Мораль и право: взаимодействие и противоречия

Право и мораль: современные проблемы соотношения и взаимодействия

Список литературы

  1. Борисов Г.А._Книга Теория государства и права. 2007 — 192с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов изд. 8-е, стереотипное. Издание 8-е, доработка: 8-е издание, стр. 4) М.: Омега-Л, 2011. — 539 с.
  3. Гегель, Г.В.Ф. Философия права. Г.В.Ф. Гегель / Перевод с немецкого. Столпнер Б.Г., Левина М.И. — М.: Мысль,2008 — Т.2 — 405с.
  4. Григорьева И.В. Теория государства и права. 2009 — 154с.
  5. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Учебное пособие — Москва: МИЭМП, 2007. — 235с.
  6. Марченко М.Н. Теория государства и права. — 2-е изд. — М.: ЛК Велби, издательство Проспект, 2006. — 640 с.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. — 2-е изд. — М.: Дело АНХ, 2009. — 441 с.
  8. Малько А.В. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник для вузов. Норма 2008.
  9. Новгородцев Н.И. Право и нравственность. Н.И. Новгородцев — М.:Норма, 2007. — 287с.
  10. Общая теория государства и права. Акад. курс в 3-х т./ под ред. проф. М.Н.Марченко. — В: Зерцало, 2009.-Т.2.-675с.
  11. Пьянов Н.А. Консультации по проблемам теории государства и права. 2010 — 36с.
  12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. 2008 — 284с.
  13. Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. Учебник. — М.: Юрайт-М, 2010. — 543с.
  14. Энциклопедия права. Под редакцией Тихомировой Л.В. 2008.
  15. Справочно-правовая система Гарант, Консультант+.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Сущность и назначение уголовного судопроизводства
  • Предмет, задачи и структура юридической психологии
  • Предмет и современные подходы к методологии корпоративных правоотношений
  • Особенности ликвидации хозяйственного общества в процессе банкротства
  • Конституционный статус личности в РФ
  • Современные понятия менеджмента
  • Понятие уголовного судопроизводства (уголовного процесса)
  • Понятие и система принципов уголовного судопроизводства
  • Историческое изменение предмета риторики
  • Развитие риторики в России в 17-18 вв. Деятельность риторических центров
  • Функции государства как основные направления его деятельности
  • Форма государственного устройства современного государства

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Отличия права и морали

Несмотря на существование обозначенных выше общих свойств и особенностей, было бы в корне неверно утверждать о тождественности соответствующих категорий. В этой связи, остановимся подробнее на анализе отличительных признаков обозначенных социальных регуляторов:

  1. Форма выражения: в отличие от юридических норм, моральные предписания не выражаются вовне в содержании специальных актов, а сохраняются в сознании людей;
  2. Приобретение силы регулятора общественных отношений: для права соответствующий момент совпадает с моментом наделения юридической силы того акта, в котором содержится то или иное правило поведения, для нормы морали – с моментом осознания и признания морального требования большинством членов общества;
  3. Способ охраны от нарушений: соблюдение моральных норм основано на внутреннем убеждении и носит добровольный характер, а в качестве наиболее «сурового» наказания выступает общественное порицание. В свою очередь исполнение правовых норм обеспечивается принудительной силой государства и возможностью привлечения к юридической ответственности, вид и размер которой зависят от тяжести совершенного правонарушения;
  4. Степень детализации правила поведения: моральные нормы в большинстве случаев носят крайне обобщенный характер, что обуславливается, в том числе, особенностями сохранения и передачи моральных норм между людьми и отсутствием источников «опубликования» моральных норм. В свою очередь, юридические нормы, напротив, максимально формализованы и детализированы, поскольку в их содержании в большинстве случаев, регламентированы юридические права и обязанности участников общественных отношений.

Понятие права и морали и общая характеристика их соотношения

Человечество на всех этапах его исторического развития интересовал вопрос о том, какой из существующих или потенциально возможных регуляторов общественного поведения выступает наиболее эффективным. При этом наиболее обстоятельным из таких регуляторов во все времена выступала мораль, которая с развитие человеческого общества дополнилась также системой права, однако не утратила своей актуальности и значения.

В то же время, исходя из того, что существование двух систем (права и морали), сонаправленных на упорядочение общественных отношений, неизбежно приведет к внутреннему конфликту между ними, предметом научного интереса многих философов, историков, правоведов, и т.д. стал поиск путей их наиболее оптимального, но эффективного взаимодействия и последующего развития.

При этом в рамках настоящей статьи, для целей проведения характеристики взаимодействия права и морали, представляется целесообразным сформулировать определения обозначенных категорий, предлагаемые в науке.

Так, определение морали в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Мораль – совокупность принятых в обществе правил поведения, основанных на общепризнанных представлениях о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем.

В свою очередь, определение права может быть сформулировано следующим образом:

Определение 2

Право – это сформированная в установленном государством порядке система общеобязательных формально определенных правил поведения, выступающих регулятором общественных отношений.

Таким образом, обращаясь лишь к определениям права и морали можно сделать вывод о том, что для обеих рассматриваемых категорий свойственен системный характер и частично обозначенная выше направленность на упорядоченность общественных поведений, однако значительные различия обнаруживаются применительно к источникам формирования соответствующих систем.

Так, если для морали таким источником выступают общепризнанные в обществе представления о добре и зле, то источником формирования и санкционирования права является воля государства, из чего вытекают и многие иные отличия права и морали, о которых подробнее будет сказано ниже.

Понятия морали и права

Замечание 1

Мораль и право — это важнейшие социальные регуляторы общественных отношений, которые обеспечивают их нормальное развитие и функционирование.

Мораль (в переводе с латинского — «нравы») — это форма общественного сознания и ее реализации на практике, которая утверждает тип жизнедеятельности людей, характеризуемый как положительный и общественно необходимый. Мораль оказывает воздействие преимущественно силами общественного мнения.

Виды отражения морали в общественном сознании:

  • народные обычаи;
  • традиции;
  • общепринятые представления;
  • ценностные ориентации.

Структурными компонентами морали являются моральная деятельность и моральные отношения. Моральная деятельность выступает определяющим компонентом, проявляется в поступках. Гегель в труде «Философии права» писал о том, что «человек есть не что иное, как ряд последовательных его поступков».

Моральные отношения — это такие отношения, в которые вступают люди, совершающие моральные или наоборот аморальные поступки. Вступая в моральные отношения, люди приобретают определенные моральные права и возлагают на себя определенные моральные обязанности.

Выделяют три уровня моральных отношений:

  • субординация;
  • интровертность — эквивалентность (между равными по статусу членами группы);
  • экстравертность — неэквивалентность (между членами группы и внешними субъектами по отношению к ней).

Моральное сознание включает знание, постижение, определяющее воздействие и волевое побуждение к моральным отношениям. К моральному сознанию относятся моральное самосознание, самооценка и чувства: угрызения совести, раскаяние, стыд, гордость за свой коллектив и т.д.

Право — это один из мощных социальных регуляторов общественных отношений. Право толкуется как:

  • принудительное требование реализации определенного минимального добра;
  • совокупность правил, которые определяют обязательные взаимоотношения людей в обществе;
  • комплекс установленных правил поведения, которые являются общеобязательными и обеспечивающимися мерами государственного воздействия;
  • воля господствующего класса, возведенная в закон;
  • единство нормы и меры справедливости и свободы, равных для всех и др.

Регулирование общественных отношений при помощи права и морали

Определение 1

Право – это система формально определенных, общеобязательных юридических норм, отображающих волю государства, обеспечивающихся и устанавливающихся им и направленные на урегулирование социальных отношений.

Мораль (нравственность) – это система исторически сложившихся определенных взглядов, норм, принципов, убеждений, оценок, которые выражаются в поступках людей, регулирующих действия с позиций справедливого и несправедливого, добра и зла, поощряемого и порицаемого, честного и бесчестного, совести, благородства, порядочности и многих других подобных нравственных критериев. С этой позиции проводится моральная оценка всех действий и поступков людей, общественных отношений.

Замечание 1

Все моральные понятия, такие как: порядочность, совесть, честь и т. п. оцениваются через категории «добра» и «зла».

Мораль осуждает такие деяния, как правонарушения и преступления. Право и мораль в оценке этих деяний едины. Право и мораль предписывают соблюдать законы, отправления правосудия, действия юстиции и органов правопорядка, что выражается в таких формах, как: анализ различных жизненных ситуаций, разрешение конкретных дел, противоправных действий. Любое противоправное поведение является в тоже время противонравственным.

Право и мораль играют большую роль в регулировании общественных отношений. Основное назначение права и морали — целенаправленное воздействие на характер поведения людей, которое обеспечивает интересы отдельных граждан, социальных групп или социума в целом.

Общие черты права и морали

Право и мораль имеют общие черты и свойства. Основные их общие черты заключаются в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения человека.

Право и мораль имеют общие социальные, экономические, политические условия жизни общества, служат единой цели — гармонизации интересов личности и общества, обеспечению и возвышению достоинства человека, поддержанию общественного порядка. Их единство, как и единство всех социальных норм цивилизованного общества, основано на общности социально-экономических интересов, культуре общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Общие черты права и морали:

  1. Принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности.
  2. Являются основными регуляторами поведения.
  3. имеют общую цель — регулирование поведения людей со стратегической задачей сохранения и развития общества в целом.
  4. Основаны на справедливости как высшем моральном принципе.
  5. Выступают мерой свободы индивида и определяют ее границы.

Кроме того, и первое, и второе:

  • являются надстроечными явлениями над экономическим базисом и обществом;
  • имеют общую экономическую, социально-политическую и идеологическую основу;
  • для них характерна общая цель утверждение в обществе общечеловеческих ценностей;
  • состоят из общих правил поведения, выражающих определенную волю, т.е. направленных на установление и поддержание необходимого уровня дисциплины и порядка в обществе;
  • имеют нормативный характер, и в обоих случаях существуют санкции, предусматривающие негативные последствия для нарушителей нормы;
  • являются средством активного воздействия на поведение людей.

И право, и мораль обладают способностью проникать в самые разные сферы общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются изолированной сферой общественных отношений. Они касаются поведения людей в широких сферах социального взаимодействия.

Принимая это во внимание, а также учитывая «универсальность» морали, ее «вездесущий» и «всепроникающий» характер, можно сделать вывод, что нельзя различать право и мораль по субъективным сферам их действия. Ведь право возникает и действует прежде всего в таких сферах, как отношения собственности и политическая власть

Однако они не изолированы от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы этих отношений. Следовательно, право и мораль не имеют конкретных сфер общественных отношений, которые были бы объективно или пространственно изолированы

Ведь право возникает и действует прежде всего в таких сферах, как отношения собственности и политическая власть. Однако они не изолированы от морали. В то же время действие права выходит далеко за пределы этих отношений. Следовательно, право и мораль не имеют конкретных сфер общественных отношений, которые были бы объективно или пространственно изолированы.

Тесная связь права и морали, обусловленная общими сферами общественных отношений, не означает, что они во всех исторических условиях «работают» однонаправленно, взаимно дополняя друг друга.

Общность права и морали, порождаемая едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального значения, право и мораль формируют стандарты и эталоны, входящие в ценностно-нормативную ориентацию общества. Предписания права и морали вырастают из деятельности людей, образуя «связный ряд общения», приобретая в результате повторения нормативный характер и выступая регуляторами человеческого поведения.

Всеобщность права и морали (по Гегелю) определяется, прежде всего, всеобщностью их субстанции свободы. С одной стороны, Гегель определяет нравственность через понятие свободы: «нравственность есть понятие свободы, ставшее наличным миром и природой самосознания». С другой стороны, Гегель определяет право как «наличное бытие свободной воли».

Следует подчеркнуть, что все политические отношения всегда подлежат моральной оценке (политические действия государства, его внутренняя и внешняя политика, деятельность политических лидеров и т.д.).

Взаимодействие и противоречия морали и права

Право представляет собой социально-этическое явление, а не только политико-юридическое. Право и правовая жизнь в обществе невозможны вне моральных категорий справедливости, добра, совести, свободы, чести, достоинства, ответственности и др.

Связь нравственных принципов и идеалов, которые воплощены в реальные правовые отношения и связи, – подтверждение моральной ценности права.

Один из показателей культурного прогресса общества — это возрастание нравственных начал права, упрочение этических сторон общественных отношений. Право, как бы «вырастает» из нравственности. Право постепенно обособилось от морали.

На взаимодействие морали и права оказывает влияние диалектический закон единства и противоположности права и морали. Например, в обществе с экономическими, социальными, политическими объективными противоречиями, не имеющими в конкретное историческое время надлежащих «противовесов и сдержек», где взрослому трудоспособному индивиду каждый день нужно ломать голову, как прокормить семью, – там растет озлобление людей друг против друга, зависть, негативный нравственный компонент во всех сферах общественных отношений. Общественная мораль вступает в болезненный конфликт с окружающей действительностью, возрастает негативное отношение к институтам публичной власти, организации экономики, образования, культуры и т.д., противопоставление себя правовой системе общества и, как следствие, потеря нравственной базы, снижение эффективности правоохранительной деятельности, поддержки ее населением.

Это противопоставление морали правовой системе общества, наступление в социальной сфере бытия неблагополучных моментов связано с так называемой «двойной моралью» в обществе, то есть с увеличением преступности.

Система права

Система права — это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и согласованности действующих в государстве правовых норм и в то же время делении права на относительно самостоятельные части, т.е. система права — это совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи. Из данного определения видно, что система права состоит из трех основных компонентов: нормы права, институты права, отрасли права, так же могут быть выделены субинституты и подотрасли. Рассмотрим каждый из этих компонентов (структурных элементов) в отдельности:

  1. Норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, зафиксированное или закрепленное государством, обеспеченное его силой, закрепляющее права и обязанности участников общественных отношений и являющееся критерием оценки поведения, как правомерного, так и противоправного. Правовые нормы — это абстрактные модели правомерного поведения, определяют рамки свободы общественных отношений Другими словами, можно сказать, что они устанавливают, что мы можем, должны или не можем делать в случае нормативно определенных обстоятельств. Норма права — это своеобразный «кирпичик права», начальный элемент всего здания права. В результате из этих «кирпичиков» формируются правовые институты, т.е. различные блоки, как в регулятивной, так и в правоприменительной сфере.
  2. Правовой институт или институт права — это обособленная группа правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения в рамках одной отрасли права или на их стыке, т.е. вместе с входящими в их состав нормами они образуют структуру каждой отрасли права. Институт права — относительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что институты права в иерархии структурных элементов системы права занимают второй уровень (это хорошо видно на приведенной схеме): они состоят из норм права; при этом сами являются составным элементом отраслей права. Например, в сфере трудовых отношений существуют, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением к ответственности нарушителей трудовой и производственной дисциплины. Соответственно, институты трудового договора, заработной платы и трудовой дисциплины формируются в трудовом праве.

Отрасль права — это основное (главное) подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом правового регулирования и охватывающее целые разделы и комплексы однородных общественных отношений. Отрасль права не является механическим слиянием норм нескольких институтов. Это целостное образование, характеризующееся рядом свойств, признаков, не присущих правовым институтам. В частности, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и других субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.

Отрасль права содержит полный набор юридических средств, обеспечивающих эффективное функционирование как отрасли в целом, так и каждого из ее компонентов на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом каждая отрасль характеризуется специфическим, только ей присущим набором юридических средств правового регулирования, который позволяет не только объединить нормы права в единое целое, придать им упорядоченный, системный характер и отличить одну отрасль права от другой. Крупные и сложные отрасли права имеют еще один компонент — подотрасль права, которая является целостным образованием, регулирующим определенный вид отношений в сфере правового регулирования соответствующей отрасли права. Например, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяются жилищное право, транспортное право, авторское право, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно сросшихся отраслях (например, в уголовном и гражданском процессуальном праве) подотрасли вообще отсутствуют. Таким образом, система права — это совокупность действующих норм права, объединенных институтами, подотраслями и отраслями в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Общие черты права и морали

Безусловно, о соотношении и взаимодействии двух явлений можно говорить только тогда, когда у них имеются как сходства, так и различия, в связи с чем, представляется целесообразным остановиться на характеристике сходств и различий права и морали.

Так, традиционно первым свойством, в связи с наличием которого принято говорить о единстве правовых норм и моральных предписаний, выступает их общая база – общность социально-экономических и культурных интересов общества в целом, а также присущая любая приверженность к идеалам свободы и справедливости, проявления которых обнаруживаются как при характеристике юридических предписаний, так и при анализе моральных норм.

Кроме того, анализ специальных источников и литературы позволяет сделать вывод о наличии следующих общих черт морали и права:

  • Не являясь единственными нормами социального управления, право и мораль, тем не менее, во все времена признавались наиболее универсальными регуляторами, сфера воздействия которых распространяется на все общество в целом;
  • С обозначенной выше особенностью тесно связан еще один признак: для морали и права характерно наличие общего объекта регулирования, в качестве которого признаются общественные отношения;
  • Несмотря на определенную специфику формирования и развития, в конечном итоге, моральные и правовые нормы имеют общую первооснову – они во всех случаях исходят от общества;
  • Для правовых и моральных предписаний характерна сходная внутренняя структура, которая включает в себя описание самого правила поведения, уточнение условий, при котором соответствующее правило подлежит применению, и, наконец, содержит указание на негативные последствия, наступление которых связывается с нарушением конкретным лицом того или иного юридического или морального требования;
  • В историческом контексте право и мораль выделились из некогда единых обычаев первобытного общества, в содержании которых содержались и требования аналогичные современным юридическим предписаниям, и моральные нормы.

Связь морали и права

Связь морали и права проявляется в:

  • единстве и общности;
  • различии;
  • взаимодействии и взаимообогащении.

Сходство морали и права исходит от выполнения общей социальной функции: они имеют нормативный характер, выступают как средства и регуляторы общественных отношений, отражающие фундаментальные потребности и чаяния общества.

Различия морали и права:

  • нормы права «пишутся», официально провозглашаются публичной властью;
  • нормы морали имеют всеобщий характер, живут в основном в общественном сознании.

Правовая ответственность четко определена и зафиксирована в законодательстве. Мораль исходит из общей мотивации людей позитивно-ориентированной направленности.

Единство и общность морали и права имеют место, потому что:

  • выражают стремления, потребности значительной части общества;
  • закрепляют соотношение базовых интересов государства, общества и личности;
  • их требования к каждому человеку равны вне зависимости от его принадлежности к национальности, его пола, социального статуса;
  • имеют одинаковые оценочные критерии поведения людей;
  • опора морали на метод убеждения, право тоже выполняет функцию нравственного воспитания.

Нормы административного и уголовного права, которые предусматривают ответственность, в частности, юридическую, направлены на утверждение принципов морали и на охрану нравственности. Право и мораль находятся во взаимодействии и всесторонне взаимосвязаны. Во взаимоотношениях морали и права прослеживается главная закономерность, которая заключается в том, что мораль от права неотделима, выступая одной из сторон отношений права. Проявление ценностной характеристики права — моральность.

Нормы права регулируют самые существенные сферы общественных отношений, а мораль — как охваченные, так и не охваченные этим контролем и воздействием сферы отношений и жизнедеятельности людей.

Заключение

Данная курсовая работа была посвящена теме: «Соотношение правовых и моральных норм». Среди всех социальных норм моральные и правовые нормы являются основными регуляторами поведения человека, обладающими наибольшей ценностью и социальным эффектом. Они распространяются на все общество, близки по содержанию, взаимно дополняют друг друга, определяются прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и другими факторами, являются средством выражения гармонизации личных и групповых отношений. Право и мораль являются фундаментальными историческими ценностями, показателями цивилизованного общества его социального и культурного прогресса. Анализируя соотношение права и морали, можно сделать вывод, что реализация правовых норм во многом обусловлена тем, насколько они отвечают требованиям морали. Нормы права не должны противоречить позитивным основам общества. В то же время требования общественной морали обязательно учитываются органами государственной власти при разработке нормативных актов государства.

Оказывая влияние на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка. Функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего общественного порядка. В сознании личности присутствуют такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание человека, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение. Через право осуществляется защита моральных норм и нравственных устоев. Служебная функция морали во взаимодействии с правом выражается в том, что мораль возвышает качество правового и в целом всего социального порядка. Это прослеживается в действии правового положения «Разрешено все, что не запрещено законом» при регулировании общественного порядка. Реализацию этого принципа нельзя понимать абсолютно, в том смысле, что человек должен руководствоваться только названным принципом. В сознании человека существуют такие факторы, как ответственность, совесть, честь, достоинство, долг, которые проникают в правосознание человека, взаимодействуют с ним, корректируют его правовое поведение.

Эффективность правовых норм, их реализация во многом определяется тем, насколько они отвечают требованиям морали. Чтобы правовые нормы работали, они, как минимум, не должны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответствовать моральным взглядам общества.

Любое нарушение норм права является аморальным поступком, но не каждое нарушение моральных норм является противоправным поступком. В некоторых случаях закон помогает избавить общество от устаревших моральных догм.

В процессе регулирования общественных отношений мораль и право также системно взаимосвязаны и оказывают взаимное влияние друг на друга. К важнейшим ценностям общества, наряду с жизнью и здоровьем людей, относятся мораль и общественная нравственность. Государство с помощью правовых средств обеспечивает методы и меры их защиты. Таким образом, развитие государства возможно только при взаимодействии права и морали.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: