Физика в естественно-научной картине мира
Однако известно, что исторически в естествознании преобладают знания физической науки, и физика до сих пор считается самой развитой и систематизированной наукой. Вклад остальных естественных наук в процесс становления естественно-научной картины мира, особенно в период возникновения мировоззрения европейской цивилизации Нового времени, был гораздо меньше. Поэтому обращение к физике в период становления классической естественно-научной картины мира является закономерным. Концепции физики и ее аргументы в большой степени определили естественно-научную картину мира.
Физика, в отличие от других естественных наук, благодаря высокой степени разработанности, смогла создать свою собственную картину мира – физическую. Остальные естественные науки смогли это сделать лишь в ХХ веке.
Определение 2
Физика – это наука, которая занимается изучением простейших и в то же время наиболее общих закономерностей природы, каких как, законы движения материи, ее свойства и строение.
Физика ищет в каждом явлении природы факторы, объединяющие его с другими. Поэтому законы и понятия физики являются основополагающими, фундаментальными для всего естествознания.
Физика в переводе с греческого означает «природа», она возникла в период античности. На этапе возникновения физика охватывала все имеющиеся знания о природных явлениях, то есть была тождественна естествознанию. Выделение из общего естествознания отдельных наук, в том числе и физики, произошло позже, по мере разделения знаний и методов исследования.
Физика является экспериментальной наукой, ее законы основываются на фактах, установленных путем опытов и экспериментов. Кроме того, различают теоретическую физику, ее целью является формулирование законов природы. Существование экспериментальной и теоретической физики друг без друга невозможно.
В зависимости от объектов изучения, физика делится на следующие разделы:
- Физика элементарных частиц
- Физика ядра
- Физика атомов и молекул
- Физика газов и жидкостей
- Физика твердого тела
- Физика плазмы.
По уровню организации материи физика делится на:
- Физику макромира
- Физику микромира
- Физику мегамира.
По характеру изучаемых явлений, процессов и форм взаимодействия различают следующие области физики:
- Механика
- Электродинамика
- Квантовая физика
- Теория гравитации
- Термодинамика
- Статистическая физика.
Физическая картина мира
С относительно недавних пор понятие «физическая картина мира» рассматривается не только как результат развития физического знания, но и как самостоятельный вид знания. Физическая картина мира, наряду с тем, что обобщает все полученные ранее знания о природе и систематизирует их, еще и вводит в физическую науку новые философские идеи, способные существенным образом менять основы физического знания. Таким образом, физическая картина мира – это такая физическая модель природы, в состав которой входят основополагающие физические и философские идеи, теории, общие понятие и принципы, методы познания.
Процессом развития физической картины мира является постоянное развитие других картин мира, отражающих структуру и свойства материи.
Качественное изменение основополагающих физических идей, составляющих базу для физической теории – это основа для выделения отдельных типов физической картины мира. Каждое изменение физической картины мира дает начало нового этапа в развитии физики. В рамках каждого этапа идет эволюционное развитие физики, то есть картина мира не меняется, просто возникает возможность выдвижения новых теорий, уже заложенных в существующей картине мира. В результате изменения ключевых понятий картины мира происходит революция в физике, в результате которой возникает новая физическая картина мира.
Основой объяснения природных явлений с точки зрения физической науки являются такие фундаментальные понятия и принципы, как: материя, движение, пространство и время, место и роль человека в мире, причинно-следственные связи.
Понятие материи является ключевым, именно поэтому изменения представлений о строении материи приводят к революции в физике. Исторически, такие революции происходили два раза. Первая произошла в 19 веке, когда случился переход от атомистических представлений о материи к полевым. Вторая революция произошла в 20 веке, когда полевые представления сменились квантовыми. Следовательно, можно выделить три физические картины мира, сменявшие друг друга — механическая, затем электромагнитная и квантовая.
Формирование естественно-научной картины мира
В процессе познания окружающей среды и изучения мира, человек в своем сознании создает определенную картину мира. Картина мира в процессе развития человечества менялась, представление об окружающем мире первобытного человека отличалось от картины мира человека в другие периоды его развития. К тому же, каждый человек по-своему представляет окружающий мир в зависимости от окружения, воспитания, религии, духовного развития и т.д. Отсюда возникновение различных картин мира. Помимо этого, каждая отдельно взятая наука может формировать свою картину мира, например, физическая картина мира, химическая, биологическая и т.д.
Однако, не смотря на все многообразие картин мира, которые существуют в современной науке, наиболее общее представление дает общая научная картина мира. Она описывает общество, человека и природу.
Научная картина мира сформировалась на основе достижений общественных, гуманитарных, естественных наук, но ее фундаментом по праву считается естествознание. Вклад естествознания в развитие научной картины мира является таким большим, что часто научную картину мира отождествляют с естественно-научной.
Определение 1
Естественно – научная картина мира – это исторически сформировавшееся в процессе естествознания достоверное знание о природе. Данная картина мира включает в себя знания из всех естественных наук, в тои числе их фундаментальные идеи, теории.
Взаимодействия и законы сохранения
    Любой материальный объект, начиная от элементарной частицы и кончая
    макроскопическим телом и системой тел, обладает энергией и импульсом — это
    универсальные физические характеристики физических объектов. Самое общее и
    основное свойство всех объектов состоит в их способности взаимодействовать
    между собой. Так, тела притягиваются к Земле, а Земля — к Солнцу, электрон
    отталкивается от другого электрона и притягивается к ядру, вступают во
    взаимодействие атомы и молекулы, образуя кристаллы, взаимодействуя,
    отскакивают при ударе друг от друга стальные шарики и т. д.
    Всеобщая причина изменения и движения в материальном мире — взаимодействие.
    Несмотря на разнообразие взаимодействий, все они приводят к двум основным
    результатам:
    1.В результате взаимодействия меняются энергия, импульс и другие
    характеристики объекта. Например, шарики при столкновении меняют направление
    скорости, а значит, изменяется импульс; одни элементарные частицы
    превращаются в другие и т. д.
Таблица 1.
| Область пространства | Протяжен- ность области, м | Объекты — структурные единицы деления материи | Размеры объекта, м | Состав объекта | Движение внутри объекта состав- ляющих его структурных частей | |
| Мегамир | 1025 — 1020 | Галактики | 1020 | Звезды | Звезд | |
| Макромир | 1020 – 10-8 | Планетные системы звезд Планеты и окружающие нас на Земле тела. Электромагнитное поле Гравитационное поле | 1013 106 – 10-2 — | Планеты Молекулы и атомы Фотоны | Планет Молекул и атомов | |
| Микромир | 10-8 —10-18 | Молекулы и атомы Ядра атомов Элементарные частицы | 10-8 —10-10 10-15 0 – 10-15 | Ядра и электроны Нуклоны — | Электронов и ядер Нуклонов Взаимное превра-щение частиц | |
    2.В результате взаимодействия частицы или тела объединяются в новую
    устойчивую систему. Так, например, образуется ядро из нуклонов,
    взаимодействующих между собой, атом — из ядра и электронов, Солнечная
    система — из Солнца и планет и т. д.
    В настоящее время все взаимодействия удалось понять как проявление четырех
    исходных, или, как говорят, фундаментальных взаимодействий: гравитационного,
    электромагнитного, слабого и сильного. Основные харак-теристики трех,
    изучаемых в школе, взаимодействий видны из таблицы 2. Гравитационное
    взаимодействие универсально, т. е. имеет место между любыми материальными
    объектами. Оно убывает пропорционально r -2,
    т. е. простирается па большие расстояния, образуя макроскопическое
    гравитационное поле. По сравнению с двумя другими взаимодействиями
    гравитационное взаимодействие мало. Электромагнитное взаимодействие
    проявляется только для электрически заряженных тел и частиц, оно на много
    порядков больше гравитационного и также образует макроскопические поля. 
Фундаментальные взаимодействия
Таблица 2
| Тип взаимодействия | Относительная интенсивность | Радиус взаимодействия | 
| ЭлектромагнитноеГравитационное | 1 10-4 10-10 | 10-15 м 
        (Уменьшается, как — 
        (Уменьшается, как — | 
    Сильное взаимодействие, превышая по интенсивности гравитационное и
    электромагнитное, осуществляется только на очень малых расстояниях порядка
    размера элементарных частиц. Поэтому макроскопического поля оно не образует,
    а проявляется только между элементарными частицами. Сильному взаимодействию
    подвержены мезоны и барионы. Лептоны же и фотоны не участвуют в сильном
    взаимодействии (см. таблицу элементарных частиц).
    Хотя различные взаимодействия проявляют себя в различных физических явлениях
    и в разных пространственных областях (например, сильное — в микромире,
    гравитационное — в макромире) и описываются различными физическими законами
    (например, в частных случаях гравитационное — законом всемирного тяготения,
    электромагнитное — законом Кулона), есть общие для всех взаимодействий
    законы — это законы сохранения. Так, при любом взаимодействии для замкнутой
    системы (т. е. если учтены все взаимодействующие тела и частицы)
    сохраняется энергия, импульс, электрический заряд системы и некоторые другие
    величины. Поэтому законы сохранения применяются при изучении всех
    физических явлений. Так, в механике закон сохранения импульса приводит к
    третьему закону Ньютона, в теплоте с помощью закона сохранения энергии
    рассчитывают количество теплоты, выделяющееся при совершении работы (первое
    начало термодинамики), в физике элементарных частиц закон сохранения заряда
    «разрешает» образование заряженных частиц только разноименно заряженными в
    паре и т. д.

 
            



























