Философия В. Соловьева
Метафизик призван служить своего рода гармонизацией этих двух исходных тем — космической и социальной. Соловьев: актуальное философское учение о всеединстве и религиозно-поэтическое учение Софии. Предприняв вслед за ранними славянофилами ревизию западной философии как абстрактной рациональности и негативной метафизики, В.С. Соловьев противопоставляет ее в области гносеологии целостному знанию (интуитивному образно-символическому постижению мира, основанному на нравственном понимании). усилия индивида), а в сфере онтологии — позитивное всеединство, свободное объединение в абсолюте всех одушевленных элементов бытия как божественного прототипа и желаемого состояния мира… Однако это все — единство не только мыслилось философом, но и романтически предстало перед ним в лице Софии — вечной женственности, личная мистическая любовь которой как бы освящала эротическую утопию В.С. Соловьева. Стихи из Софийского цикла, посвященные вечному другу — мистическому возлюбленному, являются интимным направлением В.С. Соловьева, впоследствии попали в центр внимания, продолжая традиции Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, выделяется. по тону напряженного мистико-философского признания и элементами нового, специфически символического образа. Соловьев — странствия, мирская беспомощность, самоотверженность сделали его в глазах символической художественной интеллигенции героем легенды, олицетворением перелома.
Использованные материалы
- Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009
-
Лосев А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева
-
Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
Мочульский К.В. Владимир Соловьев. Жизнь и учение
Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.483
Н.И. Кареев (1850-1931) — русский историк и философ
В.Л. Величко (1860-1904) — русский поэт, публицист и общественный деятель крайне националистического направления, один из ранних представителей черносотенства.
Л. М. Лопатин. Философское мировоззрение В. С. Соловьева
Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.487
Рассказ «На заре туманной юности» —
Андреев И.М. Русские писатели XIX века.М.,2009, с.489-491
Студенческие годы. Философские искания. Религиозное обращение
По окончании с золотой медалью гимназии в Соловьев поступил на физико-математический факультет Московского университета, по отделению естественных наук.
На лекции он ходил редко и связи со студентами не поддерживал. «Соловьев как студент не существовал, – вспоминал впоследствии его сокурсник Н. И. Кареев, – и товарищей по университету у него не было».
Занятия естествознанием и философией приводят Соловьева к пессимистическому выводу: ни опытное знание, ни отвлеченная мысль не способны удовлетворить метафизическим запросам человеческого духа.
Он пришел к сознанию, что «истинная жизнь» открывается в христианстве и стал «пламенно-верующим христианином».
Этот внутренний перелом выразился в том, что в году, с 3-го курса физико-математического факультета, он перешел в вольнослушающие историко-филологического факультета и в июне года сдает кандидатский экзамен.
И снова Соловьев-христианин идет по пути, ведущему к прелести. В мае года он едет в Харьков и в вагоне случайно знакомится с молодой дамой, испытывает вспышку страсти, а затем мистический опыт («теперь только я понял, что есть Бог в человеке» ).
В начале сентября года Соловьев переселяется в Сергиев Посад и в течение года слушает лекции в Духовной академии.
Душевная борьба, происходившая в это время в Соловьеве, отражалась и на его физическом состоянии. Он жалуется в письмах на «невралгическое расстройство», избегает общества, ведет «отшельническую жизнь» : мало посещает лекции; работает, запершись у себя в монастырской гостинице. Для «понимания» христианства ему необходимо было изучить историю древних религий, восточных и западных отцов церкви.
В — годах избранный доцентом Московского университета и одновременно приглашенный Герье преподавать на Высших женских курсах, Соловьев готовился к лекциям, писал философские статьи, знакомился с московскими писателями и учеными, посещал светские салоны.
Возвращение в Россию. Построение собственной философской системы
Осенью года Соловьев возобновил свои лекции по истории древней философии в Московском университете, но курс его продолжался недолго.
В году его назначили членом Ученого комитета Министерства народного просвещения. Он переехал в Петербург, где прожил с небольшими перерывами четыре года.
Самым значительным духовным событием этого периода жизни Соловьева было его сближение с Ф. М. Достоевским. Они познакомились еще в году, но настоящая дружба между ними началась только в году. А.Г. Достоевская, жена писателя, полагала, что Соловьев был прообразом Ивана из романа «Братья Карамазовы».
Влияние Достоевского на Соловьева сказывается на первом же его публичном выступлении в Петербурге в года– речи «Три силы», прочитанной в апреле в заседании Общества любителей российской словесности.
В году в «Журнале министерства народного просвещения» появилось незаконченное исследование Соловьева «Философские начала цельного знания». Это – первый набросок философской системы; начертана схема, намечены основные вехи, разработаны вчерне главные отделы: философия истории, логика и метафизика.
«Чтения о Богочеловечестве» (1878)
В проходили публичные лекции (носившие характер проповеди) Соловьева религии в Соляном городке в Петербурге.
«Старая традиционная форма религии,-по мнению Соловьева,-исходит из веры в Бога, но не проводит этой веры до конца. Современная внерели-гиозная цивилизация исходит из веры в человека, но и она не проводит своей веры до конца; последовательно же проведенные и до конца осуществленные обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой, полной и всецелой истине Богочеловечества».
«Критика отвлеченных начал» (1877-1880)
Начиная с 1878 года Соловьев усиленно работал над своей докторской диссертацией, отдельные главы которой печатались в «Русском вестнике».
Летом года ездил с Достоевским в Оптину Пустынь. Конец семидесятых годов – время наибольшей духовной близости между Соловьевым и Достоевским.
Защита Соловьевым докторской диссертации «Критика отвлеченных начал» состоялась в Петербургском университете 6 апреля года.
В предисловии автор определяет свое понимание «отвлеченных начал»: «Это суть частные идеи (особые стороны и элементы всеединой идеи), которые, будучи отвлекаемы от целого и утверждаемы в своей исключительности, теряют свой истинный характер и повергают мир человеческий в то состояние умственного разлада, в котором он доселе находится». Этим «отвлеченным началам» Соловьев противополагал идею «положительного всеединства» в жизни, знании и творчестве.
После получения докторской степени Соловьев читал лекции в Петербургском Университете и на Бестужевских курсах в качестве приват-доцента.
Человек в нравственной философии В. Соловьева
Человек в философии Соловьев предстает как субъект нравственного прогресса, но он нераздельно связан с человеком собирательным. Как динамический элемент истории, личность совершенствует свой нравственный образ, переходя от более низших форм к высшим. Тогда сама среда становится слишком косной, выступает в роли статического элемента истории, а личность – двигателем прогресса. Действия такой личности подготавливают развитие общества и переход его к новым более совершенным нравственным требованиям.
В качестве первичных категорий нравственности Соловьев называет чувство стыда, благоговения и жалости. Соловьев считает, что изначально природа человека является доброй. Чтобы стыдится, по мнению философа, уже необходимо иметь моральные представления, уже обладать представлениями о приличном и не. Чувство стыда постепенно перерастает в совесть. Из этого чувства постепенно рождается нравственный принцип – принцип аскетизма, связанный со вторым принципом – принципом альтруизма, проистекающего их чувства жалости.
Источник морали находится вне человека. Причиной наличия добра и его произрастания в человеке является Бог, вне зависимости от того, как считает сам человек. Доказательством этого является постоянный моральный прогресс в истории. Этот факт требует признания наличия внечеловеческой духовной среды, т.е. Бога. Именно этот источник питает человека и сохраняет человеческую нравственность. Целью человеческого прогресса является переход к Царству Божиему, тогда человек достигнет полноты нравственности и бытия.
Воспоминания современников, характеристики
«Соловьев был необычайно сложной и богатой натурой; он шел по разным путям со свободой, часто граничившей с своеволием, постоянно менялся, то медленно, то резко и неожиданно. Казалось, что его подлинное лицо никогда и ни для кого не открыто. <…> …Дисгармония идет из глубины, она была в самой натуре Соловьева, во всем его творчестве, терзала его всю жизнь. Он не умел найти настоящего языка для своего мистического опыта, так как до конца жизни не доверял ему.»
«Я никогда не видал другого человека, с такой беззаветностью, можно сказать, с такой благородной наивностью убежденного в непременном и очень близком торжестве абсолютной правды на земле«.
С. М. Соловьев, племянник философа:
«Наружность Владимира Сергеевича резко менялась в разные периоды его жизни. Если мы возьмем его молодые портреты, то преобладающей чертой этого прекрасного лица, несколько малорусского, с черными сдвинутыми бровями, покажется нам – строгая чистота, энергия, готовность к борьбе«.
Друг философа, А. Г. Петровский, в году писал о нем:
«Когда я впервые познакомился с ним, 32 года тому назад, он сам едва только вышел из детских лет, но уже и тогда (т. е. в год вступления в университет) он поразил меня, как человек необыкновенный: печать избранника судьбы, высокоодаренного, носившего в себе божественный огонь, была ясно видна на его лице, и я до сих пор живо помню это первое впечатление«.
Архиепископ Николай (Зиоров) в своих «Воспоминаниях» пишет:
«На вид Соловьев был весьма сухощавый, высокий, с длинными волосами, падавшими ему на плечи; сутуловатый, угрюмый, задумчивый, молчаливый. Помню, как он в первый раз пришел к нам в аудиторию на лекцию профессора Потапова по истории философии. В шубе, в теплых высоких сапогах, в бобровой шапке, с шарфом на шее, он, никому не кланяясь, прошел к окну и стал у окна. Побарабанил пальцами по стеклу, повернулся и ушел обратно«.
М. Д. Муретов:
«Небольшая голова, сколько помнится – круглая. Черные длинные волосы наподобие конского хвоста или лошадиной гривы. Лицо тоже небольшое, округлое, женственно-юношеское, бледное, с синеватым отливом, и большие очень темные глаза с ярко очерченными черными бровями, но без жизни и выражения, какие-то стоячие, не моргающие, устремленные куда-то вдаль. Сухая, тонкая, длинная и бледная шея. Такая же тонкая и длинная спина. Длинные тонкие руки с бледно-мертвенными, вялыми и тоже длинными пальцами, большею частью засунутыми в карманы пальто или поправляющими волосы на голове. Наконец, длинные ноги в узких и потертых черных суконных брюках… Нечто длинное, тонкое, темное, в себе замкнутое и, пожалуй, загадочное…»
Понятие добра в философии В. Соловьева
Основной работой, в которой Соловьев раскрывает свою нравственную философию, является труд «Оправдание добра». По мнению исследователей, вся эта работа проникнута мягкой и благожелательной тенденцией привести человека и его историю к благополучному завершению. Основой мировоззрения Соловьева отчетливо проступает методология всеединства. Его этика в книге предстает как система нравственного космоса, поскольку сосредотачивается на проблемах человека, его природы, а также философию религии, но главным стержнем проходит нравственность.
Рассуждая о добре, Соловьев показывает его связь со смыслом жизни человека. Добро есть предмет нравственной философии, через который раскрывается содержание и смысл человеческой жизни. Концепция нравственной философии Соловьева является религиозной, однако, как отмечает А. Гулыга, если раньше Соловье выводил понятие добра из Бога, то в этой книге он понятие Бога пытается вывести из понятия добра. Добро имеет первичный характер, оно разлито по всей Вселенной. Это некая идеальная сущность. Человек, обладая активностью, должен выбирать добро, становясь на путь нравственного совершенствования, смысл его жизни заключается в служении Добру чистому и всестороннему. Это служение заключается в том, что человек должен выбрать без всяких других мотиваций, только ралли него самого. Идея добра присуща изначально человеческой природе, добро есть в человеческом сердце.
Чувство стыда отличает человека от животных, показывает, что человек не только природное, но и сверхприродное существо, что позволяет выделять ему себя не только из материальной природы, но и из собственной. Человек, испытывая чувство стыда, напоминает ему о высоком собственном достоинстве, о собственной нравственности. Солидарность к другим воплощается в чувстве жалости. Природное пытается победить человека, что несет в итоге зло. Так в человеке сосуществуют и борются духовное и плотское. Плоть – «животность, возбужденная, выходящая из своих пределов». Обуздать ее можно, придерживаясь аскетизма.
Список литературы
- Бучило, Н. Ф. Чумаков, А. Н. Философия: Учебник / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков, М.: ПЕР СЕ, 2000
- Кувакин, В.А. Философия Вл. Соловьева / В.А. Кувакин — М.: Просвещение, 1989
- Козырев, А.П. Значение любви в философии Вл. Соловьев и гносеологические параллели / А.П. Козырев // Вопросы философии. — 1997
- Островский, Е.В. Основы философского познания / Е.В. Островский — М.: Культура и спорт, УНИТИ, 2001
- Уткина, Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева / Н. Ф. Уткина // Вопросы философии. 1989
- Философия: Учебник для вузов. / Под. изд. проф. Лавриненко. — М.: Культура и спорт, ЕДИНСТВО-ДАНА, 2000
- Реферат на тему: Этика в философии Канта
- Реферат на тему: Роль и функции науки в инновационной экономике
- Реферат на тему: Мировоззрение как культурно-исторический феномен
- Реферат на тему: Проблема рационального выбора
- Реферат на тему: Философия и ее связь с искусством
- Реферат на тему: И. Кант как основоположник немецкой классической философии. Коперниканский переворот Канта в философии
- Реферат на тему: Платон и его учение о человеке и космосе
- Реферат на тему: Общечеловеческие ценности: иллюзия и реальность
- Реферат на тему: Проблема человека в истории философии. Многообразие подходов к трактовке сущности человека
- Реферат на тему: Технический прогресс и инженерное дело в условиях развития классической науки
- Реферат на тему: Проблема познания и смысла жизни
- Реферат на тему: Организационное оформление науки и инженерии нового времени
Перелом в жизни: речь о смертной казни
Владимир Соловьев в 80-е годы XIX века. |
Александра IIЕсли человеку,не суждено возвратиться в зверское состояние, то революция, основанная на насилии, лишена будущности
26 и 28 марта Соловьев прочитал две лекции в зале Кредитного общества. Вторая – на тему: «Критика современного просвещения и кризис мирового процесса» – сыграла решающую роль в его судьбе. В ней Соловьев высказал мысль, что император должен проникнуться христианским началом жалости к безумным злодеям и простить их.
В — годах Владимир Соловьев читает ряд публичных лекций, привлекающих огромное количество слушателей.
В ноябре года он оставил службу в Министерстве народного просвещения.
Соловьев прочел еще несколько лекций в Университете и на Женских курсах в январе года, и на этом его педагогическая работа кончилась. Он на подозрении у властей, и над ним висит негласный полицейский надзор.
После прекращения профессорской деятельности он интересуется, как пишет в автобиографии, вопросом «о соединении Церквей и о примирении Христианства с иудейством».
В 1885 году Соловьев переписывается с католическим епископом Штросмайером, который «благословляет» его на служение делу «соединения Церквей». «От этого соединения,-пишет Соловьев, — зависят судьбы России, славянства и всего мира«. Он считает, что хранительницей Вселенской идеи является именно католическая церковь.
В году К.П. Победоносцев официально заявил, что всякая деятельность Соловьева вредна для России и Православия.
С сентября Соловьев — редактор философского отдела в Энциклопедическом Словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона.
18 февраля года он присоединился к католичеству .
8 января года Владимир Соловьев был избран почетным академиком Академии наук по разряду изящной словесности Отделения русского языка и словесности.
Кончина Владимира Соловьева произошла в этом имении Трубецких 31 июля года вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Перед смертью он исповедовался с «истинным христианским смирением» и причащался Святых Таин у православного священника. Похоронен на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца.
Соловьев оказал большое влияние на таких философов, как Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин, П. А. Флоренский и др.
Нравственное совершенствование в философии В.С. Соловьева
Замечание 1
В. Соловьев был одним из величайших представителей философии периода Серебряного века, который стоял у истоков нового религиозного сознания
Основное внимание он уделял смысложизненному поиску, пониманию добра и зла, нравственности и т. д
В. Соловьев выделял два пути нравственного совершенствования человека:
- самовоспитание, когда человек работает над собой;
- общественная помощь, действующая собирательно.
Однако Соловьев явно предпочитает второй путь, поскольку одними только единичными усилиями большого не достигнуть, необходимо собирательное воплощение добра. В качестве примера Соловьев приводил сравнение с крепостным правом и отношением к рабам в античности, а также неграм в Америке. Для людей конца 19 века было неприемлемо ни рабство и положение африканского населения в Америке, а также бесправное положение крепостных крестьян в России. Но почему же еще не так давно это считалось нормой? Соловьев приходит к заключению, что причина не в том, что появился «новый идеал», а в том, что этот идеал превратился в обязательный закон, которому стали следовать все, в след за просвещенным меньшинством.
Если нет высоких нравственных правил в обществе, то не стоит их ждать от конкретного человека, поскольку в таких условиях субъективные требования также снижаются. Таким образом, нравственность не есть удел конкретного человека, это достояние общества, поскольку именно в обществе происходит становление («собирание») человека. Общество требует от человека соблюдения определенных моральных норм, и человек вынужден согласовывать свое поведение с требованием общечеловеческой морали.
В. Соловьев считал, что общество в своем развитии прошло несколько этапов, которым характерно свое человеческое сознание. Рассматривая историю и перспективу человеческого развития, он выделил следующие этапы:
- родовое общество и соответствующее ему родовое сознание;
- национальное государство и соответствующий этап развития национального сознания;
- всемирное общение людей.
Замечание 2
Вторая ступень – национальное государство – было и есть объективной реальностью. Именно национальное сознание является господствующим на современном этапе. Всемирное объединение людей предстает как идеал будущего. Всем трем стадиям соответствуют три ступени воплощения «собирательного» человека: семья, народ, человечество.
Заключение
Проанализировав философию В.С. Соловьева, следует отметить, что исключительно важное место занимала историческая тема в творчестве крупнейшего русского религиозного философа XIX века. В.С. Соловьев.
Русский философ связал начало качественно нового этапа мировой истории с центральным историческим событием христианского сознания — пришествием Христа.
Соловьев заключает, что философия стремится соединить полноту содержания духовных созерцаний Востока с логическим совершенством западной формы. В его задачи входит осуществление универсального синтеза науки, философии и религии. Объективный смысл знания, его логическая необходимость и связь возможны только в том случае, если абсолютное начало — Бог — как полное единство придаст миру характер законченной органической системы. Та же внутренняя связь, которая существует между Богом и миром, имеет место во всех других положительных проявлениях существования. Интегральное познание действительности в целом неизбежно ведет не только к религиозному, но и к христианскому мировоззрению, в основе которого лежит учение о Богочеловечестве, то есть о божестве и человеке, воплощенном во Христе. История такого воплощения естественно заканчивается личным союзом живого Бога со всем существом человека — с разумной душой и материальным телом.
Соловьев считал, что мир содержит божественный элемент всеединства в потенции как идею. Однако он также содержит небожественное — естественный, материальный элемент, благодаря которому частное не является единым целым. Однако частное стремится к полному единству и постепенно достигает этой цели, соединяясь с Богом. Этот процесс установления всеединства — это процесс развития мира. Мир множественности и особенного отрицает единство. Однако божественный принцип как идея потенциально существует в слепом бессознательном стремлении каждого человека. Первоначально этот элемент ограничивает разделение и рассеяние в виде внешнего закона, восстанавливающего единство, необходимое для полноты жизни. Затем, на сравнительно более высокой ступени развития, в результате роста сознания внешнее единство человека превращается во внутреннее всеединство, в основе которого лежат этические принципы.