Историко-теоретические основы местного самоуправления

Батычко в.т. муниципальное право: основные теории местного самоуправления

Список используемой литературы

1.Конституция РФ (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) в ред. Законов РФ о поправке к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и N 7-ФКЗ // Российская газета. N 7. 21.01.2009.

2.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.

3.Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года «О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной закон) Курской области» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.

4.Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели – М.: Статут, 2007.

5.Помещикова С.А. Об общих принципах организации местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009, N 3.

6.Дементьев А.Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 4.

7.Шугрина Е.С. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2007. – 672 с.

8. Дементьев А.Н. Теории местного самоуправления и их современные интерпретации // Конституционное и муниципальное право, 2009, N 4. С. 32.

9. Помещикова С.А. Об общих принципах организации местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы, 2009, N 3. С. 29.

10. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели – М.: Статут, 2007. С. 131.

11. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2000 г. N 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 50. Ст. 4943.

12. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели – М.: Статут, 2007. С. 245.

  • Формы международных расчетов и их правовое регулирование в международном частном праве (ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ).
  • Гражданско-процессуальная правоспособность и дееспособность иностранных граждан на территории Российской Федерации (Гражданская правоспособность иностранных граждан в РФ)
  • Соотношение международного публичного и международного частного права (общая характеристика международного публичного права)
  • Переоценка основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА) (Цель проведения переоценки основных средств)
  • Основы оценки нематериальных активов и объектов интеллектуальной собственности. (Особенности оценки НМА и объектов ИС)
  • Как настроиться на рабочий лад. Обзор эффективных техник самомотивации
  • Защитные механизмы ОС Linux Ubuntu
  • Реклама завтрашнего дня (ДИСЦИПЛИНА «КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ и ИНФОРМАТИКА»)
  • Административно-правовой статус общественных объединений, их понятия и виды (Общественные объединения как субъекты административного права)
  • Территориальные федеральные органы исполнительной власти
  • Административно-правовой статус общественных объединений
  • Исполнительная власть и государственное управление.

Основные положения государственной теории местного самоуправления

В основе государственной теории местного самоуправления лежит тезис о том, что местное самоуправление реализуется населением определенной территории не в собственных интересах, но в интересах всего общества и государства в целом. С практической точки зрения обоснованием рассматриваемого подхода является то обстоятельство, что сфера деятельности (более конкретно, полномочия) органов местного сообщества определяется государством, реализуется на основании закона, принятого на государственном уровне, т. е. фактически муниципальные органы действует в интересах общества и государства в рамках, очерченных центральной властью.

Так, центральное государство передает часть своих полномочий органам местного самоуправления ввиду тог, что их осуществление на местном уровне будет более эффективным. Вместе с полномочиями государство «передает» местным органам их властный статус, позволяющий эти полномочия реализовывать.

Отношения между государством и органами самоуправления характеризуется следующими чертами:

  • самоуправлению не присуща самостоятельность. Самоуправление есть элемент государственного управления, который необходимо требует наличия центральной власти в государстве;
  • самоуправление реализуется во исполнении государственных законов и в рамках, ими установленных;
  • самоуправление предполагает разделение полномочий публичной власти по вертикали, когда ряд полномочий центральной власти передается на более низкий уровень, т.е. местным органам;
  • самоуправление – это инструмент реализации не частных (местных) интересов, но общих – государственных;
  • центральная власть передает полномочия местным органам публичного управления, которые формируются населением конкретной территории;
  • местные органы публичного управления подконтрольны местному населению и одновременно подконтрольны центральной власти. При этом прямого руководства со стороны центральных органов не осуществляется и др.

Внутри государственной теории местного самоуправления сложилось два основных течения:

  • политические подход. Сторонники политического подхода обосновывали экономическую независимость местных органов публичного управления их самостоятельностью при осуществлении текущей деятельности. Они подчеркивали необходимость осуществления местного самоуправления должностными лицами на безвозмездной основе;
  • юридический подход. Сторонники это подхода указывали на определенную юридическую обособленность органом местного самоуправления: такие органы выступали самостоятельным юридическим лицом, публично-правовой корпорацией.

Подчеркивая зависимость местных органов власти от власти государственной, сторонники теории указывали, что подлинная самостоятельность является имманентной чертой государства, но не самоуправления. Местные органы реализуют свои полномочия по поручению центральной власти, поэтому они подлежат контролю со стороны государства не только в отношении соблюдения формальной процедуры, т.е. законности процедуры реализации полномочий, но и в отношении законности ее содержания. Иными словами, государственные органы должны осуществлять проверочные мероприятия не только в отношении соответствия действий местных органов границам их компетенции, но и в отношении качества реализации местными органами возложенных на них полномочий, эффективности их деятельности.

Замечание 1

В современной практике публично-правового управления, благодаря государственной теории, местное самоуправление рассматривается не как институт, противопоставленный государству, а как необходимый элемент демократического правового государства и гражданского общества, позволяющий наиболее полно обеспечить интересы населения отдельной местности и государства в целом.

Заключение

Местное самоуправление по природе своей предназначено для удовлетворения местных нужд населения, т.е. для решения вопросов местного значения. Отсутствие местного самоуправления ведет к тому, что этими местными вопросами придется заниматься государству, его органам, что оно вряд ли сможет делать эффективно, как показывает весь предшествующий опыт и российской, и зарубежной истории. Из этого следует, что при построении взаимоотношений с местным самоуправлением государство должно создать условия для его развития и активной деятельности.

Реальное, а не фиктивное местное самоуправление оказывает позитивное воздействие на государственную власть. Во-первых, формируемые непосредственно населением и из «своего круга» органы и должностные лица местного самоуправления знают все местные проблемы, принимают на себя обязательства по их решению и несут ответственность за это непосредственно перед своими избирателями. Во-вторых, указанные органы и должностные лица, исполняя делегированные им отдельные государственные полномочия, освобождают государственную власть от решения вопросов государственного значения на местах.

Принятие новых федеральных актов, регулирующих деятельность местного самоуправления, направлено на более четкое определение пределов самостоятельности муниципальной власти. Данные нормы действительно необходимы для создания эффективной системы управления в том числе и на местном уровне, но вместе с тем они порождают и определенные проблемы. Прежде всего эти проблемы связаны с соотнесением соответствующих норм нового законодательства с положениями Конституции Российской Федерации и правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: