Основы социальной философии

1.2 предмет и функции социальной философии

Модель и структура

Существуют следующие социально-философские модели:

  1. Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо.
  2. Позитивистский эволюционизм Конта и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
  3. Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
  4. Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.

Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:

Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями

Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.

Сущность социальной философии

Определение 1

Социальная философия выступает в качестве одной из научных дисциплин, которая направлена на изучение состояния общества как единой, целостной системы. К тому же, социальная философия опирается на всеобщие законы, а также на движущие силы, которые определяют функционирование общества, его развитие, взаимодействие с природной средой и окружающим миром в целом.

Предметом социальной философии выступает общество в его полном философском подходе. Социальная философия, таким образом, — это раздел философской науки, и именно поэтому он обладает всеми чертами философского знания. В качестве характерных черт стоит выделить следующие:

  1. Бытие человека;
  2. Сознание человека;
  3. Социальные системы, которые играют главную роль в жизнедеятельности человека;
  4. Развитие общества на каждом историческом этапе;
  5. Истинность знания и информации.

По сути, социальная философия обладает тем же набором функций, что и философия: мировоззренческая, методологическая, образовательная, информационная, ценностно-ориентационная. Она взаимодействует с большим количеством не только философских, но и нефилософских направлений, которые также в качестве объекта исследования выбирают общество. К ним относятся социология, политическая экономика, политология, юриспруденция, культурология, искусствознание. Любую науку с гуманитарной направленностью можно отнести к числу единомысленных с социальной философией.

Исследователи в области социальной философии преимущественно придерживаются нескольких ключевых стратегий изучения общества как целостной системы. Перечислим их:

  • Натуралистская стратегия, которая стремится редуцировать общество к более биологическим и экологическим проблемам;
  • Социологизаторская стратегия, где исследователь стремиться абсолютизировать имеющиеся социологические факторы в зависимости от их развития, а также в зависимости от ценностных ориентаций самого человека. Философские объяснение социальной философии, ее задач и предмета останавливаются именно на человеке, многогранности его запросов и потребностей, а также на стремлении обеспечить его полноценное существование.

Основными задачами социальной философии как научного направления являются, во-первых, создание лучшего понимания общественного устройства, которое существует в данную эпоху. Во-вторых, социальная философия стремиться побудить управляемых и правящих понять ее специфику и сущность для дальнейшего применения на практике и решения наиболее актуальных проблем человечества

В-третьих, очень важно отметить, что социальная философия направлена на усовершенствование общественной системы, поскольку она способна как к улучшению, так и к саморегуляции

Идеологическая специфика социальной философии

Основная идея социальной философии – это исследование человека и мира, в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. В рамках социальной философии подчеркивается, что именно человек создает мир вокруг себя, он может сам определять, какие его части жизненно необходимы, а какие он может оставить вне своего бытового поля. В мир обязательно входят такие компоненты, как язык и наука, право и этическая сторона, нравы и манеры поведения, средства человеческой деятельности и способы ее осуществления. Также сюда входит организация деятельности, которая может касаться и самых простейших орудий труда, а может включать в себя совершенные информационные технологии.

Специфика идеи социальной философии заключается в том, чтобы выявить в реальном социальном и историческом бытие человека место, которое в них занимает некоторый элемент. Мы все понимаем, что наши действия регулируются извне, и это может ограничивать свободу его выбора, а также влиять на его мировоззрение. Поэтому в рамках социальной философии и исследуется это «нечто», которое оказывает именно такое влияние. Это формы и социальные связи. Они присутствуют в каждом аспекте жизни человека, ведь без социальных связей невозможно добиться того, что принято называть «общество».

Формы и социальные связи – это предмет социальной философии. Таким образом, она выступает в качестве рассуждения об обществе как системе, где пересекаются внеиндивидуальные и надындивидуальные формы, отношения и связи, которые человек создает в процессе своей деятельности. Общение, сотрудничество, наличие коммуникаций просто необходимо, поскольку это не просто то, из чего состоит общество: это влияет на поведение и действия человека, на его желания и реализацию собственных возможностей.

В целом, формы и социальные связи могут не совпадать с тем, каким образом мы сами их себе представляем, поэтому социальная жизнь объясняется скорее не представлениями ее непосредственных участников, а более глубокими, иными причинами. Они коренятся в том способе, которым объединены индивиды. Поэтому существует большое количество теоретического материала, а современное научное знание отличается плюрализмом в парадигмальном смысле.

Замечание 1

Этого мнения придерживались еще классики социально-философского знания: Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Георг Зиммель и другие мыслители, которые посвятили свои исследования человеку и обществу в целом.

Также авторы очень часто размышляют над тем, каким образом связаны общество и человек. Каждое новое поколение исследователей этой проблемы предлагают свое решение. Общество не может существовать без людей, поскольку они – его основа. В то же время, само общество – это отдельная реальность, которая оказывает влияние на человека. Поэтому он может или стать частью сообщества, или отделиться от него и вести совершенно автономную жизнь. Более того, многочисленные исследования социальной реальности позволяют говорить нам о видимых закономерностях общественно-исторического развития, где прослеживается такое взаимное влияние в системе «человек-общество» и «общество-человек».

Социальная философия: что это?

Определение 1

Социальная философия выступает в качестве одной из областей философии, которая направлена на анализ и исследование общества и поведения человека в нем. При этом исследователи опираются на классические философские теории и концепции, что роднит их и с социологией, и с философской наукой.

При анализе общества и его поведения в рамках социальной философии следует выделить сразу два типа философствования: ценностная социальная философия и рефлективная социальная философия.

Ценностная социальная философия (некоторые авторы называют ее «валюативная») призвана к тому, чтобы ответить на основные вопросы человечества: какой смысл жизни самого человека, какова роль его в обществе и в человеческой истории. В качестве задачи, которую ставят перед собой авторы валюативной социальной философии, выступает достижение желаемой общественной формы. Именно в ней человек сможет следовать своему предназначению. Только в самопознании и самосовершенствовании заложена та истина, которая и гарантирует достойное существование человека. Этот раздел социальной философии выступает еще и в качестве социального проповедничества, которое было распространено на рубеже 19-20 веков. Акцент делается на высшие ценности жизни человека, к которым должен стремиться абсолютно каждый, дабы реализовать себя и свою роль в этом мире.

Второй тип философствования – рефлективный. В этом случае социальная философия направлена на исследование всего общества, этапов его исторического становления и развития. Человек рассматривается в аспекте сущего, то есть интересуется собственной логикой своего бытия и предназначения в мире. В рамках этого подхода анализируется сущность социальной реальности, поскольку она признана подсистемой, функционирующей в рамках целостного мира. Рефлективная социальная философия в этом случае очень тесно связана с теоретической социологией, а их теории и парадигмы созвучны. Поэтому исследователи этого периода заявлены не только как социологи, но и как философы.

Замечание 1

Ключевой вопрос, который ставит перед собой социальная философия и, соответственно, который она решает – каким образом взаимодействует человек и общество, а также как влияет человек на развитие общественной системы, если учесть тот факт, что его потребности постоянно меняются? В действительности, в связи с развитием общества, научно-техническим прогрессом потребности человека увеличиваются, и он стремиться изменить мир так, чтобы они максимально реализовывались. Поэтому, влияние это скорее взаимное, а не одностороннее.

В рамках социальной философии общество представлено в виде невидимых, но существенных связей между людьми, которые образуются в форме социальных институтов:

  1. Язык;
  2. Семья;
  3. Финансовый институт;
  4. Институт государства.

Также связи организуются еще и в виде социальных общностей, где все члены объединены по какому-либо общему признаку (возрастные, этнические, профессиональные общности). Таким образом, социальная философия рассматривает человека не как отдельную единицу: в поле ее зрения человек всегда находится в составе конкретной общности – в семье, как гражданин страны, по признаку этнической принадлежности.

Современная

Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.

Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.

К главным задачам относят следующие:

  1. Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
  2. Определение смысла истории, главных тенденций.
  3. Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
  4. Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.

Историческое развитие

Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.

Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов

В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:

  • история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
  • в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
  • доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.

Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.

Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.

Общество и его функции

Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:

  1. Конкретно-социологический: в качестве предмета рассматривает существующие страны и народы.
  2. Типологический: рассматривает типы организации общества, которые есть сейчас или были в истории человечества.
  3. Общесоциологический: предмет рассмотрения – «общество в целом», исследование фундаментальных схожих черт, присущих организации различных видов общества. Время и место существования видов не играют роли.

Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: