Организация коллективного творческого дела

Понятие коллективной творческой деятельности | обучонок

Технология реализации КТД

Выполнение коллективного творческого дела происходит по определенной схеме. КТД является технологичной деятельностью, что обусловлено последовательностью совершаемых операций в ходе реализации КТД, с применением педагогических методов и приемов, ориентированных на построение системы взаимодействия между участниками коллектива в ходе реализации дела. Производится обсуждение целей и задач, которых необходимо достичь при выполнении коллективных действий, обсуждаются сами действия и прогнозы их осуществления, а также реализуется импровизация.

Технология коллективного творческого дела включает несколько стадий реализации коллективного творчества:

Предварительная подготовка. На этой стадии происходит составление образа объекта, который необходимо создать. Формулируются цели и задачи деятельности, выдвигаются различные идеи и варианты реализации проекта. Педагогу необходимо мотивировать детей на выполнение коллективного творческого дела, заинтересовать их выполнением полезного и увлекательного дела.
Составление коллективного плана деятельности. Коллективный план предполагает детальную проработку деятельности, с выяснением вопросов о том, что за продукт будет создаваться, для чего и для кого, чем он будет полезен и для чего нужен. Производится выбор ответственных лиц за отдельные направления деятельности.
Коллективная подготовка к реализации КТД. Производится конкретизация плановых мероприятий, а также создается Совет дела, отвечающий за его подготовку и реализацию. Это самая длительная и трудоемкая стадия. На ней учащиеся могут столкнуться с трудностями выполнения дела, сложностями управления коллективной работой

Важно, направить детей и оказать им поддержку на этой стадии, чтобы не охладить их стремление к участию в КТД. Происходит составление сценария реализации дела, разрабатываемого Советом дела

Происходит распределение ролей между участниками коллектива, каждый получает свое задание и выполняет его.
Реализация КТД. На этой стадии происходит реализация плана коллективных действий и создание творческого продукта.
Оценка и анализ коллективной работы. Подводятся итоги деятельности, выявляются ее положительные стороны и недостатки.
Формулирование последующих действий. Формулируется опыт коллективной работы и делаются выводы о последующей реализации коллективных творческих дел, с учетом сделанного анализа работы.

Понятие коллективной творческой деятельности

Коллективно-творческая деятельность (КТД) – старшие помощникинаставники

Так же данная форма работы с детьми позволяет проводить воспитательную работу (Иванов Игорь Петрович); это определение может быть также направлено на школьников и учителей. Если говорить кратко, то это мероприятие, где команды придумывают какие-либо номера, песни, танцы, сценки, рисунки и т.п. Это отличный способ занять детей и обучить их новым навыкам.

Понятие “Коллективное творческое дело” (КТД) было введено в середине 60-х годов 20 века. Прежде всего многолетняя работа по творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А. С. Макаренко привела к необходимости вычленить такое звено в этом наследии, в котором в наиболее глубокой форме выражалось бы существенное отличие ее от традиций чрезмерной опеки, авторитаризма и “свободного воспитания”. Это основное звено современной методики воспитания, создавшейся трудами всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.

Продолжил педагогическое наследие А. С. Макаренко и стал его последователем Игорь Петрович Иванов. Педагоги считают академика И. П. Иванова изобретателем методики КТД, создателем педагогики, о которой говорят, как о “педагогике сотрудничества”, называют ее «коллективное творческое воспитание», «воспитание по Иванову».

В педагогической теории и практике коллективное творческое дело (КТД) определено как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта)

При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа создавала его впервые

Коллективное творческое дело это:

Дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
Оно — коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и их педагогов (вожатых), как их общая забота

Это такая организация дела, при которой у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение (анализ) совместных действий.
Оно — творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений важной задачи. Оно не только выполняется, но и организуется сообща — задумывается, планируется, оценивается

Следует подчеркнуть, что творчество — это не абсолютная новизна или создание чего-то уникального, никогда ранее не существовавшего (хотя может встречаться и такое). Скорее это отступление от инерционного, типового, единообразного. Это новое в старом опыте, старое — в новом деле, это субъективное творчество — изобретение и открытие, сделанное впервые одним ребенком или коллективом ребят, это личное творческое начало.

Правила организации и структура КТД

Коллективное творческое дело имеет определенную специфику организации и внутреннего строения.

Структура КТД включает в себя следующие компоненты:

  1. Коллективное решение о том, что требуется провести определенное творческое дело.
  2. Составление коллективного плана работы по созданию творческого продукта.
  3. Подготовительные мероприятия коллективного характера.
  4. Реализация действий по проведению КТД.
  5. Коллективный анализ проделанной работы.
  6. Принятие коллективного решения о последующих действиях.

Коллективное творческое дело имеет огромный воспитательный потенциал. Однако, его эффективная реализация возможна лишь при соблюдении ряда правил его организации. К ним относятся:

  1. Строгое соблюдение последовательности действий и стадий по реализации КТД. Недопустимо форсировать этапы реализации КТД т.е. нельзя пропускать их, обещая вернуться потом, сокращать, педагог может помогать воспитанникам в выполнении каких-то действий, но делать их за них, требуется оставаться старшим помощником в данном деле;
  2. Реализация КТД должна производиться с опорой на предыдущий опыт подобной работы, а также иные внешкольные знания и практические навыки;
  3. В КТД должна быть обязательно реализована идея заботы о себе и других членах коллектива, оказание помощи и поддержки другим людям и проявление заботы к окружающей среде и объектам, созданным руками и трудом человека;
  4. Педагог выступает лидером в организации КТД, но его лидерство проявляется не в строгом управлении коллективной работой в постановке целей и задач деятельности, знании способов их достижения и ознакомлении с ними детей, мотивировании коллектива к выполнению дела и создании благоприятной психоэмоциональной атмосферы для его реализации.

Замечание 1

Любое дело может стать коллективным, если его организаторы и исполнители становятся членами одного коллектива, имеют общую цель своей деятельности.

Публикация «Описание этапов организации деятельности учащихся по подготовке и реализации КТД» размещена в разделах

  • Школа. Материалы для школьных педагогов
  • Темочки

2. Вторая стадия – Коллективное планирование, разработка проекта КТД. Коллективное планирование осуществляется на общем сборе коллектива. При коллективном планировании Вы вместе с воспитанниками должны решить следующие задачи: — выбрать направление деятельности; — детально определить содержание деятельности; — распределить обязанности между участниками деятельности (не только что и кем, но и каким способом должно быть сделано); — установить сроки выполнения деятельности; — решить, когда. Цель: помочь каждому найти дело по душе, обеспечить возможность каждому стать причастным к выработке общей перспективы через включение в структуру отношений коллективного творчества.

3. Третья стадия – Педагогическое значение. В процессе подготовки КТД воспитанники применяют имеющиеся у них знания и опыт ценностного взаимодействия. При этом дети приучаются самостоятельно выполнять принятые решения. Именно на этой стадии КТД складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями, традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей.

4. Четвертая стадия — Проведение КТД. На этой стадии осуществляется план, составленный советом дела. Проведение КТД – это ещё и подведение итогов подготовки к нему : школьники в разных формах демонстрируют опыт, накопленный ими в процессе планирования и подготовки. Цель: индивидуальное присвоение совместно сформированного опыта заботы и гражданского отношения к окружающей жизни и себе.

5. Пятая стадия — Коллективное подведение итогов. Это снова может быть общий сбор коллектива. Сразу перед всеми участниками дела или сначала внутри групп каждый высказывает своё мнение, обсуждаются положительные и отрицательные стороны подготовки и проведения КТД, удачные находки и просчёты в планировании, которые выявились при подготовке и проведении. При коллективном подведении итогов главное, чтобы все участники КТД размышляли о приобретённом опыте (как собственном, так и опыте своих товарищей, учились анализировать, оценивать, извлекать уроки на будущее. (что было хорошо? Что не получилось? Почему? Как сделать, чтобы было лучше). Цель: коллективная рефлексия, закрепляющая индивидуальное отношение к происходящему.

6. Шестая стадия – Ближайшее последствие. Стадия последействия заключается в том, чтобы использовать накопленный в ходе КТД, обобщё нный и пережитый на финишном сборе коллективный опыт в дальнейшей работе: закреплять положительный опыт и изживать негативный). Это значит: — как можно быстрей, пока опыт не забылся, приступать к коллективной реализации предложений, которые были высказаны при подведении итогов. — учитывать в новом КТД ошибки и недочёты предыдущего. — в следующем КТД включать в более активную работу тех, кто мало потрудился в предыдущем. — от дела к делу добиваться роста самостоятельности воспитанников и качества результатов КТД. Цель: использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: