом, анализ их влияния на социально-психологические процессы формирования, функционирования и развития организаций.
Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: период становления психологии как самостоятельной науки. 2000. Специальность: 19.00.01 – общая психология, история психологии.
Объект исследования: психологическая наука в период выделения в самостоятельную дисциплину, независимую от философии.
Предметом исследования явилось соотношение теории и метода в психологии второй половины XIX столетия.
Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957).
1998. Специальность: 19.00.01 – общая психология, история психологии.
Объект исследования и источниковедческая база. В данном исследовании собирались и анализировались публикации, отражающие научные и научно-практические работы в области психологии.
Предметом изучения были социально-исторические, политические и экономические условия возникновения и развития психологии труда рассматриваемого периода; организационные формы научно-практических исследований проблем психологии труда, общественно-научные движения, деятельность их лидеров; основные проблемы психологии труда и смежных наук, методы их решения, положительный опыт и недостатки, теоретические, методологические вопросы психологии труда.
Сапогова Е.Е. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста. 1994. Специальность: 19.00.07 – педагогическая и возрастная психология.
Предметом исследования стала знаково-символическая деятельность дошкольников.
Объект изучения – дети 3-6 лет (в этом возрасте нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаковой функции).
Ощущения
Ощущения – это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире.
Ощущения обладают следующими свойствами:
- Модальность – качественный показатель ощущений (для зрения – цвет, насыщенность, для слуха – громкость, тембр и т.д.);
- Интенсивность – количественный показатель ощущений;
- Длительность – временной показатель ощущений;
- Локализация – пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств: осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в XIX веке, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьёзной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
- Классификация Вундта — в зависимости от механических, химических и физических свойств раздражителей;
- Классификация Шеррингтона – основана на расположении рецепторов: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения;
- Классификация Хэда – основывается на происхождении: протопатическая и эпикритическая чувствительность.
Подробнее об ощущениях читайте в статье «Ощущение и восприятие».
Психология как наука
Определение 1
Психология – это академическая и прикладная наука, занимающаяся изучением закономерностей возникновения, развития и протекания психических процессов и поведенческих реакций человека и животного.
Психологию можно назвать одной из самых древних наук, и в то же время, одной из самых молодых. Слово «психология» в переводе с древнегреческого означает «учение о душе». Такие выдающиеся греческие мыслители как Аристотель и Платон размышляли о человеческой природе и интересовались многими темами, которыми в настоящее время занимается психология (к примеру, восприятие, память, сны и т.д.).
Развитие психологии как науки было бы невозможно без осознания существования и необходимости решения научных проблем. Под научной проблемой понимают форму научного знания, для которой характерно наличие того, что еще не познано, однако, требует познания. Проблема содержит в себе теоретические и эмпирические аспекты.
Наука является особым аспектом жизненной деятельности человека, который дает проверенные или доказанные знания о внешней окружающей его среде. Помимо научных методов существуют и вненаучные, которые помогают познать окружающий нас мир, к ним относят, к примеру, искусство, а также обыденное познание. Оно играет важную роль, так как не может быть отделено от научного знания. Еще до появления науки человек получал знания о свойствах и явлениях предметов именно с помощью обыденного познания.
Психология как и любая другая наука имеет цель – дать верное знание о действительности, поэтому здесь стоит отметить особую роль принципа реализма. Для обозначения обыденного познания часто используется термин «здравый смысл». Базисом принципа реализма является представление об объективном реальном существовании внешней среды и отсутствие каких-либо сверхъестественных сил. Также очевидным является то, что появление научных гипотез связано с предположениями здравого смысла, которые потом подвергаются уточнению, корректировке или замене.
Таким образом, наука сначала анализирует предположения, которые основаны на здравом смысле, далее подвергает их критике, используя при этом эмпирические и теоретические методы исследования, что в конечном итоге приводит к получению верных знаний.
Мотивация
Мотивация — это побуждение к выполнению действия. Этот процесс управляет поведением человека и определяет его направленность, устойчивость, активность и организованность. Благодаря мотивации человек может удовлетворять свои потребности.
Различают несколько видов мотивации:
- Внешняя – обусловлена внешними условиями;
- Внутренняя – обусловлена внутренними обстоятельствами (содержанием деятельности);
- Положительная – основана на положительных стимулах;
- Отрицательная – основана на отрицательных стимулах;
- Устойчивая – определяется нуждами человека;
- Неустойчивая – требует дополнительного стимула.
Мотивация бывает следующих типов:
- От чего-либо (основной тип);
- К чему-либо (основной тип);
- Индивидуальная;
- Групповая;
- Познавательная.
Существуют определённые мотивы, которыми в большинстве случаев руководствуются люди:
- Самоутверждение;
- Идентификация с другими людьми;
- Власть;
- Саморазвитие;
- Достижение чего-либо;
- Общественная значимость;
- Стремление быть в обществе определённых людей;
- Негативные факторы.
Вопросы мотивации рассматриваются подробнее в четвертом уроке этого курса, а также в статье «Как работает мотивация».
Психические свойства и состояния
Психические свойства – это стабильные психические явления, оказывающие влияние на то, что делает человек и дающие его социально-психологическую характеристику. В структуру психических свойств входят способности, характер, темперамент и направленность.
Направленность представляет собой конгломерат потребностей, целей и мотивов человека, определяющих характер его деятельности. Она выражает весь смысл действий человека и его мировоззрение.
Темперамент даёт характеристики деятельности и поведению человека. Он может проявляться в повышенной чувствительности, эмоциональности, стрессоустойчивости, способности приспосабливаться к внешним условиям или отсутствии таковой и т.д.
Характером называют совокупность регулярно проявляющихся в личности черт и качеств. Всегда существуют индивидуальные особенности, но есть и характерные для всех людей – целенаправленность, инициативность, дисциплинированность, активность, решительность, стойкость, выдержка, мужество, воля и т.д.
Способностями являются психические свойства личности, отражающие её особенности, которые позволяют человеку успешно заниматься определёнными видами деятельности. Способности различают специальные (для какого-то конкретного вида деятельности) и общие (для большинства видов деятельности).
Психические состояния – это система психологических особенностей, обеспечивающих субъективное восприятие человеком окружающего мира. Психические состояния оказывают влияние на то, как протекают психические процессы, и регулярно повторяясь, могут стать частью личности человека – её свойством.
Психические состояния находятся в связи друг с другом. Но всё же их можно классифицировать. Чаще всего выделяются:
- Состояния личности;
- Состояния сознания;
- Состояния интеллекта.
Виды психических состояний разделяются по следующим критериям:
- По источнику формирования – обусловленные ситуацией или личностно;
- По степени выраженности – поверхностные и глубокие;
- По эмоциональной окраске – положительные, нейтральные и отрицательные;
- По длительности – кратковременные, средней продолжительности, продолжительные;
- По степени осознанности – сознательные и неосознанные;
- По уровню проявления – физиологические, психофизиологические, психологические.
Присущими большинству людей являются следующие психические состояния:
- Оптимальная работоспособность;
- Напряжённость;
- Заинтересованность;
- Вдохновение;
- Утомление;
- Монотония;
- Стресс;
- Релаксация;
- Сон;
- Бодрствование.
К другим часто встречающимся психическим состояниям можно отнести любовь, гнев, страх, удивление, восхищение, подавленность, отрешённость и другие.
Подробнее о психических свойствах и состояниях читайте в статье «Свойства психических состояний».
Рекомендуемая литература
Для того чтобы погрузиться в изучение общей психологии более глубоко, нужно вооружиться наиболее популярными и имеющими вес в научных кругах инструментами, которыми являются труды знаменитых авторов учебников и пособий по психологии. Ниже — коротко о некоторых из них.
Маклаков А. Г. Общая психология. При составлении этого учебника использовались самые современные достижения в области психологии и педагогики. На их основе рассматриваются вопросы психологии, психические процессы, свойства и их состояния, а также многие другие особенности. Учебник содержит иллюстрации и пояснения, а также библиографический справочник. Предназначен для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Уже более 50 лет этот учебник считается одним из лучших учебников по психологии в России. В нём представлены и обобщены достижения советской и мировой психологической науки. Работа предназначена для педагогов, аспирантов и студентов ВУЗов.
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. В данном пособии представлены основные понятия психологической науки, её методы и проблемы. В книге содержится множество данных о результатах исследований, примеров из художественной литературы и ситуаций из жизни, а также прекрасно сочетается серьёзный научный уровень и доступная подача материала. Работа будет интересна широкому кругу читателей и людям, только начинающим осваивать психологию.
Петровский А. В. Общая психология. Дополненное и переработанное издание «Общей психологии». В учебнике представлены основы психологической науки, а также обобщена информация из многих учебных пособий («Возрастная и педагогическая психология», «Практические занятия по психологии», «Сборник задач по общей психологии»). Книга рассчитана на студентов, серьёзно подходящих к изучению психологии человека.
Роль, которую играет общая психология в современном обществе, переоценить невозможно. Иметь хотя бы минимум психологических знаний сегодня необходимо, ведь общая психология открывает двери в мир разума человека и его души. Основами этой науки о жизни должен владеть любой образованный человек, т.к
очень важно познавать не только окружающий мир, но и других людей. Благодаря психологическим знаниям можно гораздо эффективней строить свои взаимоотношения с окружающими и организовывать свою личную деятельность, а также самосовершенствоваться
Именно по этим причинам все мыслители древности всегда говорили о том, что человек в первую очередь должен познать себя.