Начало эпохи Владимира Путина
Став премьер-министром России, а впоследствии исполняющим обязанности президента, В. В. Путин сразу целенаправленную и дальновидную политику. Первым его мероприятием стало решение чеченского вопроса.
В августе 1999 г. начались бои с чеченскими террористами, вторгшихся в Дагестан. Вызовом для российского общества стали террористические взрывы в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват чеченцами заложников в театре на Дубровке в Москве. В течение конца 1999 – 2000 гг. российская власть была вынуждена принимать оперативные меры, и ценой длительных усилий и заметных потерь она смогла взять под свой контроль Чечню. В боевых действиях погибло более 3 тысяч российских солдат. Однако нарастающую волну терроризма и сепаратизма была остановлена.
Замечание 1
Решительность, последовательность и четкая программа действий. Путина получила одобрение большей части российского общества, которая устала от политической и экономической неопределенности 1990-х гг., а поэтому с радостью воспринимала установление власти «сильной руки», «хорошего хозяина».
Успех в чеченской войне закрепил рейтинг Путина и ему удалось получить поддержку россиян сначала на парламентских, а затем и на президентских выборах 2000 г. Благодаря этому президент Путин мог опереться на депутатов парламента. В результате был немедленно принят налоговый кодекс, реформировано вертикаль власти. В конце 2000 г. принят новый закон о партиях.
Важным вызовом для нового президента стала гибель атомной подводной лодки «Курск» осенью 2000 г. В. Путин принял адекватные меры, чтобы ликвидировать негативные последствия аварии и начать восстановление мощи российского флота, модернизировать российскую армию.
Внутренняя политика
1991 год запомнился в истории России референдумом о сохранении СССР, августовским путчем, спадом экономики и кризисом снабжения городов, а также Беловежскими соглашениями, которые означали юридическое упразднение СССР.
Рис. 1. Борис Ельцин. Выборы 1996 года.
За краткий срок предстояло решить ряд проблем:
- Переход к рыночной экономике, включая приватизацию предприятий и либерализацию цен.
- Ликвидация товарного дефицита.
- Введение новой валюты.
- Принятие новой конституции.
Большая часть этой работы была проделана в 1992–1993 годах, когда главами правительства были Егор Гайдар и Виктор Черномырдин. Последний занимал эту должность до начала 1998 года.
Предпринятые правительством Гайдара меры «шоковой терапии» не встретили понимания населения из-за высокой инфляции, роста безработицы, падения производства и снижения потребления продуктов при исчезновении дефицита.
Ключевым политическим событием 1993 года стало противостояние Ельцина и Верховного Совета, достигшее горячей фазы 3–4 октября 1993 года. Противником Ельцина был вице-президент Александр Руцкой.
12 декабря 1993 года была принята новая конституция, заменившая прежнюю советскую 1977 года. Через год началась первая чеченская война, в ходе которой российская армия пыталась ликвидировать очаг сепаратизма в Чечне. В результате в августе 1996 было заключено перемирие, а спустя три года боевые действия начались вновь и завершились победой России в 2000 году.
В 1996 году выборы президента выиграл Борис Ельцин, что было очень странно, учитывая его низкий рейтинг за несколько месяцев до выборов. В августе 1998 года в стране произошёл дефолт из-за просчётов в социально-экономической политике. Новое правительство Примакова на рубеже 1998–1999 годов стабилизировало экономику, а в августе 1999 года премьер-министром страны стал Владимир Путин.
С января 2000 года Путин исполнял обязанности президента, а в марте был избран на этот пост, получив 52 % голосов. Его первый срок был относительно успешным, росла экономика, снизилась инфляция и внешний долг. В 2004 году он был избран на второй срок, набрав 71 % голосов, а ведущей политической силой стана партия «Единая Россия».
Рис. 2. Борис Ельцин и Владимир Путин. 2000 год.
Внешняя политика
Внешнеполитическое ведомство в 1990-е — начале 2000-х годов возглавляли:
- Андрей Козырев до начала января 1996 года;
- Евгений Примаков до сентября 1998 года;
- Игорь Иванов до марта 2004 года;
- Сергей Лавров.
Внешняя политика в 1990-е была не особой успешной. После распада СССР было создано СНГ, России пришлось налаживать отношения с его членами, некоторые из которых, например Армения и Азербайджан, оказались на грани войны.
В начале 1990-х прекратилась поддержка разных государств социалистической ориентации в Африке, Азии и Латинской Америке. В 1994 году завершился вывод войск из Германии.
Заметным внешнеполитическим успехом стало создание Союзного государства с республикой Беларусь в 1997 году, а также вступление России в «Большую семёрку» — неформальный международный клуб.
Большой проблемой российской внешней политики стало расширение блока НАТО на востоке. В него вошли не только бывшие государства ОВД, но и три страны экс-СССР — Латвия, Литва и Эстония. При этом были успехи на востоке — создание Шанхайской организации сотрудничества и проведение её первых саммитов в Москве, Алма-Ате, Бишкеке и Душанбе.
Рис. 3. Карта России и СНГ. 2000 год.
Что мы узнали?
На рубеже XX–XXI веков Россия пережила ряд трудностей, связанных с распадом СССР и его экономическими и внешнеполитическими последствиями. Период президентства Ельцина был неудачным, в первую очередь из-за спада экономики, с 2000 года наступило улучшение.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Мировое хозяйство
Определение 1
Мировое хозяйство – это совокупность национальных хозяйственных систем, сложившихся под влиянием исторических, социальных, природно-климатических и политических факторов.
В основе формирования мировой экономики лежит международное разделение труда. Оно подразумевает закрепление за страной определенного рода деятельности, который считается наиболее эффективным для нее в силу объективных параметров. Факторами международного разделения труда являются:
- Природно-географические условия.
- Региональная экономическая интеграция.
- Скорость и готовность к научно-техническому прогрессу.
- Особенности установления внешнеэкономических связей страны.
- Различия в уровнях технического и технологического развития стран.
Мировое хозяйство развивается вместе с потребностями человечества. Доиндустриальная стадия заняла длительный период до семнадцатого века и начала Промышленной революции. Для нее характерны сельское хозяйство и централизованная власть знати. Основным методом международного взаимодействия была торговля. Появление машинного производства усилило связи между странами. Национальная экономика отдельных стран получила возможность выходить за государственные границы. Возник мировой рынок капитализма.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков завершилось формирование мировой системы международных связей. Сегодня для мировой экономики характерны тенденции глобализации и всеобщей интеграции в единое пространство. Но у этой ситуации есть и обратная сторона. Кризисы быстро распространяются на все экономики. Получается, что странам необходимо удерживать относительную стабильность, иначе пострадают не только они, но и вся система в целом. Сегодня правительства разных стран ищут баланс между интеграцией и сохранением экономической независимости и стабильности.
Таким образом, мировая экономика представляет собой совокупность крупных хозяйственных субъектов и отношений между ними, регулируемых международными организациями, соглашениями и договорами.
Перспективы участия России в мировом хозяйстве
После пандемии коронавируса показатели мирового хозяйства существенно просели. Эксперты ожидают, что восстановление экономики будет неравномерным. Считается, что уровень вернется к докризисному благодаря экономике Китая. Однако, объем мировой торговли снизился почти на 10%. Так же произошло серьезное сокращение прямых иностранных инвестиций, что так же повлияло на экономику мира.
Россия относится к развивающимся странам, поэтому прирост ее ВВП является относительно неплохим по отношению к развитым странам. Однако, затянувшийся кризис и другие события привели к существенному сокращению прямых иностранных инвестиций. Эксперты ожидают, что Россия сможет выйти на нормальные темпы роста только к 2030 году.
Чтобы занять серьезное положение не мировой арене, нашей стране необходимо решить ряд вопросов:
- Серьезное технологическое отставание от передовых держав.
- Внедрение технологий оборонной промышленности.
- Ограниченное число международных партнеров.
Российский основной фонд сильно изношен и требует модернизации. Инновационной активности в разных отраслях экономики недостаточно
Особое внимание необходимо уделять энергетике и нефтедобыче, то есть отраслям, где Россия является исторически сильной державой
Отставание по объему военных расходов от США и Китая только усиливается. Поэтому необходимо пересмотреть метод построения отношений с другими странами с точки зрения дипломатического процесса, а не с точки зрения силы.
Основным торговым партнером на ближайшие 10-15 лет остается Европейский Союз. Поэтому это направление необходимо усиливать и углублять. Страны ЕС могут предоставить информационные услуги, сложное оборудование и иные инновационные технологии, которых в России еще нет. Эксперты ожидают, что рост экономики к 2035 году позволит достичь ежегодного прироста ВВП в 4%. Задача заключается в развитии неэнергетического экспорта.
Россия идет по своему уникальному пути развития, который необходимо учитывать в рамках принятия политических и экономических решений, а также установления связей с другими странами.
Успехи в экономике
Параллельно происходило существенное улучшение состояния российской экономики. Экономические успехи страны были бы невозможны без проведения ряда реформ – пенсионной, земельной, банковской, монетизации льгот. Они позволили России перейти к рыночным методам управления экономическими процессами, улучшить ситуацию в промышленности и сельском хозяйстве. Успехам российской экономики способствовал также рост мировых цен на нефть, газ и другие природные ресурсы. В результате доходы федерального бюджета возросли в несколько раз. При этом поступления от продажи энергоносителей составили почти 60 %. Выросли объемы производства промышленности, особенно оборонной (Россия стала крупнейшим экспортером оружия в мире после США). Фактически с 2000 до 2008 г. восстановлена российская автомобилестроительная, текстильная отрасли промышленности.
Значительных достижений достигнуты и в сельском хозяйстве, которое в 2000 г. впервые за почти сто лет стало рентабельным. Возросли площади технических культур – пшеницы, сахарной свеклы, картофеля, табака, рапса. В 2002 г. в России был собран рекордный в ее истории урожай зерновых культур. За год до этого был принят Земельный кодекс.
Важным этапом реформ стало трансформации судебной системы. Появился суд присяжных. Благодаря изменениям в судопроизводстве стало возможным проведение уголовных процессов над рядом российских олигархов – Б. Березовским, В. Гусинским, М. Ходорковским и др.
Постепенно в государственную собственность была возвращена большая часть стратегических предприятий и монополистов по добыче природных ресурсов.
Внешняя политика России в начале XXI века
Замечание 2
В. Путин, возглавив Российскую Федерацию, проводил активную внешнюю политику. Российская власть сотрудничала с США, странами НАТО в вопросах мировой безопасности и борьбы с терроризмом. Российская Федерация была признана страной с рыночной экономикой.
Однако взаимоотношения России с США оставались сложными. В 1999 – 2001 гг. отношения России с НАТО были откровенно враждебными из-за войны НАТО с Сербией.
В 2001 г. в Москве было открыто представительство НАТО, а в следующем году заключен договор о сотрудничестве. Все же Россия категорически против продвижения НАТО на восток и, в частности, против вступления в эту организацию новых стран.
Чрезвычайно динамично развиваются отношения России со странами Азии, в частности с Китаем. В 2001 г. Россия и Китай заключили многосторонний договор о дружбе, добрососедстве и экономическое и военное сотрудничество. В июне 2001 г. Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества. Это фактически новый военно-политический блок, влияние которого в мире постоянно растет.
Позиция России в мировом хозяйстве в начале XXI века
Участие в мировом хозяйстве в современном мире является необходимостью. Затянувшийся переходный период российской экономики не дает в полной мере участвовать в мирохозяйственных связях. Лишь в некоторых сферах Россия занимает лидирующее или одно из основных мест на мировой арене. Речь идет о торговле энергоресурсами.
Исторически сложилось так, что Россия является самым крупным государством, богатым природными ресурсами. Активная разработка нефтяных и газовых месторождений началась с семидесятых годов прошлого века, когда СССР смог выйти на мировой рынок, потеснив крупнейших экспортеров энергоресурсов. Сегодня основными статьями дохода нашей страны по-прежнему от экспорта являются нефть и газ. Еще одним историческим видом доходов являются доходы от продажи зерна и леса.
Россия еще со времен СССР является одним из экспортеров продукции тяжелого машиностроения, но другие его отрасли развиты хуже. Особенно это касается инновационных и наукоемких отраслей экономики. Несмотря на поставки энергоресурсов за рубеж, нефтехимическая промышленность страны серьезно уступает западным компаниям и не может конкурировать своими продуктами на мировом рынке.
Военно-промышленный комплекс остается одним из сильнейших в мире. Он до сих пор получает целевое финансирование.
Проблема экономики заключается в том, что она представлена в основном крупными компаниями, не способными составить конкуренцию иностранным корпорациям. В России ведется политика протекционизма и вводятся меры по стимулированию внутреннего производства и импортозамещения.
Результаты первого десятилетия
Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей истории фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.
Таблица 1
Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.
Таблица 2
Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.
«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.
Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.