Определение содержание категории науки
Наука — это деятельность, направленная на получение знаний о реальности. В процессе которой происходит познание мира.
Наука может изучать сама себя.
Наука = Человеческие знания + Деятельность + Социальный институт
Наука как знание
Наука (как знание) — широкая познавательная сфера, характеризующаяся внутренней упорядоченностью и системностью составляющих её элементов, что обеспечивает рационально-логическую реконструкцию объективной сущности вещей и процессов,
соответствующих этим элементам.
Содержит в себе три элемента:
- Наука переднего края. Где вырабатываются новые знания.
- Твердое ядро науки. Знание, признанное за истину научным сообществом. То что помещают в учебники.
- История науки. В том числе и ошибки, заблуждения, отвергнутые историческим сообществом.
В науке присутствует тенденция к
дифференциации и
интеграции.
Наука как деятельность
Наука (как деятельность) — Тип активности, направленный на производство объективно-истинного знания, в основе которого лежат ценности, идеалы, регулятивы субъекта познания.
Наука, как система образовательных институтов, начинает формироваться в XVII-XVIII веках. Российская Академия Наук появляется в 1725г. Появляются специальные учебные заведения. В XIX веке начинается взаимодействие со средним и высшим образованием.
Формируются специализированные научные заведения. В том же веке наука разделяется на теоретическую и прикладную. В XX веке появляется отраслевая наука.
Наука — это социальная система из профессиональных сообществ, основная цель которых получение, распространение.
Направлено на создание новых знаний о природе, обществе, мышлений, самой науки. Данная система включает ряд элементов:
- Ученых с их знаниями
- Научные учреждения
- Методы работы
- Сумма имеющихся знаний
Методы филосфии и науки
- Исторический метод. Выявляются этапы и дается их характеристика. Выявляются этапы, связи между ними.
- Системный анализ
- Структурно-функциональный анализ. Выявление и связь науки в целом и отдельных её элементов. Например при исследовании методов научных теорий. Научная теория — объект, структура которой изучается.
- Сравнительный анализ. Сопоставляются различные этапы структурного анализа, а с другой стороны различные элементы: теория с гипотезой, гипотеза с законом.
Методы:
- Эмпирический
- Теоретический
- Мета-теоретический
Функции филосфии науки
- Выявление содержание категории науки
- Философский анализ
- Выявление динамики и переспектив развития науки.
- Установление закономерностей развития научного знания.
Как взаимосвязаны философия и наука
На данный момент существует четыре основных идеи их взаимосвязи:
- трансценденталистская. Она основана на концепции «философия — царица наук». Согласно этой идее, истинное знание целостно и едино, а философия является объединяющим звеном всех известных истин.
- позитивистская. Существует под лозунгом «наука сама себе философия».Ее идея основана на самостоятельности науки в решении собственных проблем, без помощи философии. Последнюю же в свою очередь можно воспринимать как самостоятельную науку.
- антиинтеракционистская. Ее сущность заключается в следующей фразе: «Наука и философия – принципиально различные и во многом несовместимые виды познания по своему предмету, методам и характеристикам знания». Оба эти понятия между собой никак не связаны. Однако внешнее взаимодействие между ними все же существует. Как, например, между наукой и искусством или религией. Но и та, и другая культурно значимы. В особенности философия, ведь именно она формирует духовную составляющую человека и его мировоззрение.
- диалектическая. Согласно этой концепции, они связаны между собой на основе целостности сознания и культуры. Взаимодействие между ними характеризуется одновременно взаимоотрицанием и взаимопологанием. То есть, основано на диалектическом противоречии.
Соотношение философии и науки в системе человеческого познания
Рисунок 1.
Наличие двух абсолютно разных и абсолютно идентичных понятий «наука» и «философия» – парадокс, который не дает покоя множеству мыслителей по всему миру.
По своей сущности, наука – это отрасль человеческой деятельности, основной функцией которой является теоретическая систематизация и выработка объективных знаний о существующем – действительности и реальности. При этом, наука является результатом и одновременно деятельностью человека. Основная цель существования науки – это описание и объяснение, предсказание явлений и процессов реальности, которые и составляют главный предмет ее изучения, базируясь на открываемых ею законах. Таким образом, наука стремится к теоретическому, логическому, максимально обобщенному знанию. Тем не менее, все вышеуказанное относится непосредственно и к философии.
Соотношение науки и философии:
Научная составная философии заключается в том, что философия имеет свой конкретный предмет изучения – человек и внешний мир. Вследствие этого, в отношении своего предмета философия использует анализ логически-понятийного типа, что приближает данную отрасль знания к науке
Важно помнить, что даже самая иррациональная философская мысль базируется посредством логических форм и средств. Философия включает в себя научное содержание и использует разные категории в своем детальном анализе.
Так же, как и наука, философия оперирует объективным знанием, вследствие чего позволяет изучать объект в его истинной ипостаси
Основное возражение философской объективности будет заключатся в мнении о том, что философия исследует человека и мир не без человека, то есть объект одновременно является субъектом. Тем не менее, такой же прибор, посредством которого наука созерцает окружающий мир, влияет непосредственно на объект изучения. Важно запомнить простую аксиому: возрастание активности субъекта не противоречит объективному знанию. Отсутствие субъекта является невозможным, вследствие чего нужно попросту расширить грани принципа объективности. Тогда, система философского знания орудует определенным объектом, вследствие чего философия – наука.
Как и наука, философия – это исследовательская деятельность. Хотя в философии не используется метод эксперимента, используется метод наблюдения, подкрепляющийся воображением и интуицией. При всем этом процесс философствования является абстрактной логической операцией.
Философия в своем арсенале содержит методологическую функцию. Более того, она является инструментом научного познания, выполняя методологическую роль касательно науки.
Логика – одно из ответвлений философской мысли, что также очень важно при рассмотрении философского знания как объективно научного.
Так, опираясь на все вышеуказанные аргументы, можно определить, что философия – это не только мировоззрение, но и научная деятельность и научное знание.
Понятие метода. Методы эмпирического исследования
- Сущность метода
- Виды методов научного познания
- Функции методов научного познания
Сущность метода
Метод — «путь», средство решения познавательных задач.
Метод — система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод имеет ряд аспектов: 1.
Предметно содержательный. В нем отражается представление о предмете исследуемого. 2.
Операциональный. Содержит совокупность требований, который характеризует порядок действий. 3.
Аксиологический. Характеризует степень прагматической востребованности.
Происхождение метода
В идеалистических теориях, метод рождается и умирает в познании. В материалистических теориях, методы возникают из практических потребностей людей, что он происходит из практики.
Рождение метода зависит и от теории и от практики.
Становление метода
Свойства «практики» замечается людьми, затем это свойства, проинтерпретированные людьми, попадает в научные рамки, где происходит их теоретическое обобщение. А после могут попасть в философию, там совершенствуется, а затем возвращается в науку.
Этот процесс может быть назван
методологическим круговоротом.
Уровни научного познания: — Эмпирический — Теоретический — Метатеоретический
Пример: «можно делить один предмет на части», «делаем предположение можно делить все», получаем «Анализ».
Должен быть баланс между практикой и теорией. Метод не синоним догме: нельзя применять один и тот же метод во всех ситуациях.
Приемы научного познания: — Анализ — Синтез
Виды методов научного познания
Анализ — прием мышления, связанный с разложением обучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез — объединение новых частей для выявления новых свойств объекта, которые при этом соединении возникают.
Абстрагирование — мысленный процесс выделения отдельно интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременное отвлечение от других свойств.
Индукуция — от частного к общему
Дедукция — от общего к частому
Аналогия — прием, в котором по сходству объектов некоторых признаков делают вывод об их сходстве по другим признаков. Опасность в том, что часто перетекает в экстраполяцию по всем признакам.
Моделирование — метод исследования при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия первому.
Виды моделирования: — Предметное — Физическое — Математическое — Логическое моделирование — Знаковое моделирование
Объективированное в реальности и мысленно представляемая система, замещающая объект познания.
Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственные способности человека, такие как ощущение, восприятия. Структурные компоненты: наблюдатель, на что он наблюдает (объект изучение), условия наблюдения, средства
наблюдения.
Измерение — процесс определения отношения одной изучаемой величины по отношению к другой величине, принятой за единицу.
Эксперимент — активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые воссоздаются и контролируются самим исследователем.
Гипотеза — Метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к уставновлению законов, принципов и теорий.
Классификация методов
Методологический плюрализм — каждый наука сама найдет методы которые ей нужны
Бинарный метод — например деление на «естественно-научные методы» и «гуманитарные науки»
По степени охвата предмета:
Специальные (конкретно научные) — вид методов применим в рамках строгих конкретных наук.
Общенаучный — эксперимент, наблюдение, моделирования.
Универсальный — характеризует человеческое мышление в целом и применимо к любой познавательной деятельности (пример: структурно-функциональный анализ, диалектические методы).
Функции методов научного познания
Существует точка зрения, что универсальные методы не нужны и наука сама выработает себе методы. Тем не менее разработанные методы помогают классификации полученных знаний.
Закономерности развития науки и философии
В закономерности развития обоих направлений есть своя определенная специфика. Причем в некоторых случаях она может иметь принципиальные различия, а в некоторых — абсолютное сходство.
Основным отличием развития науки является объективность истин, которые она раскрывает. Другими словами, она основана исключительно на фактах, нежели на домыслах. Эмпирические же знания зависят лишь от человеческих предрассудков, эмоций и чувств.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Более конкретную характеристику о закономерностях развития научного познания можно собрать в следующих пунктах:
- Оно обусловлено историческими потребностями развития общества.
- Неразрывность всего процесса познания, преемственность идей из поколения в поколение.
- Взаимосвязанность всех отраслей, благодаря которой предмет одной науки может исследоваться сразу с нескольких сторон.
- Самостоятельность. Она определяется уровнем развития самого процесса познания.
- Развитие характеризуется волнообразным движением: от спокойного (эволюционного) до активного (революционного). Либо и вовсе может стать поворотным и переломным.
- Открытость к критике. Любую теорию можно оспорить и пересмотреть с новой точки зрения.
Основные закономерности совершенствования философии соотносятся с утверждениями:
- Она основана на личном восприятии действительности. Таким образом, познания на Западе могут существенно отличаться от восточных.
- Тема философских трактатов зачастую определяется эпохой их написания.
- Как и наука, философия свободна для критики. Ее теории могут подвергаться оспариванию, вот только единственно верного ответа они дать не могут.
- Она тесно связана с религией и социологией. Ее истины основываются на соображениях человека об их «правильности». Хотя сами понятия «хорошо» и «плохо» придуманы именно человеком.
Этапы формирования науки
Проблема происхождения науки
Точки зрения:
Наука —
накопление знаний. Тогда время рождения науки — первобытность, когда начали накапливаться и передаваться знания. Это отражено в труде Джона Бренона «Наука и общество».
Наука —
знание с его обоснованием. В этом случае. Место и время рождения науки — Древняя Греция. В древнем востоке были знания, но не было их обоснования. Были ученые, то есть человек со свободным временем, чтобы обобщать знания.
Наука —
экспериментальная деятельность. Зарождение происходит в средние века. Такую позицию занимал Пол Дюгем
Наука —
естествознание, умеющее строить математические модели, сравнивать их с опытным материалом, производить рассуждения с помощью мысленного эксперимента. Время возникновения науки — XVI-XVIII век.
Наука —
совмещение исследовательской деятельности и высшего образования, когда возникает профессия «ученый». Время возникновения — конец первой трети XIX века.
Методология познания в античности
Включает в себя две страны:
- Древняя Греция
- Древний Рим.
Рассмотрим Древнюю Грецию.
Социально-политические предпосылки
Греция — совокупность государств-полисов. По своему политическому устройству полисы были разными, по типу режимов, которые там правили. Демократов было мало, поэтому демократия была
непосредственная.
Предпосылки:
- Демократия. С характерным разделением умственного и физического труда
- Наличие правовой системы.
- Разделение в познавательном процессе на рациональное и иррациональное.
16 сентября 2015
Классическая наука
XVI—XVII века — опытная наука, которую называют потом
классической наукой
Причины кризиса средневековой науки
- Политическая причина. Крушение феодального общества, вызванное разными причинами.
- Экономическая причина. Цеховое производство сменяет промышленное производство, в котором необходима наука.
- Идеологическая причина. Ослабевает диктат церкви в идеологической сфере. Монополия Каталической церкви начала вызывать протест. Ориентация протестантизама на прагматизм.
Классическая наука проходит под сенью опыта, именно натурного, а не мысленного. Стал доминирующим методом в тот период
07 октября 2015
Базовые предпосылки развития научного познания
- Демократия
- Правовые нормы
- Разделение рационального и иррационального
Демократия способствовала свободе слова и усилению аргументации своей позиции. Так же применялся метод сомнений, что видно например из мыслей Протагора («Есть ли боги или нет — я ничего не знаю»). Сократ ставил вопросы о доблести
и мужестве. Это было вызвано тем, что солдат не мог понять и дать определение данным качествам. Сократ полагал, что позволяет «рождаться» человеческой мысли, тем самым продолжая занятии его акушерки матери. Эту же традицию развивали и софисты.
Другая предпосылка —
разделение умственного и физического труда. Размышления происходят в свободное от работы время. В начале в основном жрецами и мудрецами на Востоке.
Еще одна предпосылка —
правовые нормы. Не было представительства в суде. Истец и Ответчик должен был сам себя представлять в суде. Отсюда развивалось доказательство, как средство познания. Развивалось так же и в математике. При приговоре «виновен» виновный
выбирал себе наказание и суд его признавал, либо не признавал.
В Древней Греции начал развиваться метод
диалектики, которая превращается в универсальный метод. Суть в том, что мир нужно рассматривать в динамике, его развитии, а не в статике.
Еще одна предпосылка —
разделение рационального и иррационального. То есть того, что находится в пределах ума и за пределами ума. Для Греции эти два понятия были тесно переплетены — в любой процесс вплетались боги. Позже из объяснений боги удалялись и заменялись
чисто рациональными рассуждениями.
Познание в форме доказательства в форме апелляции реально удостоверяемым причинам. Таким образом построена медицина Гиппократа, геометрия Евклида и так далее
Важной особенностью науки Древней Греции выступала жесткое разделение на теоретическое
знание и прикладное. Теоретическое выступало более высоким в иерархии знании чем прикладное
Платон выделял
«мир идей и мир вещей».
Наиболее распространенные методы научного познания в Древней Греции
- Систематическое доказательство.
- Рациональное обоснование
- Логическая дедукция
- Идеализация
- Рациональное объяснение тех или иных событий
Базовые науки из которох происходило формирование научного познания
-
Математика: геометрия и алгебра
. Особенности:- развернутое текстовое оформление;
- строгая рациональная логическая последовательность.
-
Физика
. Носила внеэкспериментальный характер. В целом, это преднаука о природе, которая предполагала её познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Использовался монистический метод. -
История
. Труды имеются у Геродота и Фугидита. Геродот — основоположник истории, Фугидит — основоположник методологии изучения истории. Фугидит пытался отделить факты от мифов, а так же использовал другие способы изучения исторических фактов.
Аристотель в IV веке разрабатывает еще три науки (
психология, биология, экономика) и философскую дисциплину —
Логику. В «Органоне» закладывает основы формальной логики.
Недостатки становления науки в Древней Греции
- Жесткое разделение теоретического и прикладного знания.
- Отрицания взаимодействия физики и математики.
- Отсутствовал эксперимент, как метод проверки теоретических предположений. Однако проводились отдельные опыты (Ротасфен пытался вычислить размер Земли по диску солнца)
Происходит отделение научных знаний от философских, вместе с этим происходит и разделение методов их познания.
Впервые происходит на деление гуманитарные и естественные науки.
22 сентября 2015