Организация безопасной больничной среды
Безопасная больничная среда — это среда, в наибольшей мере обеспечивающая медицинскому работнику и пациенту условия безопасности и комфорта, которые позволяют обеспечить удовлетворение всех жизненно важных потребностей.
Факторы агрессии больничной среды:
- физический (травмирующий) фактор — профессионализм медицинского персонала по соблюдению требований техники безопасности при использовании источников ультрафиолетового, радиационного воздействия, правил биомеханики при транспортировке или перемещению пациента, оборудования, приборов;
- воздействие облучения;
- инфекционный (микробный) фактор — возникновение постинъекционных осложнений, больничная среда может способствовать заражению гепатитом, гриппом, туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, сальмонеллезом;
- токсический (химический) фактор — развитие аллергических реакций, контактных дерматитов при использовании кожных антисептиков, стерилянтов, дезинфектантов, медикаментозных средств;
- психологический (стрессорный, эмоциональный) фактор — психологическая поддержка пациентов и их родственников, создание благоприятной эмоциональной обстановки в отделении.
Факторы риска в работе медицинского персонала: загрязнение атмосферного воздуха, перемещение тяжестей, некачественное водоснабжение, нарушение санитарных инструкций и правил, воздействие шума, контакт с отходами, воздействие ионизирующего излучения, токсических и канцерогенных веществ, обслуживание большого количества пациентов.
Безопасная больничная среда создается лечебной организацией и проведением конкретных мероприятий:
- режим инфекционной безопасности — дезинфекция, дезинсекция, стерилизация, дератизация;
- мероприятия, направленные на обеспечение личной гигиены пациента и медицинского персонала — личная гигиена больного (своевременная смена постельного и нательного белья, уход за кожей и слизистыми, профилактика пролежней, обеспечение мочеприемником или судном и др.), личная гигиена медперсонала (использование спецформы, чистота рук и тела);
- лечебно-охранительный режим лечебно-профилактического учреждения.
Режим двигательной активности пациента назначает врач при поступлении больного с соответствующей отметкой в листе назначения и согласно его состоянию. Режим с течением времени может меняться с более строгого на менее строгий и наоборот. Режим двигательной активности включает: строгий постельный, постельный и палатный режимы; свободный или общий режимы. При заболеваниях больной может принимать в постели разные положения: активное, пассивное, вынужденное. При этом принимаемое больным положение не всегда совпадает с режимом двигательной активности.
Лечебно-охранительный режим в отделении
Быстрейшему выздоровлению пациента призван способствовать лечебно-охранительный режим в отделении ЛПУ — совокупность мероприятий:
- лечебных;
- профилактических;
- психологических;
- санитарно-противоэпидемических;
- этико-деонтологических.
Создать должным образом лечебно-охранительный режим в отделении — первоочередная задача всех сотрудников во главе с администрацией. Организация работы персонала должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить пациенту максимально мягкое изменение уклада его жизни.
Несмотря на обязательное соблюдение распорядка дня, больные должны чувствовать себя в отделении комфортно, знать, что о них заботятся внимательные и грамотные медицинские работники. Роль медицинской сестры в организации и соблюдении лечебно-охранительного режима в стационарном отделении очень значима. Сестринский персонал должен создать доброжелательную обстановку по отношению ко всем пациентам, соблюдая все правила этики и деонтологии.
Необходимо следить за тем, чтобы больные питались вовремя и в достаточном количестве. При необходимости медицинская сестра занимается кормлением больных. При категорическом отказе пациента от приема пищи — срочно сообщить врачу о поведении больного.
Важным является и полноценный отдых больных. Медицинская сестра обязана следить за соблюдением тишины и покоя во время тихого часа и ночного сна. Необходимо разъяснять младшему персоналу, что во время отдыха пациентов не следует производить уборку в палатах.
Двигательную активность пациентов также предусматривает лечебно-охранительный режим в отделении в зависимости от профиля. Если пациенту нужно ограничить движения (например, при инфаркте миокарда, гипертоническом кризе), медицинская сестра и младший персонал следят за выполнением больным постельного режима, помогают ему осуществить необходимые потребности. При назначении врачом пациенту лечебной физкультуры медицинская сестра обеспечивает своевременное посещение инструктора по ЛФК.
Беседы с пациентом — часть лечебно-охранительного режима. Медицинские сестры должны вселять уверенность пациента в выздоровлении, подбадривать его, отмечать успехи. При этом важна искренность и доброжелательность.
Сам за себя лечебно-охранительный режим в отделении говорит о существующем распорядке дня, с которым пациента знакомят еще в приемном покое.
Приказ №1204 «О лечебно-охранительном режиме в лечебно-профилактических учреждениях»
Еще интересное на сайте:
Работа медсестры в стационаре | Работа медсестры в поликлинике | Стандарты деятельности медсестры |
Оценка работы медсестры | Медсестра в психиатрии | Модели сестринского дела |