Людвиг фейербах, немецкий философ

Философия фейербаха: кратко и понятно

Введение

Актуальность выбора темы объясняется тем, что сегодня остро стоит проблема поиска путей и форм интеграции научных знаний о человеке, создания единого обобщенного представления о человеке. За последнее столетие богатейший эмпирический и теоретический материал был сосредоточен в рамках гуманитарных наук. Анализ ситуации в гуманитарных науках особенно важен в настоящее время, когда наука переходит в новое измерение — постнеклассическое. В этом новом измерении рождается новое понимание человека. От отдельных наук сегодня мощные импульсы к целостному познанию человека. И тенденция замены философии научными парадигмами становится все более заметной.      

И рассмотрение проблемы познания существования человека по-прежнему связано с классической философской методологией. При этом не учитывается, что в двадцатом веке произошли изменения в предмете философского мышления. Две трансформации имеют решающее значение: изменение понимания разума и роли субъекта, разработанное в наше время. Опыт нашего времени открывает новую антропологическую реальность. Но понимание этой реальности, хотя и требует неклассического философского подхода, все же остается невозможным без изучения классических универсальных философских доктрин. Один из них — антропологический материализм Л. Фейербаха, немецкого философа с мировым именем, без переосмысления наследия которого невозможно изучать современную философию.     

В прошлом веке, особенно в нашей стране, господствующей философией был антропоцентрический материализм, поэтому в своей работе мы попытаемся проанализировать материалистические концепции человека и общества, проблемы религии и любви в философии Л. Фейербаха.

Биография мыслителя

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба. Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем. Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.

Философия религии Фейербаха – кратко

Больше всего Людвиг Фейербах прославился своей теорией о происхождении религии. Она, в сущности, довольно незатейлива, но среди его современников признавалась очень оригинальной. По философии Фейербаха, человек на протяжении всей своей жизни имеет дело только с данными чувств. Ничего сверхчувственного нет и быть не может. К сверхчувственному, «потустороннему» Фейербах относит и главные религиозные понятия: идеи Бога, свобода воли и бессмертия души, противопоставляя этим «несуществующим вещам» положение: «довольствуйся данным миром».

Однако его философия кардинально расходится с атеистами XVIII столетия в трактовке вопроса об истоках религиозных верований. Большинство «просветителей» XVIII века полагало, что религия возникает из человеческого невежества и суеверия, а также из сознательного обмана в целях установления господства меньшинства над большинством. Фейербах же считает, что тяга измышлять себе богов коренится в неотъемлемом от людского духа стремлении уподоблять внешний мир собственному идеализированному образу. Всякий человек ограничен в своей физической и психической индивидуальности и не может воплощать в себе все возможные людские совершенства и добродетели. Но в каждом индивиде существует желание обрести такой собирательный идеальный образ, реализовать все доступные человеку как виду возможности. Это устремление и ложится в основу религиозных представления о богах. Люди издревле склонны олицетворять лучшие стороны своей натуры в неких вымышленных, несуществующих на деле реальностях. К этому человека толкает всегдашняя резкая противоположность между тем, что есть, и тем, чем он должен быть. Религиозное творчество стремится устранить эту противоположность. Не Бог творит человека «по образу и подобию своему», а наоборот, человек подобным способом творит богов. Кратко этот взгляд формулируется в знаменитом изречении Людвига Фейербаха «человек человеку – бог».

Историческую важность религии философия Фейербаха ничуть не отрицает, говоря даже, что прежде вера в богов воплощала в себе лучшие идеи и чувства человечества. Но в настоящее время нужда в ней отпала

Фейербах убеждён, что его философия и современная ему наука распознала метафизическую иллюзию, лежащую в основе религиозного творчества. Боги тем самым теряют смысл своего существования. Прогрессивное развитие техники, искусств и общественных форм даёт человечеству возможность удовлетворить всё больше самых разнообразных потребностей. Между тем, религия возникала и на почве их неудовлетворённости – теперь устранённой. Ремесленник и поэт ныне уже не нуждаются в покровительстве или Аполлона. Человечество научится в будущем искусству быть счастливым и нравственным без содействия религии.

В своём атеизме Фейербах далеко не оригинален. Он имел многих более выдающихся предшественников в XVIII и более ранних веках. Однако его психологическое объяснение процесса возникновения религии создавало впечатление нового слова в философии. «Религиозные» теории Людвига Фейербаха нашли развитие в этнографических исследованиях по первобытной религии Леббока, Тэйлора, Спенсера и других учёных, а также в психологии.

Проблема религии в философии Фейербаха

Рассматривая процесс происхождения и становления религии, ее роли в обществе и развитии человечества, Фейербах хотя и стоит на атеистических позициях, но все-таки отказывается от достаточно грубого утверждения ранних атеистов семнадцатого века, считавших религию плодом невежества

Философ уделяет большое внимание психологическому аспекту появления религиозных идей, выводит их из природы человека и его потребностей. Его основные тезисы звучат следующим образом:

  • человек и природа есть единственные реальности;
  • человек порождает идеи, которые существуют не сами по себе, а лишь как плод его умственной работы;
  • бог – это идея, порожденная человеком.

Обосновывая возникновение идеи бога, Фейербах опирается на принцип антропоморфизма. Человек, даже самый образованный, стремится наделить человеческими чертами предметы и объекты окружающего мира, особенно если тесно связан с ними эмоционально. Так, человеческие черты приобретают домашние питомцы или, напротив, опасаясь какого-либо явления (грозы, финансового кризиса, экзамена) люди также приписывают ему человеческие характеристики – злой, коварный, жестокий и т.д.

Руководимый стремлением к счастью человек вместе с тем видел значительный разрыв между желаемым и реальным уровнем его удовлетворение. Стремление заполнить эту бездну, привело к появлению идеи сверхсущества обладающего всеми идеальными качества. Это существо оформилось в идею бога, который будучи идеальным затем «создал» людей, которые таким образом получили иллюзорную причастность к недоступному в настоящий момент счастью.

Фейербах настаивает на мысли, что религия – это большая иллюзия, призванная помочь человеку преодолеть его личные невзгоды и тяжести его жизни и помочь стать более счастливым. Именно по этой причине на протяжении веков в религиозных идеалах концентрировались лучшие качества человека, его моральные и нравственные стороны. Однако по мнению философа в настоящее время для религии не остается места. Точно также как современный судья или врач не нуждается в подношениях Фемиде или Асклепию для выполнения своих обязанностей, так и человек вооруженный достижениями науки и философии не нуждается в религии для обретения счастья в жизни. Разоблаченная в своем иллюзорном происхождении религия должна исчезнуть и остаться лишь на страницах истории.

Основные идеи антропологического материализма

Опираясь на современные ему достижения науки Фейербах создает материалистическую картину мира, отличную вместе с тем от механистического материализма французских философов эпохи Просвещения. Мир, материя для него не скопище мертвых атомов, которые подчиняются строго определенным законам их движения и сочетания, но подобие живого организма, единая природа, в которой все ее компоненты находятся во взаимодействии и взаимосвязи. Человек же является не просто еще одной формой жизни, но высшим и совершенным творением природы, единственным живым существом, которое обладает не только биологической, но и духовной природой, сознанием с его способностью мыслить, изучать, творить.

Материализм Фейербаха носит название антропологического потому, что именно человек занимает в нем главенствующую роль. В отличии от мыслителей идеалистов, того же Гегеля, Фейербах связывает развитие человеческой цивилизации, культуры, общества, философии, религии, наук и т.д., не с Мировым духом, или действием неких сверхсил, но с одним лишь человеком, его познанием и творчеством. При этом Фейербах несколько абсолютизирует роль «конкретного» человека в исторических процессах. Хотя он и указывает, что человек способен существовать лишь в обществе, в человеческой среде, сам аспект социальных связей и их детерминации становления личности, отражен в его работах крайне слабо.

В вопросах гносеологии Фейербах стоит на позициях сенсуализма – в мышлении человека нет и не может быть ничего, что не было бы дано ему в ощущениях. Лишь собственные чувства дают личности пищу для мыслительной деятельности и достоверную информацию о окружающем мире. Рационалистические способы познания, как совокупность абстрактных размышлений, основанных на собственном видении и не подкрепленных внешними фактами, Фейербах расценивает как более близкие к религии и ее догматическим, априорным формам мировоззрения, чем к науке и философии.

Рассматривает философ и вопросы этики. Фейербах выступает последовательным эвдемонизмом, т.е. полагает, что главной целью и смыслом человеческого бытия является достижения счастья. Счастье выступает мерилом и ценностью этических норм. Однако в отличии от античных авторов, Фейербах указывает, что человек не способен достичь счастья в одиночку, изолированно от окружающих. Человек не способен даже существовать без других людей. В связи с этим этический идеал философа выстраивается на осознании людьми того факта, что их личностное счастье самым непосредственным образом взаимосвязано со счастьем других людей, которые их окружают. Только сделав счастливым собственное окружение человек сможет познать счастье сам.

Истоки атеистической и материалистической философской системы Л. Фейербаха

К 20-м годам XIX века учение Гегеля занимало доминирующее положение в духовной жизни Германии. Однако его господство не было абсолютным. Даже в Пруссии границы философии были шире, чем границы гегельянства.  

Картина радикально изменилась в 1841 году, когда появилась книга, восстановившая материализм как философское учение. Природа существует независимо от какой-либо философии. Это основа, на которой мы, люди, сами продукты природы, выросли. Нет ничего вне природы и человека, а высшие существа, созданные нашей религиозной фантазией, являются просто фантастическими отражениями Заклинание было снято, система была взорвана и отброшена в сторону, противоречие разрешилось простым открытием того факта, что она существует только в воображении. Чтобы ощутить освобождающий эффект этой книги, нужно было испытать на себе освобождающий эффект этой книги. образуют представление об этом, — писал много лет спустя Ф. Энгельс. Книга называлась Суть христианства. Его автором был Фейербах.    

Людвиг Андреас Фейербах (1804-1872) — материалист и атеист. Философия Фейербаха — естественный продукт новых исторических условий, сложившихся к концу 30-х — началу 40-х годов. Немецкое радикальное движение давно утратило националистический оттенок и все больше приобретает демократический характер.  

Важно отметить (это обстоятельство имеет принципиальное методологическое значение), что учение Фейербаха возникло не на пустом месте, что материалистическая традиция никогда не исчезла из немецкого философствования. Фейербахианство не могло возникнуть на пустом месте, в связи с предшествующим развитием теоретической мысли.  

Каковы идейные и теоретические истоки атеизма и материализма Фейербаха? Историко-философские взгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных исторических условиях на основе определенного историко-философского багажа. 

Важнейшим идейным источником материализма и атеизма Фейербаха были зародыши атеистической и материалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условиях Фейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Традиции прошлого — это взгляды Бэкона, Гоббса, Гассенди и Бейля, и особенно Спинозы, где Фейербах видел его материалистический и атеистический характер под теологической оболочкой спинозизма. Фейербах глубоко и основательно изучил идейное наследие своих предшественников. Его труды по истории философии, по критике религии и идеализма показывают, насколько плодотворным был результат этого исследования.     

Фейербах опирался также на атеизм французских материалистов — Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Ламетри. Хотя Фейербах неохотно ссылался на них, считая их атеизм поверхностным и поверхностным, однако его идейное родство с французскими просветителями очевидно из анализа его произведений. 

Взгляды немецких просветителей 18 века — Лессинга, Гердера, Гете — сыграли огромную роль в формировании материализма и атеизма Фейербаха. Сам Фейербах неоднократно подчеркивал их плодотворное влияние на формирование своих атеистических взглядов. В любом случае, — писал он в одном из писем, — я принадлежу к тем, для кого Кант, Фихте, Гердер и Лессинг, Гете и Гегель не жили и работали напрасно.     

Первая опубликованная работа Фейербаха была для него и последняя, ​​которую он написал как учитель в высшей школе. Как вольнодумцу он был уволен из Эрлангенского университета. Фейербах целиком посвятил себя литературной деятельности. Одно за другим выходили его историко-философские труды: История философии Нового времени от Бэкона Веруламского до Бенедикта Спинозы (1833), Изложение, развитие и критика философии Лейбница (1837), Пьер Бейль. история философии и человечества (1838).   

Список литературы

  1. Булгаков С. Н. Религия человеческого божества Л. Фейербаха. — М.: Книга по запросу. 2016. — 84 с.     
  2. Горький М. Внизу. — М.: Азбука, 2019. — 256 с. 
  3. Демина И. В. Модель человека в философии Л. Фейербаха и классической европейской метафизике // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2008. № 2. С. 102-104.  
  4. Демина И. В. Отношения Я-Ты в философии Л. Фейербаха и проблемы коммуникации в экзистенциализме ХХ века // Научная мысль Кавказа. 2008. № 2. С. 61-66.   
  5. Йодль Ф.Л. Фейербах. Его жизнь и учение. — М.: Либроком, 2005 — 136 с.  
  6. Проблема материализма в социальной философии. — Санкт-Петербург: Факультет философии и политологии СПбГУ, 2007. — 164 с. 
  7. Рэй М., Мюррей М. Введение в философию религии. — М.: ББИ, 2014. — 432 с. 
  8. Светлов В.А. Философия. — СПб.: Питер, 2015. — 336 с.  
  9. Скляр В.В. Духовность как феномен культуры // Философские науки. 2013. № 2. С. 71-82.   
  10. Фейербах Л. К критике философии Гегеля // Сочинения в двух томах. Т. 1. — М.: Памятники философской мысли, 1992. — 502 с. 
  • Реферат на тему: Эпоха Просвещения как результат развития идеи рационализма и свободомыслия
  • Реферат на тему: Русская философия XIX  —  начала XX веков. Предпосылки возникновения и специфика современной философии
  • Реферат на тему: Философия Рене Декарта
  • Реферат на тему: Уровни научного познания: Критика редукционистских концепций
  • Реферат на тему: Формационная теория Карла Маркса
  • Реферат на тему: Экзистенциализм А. Камю и Ж.П. Сартра
  • Реферат на тему: Счастье и пути его достижения
  • Реферат на тему: Основные концепты философии Ницше. Идея Сверхчеловека и ее интерпретации в истории мысли
  • Реферат на тему: Человек как тело и дух
  • Реферат на тему: Н. Бердяев как родоначальник экзистенциализма и персонализма
  • Реферат на тему: Теория морали И. Канта
  • Реферат на тему: Техническое наследие античности в трактате Марка Витрувия Десять книг об архитектуре

Фейербах — критик религии

Сущность религии философ понимает с антропологической точки зрения. В связи с этим религия сводится к развитию буржуазного атеизма. Фейербах соглашался с доводами материалистов семнадцатого-восемнадцатого столетий, согласно которым стихийные природные силы порождают человеческий страх. Под влиянием этого страха и появляется религиозное чувство. Однако Фейербах дополняет эти материалистические суждения: он говорит, что религия отражает не только страх человека, но и его надежды, идеалы, страдания, трудности, стремления. Философ считает, что Бог является тем, чем стремится быть человек, а поэтому жизненное содержание наполняет и религию в целом. Религия, таким образом, это не бессмыслица и не иллюзия.

Биография Фейербаха

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии в семье специалиста по криминальному праву. Фейербах с детства отличался интересом к наукам, а в юношестве выбрал в качестве своей главной стези изучение философии. В студенческие годы будущий мыслитель был приверженцем Гегеля, лекции которого посещал, однако прекрасное знание естественных наук, сформировало в нем свое, отличное от гегельянского понимание как человека и развития человеческой цивилизации, так философии и диалектики в целом. Фейербах полагал, что философия, как наука, должна опираться на факты, в то время как абстрактные догматические размышления есть удел религии и теологии.

В 1830 году Фейербах издает крупную работу «Мысли о смерти и бессмертии» в которой обстоятельно подвергает критике гегелевскую философию. Книга не была принята философским сообществом Германии, она не только вызвала бурную дискуссию, но даже повлекла за собой запрет в отношении Фейербаха на ведение преподавательской деятельности и увольнение его с кафедры философии.

Однако Фейербах смог использовать неблагоприятные обстоятельства в свою пользу – на четверть века он удаляется в добровольное затворничество в деревушку Брукберг, где много читает, общается с природой, а также отдыхает от назойливого человеческого общества. Вопреки мнению скептиков, период самоизоляции Фейербаха нисколько ни умалил его философского таланта, напротив, мыслитель плодотворно трудится и издает в 1841 году одну из наиболее фундаментальных книг – «Сущность христианства», в которой подвергает аналитическому разбору и критике человеческую религиозность в целом и христианскую религию в частности.

Новые произведения мыслителя также получают крайне неоднозначную оценку в обществе. Он получает преданных последователей, в лице Энгельса, Штирнера, Плеханова и др., однако большинство все же настроено по отношению к Фейербаху и его работам крайне негативно из-за их антирелигиозной направленности. При жизни философ так и не получил широкого признания, и даже после его смерти в 1872 году, его наследие крайне неохотно и скупо освещается среди германских философов. Как ни удивительно наиболее объемные работы обобщающие взгляды и теории Фейербаха принадлежат философам других стран (датчанину Штарке и финну Болину).

Основные труды Фейербаха:

  • «История новой философии от Бэкона до Спинозы»;
  • «Философия и христианство»;
  • «Сущность религии»;
  • «Основы философии будущего».

Этика Фейербаха – кратко

Наибольшее внимание философия Людвига Фейербаха уделяет этике и религии. В первой трети XIX века в Германии преобладал взгляд, что Кант неопровержимо доказал невозможность общеобязательной этики, основанной на стремлении к индивидуальному счастью (эвдемонизм)

Фейербах и получил широкую известность тем, что, вопреки господствующим тогда системам, провёл эвдемонистическую мораль последовательно и даже радикально. По его взгляду, предмет этики – область человеческой воли, но сама эта воля определяется прежде всего стремлением к счастью. «Нравственность без блаженства, – говорит Людвиг Фейербах, – это слово без смысла». По вопросу о том, как сочетать тягу к личному счастью с противоречащим ей на первый взгляд стремлением к самоограничению и служению на благо других, проповедник «туизма» Фейербах разъясняет: так как «я» неотделимо от «ты», то и истинная этика должна быть основана не на одиночном удовлетворении, а на таком, которое учитывало бы и чужие устремления. Взаимозависимость людей неотделима от самой их природы. Её явным выражением служит различие полов. В половой любви «стремление к счастью можно удовлетворить не иначе, как удовлетворив вместе с тем, хочешь ты того, или нет, стремление к счастью другого лица». Мысль о том, что личное стремление к счастью должно быть неотъемлемо от такой же тяги других, мы усваиваем с самого детства – в процессе человеческого общения. Согласно этической философии Фейербаха, конфликт между эгоизмом и долгом возникать может, но он отнюдь не является неизбежным и непреодолимым. В нашей жизни, мы постоянно учимся сочетать исполнение долга с личными склонностями. В итоге, само следование долгу мало-помалу начинает сопровождаться с ощущением удовлетворения и счастья, даже если поначалу оно и выполняется против воли. Даже жертва собственной жизнью во имя счастья другого может принести человеку высокое этическое наслаждение.

Заключение

Вместо христианства и философии гегелевского типа Фейербах предложил программу философии человека. Согласно гуманистической концепции Фейербаха. Человек — высшая ценность, абсолютная ценность. Речь идет не об отдельных людях, а об их сущности, то есть о родовом начале.   

Если Гегель оторвал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности и потребностей, то новая философия или философия будущего — как Фейербах называет свое учение — исходит из того, что действительным субъектом разума является человек, и только мужчина. В свою очередь, человек — продукт природы. 

Осуждая идеалистическое толкование мышления как сверхъестественной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит только человек. Следовательно, философия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна стать антропологией, т. е. Учением о существовании человека, в деятельности которого этот вопрос находит свое действительное, реальное разрешение. Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл только тогда, — пишет Фейербах, — когда человек берется за основу, субъект этого единства.    

Фейербах раскрывает социально-психологические корни религии: религия утешает, облагораживает людей, служит вдохновляющим идеалом, способствует развитию лучших человеческих качеств. Однако религия, в которой человеческая фантазия выступает в роли матери, не способна выразить человеческую сущность. Религия отнимает у человека все истинное человеческое. Отдавая его Богу, религия подрывает мораль, потому что она побуждает человека во славу Бога к действиям, несовместимым с моралью: где мораль утверждается на богословии, а закон — на божественных указах, там вы можете оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и постыдные вещи, — писал Фейербах.    

Изучая историю религии разных народов, Фейербах подчеркивает, что именно природа, религиозное чувство человека есть первоисточник религии, Фейербах приходит к выводу, что человеку необходима истинная религия, в которой Бог не будет быть фантазией, но настоящей. У такого Бога есть мать — любовь. Бог — это то, что нужно человеку для своего существования, Бог — это стремление к счастью ; это любовь мужчины к мужчине. В отношениях между мужчиной и женщиной, в сексуальной любви, где взаимное желание людей счастье наиболее полно реализовано, Фейербах видел не только сущность новой антропологической религии, но и основы нравственных отношений.   

Самая сильная сторона христианства, позволившая этой религии стать мировой религией, легко проникнуть в сердце человека, — это мораль. Поэтому естественно, что новая философия должна найти какую-то новую форму морально-этического сознания. Фейербах предпринял попытку ее развить. Его собственная философия по праву была возвращена его современниками как воплощение отношения к философии мира. будущее. И эта содержательная сторона творчества Фейербаха оказала огромное влияние на Маркса. 

Историческое и философское значение творчества Фейербаха определяется фундаментальным характером поставленных им проблем нерелигиозной или постхристианской морали. Это проклятые вопросы не только XIX, но и XX и, видимо, XXI века. Осведомленность о безбожии мира постепенно приобретает свою трагедию. Фейербах был оптимистом, последователем просвещения. Но, возможно, поэтому ему удалось сформулировать гуманистический философский и исторический стандарт для медленно, в муках зарождающегося нового морального сознания человечества.     

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: