Понятие науки как социального института

Понятие науки как социального института

Научная парадигма Томаса Куна

Кун впервые предложил проанализировать развитие науки не как последовательное накопление знаний и развитие гипотез, а как постоянно сменяющиеся научные парадигмы. Он ввел в социологию это понятие, которой отвел решающую роль.

По мнению Куна, парадигма — признанные всеми членами сообщества достижения, которое в течение определенного времени дает модель постановки проблемы и её решения внутри всего объединения.

Таким образом, Кун считал, что в определённый момент времени и на определенном этапе, ученые приходят к консенсусу по поводу конкретных базовых законов и методов. Именно это и формирует научную парадигму. Когда новая теория сформирована, наступает стадия нормальной науки.

Важно понимать, что на этой стадии все ученое сообщество мыслит в рамках парадигмы. Какие-то критические замечания в основном опровергаются и объясняются ошибками в экспериментах или другими подходами

Когда появляются кардинально новые доказательства, которые полностью изменяют картину мира и парадигмы, происходит научная революция и смена модели научной деятельности. После этого сообщество ученых заново принимает какую-либо новую теорию. Все это повторяется, и таким образом наука эволюционирует.

Наглядным примером является развитие физики. Вначале существовала Ньютоновская модель мира, затем парадигма сменилась на теорию относительности Эйнштейна, а в середине двадцатого века она была заменена моделью Вселенной Стивена Хокинга.

Общая классификация

На протяжении своего развития человечество пыталось создать детальную классификацию области всех знаний. Первые удачные попытки относятся к периоду античности, когда Аристотель сформировал три разновидности: теоретику, практику и творчество. Высшей группой здесь считались теоретические науки, которые мотивировали человека искать смысл жизни с помощью регулярных глубоких наблюдений за окружающим миром.

Марк Теренций Варрон представил несколько подтипов науки, которые, по его мнению, заслуживали детального изучения. Сюда относились грамматика, диалектика, риторика, геометрия, арифметика и астрология. Категоризация мусульманских учёных выглядела более упрощенной и состояла из арабских и иностранных наук.

В Средневековье социум имел уже четыре группы основных наук:

  1. Теоретика.
  2. Практика.
  3. Механика.
  4. Логика.

Позже категории выглядели по-другому, были приняты во внимание познавательные способности личности. Стереть старую классификацию из истории не удалось, но группы усовершенствовались, появилась история, теоретические науки и отдельная группа для творчества и искусства.

Логический тип включал в себя несколько типов материи, которые располагались строго иерархически и с каждым новым уровнем совершенствовались. Исторический тип означал развитие и усложнение видов наук за счёт роста от простого к сложному, он показывал и влияние эволюции. Классификация такого типа носит линейный характер и считается одной из наиболее популярных для точной характеристики науки в целом. Советский учёный Кедров взял за основу классификацию Энгельса, поделив её на природу и человеческое влияние. Каждый вид имеет свои подтипы, которые включают те или иные науки.

Сейчас научный процесс не стоит на месте и активно развивается, создаются новые методы исследования, совершенствуются инструменты для процесса, выделяются новые предметы и интересные объекты. Вполне возможно, что в будущем классификация будет изменена и усовершенствована новыми идеями и фактами.

Правила этоса и институционализация

В науке этос не имеет отчетливо выраженного ценностного измерения. По своему определению научные знания призваны дать объективную картину мира.

Мертон выделил основные правила:

  1. Универсализм, означающий, что все взгляды и высказывания должны быть универсальными. То есть быть справедливы и применимы абсолютно везде, вне зависимости от того, в какой среде или обществе высказано и используется то или иное утверждение.
  2. Правило коллективизма. По нему предполагается передача результатов своих исследований в пользование всем.
  3. Бескорыстие. Мертон считал, что ученые должны безвозмездно отдаваться своему делу в целях постижения истины. Они не могут иметь материальных, корыстных интересов.
  4. Организованный скептицизм. Под этим понятием предполагается критическое отношение к результатам исследований. Учёный должен быть готов к критическому восприятию результатов, к которым он пришёл в процессе своей исследовательской работы.

В этом вопросе ученые достаточно схожи во мнениях. Примерным началом её институционализации сегодня признаны первые годы XVII века.

Это связано с возникновением первых профессиональных научных сообществ и усилением значимости университетов в европейских странах. Первым таким объединением ученых считается Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе, появившееся в 1662 году.

Затем стали возникать академии:

  • 1666 год во Франции;
  • 1700 год в Германии;
  • 1724 год в Санкт-Петербурге;
  • 1739 год в Швеции.

Список литературы

  1. Казарян В.П. Философия науки. Учебное пособие. М.: Макс-пресс, 2003 г.
  2. Келле В. Ж. Наука как компонент социальной системы. М.: Наука, 1988 г.
  3. Холтон Дж. Тематический анализ науки. М.: Прогресс, 1981 г.
  4. Доброе Г. М. Наука о науке. Начало науковедения. Киев: Наукова Думка, 1989 г.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Морфология человека: современные направления исследований
  • Учение Платона о материи
  • Учение о движении в физике и космологии Аристотеля
  • Гидростатика Архимеда
  • Роль астрономии в формировании и развитии классической механики
  • Проблема относительности движения
  • Основные функции социологии, главные сферы её применения
  • Теории происхождения общества
  • Современные формы социального неравенства
  • Мое здоровье принадлежит только мне
  • Место традиций в жизни современного человека
  • Основные теории зарождения жизни на земле

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

История развития и признаки

Развитие письма повлекло за собой развитие общества и формирование человека как высокоморального думающего существа. С древних времён возникали зачатки разных наук, которые через столетия смогли разрастись и дать плоды. Ярким примером первых учёных являются философы Древней Греции и Рима, основным занятием которых был поиск смысла жизни и человеческой истины.

Первая классификация общих знаний появилась в Древней Греции и позже стала использоваться по всему миру. В XVI—XVII вв. произошло ускорение в развитии науки. Это отразилось на технике и технологиях, человечество начало активно прогрессировать, формируя целые научные институты. С этого периода началось удвоение количества экспериментов и исследований всех сфер человеческой деятельности. Были сформированы такие институты:

  1. Социальный.
  2. Гуманитарный.
  3. Природный.

Благодаря чередованию экстенсивных и революционных периодов развитие науки ускорилось. Это положительным образом сказалось на углублении принципов познания, увеличении классификаций и создании новых категорий. Активно развиваются фундаментальные и прикладные исследования. В этот период сформировались основные признаки науки:

  1. Исследования человека являются знаниями, которые зафиксированы в определённой системе знаков и составлены на основе чётких правил. Изучение не может возникнуть без материальной базы или произойти произвольно, это регламентированный общественный процесс.
  2. Наука должна фиксироваться на языковом уровне. В устной форме передача большого объёма данных негативно сказывается на эффективности и длительности исследований.
  3. Наука состоит из знаний, которые постоянно изменяются и расширяются. В процессе экспериментов и поисков ответов на волнующий общественный сегмент вопросов знания расширяются.

Процесс изучения состоит из предмета, над которым проводится опыт, ряда теорий и гипотез, которые нужно доказать или исключить в процессе работы. Наука не может рассматриваться без методов и фактов, а также детального описания эмпирического материала.

Общая характеристика

Научные исследования требуют детального изучения, регулярного сбора данных и системного анализа уже имеющихся ведомостей. Предметом наблюдения являются природные или общественные явления на протяжении определённого отреза времени.

Ряд гипотез, которые подтверждаются фактами, признаются за законы природы или общества в зависимости от того, что выступало предметом изучения. Учёные выделяют несколько ключевых моментов, на которых держится развитие и эффективное функционирование знаний. К этим основам относится:

  1. Практическое применение эксперимента и регулярное наблюдение. В процессе важен опыт, который человек получает и может использовать повторно на других примерах.
  2. Логические доказательства, полученные после завершения исследования. Понятие науки не может включать в себя непроверенные или придуманные элементы, ведь для учёных важны реальные факты.
  3. Математическое воплощение природных процессов. Перевести в цифры окружающий мир без необходимых формул и использования опыта предыдущих исследователей нереально, поэтому наука развивается постоянно, совершенствуясь и включая в себя опыт новых поколений.

Если говорить об определении науки в широком смысле, то она будет включать в себя даже условия и компоненты, которые используются в экспериментах. Разделение и кооперация труда не только систематизируют работу, но и позволят выполнять функции более качественно. К дополнительным элементам структуры можно отнести научные учреждения, лабораторное оборудование, систему научной информации, которая применяется в том или другом вузе России. Большое воздействие на результат работы оказывают уже имеющиеся данные с предыдущих исследований.

Методы научно-исследовательской работы и понятийный аппарат помогут в детальной классификации фактов и систематизации важной информации.

Два метода — индукция и дедукция

Начиная с эпохи нового времени одним из важнейших признаков науки, отличающий её от не научных дисциплин — схоластики и метафизики, стал метод. В XVII веке под этим приемом подразумевалась система твердо установленных исследовательских действий и процедур, реализация которых приводила к формированию нового знания.

Наибольший вклад в разработку общего подхода внесли английский философ Фрэнсис Бэкон и французский философ и математик Рене Декарт. Фрэнсис Бэкон предложил универсальный метод — индукцию, а Декарт предложил дедукцию.

Два кардинально противоположных по своей системе подхода положили начало развитию двух научных парадигм или школ. Один из них был эмпиризм — метод, отстаиваемый последователями Фрэнсиса Бэкона, и рационализм — кто следовал учению Декарта.

Каковы же кардинальные различия между индукцией и дедукцией? Первый способ предполагает введение некого общего положения из множества частных элементов, то время как дедукция, наоборот, исходя из какого-либо общего вопроса приводит к каким-то частным выводам.

Пример дедуктивного умозаключения: допустим, если четырехугольник является квадратом, то его диагонали равны. Это общее действительно доказанное положение. Из этого следует вывод, что в любом квадрате есть 2 диагонали и они всегда равны.

У каждого метода есть свои преимущества. У индукции она заключается в том, что позволяет прийти к какому-либо новому знанию. В то время как дедукция, наоборот, уже предполагает наличие некой общей истины или исходного положения, от которого строится логическая цепочка.

Следовательно, дедуктивный способ не дает возможности получить принципиально новое знание

Важно понимать, что если общая первоначальная посылка или исходная идея окажутся вдруг неверными, все выводы, которые будут делаться на их основании, тоже станут ошибочными

Верификация и фальсификация

Недостатки, которые обнаруживают индукция и дедукция, привели к формированию двух новых подходов к определению достоверности знания, способов их проверки.

Об этих методах писал знаменитый немецкий философ, социолог и политолог Карл Поппер. Этот ученый вывел 2 приема, а точнее, вывел один, а критиковал другой — о достоверности познания.

Первый — метод верификации. На фактах, подтверждающих позицию, делается заключительный вывод. Это и есть верификация. По этому поводу Поппер говорит, что такой метод может привести к ошибочным суждениям.

Здесь можно привести знаменитый пример с «феноменом черного лебедя». Он заключается в том, что до открытия Австралии было представление, что все лебеди на Земле были только белого цвета. Но мир был еще не до конца исследован.

Когда была открыта Австралия, там обнаружились черные лебеди. Это говорит о том, что любая попытка подтвердить какой-либо тезис опытным путем может быть разрушена. В этом случае метод верификации сработал неправильно, потому что трудно предугадать в будущем границы познания человека. Противоположный аргумент может разрушить всю теорию и сложившееся представление о явлении.

В целях предотвращения таких ситуаций Поппер предлагает использовать кардинально другой подход. Он говорит, что нужно использовать обратный метод, то есть не верификацию, а фальсификацию. Он заключается в попытках поиска опровержения факта.

Пять ключевых функций

Если невозможно найти ни одного примера, опровергающего определенный факт или гипотезу, тона может считаться верной и, соответственно, научной.

Следует выделять основные функции института науки:

  1. Познавательная. Несомненно, эта деятельность позволяет получить принципиально новые знания о мире.
  2. Накопление и сохранение результатов познания.
  3. Механизм передачи последующим поколениям накопленных знаний, то есть возможность культурного наследования.
  4. Мировоззренческая функция. Известные суждения о картине мира и мировоззрении, которые фактически способствовали формированию развития общества. По сути, это одна из ключевых функций науки.
  5. Превращение в элемент материального производства. То есть научная деятельность сегодня становится инструментом интенсивного экономического роста, она позволяет изобретать новые технологии, активнее и эффективнее осуществлять процесс производства материальных благ.

Учёные и научные организации

Активным развитием науки и её функций в обществе занимаются люди, обладающие необходимыми знаниями и занимающие высокий уровень в государстве. Большой пласт изучений был выполнен благодаря добровольным научным организациям, которые работают не только в одной стране, но и на мировом уровне. Благодаря конференциям, публикациям в периодических изданиях и мониторингу полученных данных разные отрасли науки активно развиваются и дополняются.

Членство в научных организациях может иметь как добровольный характер, так и требовать членские взносы. Государство, со своей стороны, может поддерживать материально деятельность организации или же поощрять научных работников грантами и денежными призами в случае удачных и важных для общества открытий.

Национальные академии наук часто формируются из таких добровольных обществ, превращение возможно за счёт формулирования конкретной тематики исследований и чёткого определения предметов экспериментов. Первые научные общества появились ещё в 1960-х годах в Италии, категории изучения в которых начали складываться в процессе становления общественных приоритетов.

На международном уровне сотрудничество происходит через специальные институты. Кратко об их деятельности можно узнать из специализированных периодических изданий. К наиболее известным относятся CERN (лаборатория физики высоких энергий и элементарных частиц) и ОИЯИ (изучение и выделение основных черт трансурановых элементов). Кстати, именно элементарная частица и стала элементом оформления, своего рода логотипом науки.

Благодаря международной кооперации возможно существенное сокращение материальных затрат для проведения дорогостоящих опытов. А также научные общества помогают составить эффективные коллективы, в которые входят учёные, обладающие высоким уровнем необходимых для исследований знаний.

Институализация науки

Институализация (или институционализация) — процесс закрепления устойчивости общества посредством становления и совершенствования социальных институтов.

Институализация науки позволяет анализировать особенности и законы научного познания, тем самым превращая ее в общественный институт. Этот процесс обычно рассматривается с трех сторон:

  1. Разветвление на специализированные формы, каждая из которых имеет свое назначение в социуме.
  2. Формирование общественных норм и ценностей, контролирующих взаимодействие и кооперирование научных деятелей.
  3. Объединение с культурной и социальной сферами общества, при этом дающее возможность автономизировать научные процессы.

Под влиянием политических, экономических, социальных и других факторов институционализация начала напрямую влиять на деятельность ученых относительно общества: заставляет цели науки строиться вокруг социальной полезности, а научное сообщество дробиться на узкие специализации. 

Заключение

В этом эссе я попытался раскрыть суть науки как социального института. Целью и задачей науки как социального института является производство и распространение научных знаний, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как социального института созревали материальные условия, создавался необходимый интеллектуальный климат, развивалась соответствующая система мышления. Конечно, даже тогда научные знания не были изолированы от быстро развивающейся технологии, но связь между ними была односторонней. Некоторые проблемы, возникшие в ходе технологического развития, стали предметом научных исследований и даже привели к появлению новых научных дисциплин.

Подводя итог, можно выделить следующие функции, которые выполняет наука в современном социологическом обществе.

  • Когнитивно-понятный — состоит в том, чтобы знать и объяснять, как устроен мир и каковы законы его развития;
  • Просвещение — помогает человеку не только объяснить свои знания о мире, но и интегрировать его в единую систему, рассматривать явления в их единстве и многообразии, развивать свое мировоззрение.
  • Прогноз — наука позволяет человеку не только изменять окружающий его мир в соответствии со своими желаниями и потребностями, но и предсказывать последствия таких изменений.

С помощью научных моделей ученые могут выявить возможные опасные тенденции в обществе и дать рекомендации по их преодолению.

Как подсистема более сложной системы, называемой обществом, наука в некоторой степени подвержена влиянию последнего.

Потребности развития общества часто являются основным фактором, определяющим проблемы научных исследований. Речь идет о социальной миссии, которую общество возлагает на ученых (например, поиск путей излечения человечества от рака и других серьезных заболеваний).

Состояние научных исследований зависит от материально-технической базы общества, от средств, выделяемых на развитие науки. В Российской Федерации, например, существует острая проблема финансирования фундаментальных наук, которые не дают сиюминутных результатов. Между тем открытия в этих отраслях науки во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, главная задача которых — находить решения актуальных, порой сиюминутных проблем.

Как особая форма общественного сознания, наука обладает относительной самостоятельностью. Он выполняет социальный заказ, но развивается по своим внутренним законам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: