Предмет философии, ее структура и функции

Предмет и объект философии. структура философского знания

Введение

Каждая наука — это своеобразный фрагмент знания, а все науки, в простом добавлении, являются суммой фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Это не простое добавление всех научных знаний, но оно объединяет эти знания, принимает их в наиболее общем виде, и на основе этого «интеграла» строится система знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, знаниях, нравственности и т.д.

Как пишет В.С. Соловьев, «задача философии — не конкретная сторона бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте ее содержания и смысла; она стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства».

Для этого необходимо определить предмет философии и ее функции.

Предмет и объект философии

Определение 1

Философия – это особая форма познания мира, в которой выработана система знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах бытия.

Философия – это любовь к мудрости. Наиболее оформленный вид она приобрела в Древней Греции. Философия стремилась впитать все знания, так как отдельные науки не могли представить целостную картину мира. Вопрос о том, что же такое мир – основной философский вопрос. Его решение предполагает основные подходы к осмыслению и других вопросов философии, в связи с чем философия разделилась на 2 основных направления:

  • философский материализм Демокрита,
  • философский идеализм Платона.

Философия стремилась не только к пониманию мира вне человека, но и самого человека. Философия стремится максимально обобщить результат познания. Она занимается изучением не мира в целом, а мира как целого.

Определение предмета философии в качестве исторически первого типа теоретического и рационального познания мира в его целостности и включенного в его структуры человека – задача сложная и неоднозначная. Это связано с:

  • отсутствием единой трактовки сущности и предназначения философии в истории культуры;
  • в начале своего развития философией были охвачены практически все теоретические знания, касающиеся мира, что значительно расширяло ее предмет;
  • многообразными философскими школами и направлениями, которые по-разному воспринимают предмет философии, в связи с чем ей трудно дать такое определение, которое бы было воспринято всеми мыслителями;
  • эволюцией предмета философии в историко-философском процессе, которая отражает классические и постклассические ориентации самой философии.

При этом, масса разнообразных мнений насчет предмета философии, а часто и принципиальное расхождение этих взглядов, не отменяет взаимодействие между разными подходами, так как любая постановка конкретной философской проблемы касается в определенной степени фундаментальные смыслы человеческого бытия, его присутствия в мире.

Иными словами, философия как наука идет от человека к миру, а не наоборот, и этим ее предметная направленность связана с выяснением целой серии отношений человека и мира – природой, обществом, культурой. Безусловно, из всего спектра отношений философия, в первую очередь, заинтересована наиболее общезначимыми и существенными характеристиками этих отношений и особенно принципов и основ бытия человека в мире. Именно эта специфика философии дает возможность представить ее в историко-философском процессе как целостное теоретическое знание, которое сохраняет на всех этапах своей эволюции общие темы исследования и разнообразные способы их осмысления. В связи с этим предмет философии в наиболее общем смысле можно обозначить в качестве целостного познания предельных оснований бытия природы, человека, общества и культуры.

Функции и структура философского знания

  • мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира. Мировоззрение в качестве представления о целом обладает собственной структурой: онтология, гносеология, философское учение о ценностях называют аксиологией;
  • методологическая функция – способствует формулированию правил познания для всех частных наук. Методология представляет систему исходных принципов, обобщенных способов организовать и выстроить теоретическую деятельность, а также учение, касающееся этой системы;
  • эвристическая функция, то есть поисковая, помогает создать новые области теоретического исследования;
  • социальная критика – осуществляет критику существующего в нынешнем обществе порядка вещей;
  • футурологическая функция – дает ответ на вопрос о том, каким должно быть будущее людей;
  • идеология – создает представление о желательном политическом и общественном устройстве;
  • воспитательная и образовательная функция принимает участие в формировании личности.

Дополнительно выделяют критическую функцию, представляющую рефлексию основания культуры и праксеологическую функцию, которая дает глубинное базовое обоснование практики.

Философское знание определенным образом структурировано. Обычно выделяют следующие его разделы:

  • онтологию – философию бытия;
  • гносеология – теорию познания;
  • логику – как познание принципов мышления;
  • аксиологию – учение о ценностях;
  • эстетику – изучение прекрасного;
  • антропологию – исследование проблем природы и человеческой сущности;
  • праксеологию – социальную философию.

Все обозначенные выше разделы философского знания, имея определенную автономность, тесно взаимосвязаны и ими представлена современная философская картина мира, а также философия представлена в качестве сложноорганизованного феномена духовной культуры.

Философия – одна из древнейших наук. Во все времена находились люди, стремившиеся к знаниям и посвящавшие их поиску всё своё время. Древние мыслители прекрасно понимали, что им нужен эффективный инструмент, который позволил бы систематизировать знания и обмениваться ими. И таким инструментом стала философия. Сегодня мы поговорим о том, что она собой представляет, на какие вопросы отвечает, какие функции выполняет и какое место занимает среди современных наук.

Структура современного философского знания

Философская наука в современном мире имеет более разветвленную конструкцию. Это разветвление производится областями реальности, которые человек способен выделить и исследовать. В соответствии с определенными областями и происходит формирование основных разделов философии.

Рисунок 2.

  1. Посредством осмысления природы и Вселенной возникает онтология как знание о бытии. Здесь изучаются проблемы бытия и небытия, идеального и материального бытия, бытия природы, общества и человека.
  2. Философское осмысление общества и истории в единстве формирует такие научные дисциплины: социологию, философию истории, социальную философию, аксиологию, философию культуры.
  3. Философское осмысление человека определяет такие элементы философского знания: философскую антропологию и антропософию.
  4. Философская антропология занимается исследованием одной из главнейших проблем философии – тему человека: обретение его сущности, анализ ретроспективных методов его деятельности, открытие исторических форм его бытия. Главный круг проблем: природные, социальные и духовные посредники развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.
  5. Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук: гносеология, логика, этика, эстетика, философия религии, философия права, история философии, философские проблемы информатики.

Рисунок 3.

Предмет

Понимание предмета философского познания исторически менялось. Не существует единого определения философии и сегодня. Вместе с тем, на наш взгляд, наиболее точно выражает специфику философии трактовка ее предмета как всеобщего в системе отношений «мир-человек». Данная система включает различные типы отношений человека к миру: познавательный, практический, ценностно-ориентирующий.

Представляется, что эти типы отношений весьма точно выявлены немецким философом Имманулом Кантом (1724 — 1804) в сформулированных им трех вопросах, аккумулирующих проблемное ядро философии.

  • Что я могу знать? — Или каковы познавательные возможности рода человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
  • Что я должен делать? — Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
  • На что я смею надеяться? — Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

Предмет философии — все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Иными словами, в качестве предмета философии рассматривается вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека и мира, ответ на которые дает возможность человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.

Основные этапы философии

Собственно философское знание начало дифференцироваться на ранних стадиях своего становления, в результате чего были выделены такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие области философского знания.

  • Онтология — учение о существовании, о происхождении всего, о критериях существования, об общих принципах и законах существования;
  • Гносеология — отрасль философии, изучающая природу знания и его возможности, связь знания с реальностью, выявление условий для достоверности и правдивости знания;
  • Аксиология — изучение природы и структуры ценностей, их места в реальности и отношения ценностей друг к другу;
  • Праксеология — учение о практической взаимосвязи между человеком и миром, о деятельности нашего ума, о целеустремленности и эффективности человека;
  • Антропология — философское исследование человека;
  • Социальная философия — отрасль философии, описывающая особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель человеческой истории.

Эти разделы не сводятся друг к другу, а тесно связаны друг с другом.

Предмет и методы философии

Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:

  1. онтология (учение о бытии).
  2. гносеология (учение о познании)
  3. человек
  4. общество.

В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов:

  • сущность бытия;
  • происхождение бытия;
  • материя (субстанция), ее формы;
  • сознание, его происхождение и природа;
  • взаимоотношение материи и сознания;
  • бессознательное;
  • человек, его сущность и существование;
  • духовный мир человека;
  • общество;
  • общество и человек;
  • природа;
  • природа и общество;
  • духовная сфера жизни общества;
  • материально-экономическая сфера жизни общества;
  • социальная сфера общества;
  • общественно-экономические формации, цивилизации;
  • перспективы человека, общества;
  • экология, проблемы выживания;
  • особенности познания;
  • влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
  • ограниченность и безграничность познания;
  • движение;
  • философские категории;
  • диалектика и ее законы;
  • иные вопросы.

Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

  1. диалектика,
  2. метафизика,
  3. догматизм,
  4. эклектика,
  5. софистика,
  6. герменевтика.

Диалектика — метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Метафизика — метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

  • обособленно, сами по себе, а не с точки зрения их взанмосвязанаости;
  • статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);
  • однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

Догматизм — восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

Эклектика — метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, пе имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате, которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века — в религии, в настоящее время — в рекламе).

Софистика — метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений). Либо новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для человека, принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Г реции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства «чего угодно кому угодно» и использовалась как прием ораторского искусства.

Герменевтика — метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии. Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

  1. материализм,
  2. идеализм,
  3. эмпиризм,
  4. рационализм.

При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая, материя — как первичная субстанция, а сознание — ее модус — есть проявление материи. Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии, и имеет широкое распространение в современной российской.

Суть идеалистического философского метода — признание в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы, например, в Германии.

Эмпиризм — метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях».)

Рационализм — философский метод и направление в философии в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то ость, выведено из самого разума)  без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению. а любое сомнение – это уже работа мысли, разума.).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: