Введение
Каждая наука — это своеобразный фрагмент знания, а все науки, в простом добавлении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Это не простое добавление всех научных знаний, но оно объединяет эти знания, принимает их в наиболее общем виде, и на основе этого «интеграла» строится система знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, знаниях, нравственности и т.д.
Как пишет В.С. Соловьев, «задача философии — не конкретная сторона бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте ее содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства».
Для этого необходимо определить предмет философии и ее функции.
Предмет и объект философии
Определение 1
Философия – это особая форма познания мира, в которой выработана система знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах бытия.
Философия – это любовь к мудрости. Наиболее оформленный вид она приобрела в Древней Греции. Философия стремилась впитать все знания, так как отдельные науки не могли представить целостную картину мира. Вопрос о том, что же такое мир – основной философский вопрос. Его решение предполагает основные подходы к осмыслению и других вопросов философии, в связи с чем философия разделилась на 2 основных направления:
- философский материализм Демокрита,
- философский идеализм Платона.
Философия стремилась не только к пониманию мира вне человека, но и самого человека. Философия стремится максимально обобщить результат познания. Она занимается изучением не мира в целом, а мира как целого.
Определение предмета философии в качестве исторически первого типа теоретического и рационального познания мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача сложная и неоднозначная. Это связано с:
- отсутствием единой трактовки сущности и предназначения философии в истории культуры;
- в начале своего развития философией были охвачены практически все теоретические знания, касающиеся мира, что значительно расширяло ее предмет;
- многообразными философскими школами и направлениями, которые по-разному воспринимают предмет философии, в связи с чем ей трудно дать такое определение, которое бы было воспринято всеми мыслителями;
- эволюцией предмета философии в историко-философском процессе, которая отражает классические и постклассические ориентации самой философии.
При этом, масса разнообразных мнений насчет предмета философии, а часто и принципиальное расхождение этих взглядов, не отменяет взаимодействие между разными подходами, так как любая постановка конкретной философской проблемы касается в определенной степени фундаментальные смыслы человеческого бытия, его присутствия в мире.
Иными словами, философия как наука идет от человека к миру, а не наоборот, и этим ее предметная направленность связана с выяснением целой серии отношений человека и мира – природой, обществом, культурой. Безусловно, из всего спектра отношений философия, в первую очередь, заинтересована наиболее общезначимыми и существенными характеристиками этих отношений и особенно принципов и основ бытия человека в мире. Именно эта специфика философии дает возможность представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, которое сохраняет на всех этапах своей эволюции общие темы исследования и разнообразные способы их осмысления. В связи с этим предмет философии в наиболее общем смысле можно обозначить в качестве целостного познания предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.
Функции и структура философского знания
- мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира. Мировоззрение в качестве представления о целом обладает собственной структурой: онтология, гносеология, философское учение о ценностях называют аксиологией;
- методологическая функция – способствует формулированию правил познания для всех частных наук. Методология представляет систему исходных принципов, обобщенных способов организовать и выстроить теоретическую деятельность, а также учение, касающееся этой системы;
- эвристическая функция, то есть поисковая, помогает создать новые области теоретического исследования;
- социальная критика – осуществляет критику существующего в нынешнем обществе порядка вещей;
- футурологическая функция – дает ответ на вопрос о том, каким должно быть будущее людей;
- идеология – создает представление о желательном политическом и общественном устройстве;
- воспитательная и образовательная функция принимает участие в формировании личности.
Дополнительно выделяют критическую функцию, представляющую рефлексию основания культуры и праксеологическую функцию, которая дает глубинное базовое обоснование практики.
Философское знание определенным образом структурировано. Обычно выделяют следующие его разделы:
- онтологию – философию бытия;
- гносеология – теорию познания;
- логику – как познание принципов мышления;
- аксиологию – учение о ценностях;
- эстетику – изучение прекрасного;
- антропологию – исследование проблем природы и человеческой сущности;
- праксеологию – социальную философию.
Все обозначенные выше разделы философского знания, имея определенную автономность, тесно взаимосвязаны и ими представлена современная философская картина мира, а также философия представлена в качестве сложноорганизованного феномена духовной культуры.
Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.
Структура современного философского знания
Философская наука в современном мире имеет более разветвленную конструкцию. Это разветвление производится областями реальности, которые человек способен выделить и исследовать. В соответствии с определенными областями и происходит формирование основных разделов философии.
Рисунок 2.
- Посредством осмысления природы и Вселенной возникает онтология как знание о бытии. Здесь изучаются проблемы бытия и небытия, идеального и материального бытия, бытия природы, общества и человека.
- Философское осмысление общества и истории в единстве формирует такие научные дисциплины: социологию, философию истории, социальную философию, аксиологию, философию культуры.
- Философское осмысление человека определяет такие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию.
- Философская антропология занимается исследованием одной из главнейших проблем философии – тему человека: обретение его сущности, анализ ретроспективных методов его деятельности, открытие исторических форм его бытия. Главный круг проблем: природные, социальные и духовные посредники развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.
- Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.
Рисунок 3.
Предмет
Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.
Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.
- Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
- Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
- На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).
Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»
Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.
Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.
Основные этапы философии
Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.
- Онтология — учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования;
- Гносеология — отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания;
- Аксиология — изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу;
- Праксеология — учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека;
- Антропология — философское исследование человека;
- Социальная философия — отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.
Эти разделы не сводятся друг к другу, а тесно связаны друг с другом.
Предмет и методы философии
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
- онтология (учение о бытии).
- гносеология (учение о познании)
- человек
- общество.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:
- сущность бытия;
- происхождение бытия;
- материя (субстанция), ее формы;
- сознание, его происхождение и природа;
- взаимоотношение материи и сознания;
- бессознательное;
- человек, его сущность и существование;
- духовный мир человека;
- общество;
- общество и человек;
- природа;
- природа и общество;
- духовная сфера жизни общества;
- материально-экономическая сфера жизни общества;
- социальная сфера общества;
- общественно-экономические формации, цивилизации;
- перспективы человека, общества;
- экология, проблемы выживания;
- особенности познания;
- влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
- ограниченность и безграничность познания;
- движение;
- философские категории;
- диалектика и ее законы;
- иные вопросы.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:
- диалектика,
- метафизика,
- догматизм,
- эклектика,
- софистика,
- герменевтика.
Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:
- обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;
- статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
- однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).
Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:
- материализм,
- идеализм,
- эмпиризм,
- рационализм.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.
Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.
Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)
Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).