Духовная жизнь человека наука религия искусство философия кратко

Духовная жизнь общества – философия, кратко

Духовная жизнь общества – это многогранное явление. Ее нельзя ограничить людским сознанием, мыслями или чувствами. Она держится на определенном стержне, который есть в каждом обществе, в каждом индивиде. Духовная жизнь состоит из следующих аспектов:

  • Духовные ценности;
  • Духовные потребности человека. Они помогают создавать собственное бытие, ориентируясь на близкие духу ценности и нравы;
  • Духовное потребление. Человек потребляет исключительно те ценности, которые соответствуют его мировоззрению;
  • Духовная деятельность. Формируются ценностные ориентиры в течение жизни;
  • Межличностные духовные отношения.

В философии многих мыслителей говорится о том, что действительность часто является ключевым аспектом формирования ценностей. Индивид сталкивается с эмоциями, чувствами, ощущениями, обладает определенными мышлением и интеллектом. На базе оценки окружающего мира он создает свой собственный духовный мир.

Духовная жизнь основана на сознательной деятельности. Она зависит от мыслей, чувств, сложившихся образов и представлений.

Что входит в духовную сферу общества

Духовная сфера включает в себя все, что необходимо для нравственного и интеллектуального развития личности: образование, науку, религию, искусство, культуру, нравственность, мораль. Все это элементы, способствующие формированию человеческого сознания.

Человеческое общество, даже с самым высоким уровнем развития экономики трудно назвать полноценным, без духовной составляющей. Страшно представить себе социум, лишенный духовных человеческих ценностей: любви, сострадания, нравственных идеалов, религиозных норм, культуры. Культура включает в себя традиции, язык, одежду, мировоззрение, повседневный быт народа. Без нее, народ потеряет идентичность, сольется с другими нациями, народностями.

К функциям духовной сферы общества относятся:

  • Формирование мировоззрения (взглядов на мир и представлений о нем);
  • Регулирование поведений людей в обществе (гармоничная жизнь возможна только благодаря нравственности, морали, представлениям о добре и зле);
  • Развитие самосознания;
  • Производство и передача научных знаний;
  • Воспитание подрастающего поколения;
  • Художественное освоение мира;
  • Развитие эстетики (восприятия прекрасного).

Упрощенно основные элементы духовной сферы общества делят на 3 области:

  • Научную сферу. Она позволяет людям познавать окружающее пространство, накапливать и передавать полученный опыт, информацию.
  • Религиозную сферу. Она регулирует поведение людей в обществе на основе религиозных правил и предписаний, понятий добра, нравственности, справедливости.
  • Сферу культуры. Произведения искусства, традиции, обычаи, язык передаются как особые ценности из поколения в поколение.

Главное отличие духовной сферы от других сфер общества — производство нематериальных благ. При этом их создание все же не обходиться без достижений экономики.

Пример. Мелодия, созданная композитором, является нематериальным благом. Но ее воспроизведение невозможно без музыкальных инструментов — продукта экономической деятельности человека. Художник, так же не напишет картину без холста, красок, кистей.

Таким образом, духовная сфера неразрывно связана с остальными сферами жизни человеческого общества.

Значение и функции духовной сферы

Значимость духовной сферы заключается в том, что она формирует ценностно-нормативную систему общества, развивает его интеллектуальный и нравственный потенциал, обеспечивает развитие общественного сознания. Это происходит как на уровне всего общества, так и на уровне каждого отдельно взятого индивида. Кроме того, духовная сфера напрямую связана с остальными тремя, и эта связь действует в обоих направлениях, благодаря чему обеспечивается благополучное и гармоничное развитие общества.

При этом духовная сфера выполняет такие функции как:

Регулирование поведения. Чтобы общество было благополучным, все люди должны соблюдать определённые правила, продиктованные не только законом, но и моралью, нравственностью и здравым смыслом.

Формирование мировоззрения

Для человека важно, чтобы его представление о мире было целостным, завершённым и гармоничным.

Развитиесамосознания. Чтобы найти своё место в мире и обществе, человек должен сформировать представление о себе, а также научиться понимать, как окружающие воспринимают его и реагируют на его поступки.

Воспитание и образование

Обучение новых поколений – залог успешного развития общества и человеческой цивилизации в целом, и эту функцию также выполняет духовная сфера.

Создание и распространение научных знаний. Развитие человеческой цивилизации полностью опирается на достижения науки. При этом большинство открытий было сделано людьми, ведомыми жаждой знаний, а не наживы.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству

А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения)

Духовные потребности и процессы их удовлетворения

Духовные потребности личности и общества детерминируют всю совокупность процессов, составляющих сущность духовной жизни общества. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они носят разнонаправленный характер, и предполагают не только потребление духовных ценностей, но также и создание, и обмен духовным опытом и переживаниями между людьми.

Удовлетворение духовных потребностей невозможно без системы духовного производства.

Духовное производство – это совокупность созидательных процессов, направленных на создание духовных ценностей и продуктов.

Система духовного производства тесно переплетена с системой производства материального. Получение духовного продукта, будь то картина, научный трактат или свод законов, достигается не только за счет сугубо духовных ресурсов и средств, таких как интеллектуальные и творческие способности личности, ее идеи, но и материальных ресурсов, с помощью которых духовный продукт получает свое воплощение (кисти, краски, холст, бумага, чернила и т.д.), а также осуществляется процесс его создания (лабораторные инструменты и оборудование, печатные станки и т.д.). Аналогично и процесс материального производства невозможно осуществить с помощью сугубо материальных ресурсов (мышечной силы и инструментов), он всегда требует привлечения духовных ресурсов в виде идеи, представлений, технологий.

Различия между духовным и материальным производством лежат в области самого продукта. Духовный продукт содержит в себе мощный отпечаток личности своего творца, его опредмеченные мысли, желания, представления, личностный черты. Духовный продукт представляет собой послание, которое направляется от его автора к потенциальному потребителю. При этом число конечных потребителей духовного продукта потенциально неограниченно, равно как и способность одного и того же духовного продукта раз за разом удовлетворять духовную потребность одного потребителя, раскрываясь с новых и новых сторон.

Духовное потребление представляет собой обратный процесс, по отношению к духовному производству. Если в случае производства, человек стремится сделать свое индивидуальное содержание достоянием общественности, то в духовном потреблении все наоборот – духовные представления общества, культуры, становятся достоянием потребляющей личности.

Главным процессом духовного потребления является распредмечивание, т.е. способность раскрыть те переживания, которые автор вложил в свое произведение. При этом распредмечивание работает в обе стороны – с одной стороны потребитель пытается угадать авторские смыслы, а с другой стороны он проецирует понятое на самого себя, свой опыт, переживания, и таким образом осуществляет самоанализ. Именно по этой причине человек может неоднократно возвращаться к одному и тому же духовному продукту, каждый раз раскрывая его по-новому, с точки зрения нового опыта, знаний, личностной идентичности.

Духовная жизнь общества – философия

Человечество во все века воспринимает духовность как ключевой критерий выбора жизненного пути. К ее основным принципам относятся:

  • Многогранность. Нельзя охарактеризовать понятие однобоко – оно обладает всеобъемлющим характером, проявляется во всех сферах жизни;
  • Субъективность. Нравственность, духовность являются интимными, внутренними аспектами каждого индивида;
  • Идеальность. Человек воспринимает каждое событие или явление как чистое. Он освобождает его от пространственных, временных, предметных или материальных критериев, свойственных бытию.

В философии духовная жизнь является идеальным, субъективным миром индивида, она имеет высокий приоритет при выборе между материальным и объективным. К ней не относятся моральные, правовые, политические устои. Воспитание, образование, искусство относятся к духовной сфере. Производственные функции духовной жизни:

Нравственные основы жизни человека

Нравственность — это совесть, принципы и нормы, которыми человек руководствуется при принятии решений. Ежедневно, каждому приходится сталкиваться с выбором, который совершается в зависимости от представлений человека о добре и зле, хорошем и плохом.

Пример. Утром мама дала с собой Диме вкусную булочку и шоколадку, когда он собирался в школу. На уроках он заметил, что его сосед по парте Вася забыл свой обед. Перед Димой встал выбор: съесть все самому или поделиться с Васей. Дима был убежден, что с товарищами нужно делиться, и предложил Васе половинку булочки и пол плитки шоколада.

Это пример принятие простого решения, такой выбор приходится совершать каждому, ежедневно по несколько раз. Но иногда, от принятия человеком верного решения зависит судьба и даже жизнь окружающих людей.

Пример. В 2010 году на российском военном корабле эсминце «Быстрый» неожиданно вспыхнул пожар. В машинном отделении прорвало топливный трубопровод, нужно было срочно перекрыть вентиль, чтобы спасти корабль и его команду (348 человек) от гибели. На это решился 19-летний АлдарЦыденжапов, кинувшийся в самый эпицентр пожара. Мальчика не удалось спасти, практически все его тело было покрыто ожогами. Посмертно ему присвоили почетное звание Героя Российской Федерации, за спасение боевого корабля и всего экипажа.

Структура духовной сферы

Сфера духовной жизни представляет из себя сложную структуру, включающую ряд важных для развития социума компонентов. Познакомимся с каждым из них.

Мораль

Мораль является важнейшей составляющей духовной культуры общества. Она складывается на протяжении длительного времени. Нормы морали регулируют отношения между людьми с помощью установленных правил поведения. Нравственные ценности и принципы обеспечивают стабильность, соблюдение порядка, уважительное отношение к каждому человеку.

Образцы поведения, предусмотренные моральными нормами, внушаются каждому члену общества с раннего детства. Человек следует им без принуждения извне, так как со временем они становятся основой его мировоззрения. Формой контроля при этом является общественное мнение и совесть. Нравственные правила не закреплены в официальных документах, но они зачастую становятся основным ориентиром личности в жизни.

Образование

Уровень интеллектуального потенциала общества зависит от степени образованности населения. Главной задачей этого компонента духовной жизни является передача знаний, накопленных предыдущими поколениями. Данная функция реализуется через различные учреждения:

  • школы, гимназии, лицеи;
  • колледжи, техникумы;
  • университеты, институты, академии.

Рис. 1. МГУ.

Для того, чтобы каждый человек мог получить качественное образование, разрабатываются стандарты обучения, совершенствуются программы и учебники, а также методы преподавания.

Наука

Важная составляющая духовной жизни общества — уровень развития науки. Её основной задачей является систематизация информации, накопленной в течение многих лет исследований, а также открытие новых знаний, создание передовых технологий. Без развития науки невозможно улучшение жизни населения.

Рис. 2. Научно-исследовательская лаборатория.

Религия

Говоря кратко, религия — это система представлений о мире, основанная на вере в существование сверхъестественных сил. Она является хранительницей нравственных ценностей и устоев. Глубоко верующие люди находят в религии поддержку, одобрение, неисчерпаемый источник моральных сил.

Культура и искусство

В обществознании понятия культуры и искусства часто отождествляются. Эти элементы включают в себя духовные ценности общества и способы их выражения.

К культурным ценностям относятся не только архитектурные сооружения, картины, музыкальные композиции, тексты художественных произведений. Составной частью культуры являются также:

  • традиции и обычаи народов;
  • особенности поведения;
  • навыки в области искусства, передаваемые из поколения в поколение.

Главной задачей культуры является создание культурных ценностей, их хранение в специальных учреждениях (библиотеки, музеи), передача последующим поколениям.

Рис. 3. Третьяковская галерея.

Понятие, структура и значение духовной жизни общества

Рассматривая функциональную структуру общества исследователи традиционно выделяют в нем наличие четырех сфер – политической, экономической, социальной и духовной. Каждая из сфер имеет свою специфику, однако их содержание бывает достаточно сложно разграничить. Так духовная жизнь общества включает в себя всю совокупность процессов, связанных с проявлением, удовлетворением, воспроизведением и закреплением в культуре духовных потребностей и стремлений человека и общества.

В качестве элементов духовной жизни выделяют:

  • философию – как способ мировоззренческого восприятия и интерпретации мира и процессов, происходящих в нем;
  • науку – как способ эмпирического познания и описания реальности;
  • этику – как совокупность представлений о нормах, идеалах и ценностях человеческого поведения;
  • искусство – как способ духовного самовыражения людей;
  • право – как систему формальных общеобязательных норм, выполнение которых обеспечивается авторитетом или принуждением со стороны государства;
  • религию – как совокупность мифорелигиозных представлений о мире, морали, праве, искусстве, а также институтов их реализации.

Замечание 1

Духовную жизнь общества часто определяют, как тот, качественно человеческий способ бытия, который отделяет человека от других живых существ. Его качественное отличие заключается в специфике потребностей и мотивов, направленных не на удовлетворение естественно-биологических нужд, а социально сформированных потребностей, выходящих за пределы витальной необходимости.

Эта специфика определяет и двоякое положение духовной сферы общества – с одной стороны, для выживания человека и даже общества, удовлетворение духовных потребностей не является вопросом первой необходимости, а с другой именно духовная сфера определяет качественный уровень жизни общества, а также развития всех его сфер – политической, экономической и социальной.

Именно духовная жизнь – свободная и возвышенная, или же догматизированная и выхолощенная, определяют морально-этический облик общества, его способность к развитию, конкуренции с другими обществами, созданию великих достижений в области искусства, науки, философской мысли, способных вписать данное общество в историю, сделать его вневременной частью мирового человеческого сообщества.

В структуре духовной жизни общества принято выделять такие части, как:

  • духовное производство,
  • духовное потребление,
  • духовные отношения.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

потребности в общении с другими людьми;

потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;

потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Политическая система общества – это сложная, многогранная система отношений государственных и негосударственных институтов общества, выполняющих определённые политические функции.

Политическая система общества – это организованная на единой нормативно-целостной основе совокупность взаимодействий политических субъектов, связанных осуществлением власти и социальным управлением, и отношений между ними, посредством которых осуществляется политическая власть.

  • политические организации,
  • политические отношения,
  • политические взгляды,
  • политические нормы.
Функции политической системы общества:
  • выявление, формирование и обоснование интересов больших социальных групп;
  • определение целей и направлений развития общества и государства;
  • участие в борьбе за власть и деятельности государства;
  • интеграция, организация и мобилизация больших социальных групп;
  • политическая социализация;
  • выдвижение политических идей, создание идеологий;
  • формирование общественного мнения;
  • выдвижение политических лидеров, подготовка кадров для государственного аппарата и политических организаций;
  • разработка законов, правил поведения и контроль за их соблюдением.

Политические подсистемы общества.

1.Институциональная (организационная).

Элементы:

  • государство,
  • политические партии,
  • общественные организации,
  • СМИ и др.

Функции:

  • представление различных по значимости политических интересов;
  • социальное управление;
  • создание социальных норм;
  • политическая социализация граждан и др.
2.Нормативная.

Элементы: политические номы и традиции, регулирующие политические отношения.

Функции: регулирование политического процесса.

3.Ф ункциональная.

Элементы: средства и способы организации власти – принуждение, согласие, насилие, авторитет и др.

Функции: выбор средств и способов осуществления политической власти.

4.Коммуникативная.

Элементы: разнообразные взаимодействия субъектов политической жизни, политические отношения по поводу политической власти.

  • Кюизенера биография кратко википедия для детей

      

  • Отличительные особенности земли кратко

      

  • Оксигенотерапия при бронхиальной астме кратко

      

  • Физические свойства алкадиенов кратко

      

  • Способы компенсации нарушения зрения кратко

Проверьте себя

Теперь пришло время выяснить, достаточно ли хорошо вы поняли, что представляет собой духовная сфера жизни общества. Для этого предлагаем выполнить задания ниже. Их результаты покажут, стоит ли повторить тему ещё раз.

Задание № 1

Прочтите утверждения ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет. Пользуйтесь материалами этой статьи, чтобы проверить себя.

  1. Один из признаков духовной сферы — это её сложная структура.

  2. Существуют специальные учреждения, которые помогают создавать, сохранять, распространять и потреблять духовные ценности.

  3. Человек может «насытиться» и духовными, и материальными ценностями.

  4. Духовные ценности — это предметы искусства: картины, пластинки с музыкой, скульптуры.

  5. Духовные ценности существуют дольше материальных.

  6. Науки — это тоже духовная ценность.

  7. Духовная сфера влияет на развитие личности.

Задание № 2

Изучите примеры ценностей ниже. Определите, какие из них относятся к духовным, а какие — к материальным, через которые выражаются духовные:

  • письма поэтов серебряного века;

  • памятник «Медный всадник»;

  • народные предания;

  • рязанское наречие;

  • «Мона Лиза»;

  • праздничные обряды на день Ивана Купалы;

  • симфония № 6 Людвига ван Бетховена.

В этой статье мы лишь кратко рассказали о духовной сфере жизни, но помните: эта тема за 8 класс встречается и на ОГЭ по обществознанию. Поэтому советуем уделить ей больше внимания, когда начнёте готовиться к экзаменам. А ещё лучше — проработайте её вместе с учителем. Например, на курсах по обществознанию в Skysmart. Так вы сможете готовиться эффективнее: наши ученики, которые занимаются 2 раза в неделю, усваивают школьную программу по обществознанию в 2 раза быстрее. Присоединяйтесь и вы — начните с вводного урока. Это бесплатно!

Структура духовной сферы

В качестве основных составляющих духовной сферы жизни общества социологи выделяют такие элементы как:

  • Мораль. Это действующая в определённом обществе совокупность представлений о том, что хорошо, а что плохо, а также набор правил поведения, основанных на этих представлениях. Мораль возникла на ранних этапах существования человеческого общества и регулировала общественную жизнь задолго до появления права.
  • Наука. Это совокупность объективных знаний о мире, а также деятельность, направленная на получение, систематизацию и хранение этих знаний.
  • Религия. Как и мораль, религия существует с момента появления первого человеческого общества и решает примерно те же задачи. Вера в сверхъестественную природу различных явлений была необходима для формирования целостного представления об окружающем мире до появления науки.
  • Образование. Это процесс получения знаний и навыков. Благодаря образованию индивид получает как базовые знания, необходимые для полноценной жизни в обществе, так и более продвинутые, позволяющие ему реализовать свой потенциал в выбранных областях деятельности. Также в процессе образования формируется мировоззрение человека, корректируются моральные и нравственные ценности.
  • Искусство. Это сложное и немного размытое понятие, но в общем случае к искусству относят продукты человеческой деятельности, способные доставлять эстетическое удовольствие, выражать идеи, пробуждать эмоции.
  • Культура. Это совокупность духовных и материальных ценностей, накопленных обществом и отражающих исторический путь этого общества.

Являясь частью социума, каждый человек взаимодействует с этими элементами духовной жизни и развивается под их влиянием. При этом каждый сам для себя выбирает баланс между ними, но так или иначе использует их все, чтобы найти своё место в обществе.

Примеры функционирования духовной сферы

Практически у каждого человека присутствует внутреннее стремление к созданию, сохранению и воспроизведению продуктов творческой деятельности, ценность которых имеет не материальную, а духовную природу. Поэтому люди генерируют идеи, основывают новые направления в искусстве, создают картины и литературные произведения, занимаются просветительской и преподавательской деятельностью.

По сути, духовная жизнь общества подразумевает два вида деятельности:

  • Создание духовных ценностей. Это любая творческая деятельность, а также исследования, эксперименты и иные изыскания, направленные на получение новых знаний и совершенствование имеющихся технологий.
  • Сохранение и распространение духовных ценностей. Это все действия, которые человек может осуществлять с уже существующими духовными ценностями: их сохранение, воспроизведение, распространение и распределение, усвоение и потребление.

Духовная сфера отличается от остальных тем, что основана на бескорыстных стремлениях. Во всех остальных сферах любая деятельность подразумевает получение определённой выгоды для себя. И только в духовной сфере личность создаёт нематериальные ценности ради того, чтобы подарить их человечеству

А главной наградой обычно является общественное признание ценности и важности проделанной работы (хотя это совсем не отрицает получения материального вознаграждения)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: