Развитие реформации в швейцарии

Реформация в рукописях, редких книгах и гравюрах

Начало Реформации

Города в Швейцарии самостоятельно выбирали верное вероисповедание. В 1518 году жители Цюриха избали священником кафедрального собора Ульриха Цвингли.

Замечание 1

Ульрих Цвингли – швейцарский реформатор церкви. Годы жизни 1484-1531. Считал Бога «высшим благом», проявляющимся всегда и всюду.

В 1522 году Цвингли предложил отказаться от соблюдения церковного поста и не платить штраф за его несоблюдение. Также он написал письмо епископу Констанцскому и цюрихскому городскому совету о необходимости отменить целибат. Папа римский неожиданно не стал принимать никаких мер. Он даже пообещал Цвингли благодарность за оказание военной помощи Риму.

Городской совет Цюриха призвал Цвингли доказать высказываниями из Библии верность своих убеждений. Для этого было проведено два диспута.

  1. Первый диспут состоялся 29 января 1523 года. Архиепископ делегировал на него викария Фабера. Цвингли написал 67 тезисов церковной и государственной реформы. Результатом диспута стала отмена целибата. Священникам было разрешено жениться.
  2. Второй диспут был организован 28 октября 1523 года. Цвингли вновь смог доказать на Библейских изречениях верность своего учения. Итогом диспута стала отмена мессы и уничтожение икон. С 1525 года в городе стало обязательным причащение двумя видами – вином и хлебом.

Цвингли провёл реорганизацию церковной структуры. До реформы вся власть принадлежала епископам, теперь приход сам избирал себе проповедника. Приходы входили в Синод. Такая система церковной организации стала называться конгрегационализмом.

Реформация. Лютеранская (евангелическая церковь)

Кальвинизм. Швейцария

Жан Кальвин (Jean Calvin, 1509-1564)

Центральной доктриной стало провозглашение верховной власти Бога во всём: как в делах спасения — Бог безусловно предопределил одних людей к погибели, а других — к спасению, так и в религиозной политике. Будучи значительно моложе Лютера и Меланхтона, проповедовавших власть поставленных Богом правителей, Кальвин разрабатывал свою доктрину в изменившихся исторических условиях. Швейцария состояла из Конфедерации равноправных кантонов, насчитывавшей в 1513 г. 13 кантонов и городов. Женева, где обосновался Кальвин, была вольным имперским городом.

В библиотеках Швейцарии хранятся ок. 3 тысяч рукописных проповедей и лекций Кальвина, известно более 4200 писем, адресованных им различным людям. Число печатных трудов огромно, однако главным произведением Кальвина, над которым он трудился всю свою жизнь, было “Наставление в христианской вере ”. Изданное впервые в 1536 г. в Базеле, “Наставление” неоднократно переиздавалось, при этом каждое новое издание дополнялось и перерабатывалось автором.

Как и у лютеран, у кальвинистов остро стоял вопрос о кадрах. В письме к главе протестантов в Лозанне, своему близкому другу Пьеру Вире (Pierre Viret (1511-1571), Кальвин рекомендует ему в качестве помощника в церковных делах некоего Матвея, “человека не слишком ученого, но ревнителя чистой религиозной доктрины”.

Мигель Сервет (Michael Servetus, 1511-1553)

Представленное на выставке издание книги Сервета было единственным, вышедшим в свет в XVI в.

Тем не менее, организация кальвинистской церкви отличалась относительно демократическим характером. Кальвин изучал римское право с его ясными определениями и стройной системой, что способствовало выработке практичного церковного устройства. В Женеве была создана коллегиальная церковь во главе с 12 старейшинами, наделенных судебной властью и надзиравших за жизнью членов христианской общины.

Если реформация Лютера во второй четверти XVI в. была по преимуществу монархической – новое вероисповедание вводили на своих территониях немецкие князья, то учение Кальвина соответствовало эпохе зарождения политических движений против королевского абсолютизма. Кальвинизм стал одной из основных религий в Нидерландах и Шотландии, а также вызвал 8 религиозных войн во Франции (1562 — 1598 гг.).

Портрет Жана Кальвина. Гравюра на меди И.К. Беклина. 1676.

Жан Кальвин. Joannes Calvinus.
Наставление в христианской вере. Christianae religionis institutio.
Geneva: ex off. Ioannis Gerardi, 1550. На лат.яз.РК, Q-13189

Жан Кальвин. Jean Calvin
Письмо к Пьеру Вире. Lettre à Pierre Viret (1511-1571).
25 сентября 1542 г. На фр. яз.Ф. 993 к. 16 № 78.Н. В. Ревуненкова. Автограф Кальвина в Петербурге. /Западные рукописи и традиция их изучения. СПб., 2009, С. 230-240.

Портрет Мигеля Сервета. Гравюра на меди Х. Фрицша (Christian Fritzsch). 1710)

Мигель Сервет. Michael Servetus (1511-1553).
Об ошибках троичности. De trinitatis erroribus.
Hagenau, 1531. На лат.яз.РК, О-19084

Реформация в Англии

Портрет Томаса Кранмера, архиепископа Кентерберийского. 16 в.
Ламбетский дворец, Лондон.Критика папства находила отклик среди различных слоёв английского общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым Престолом. Кембриджский университет, в котором в 1520-х гг. началась деятельность будущих реформаторов У. Тиндейла, Т. Кранмера, М. Ковердейла (1488–1568), Х. Латимера, Н. Ридли (1500–1555), стал одним из центров распространения лютеранства, в то время как в Оксфордском университете отношение к реформационным идеям было более критическим, как и при дворе. Король Генрих VIII (1509–1547) лично выступил с антилютеровским трактатом в защиту 7 таинств («Assertio septem sacramentorum», 1521). Отношение короля к Реформации изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшимся в связи с его бракоразводным процессом с Екатериной Арагонской. Папа Климент VII отказался признать брак с Екатериной недействительным. Генрих VIII, руководствуясь политическими, династическими и личными соображениями, при помощи Кранмера, назначенного архиепископом Кентерберийским (1533), аннулировал брак с Екатериной и женился на Анне Болейн.

Ключевое событие Реформации в Англии – принятие парламентом «Акта о верховенстве» («Act of Supremacy», 1534), согласно которому король становился главой Церкви и собственником её земельных владений. В результате проведения «королевской Реформации» Церковь стала одним из институтов государства. «Десять статей» (1536) положили начало формированию английской национальной модели протестантизма – англиканству. Последующие документы англиканства – «Наставление христианина» («Institution of a Christian man»), или «Епископская книга» (1537); «Объявление об обязанностях и Божественном установлении епископов и пресвитеров» («A declara­tion made of the functions and divine institution of bishops and priests»), или «Шестистатейный статут» (1539); «Учение и наставление, необходимое для каждого христианина» («A necessary do­ctrine and erudition for any Christian man»), или «Королевская книга» (1543), – свидетельствуют о непоследовательной религиозной политике правительства Генриха VIII.

Утверждение англиканства и основные реформационные преобразования совершились при короле Эдуарде VI (1547–1553). Под руководством и при непосредственном участии Т. Кранмера изданы «Книга общих молитв» (1549, 2-я редакция, 1552), «Книга проповедей» (1551), новый вероисповедный документ «42 статьи» (1551–1552), который впоследствии переработан и принят в виде «39 статей» (1571). В Англию были приглашены видные деятели Реформации (М. Буцер, Я. Лаский, П. М. Вермильи и др.).

В связи со смертью Эдуарда VI и приходом к власти Марии Тюдор (1553–1558) католическая Церковь вернула свои позиции и началось преследование протестантов в стране. Англиканская церковь была восстановлена при Елизавете I Тюдор. Умеренный и компромиссный характер англиканства стал причиной появления многочисленных течений, представители которых настаивали на продолжении Реформации, «очищении» Церкви от католических обрядов, упразднении иерархии (пуритане, пресвитериане, конгрегационалисты, методисты, баптисты).

Распространение Реформации в Европе

Швейцария

Вслед за Германией движение за переустройство церкви охватило множество других стран Европы, таких как Англия, Австрия, Франция, Дания, Норвегия, Венгрия. Следующим центром Реформации стала Швейцария, в которой новое протестантское вероучение основал Жан Кальвин.

Французский богослов Жан Кальвин, вдохновленный учением Мартина Лютера, стал протестантом. Положение протестантов во Франции было тяжелым, поэтому Жан Кальвин переехал жить в Женеву, где с 1535 года протестантизм становится государственной религией.

Для организации нового протестантского общества в Женеве были взяты за основу следующие идеи Жана Кальвина:

  1. Каждый человек должен развивать в себе следующие качества: скромность, трудолюбие, бережливость, расчетливость, прижимистость.
  2. Жизнь человека заранее предопределена Богом, человек не может изменить свою судьбу в лучшую сторону.
  3. Главная задача человеческой жизни – узнать и выполнить свое предназначение, для которого человек появился на свет. Чтобы узнать свое предназначение людям необходимо постоянно трудиться, заниматься земными делами, тем самым выявлять заложенные Богом таланты и способности.

Учение Кальвина получило название – кальвинизм. Позднее последователи кальвинизма появились и в Англии, Нидерландах, Шотландии. Основав в Швейцарии новое религиозное учение, Жан Кальвин фактически стал ее правителем, хотя и не занимал видных государственных должностей. Уставшие некогда от гнета католицизма, жители Женевы теперь были вынуждены мириться с жесткими порядками Жана Кальвина. Открыто протестовать против них население боялось, ведь в Женеве была введена смертная казнь, с помощью которой кальвинисты быстро расправлялись с мятежниками.

Кальвинистская церковь стала контролировать все процессы и вопросы в государстве, вмешивалась в частную жизнь горожан, отменила все католические праздники (праздники считались нерабочими днями, поэтому они были отменены), народные гуляния, карнавалы. Так как учение Жана Кальвина запрещало роскошь и восхваляло скромность, все жители Женевы стали носить темную неприметную одежду, женщины отказались от изящных причесок. В большинстве женевских домов хозяева даже разбивали зеркала, выражая, таким образом, свое презрение к заботе о внешнем виде.

Англия

В отличие от других европейских стран Реформация в Англии началась сверху- то есть по инициативе английского короля –Генриха VIII. Причиной этого стал конфликт между королем Англии и папой римским, не желавшим предоставить Генриху VIII разрешение на развод с его супругой (в то время европейские монархи могли развестись только по разрешению папы римского).

Генрих VIII стремился во что бы то ни стало получить разрешение на развод, так как хотел жениться на своей фрейлине – Анне Болейн. Поэтому отказ папы он не принял, и в 1534 году объявил себя главой английской церкви. Государство изъяло все монастырские земли и другое имущество у католического духовенства, что значительно усилило власть Генриха VIII.

Не желавших отказаться от католической веры, несогласных с новыми порядками казнили. По стране прокатилась волна жестоких расправ с бунтовщиками. Новым религиозным устройством была довольна только знать, разделившая с королем церковное имущество. Крестьяне работавшие на монастырских землях были с них изгнаны, большинство из них стало бродягами и попрошайками.

Учение Жана Кальвина

В 1537 году Кальвин пишет катехизис (краткое описание взглядов на Реформацию) и представляет его городскому совету. Катехизис принимают единогласно, жители города присягают новой вере. Строгие порядки вызывают оппозиционный протест и изгнание Кальвина. Он уезжает в Страсбург. В 1542 году Кальвин возвращается, и в Женеве протестантская церковь обустраивается по его учению – кальвинизму.

Определение 1

Кальвинизм – одно из протестантских направлений, основанное Жаном Кальвином. Главные составляющие учения: пресвитерианство, конгрегационализм и реформаторство.

Жан Кальвин в своих теоретических разработках пошёл дальше основателя Реформации Мартина Лютера. Лютер предлагал «убрать из церкви всё, что противоречит Библии». Кальвин стремился уничтожить всё, что в Библии не требуется. Его основная идея заключалась в доктрине: Бог – суверенен, ему принадлежит верховная власть во всём. Учение Кальвина характеризуется рационализмом и отрицанием мистицизма.

Согласно теоретическим обоснованиям Кальвина, от человека ничего не зависит. Он не вправе отказаться от благодати или принять её. Всё совершается без его желания, по воле Божьей. Так как люди делятся на истинно верующих и отказывающих почитать Бога, то это означает, что Бог уже предопределил их путь. Одни спасут свою душу, другие погубят её.

Реформация Кальвина

В начале 16 в. движение за реформу Церкви во Франции связано с Ж. Лефевром д’Этаплем (1455–1536) и Г. Брисонне (1472–1534). Деятельность Лютера и его сторонников в Германии, церковная политика властей Страсбурга и Базеля способствовали пропаганде реформационных идей, но их распространение и социальная поддержка не были широкими, что объяснялось политической стабильностью при короле Франциске I и особым статусом Церкви: по Болонскому конкордату 1516 г. папа Римский уступил французскому королю право назначения на высшие церковные должности.

Портрет Жана Кальвина в молодые годы. Женева. 1530.
Фото: akg-images / East News Новой вехой в религиозной жизни Франции стало распространение кальвинизма. Ж. Кальвин заявил о себе как о преемнике Лефевра д’Этапля и Лютера в сочинении «Наставление в христианской вере» («Institutio Christianae religionis», издано в 1536), которое было объявлено еретическим с последующим изгнанием автора из страны. Теолог Г. Фарель (1489–1565), проповедовавший на территории франкоязычной Швейцарии, настоял на приезде Кальвина в Женеву. Город, заинтересованный в избавлении от власти епископа и герцогов Савойских, вступил в союз с протестантскими кантонами, в 1536 г. здесь начались реформы с опорой на кальвинистское церковное устройство и республиканизм. Кальвин составил первые вероисповедные документы («Четыре статьи», «Исповедание веры»). В 1540-х гг. Женева стала одним из центров Реформации и местом встреч и деятельности протестантов, многие из которых получали теологическое образование в учреждённой там в 1559 г. академии. В то же время магистрат и консистория проводили жёсткую политику по преодолению религиозного инакомыслия, в котором подозревали всех оппонентов Кальвина – анабаптистов, лютеран, унитариев. В 1553 г. в Женеве казнён М. Сервет. Современники восприняли эту расправу как пример религиозной нетерпимости, впервые проявленной протестантами.

Во Франции, несмотря на преследования со стороны властей при королях Франциске I и Генрихе II, количество сторонников Реформации росло, в основном среди старого родовитого дворянства и горожан, особенно на юге и западе Франции. За французскими кальвинистами закрепилось название гугеноты. При поддержке из Женевы было образовано свыше 600 протестантских общин, представители которых тайно собрались в Париже (1559) и приняли «Исповедание веры» Кальвина. В 1561 г. властями (при содействии регентши Екатерины Медичи) созван теологический коллоквиум в Пуаси (Пуасси); Кальвина и протестантов представлял Т. де Без (1519–1605), католическую Церковь – кардинал Лотарингский Ш. де Гиз (1524–1574). В январе 1562 г. издан эдикт, разрешающий гугенотам исповедовать свою веру за городскими стенами или в частных городских домах. Однако противостояние протестантского и католического дворянства вылилось в открытый вооружённый конфликт – Религиозные (гугенотские) войны, закончившиеся подписанием Нантского эдикта 1598 г., предоставившего ряд религиозных и политических уступок гугенотам при сохранении католицизма как господствующей религии.

Помимо Швейцарии и Франции, кальвинистская Реформация была проведена на германских территориях вдоль Рейна, где реформированные церкви придерживались Гейдельбергского катехизиса (1563). В Нидерландах борьба между кальвинизмом и католицизмом приняла особенно ожесточённый характер – католическая Церковь преследовала протестантов изданием «плакатов» (указов власти против еретиков), особенно при Филиппе II, что вызвало иконоборческое восстание 1566 г. На синоде валлонских и фламандских церквей в Эмдене (1571) утверждено кальвинистское Бельгийское исповедание; летом 1572 г. собравшиеся в Дордрехте штаты Голландии и Зеландии провозгласили свободу вероисповедания. Филипп II был низложен в 1581 г. на территориях, с 1609 г. провозглашённых Республикой Соединённых провинций (официальная религия – кальвинизм). Определяющее влияние кальвинизм оказал на проведение Реформации в Шотландии. Шотландское исповедание веры и «Книга дисциплины» Дж. Нокса излагают основные принципы кальвинизма и базируются на опыте женевской Церкви.

§ 23-1. Особенности реформационного движения и Контрреформация

1. Реформация и крестьянская война в Германии

В XVI в. движение за реформу католической церкви началось в Германии с деятельности выходца из бюргерской среды монаха Мартина Лютера. Именно он положил начало массовому движению за Реформацию, вывесив в октябре 1517 г. на дверях церкви в городе Виттенберге обращение к ученым и духовенству, в котором осуждалась продажа индульгенций и утверждалось, что они не могут ни освободить душу из чистилища, ни отменить совершённый грех. В течение нескольких недель послание Лютера было напечатано и распространено по Европе.

Лютер также упростил религиозные службы и ритуалы. Он выступал за то, чтобы священникам было разрешено жениться, ведь Библия этого не запрещает. Введенные им изменения были приняты лютеранскими церквами, основанными последователями Лютера.

Идеи Лютера получили широкое распространение в Германии. Многие священники поддержали его критику церковных злоупотреблений. Горожане приветствовали реформы Лютера, поскольку были недовольны большими церковными налогами в пользу Рима. Городские власти, вставшие на сторону Лютера, захватывали церковную собственность и основывали независимые церкви.

Германские князья поддержали Лютера и его последователей, так как стремились к независимости от императора Священной Римской империи. Как и горожане, они присваивали церковные земли и прекращали отправлять налоги в Рим.

Реформы Лютера привлекали и крестьян, и городских бедняков. Низшие слои населения стремились освободиться не только от власти католической церкви и тяжелого бремени церковных налогов, но и от всех угнетателей вообще.

В 1524 г. в Германии началась Крестьянская война. Крестьяне в Южной Германии подняли вооруженное восстание против знати и церкви. Они требовали права выбирать собственного священника, собирать дрова и охотиться в хозяйских лесах, прекращения увеличения феодальных повинностей.

Однако Лютер не поддержал крестьянское восстание. Он подчеркивал, что его реформа базируется на покорности существующим порядкам и властям. Лютер встал на сторону знати — князей и дворян, безжалостно подавивших восстание.

Еще одно крестьянское восстание вспыхнуло в 1525 г. в центральной Германии — Тюрингии. Возглавил его священник Томас Мюнцер. Он осудил Лютера за компромисс с феодалами. Мюнцер полагал, что конец света неизбежен и что задача истинных верующих — помочь Богу начать новую историческую эпоху. Восставшие занимали города, отбирали землю у церкви и феодалов и делили ее между собой. Но они не смогли противостоять знати. Восстание было полностью разгромлено, а Мюнцер убит. Крестьянская война 1524–1525 гг. в Германии стала крупнейшим выступлением крестьян в Западной Европе того времени.

  • Антитеза эмпиризма и рационализма кратко

      

  • Чистая линия это в биологии кратко

      

  • Поход на новгород и псков борьба с крымом итоги опричнины кратко 7 класс

      

  • 1661 кардисский мир со швецией кратко

      

  • Значение исполнительной власти кратко

Предреформация

Богословские и социальные идеи Реформации во многом были подготовлены предшествующими духовными течениями (катаров, вальденсов, лоллардов, моравских братьев) и теологами . Особую роль в концептуальной критике папства сыграли Дж. Уиклиф и Я. Гус, обозначившие многие проблемы Реформации: необходимость перевода Библии на национальные языки, упрощение культа и др.

Римско-католическая церковь, осознавая необходимость реформ, пыталась решить нарастающие проблемы посредством соборов – Пизанского, Констанцского, Базельского соборов, которым, однако, не удалось изменить ситуацию: Римская курия и Церковь в целом вызывали недовольство обмирщением иерархии, невежеством и безнравственностью части клира, стремлением священнослужителей сосредоточить в одних руках несколько бенефициев, вниманием к политическим и экономическим вопросам в ущерб духовному окормлению паствы. Рост духовной и интеллектуальной потребности общества в осознанной религиозности рождал новые коллективные и индивидуальные формы церковной жизни (например, движение «новое благочестие»), новый уровень религиозной полемики

Значительную роль в подготовке Реформации сыграло развитие идеологии ренессансного гуманизма, представители которого, не порывая с Церковью, отстаивали светские идеалы индивидуального достоинства. Обращение гуманистов (Л. Валла, Эразм Роттердамский) к ранней патристике, научное исследование библейских текстов оказали влияние на деятельность реформаторов по переводу и толкованию Библии

Рост духовной и интеллектуальной потребности общества в осознанной религиозности рождал новые коллективные и индивидуальные формы церковной жизни (например, движение «новое благочестие»), новый уровень религиозной полемики. Значительную роль в подготовке Реформации сыграло развитие идеологии ренессансного гуманизма, представители которого, не порывая с Церковью, отстаивали светские идеалы индивидуального достоинства. Обращение гуманистов (Л. Валла, Эразм Роттердамский) к ранней патристике, научное исследование библейских текстов оказали влияние на деятельность реформаторов по переводу и толкованию Библии.

Немалую роль в распространении идей Реформации и Библии на национальных языках сыграло изобретение и развитие книгопечатания. Многие печатники действовали как сподвижники гуманистов и реформаторов, пропагандируя новые переводы Библии и направленную на критику католицизма литературу.

Реформация и образование

Начальный период развития Реформации сопровождался упадком систем образования. Одновременно утверждался принцип интеллектуальной и моральной автономии личности. Реформационное мышление логически переходило к рационализму, признанию человеческого интеллекта законополагающим во всех областях. Мировоззрению реформаторов была присуща дидактическая направленность: нравственный долг людей, познавших истину, – нести её другим.

С появлением протестантских церквей возникла необходимость в создании новых социально-политических институтов, в том числе систем образования и воспитания в разных странах. Например, в Чехии осуществлялась перестройка на гуманистических принципах латинских школ, находившихся под прямой юрисдикцией Пражского университета (ректор назначал в школы учителей из числа бакалавров свободных искусств). В рамках чешской Реформации сформировался тип школы, получившей наиболее яркое выражение в педагогической системе Я. А. Коменского.

В Германии в 16 в. концепция новой школы как инструмента преобразования общества на евангелических началах была сформулирована М. Лютером: организация системы образования и воспитания – важнейшая задача светской власти; финансирование учебных заведений за счёт средств, полученных в результате секуляризации церковного имущества; демократизация школы; введение всеобщего начального обучения и др. Идеологом реформы содержания школьного и университетского образования стал Ф. Меланхтон. Теоретик гимназического образования И. Штурм разработал 10-летний курс школьного обучения. Эти нововведения способствовали появлению классической гимназии. Немецкий педагог В. Тротцендорф впервые организовал в гимназии ученическое самоуправление.

Протестантская педагогика развивалась в Швейцарии, Франции, Англии, в основном по германскому образцу. В эпоху Реформации существенные изменения претерпела и система высшего образования (прежде всего в Германии). В середине 15–17 вв. возникли территориально-конфессиональные университеты.

В результате Реформации в ряде стран возникла независимая от Рима государственная Церковь, которая способствовала национальной и политической консолидации. Изменение отношения к духовенству ускорило процесс размывания средневековой (феодально-католической) сословной структуры. Деятельность реформаторов, гуманистов, теологов по переводу Библии сыграла определяющую роль в формировании национальных языков. Реформация способствовала утверждению церковно-религиозного плюрализма, определившего специфику развития европейской культуры в последующие столетия.

В странах, оставшихся верными католицизму, началось проведение «католической реформы», заключавшейся в организационном обновлении Римско-католической церкви и упорядочении некоторых сторон её вероучения. Наряду с «католической реформой», проводилась активная борьба с Реформацией, получившая название Контрреформации.

Основные положения

  • Толкование Библии только на её основе, других мест священного Писания.
  • Признание богодухновенности Библии, а следовательно, решение о погрешимости идей церковных соборов.
  • Отсутствие монастырей и монашества.
  • Ликвидация в церквях обрядности. В них не должно быть икон, духовной музыки и свечей.
  • Духовенство не должно помогать людям в спасении.
  • Доктрина о предопределении.
  • В церкви признаются только два обряда: причастие и крещение.

Устройство кальвинистской церкви отличается развитым самоуправлением. Она не подчинялась светским властям. Община кальвинистов также контролировала своих руководителей — проповедников и пасторов. Они избирались из числа грамотных прихожан и имели право вмешательства в частную жизнь членов общины.

Учение Жана Кальвина способствовало развитию капитализма в Новое время, а также формированию некоторых современных протестантских церквей, к таковым относятся: баптисты, пуритане, пятидесятники, методисты, евангельские христиане и даже мормоны, которых можно классифицировать как парахристианское учение.

Рис. 3. Кальвинисты на карте Европы.

Радикальная Реформация

Наряду с направлениями, положившими начало протестантским церквам, в ходе Реформации сложилось радикальное крыло, представители которого объединялись в общины сектантского типа. Движение антитринитариев возникло в Испании (М. Сервет), Италии (Л. Социн, Ф. Социн, Б. Окино), нашло отклик в Трансильвании, Польше, Литве. Самое массовое радикальное движение 16 в. – анабаптизм, распространившийся по всей Европе, среди последователей которого преобладали представители беднейших категорий населения. Анабаптисты, как и антитринитарии, подвергали пересмотру догмат о Троице, отрицали действенность крещения в младенческом возрасте, считали любое социальное зло свидетельством безбожия. Распространение получили т. н. революционный анабаптизм (Т. Мюнцер; Мюнстерская коммуна, 1534–1535, в подавлении которой католики и протестанты выступали союзниками) и мирный анабаптизм (Швейцария, Южная Германия, Нидерланды).

Все радикальные реформаторы осуждали сотрудничество протестантских конфессий со светскими властями. В отличие от протестантской теологии, ориентированной на поиски личного спасения, радикальные теологи сосредоточились на переосмыслении понятия Церкви, которую считали не общественным институтом, освящённым Божественной благодатью, но автономным собранием верующих, которое необходимо полностью отделить от государства и которое имеет право игнорировать некоторые общественные нормы – применение силы, принесение присяги, воинскую повинность. Несмотря на преследования, которым подвергались приверженцы радикальных сообществ в Европе 16 в., принципы радикальной Реформации получили дальнейшее развитие в 17–18 вв.

Основные направления швейцарской Реформации

Хотя лидеры швейцарской Реформации контактировали с Лютером и его последователями, они не переняли учение Лютера буквально. В Швейцарии обнаружились свои проповедники-реформисты, и учение их получило даже большее распространение, чем лютеранство. Базой для развития этих учений стали богатые города с развитой буржуазной прослойкой – Цюрих и Женева.

Учение У. Цвингли и первая попытка утверждения реформации в Швейцарии

В 1523 году городской магистрат Цюриха предложил провести реформирование церкви в кантоне священнику Ульриху Цвингли (1484-1531). Он имел университетское образование и немалый практический жизненный опыт, общался с Лютером, но не во всем согласился с ним.

Религиозная община по Цвингли организовывалась на республиканских основах, проповедники и руководство избирались среди достойных ее членов. Община сама решала все вопросы, связанные с религией – в известном подчинении светским властям и под их контролем. Такую реформу Цвингли провел в Цюрихе, затем еще в нескольких кантонах.

Однако укреплению и дальнейшему распространению цвинглианства помешал известный радикализм его основателя. Цвингли во многом походил на чешских таборитов – он был сторонником республиканской формы правления, защищал права мелких собственников, требовал проведения не только церковных, но и некоторых социальных реформ. Из-за этого цвинглианские кантоны не были поддержаны протестантскими германскими князьями, когда у них разгорелся конфликт с лесными кантонами, оставшимися приверженцами католицизма. Цвингли погиб в этом конфликте, а его учение начало приходить в упадок.

Кальвинистская Реформация в Швейцарии

В 1536 году центр Реформации в Швейцарии переместился из Цюриха в Женеву, куда прибыл из Франции богослов-протестант Жан Кальвин (1509-1564). В отличие от Цвингли, он был выходцем из богатой семьи, однако вел аскетический образ жизни. Кальвин имел хорошее образование, а из Франции уехал, опасаясь преследований.

Этот проповедник разработал собственное учение, отличное от лютеровского. По Кальвину, человек не может спасти свою душу верой и безгрешным поведением, ибо божьим промыслом заранее предопределено, чья душа спасется, а чья – нет (догмат о предопределении). Однако человеку не дано постичь этот промысел, и потому он должен вести себя так, будто является божьим избранником и обязательно будет спасен. Недовольство не следует проявлять в любом случае, ибо это возражение божьей воле.

Церкви Кальвина не требовались священники и епископы. Верующие должны были избирать пресвитеров для руководства общиной, дьяконов для сбора и распределения благотворительных пожертвований и пастырей для чтения проповедей. В значительной степени Кальвин ставил светские власти в зависимость от пресвитеров.

В разных странах кальвинизм обретал разные отличия от собственно учения Кальвина – возникали более жесткие и более мягкие его варианты. Способствовало разнообразию и то, что остатки цвинглианцев влились в кальвинистские общины. К примеру, в Англии кальвинисты-пуритане опирались скорее на цвинглианство, чем на кальвинизм в чистом виде. Вскоре кальвинизм стал едва ли не более популярным и распространенным реформационным учением, чем лютеранство.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: