Введение
В понятии несовершеннолетней преступности скрыто два термина, во-первых, это понятие преступности и, во-вторых, это понятие несовершеннолетнего преступника. Определений преступности бесчисленное множество. Они несут в себе отпечаток философских взглядов авторов, социологических школ и направлений, правовых воззрений и даже религиозных. Прежде всего, преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Но такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют отклоняющимся поведением. Из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества. Кроме того, преступность — социально-правовое явление, ибо сама цифра преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период времени преступлений. Однако преступность есть не простая сумма совершенных преступлений, а явление имеющее свои закономерности существования, внутренне противоречивое, связанное с другими социальными явлениями, часто ими определяющееся.
Криминологическая характеристика преступности несовершеннолетних
Определение 1
Несовершеннолетний – это человек, который не достиг возраста совершеннолетия (в РФ — восемнадцати лет).
На современном этапе развития в силу специфики характера преступности несовершеннолетних на первое место в рамках изучения данного явления выдвигается проблема непосредственно личности преступника. Можно говорить о том, что эффективность профилактической деятельности правоохранительных органов в этом случае зависит от того, насколько глубокий анализ личности несовершеннолетнего преступника проведен. Если бы представители правоохранительных органов власти во всех случаях в центр своего внимания ставили личность, а не условия ее жизни и прочие факторы, то было бы возможно избежать огромного количества ошибок, а также уменьшить количество преступлений.
Особенное значение при анализе личности несовершеннолетнего преступника имеет возраст, так как именно с возрастом связаны различного рода изменения в структуре личности (биологического, психологического, а также психического характера).
Необходимо отметить, что возрастное изменение личности ни в коем случае не является первопричиной и не может быть в однозначном порядке связано с динамикой жизненных отношений под влиянием различного рода факторов, событий и обстоятельств и т. д.
Следует отметить, что на сегодняшний день помимо традиционного, так называемого хронологического возраста, выделяют возрасты психологический, педагогический и физический, которые между собой не совпадают, что способствует возникновению различного рода внутренних конфликтов личности криминогенного характера.
На сегодняшний день не существует «среднестатистического возраста» совершения преступления. Общие закономерности подросткового возраста, как правило, проявляются через различного индивидуальные вариации, которые зависят не только от условий окружающей среды и особенностей воспитания, но и от особенностей самой личности.
Говоря о возрастных особенностях преступников, в криминалистике, как правило, несовершеннолетних преступников делят на две большие группы:
- подростково-малолетняя группа, в состав которой входят подростки 14-15 лет;
- группа несовершеннолетних, в состав которой входят подростки 16-17 лет.
Если говорить об особенностях поведения подростков в возрасте 14–17 лет, то в большинстве случаев на реализуемую им модель поведения оказывают непосредственное влияние условия их жизни, особенности воспитания в предшествующие годы. Проводя сравнительный анализ личности несовершеннолетних и взрослых преступников, можно говорить о существовании некоторой их общности. Границы, которые определяют разницу между преступниками разных возрастов, стирается, когда речь идет о таких возрастных группах как 16–17 лет и 18–20 лет, в связи с чем в данном случае допустимо говорить о единой возрастной группе, используя при этом понятие «неполного совершеннолетия».
По результатам анализа личности несовершеннолетних преступников, можно говорить о том, что среди них преобладают лица мужского пола, что связано в первую очередь с различием гендерных социальных связей с окружающей средой, в рамках которой развивается личность, условий нравственного формирования личности. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола криминалистами также связывается с различного рода психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различиями в воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью первых.
Также на современном этапе развития особое значение с точки зрения криминологии имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников, что объясняется тем, что в семье, как правило, формируются социально значимые качества личности и различного рода оценочные критерии, которые применяются подростком. Результаты проводимых исследований свидетельствуют о том, что более 67 % несовершеннолетних преступников были воспитан в семье, где привычным делом были различного рода ссоры, скандалы, а также пьянство и разврат. Каждого восьмого — десятого преступника, в пьянство и совершение преступлений вовлекли либо родители, либо близкие родственники.
Основная часть
Соотношение преступности и конкретных преступлений есть соотношение целого и части, общего и единичного. Преступность — это совокупность преступлений. Не будет такой совокупности, не будет преступности как явления специфически социально-правового. Не будет столь же специфических форм и методов борьбы с ней, должно будет “исчезнуть” уголовное (и не только уголовное) законодательство, суды и прочие атрибуты, рожденные наличием преступности как общественно-опасного явления.
Обязательным условием привлечения лица к уголовной ответственности является достижение им определенного возраста. Лицо является субъектом преступления и может быть привлечено к уголовной ответственности, если оно в момент совершения преступления достигло 16 лет. Таково общее правило. В тоже время за ряд тяжких преступлений, например убийство, грабеж, изнасилование, закон устанавливает уголовную ответственность с 14 лет.
Несовершеннолетние в возрасте 14-16 лет достигают такой степени умственного и волевого развития, которая позволяет им критически осмыслить свои поступки. В этом возрасте они могут осознавать общественную опасность своих действий и в состоянии контролировать их. В то же время особое бережное отношение общества к несовершеннолетним прослеживается даже после совершения последними противоправного деяния. Это можно проследить в особенностях привлечения их к уголовной ответственности.
Можно сделать вывод, что преступность несовершеннолетних представляет собой ничто иное, как совокупность отрицательных, социально-правовых явлений, а именно антиобщественных и противоправных деяний, совершенных лицами не достигшими 16 — летнего возраста.
Необходимость выделения для самостоятельного криминологического исследования преступности несовершеннолетних объясняется многими причинами.
Во-первых, важностью и масштабностью задач по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и формированием в этой связи государственной политики по защите прав и законных интересов детей и подростков как самостоятельного направления деятельности государственных органов и общества в целом. Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально- групповых и иных характеристик
Во-вторых, особенностями в генезисе и мотивации совершаемых несовершеннолетними преступлений, обусловленными спецификой их воспитания и жизнедеятельности (относительно ограниченный период формирования личности, интенсивность социальных позиций, круга и содержания социальных функций, ограниченная дееспособность и др.), особенностями личностных, социально- групповых и иных характеристик.
В-третьих, тесно связанной с этими особенностями спецификой уровня и структуры преступности, ее причин и динамики, высокой преступной активностью подростков.
Лица, совершающие противоправные действия в раннем возрасте, позже, как правило, значительно труднее поддаются исправлению, в итоге составляют основной резерв для взрослой и рецидивной преступности. Напротив, наиболее ранние выявление и своевременное принятие необходимых профилактических мер к подросткам, совершающим первые, не представляющие большой общественной опасности правонарушения, в значительной степени позволяют не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем каких-либо преступлений.
Предупреждение преступности несовершеннолетних
На современном этапе развития предупреждение преступности несовершеннолетних базируется на принципах, которые являются характерными для концепции предупреждения преступности в целом. Однако, в предупреждении преступлений, которые осуществляются несовершеннолетними лицами, есть некоторые особенности, связанные с отличием несовершеннолетних от прочих возрастных категорий.
На сегодняшний день в предупреждении преступности несовершеннолетних принимает участие огромное количество субъектов, представляющих собой единую систему, которая связана общностью целей и задач
Важное место в этой системе отводится органам внутренних дел, которые представляют собой независимую подсистему профилактики отклоняющегося поведения. Органы внутренних дел непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления
Деятельность органов внутренних дел в рамках предупреждения преступности несовершеннолетних проводится по следующим направлениям:
- ограничение влияния негативных факторов социального характера, которые связаны с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
- оказание воздействия на причины и условия, которые способствуют совершению данного вида преступности;
- воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
- воздействие на общественные объединения, группы с антиобщественной направленностью, в которых состоит несовершеннолетний.
Причины и условия преступного поведения несовершеннолетних
Старшему подростковому и юношескому возрасту присущи неполнота сформированности собственных нравственных установок, недостаток жизненного опыта, повышенная эмоциональность, внушаемость, зависимость поведения от оценок ближайшего окружения. Однако общевозрастные особенности не порождают преступное поведение. Определяющую роль здесь играет формирующаяся система ценностей личности, собственная социальная практика, образцы поведения, усвоенные в семье и ближайшем окружении. Свойственные же возрасту особенности усиливают их значение, поскольку внутренняя сфера личности еще не сформирована окончательно.
В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Эта микросреда чаще всего рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков испытывали ее воздействие.
Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер.
Специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40% этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80% — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков-правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.
В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти неограниченный объем свободного времени. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, но и служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение.
Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения
В качестве криминологически значимых проблем школы отмечаются: недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. Констатируемое в последние годы, в том числе и на официальном уровне, существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних имеет существенное криминогенное значение
Что же касается работающих подростков, то отрицательное влияние на них в трудовых коллективах оказывают сохраняющиеся традиции совместного употребления алкоголя, неуважительное отношение к чужому имуществу и др.
Список использованных источников
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// в «Собрании законодательства РФ», 04.08.2014, N 31, ст. 4398.;
- «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 01.04.2020)// «Ведомости Федерального Собрания РФ», 01.01.2002, N 1, ст. 1;
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.04.2020)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954;
- Жигарев Е.С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятие, виды и профилактика. М.,1992;
- Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М, 2000;
- Малкова В.Д. Криминология. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юстицинформ, 2006. — 528 с.;
- Рябыкин Ф.К. Криминология и предупреждение преступлений. Москва, 1993.
- Причины преступности (понятие преступности)
- Очередность удовлетворения требований кредиторов
- Природа и сущность брачного договора
- Нейронные сети (История развития нейронных сетей)
- Роль и функции трудового права
- Государственные закупки
- ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ПРИНЦИПЫ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА (Понятие жилищного права )
- Механизм соотношения международного публичного и международного частного права…
- Соглашение о разделе общесупружеского имущества
- Система международного права (Понятие и специфика международного права)
- Функции и задачи Федеральной службы труда и занятости.
- Корпоративные споры в отношении некоммерческих организаций