Жанр поучения
Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно «Поучение Владимира Мономаха», написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.
Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.
Период древнерусской литературы
Период древнерусской литературы — это временной отрезок в истории русской литературы, который охватывает примерно XI—XVII века. В этот период на Руси формировались собственные письменные традиции и создавались уникальные литературные памятники.
Изучение древнерусской литературы сопряжено с огромным количеством трудностей:
- Недостаток первоисточников — большинство древнерусских рукописей не дошли до наших дней, а те, что сохранились, зачастую повреждены и неполны. Это затрудняет исследование и интерпретацию текстов.
- Сложности с переводом — церковнославянский язык сильно отличается от современного русского языка, что затрудняет его понимание и перевод на другие языки. Необходимость использования устаревших слов и выражений, специфических грамматических конструкций и языковых форм создает определенные трудности для современных исследователей.
- Проблемы датировки — древнерусские тексты зачастую не содержат дат, что затрудняет определение времени их создания и вызывает трудности в интерпретации связанных с ними исторических событий.
- Отсутствие авторства — многие рукописи не имеют определенного автора, что затрудняет исследование и интерпретацию их содержания.
- Трудности с интерпретацией — часто в текстах содержатся обращения к историческому контексту или метафоры, которые не всегда легко понять и интерпретировать современному исследователю.
- Наличие искажений — в некоторых древнерусских текстах содержатся искажения исторических фактов, что затрудняет оценку их достоверности.
- Множество редакций — на протяжении столетий рукописи копировались и переписывались множество раз, и каждый новый список мог содержать свои особенности. Это создает проблему определения «истинного» текста. Исследователям приходится проводить сравнительный анализ разных списков, выявлять отличия и выбирать наиболее правдоподобную версию оригинала.
- Возможность подделок — в силу того, что большинство рукописей было создано вручную, существует риск, что тексты могли быть изменены или подделаны в процессе копирования и передачи от поколения к поколению. Также существует возможность, что авторы или копиисты могли добавлять свои собственные комментарии или изменять тексты с целью адаптировать их под конкретную аудиторию. Кроме того, некоторые тексты могли быть подделаны в более поздние периоды, например, с целью оправдания захвата власти.
Для изучения древнерусской литературы необходимо проводить обширный анализ и сравнение различных списков текстов, чтобы выявить подделки и установить наиболее точную и достоверную версию. Это требует большого количества времени и тщательности, а также специальных экспертных навыков в области палеографии.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Палеография — это наука, которая занимается изучением древних рукописей, их чтением, датированием, классификацией и описанием. Она исследует различные аспекты рукописных материалов, включая стиль письма, язык, орфографию и прочие особенности, связанные с эволюцией письменности.
В развитии древнерусской литературы обычно выделяют следующие этапы:
- Домонгольский период — это время от возникновения славянской письменности до завоевания Древней Руси монголо-татарами. Самые древние из дошедших до наших дней памятников письменности датируются X веком. Это отдельные кириллические надписи на найденных предметах и «Новгородский кодекс». В XI веке были написаны «Остромирово Евангелие», «Правда Ярослава», «Изборники Святослава». В XII веке создана «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве».
- Литература периода ига — к ней относятся памятники письменности, созданные со второй половины XIII по конец XV века. Наиболее значительные произведения данного периода — «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о нашествии Батыя», «Сказание о Мамаевом побоище».
- Литература переходного периода — период с XVI по XVII век. В это время появляется большое количество произведений разных жанров, распространяется книгопечатание. Создаются хронографы, религиозно-философские трактаты, сочинения по риторике и грамматике. Также в это время возникает литературный жанр «повести», представители которого пишут произведения о реальных и вымышленных событиях из жизни русского народа. Примеры — «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о Горе-Злочастии».
Проблемы древнерусской литературы
Для древнерусской литературы была характерна острая социальная тематика. Древнерусские авторы, как и их более поздние последователи, использовали литературу не только для выражения своих творческих замыслов, но и для влияния на читателя и на общественно-политические процессы, происходящие в государстве.
Жанр поучения, особенно торжественного поучения, например, был создан для того, чтобы с его помощью обращаться к народу. Тексты поучений строились так, чтобы их можно было торжественно читать вслух в церквях.
Восхвалялись же, наоборот, положительные образы. Герои житий всегда были идеализированными. Это были образы неизменно смиренных и добродетельных святых и мудрых, справедливых и храбрых князей. Литература преследовала цель показать их верность священным заветам, создав образы, достойные подражания.
Простому человеку, крестьянину или горожанину, внимания в литературе не уделялось вплоть до XVII века.
Характерные черты древнерусской литературы следующие.
- Вся древнерусская литература — религиозная.
- Носила рукописный характер.
- Литература носила анонимный характер.
- Древнерусская литература была связана с церковной, фольклорной видами литературы.
- Историзм (не признавали вымысел).
- Описывались реально существующие люди.
- Литература трех народов (Россия, Украина и Белоруссия).
- Символизм — Бог разговаривает с людьми символами.
- Дидактизм.
- Лаконизм (краткость).
Да, полностью согласен в древнерусской литературе был особый смысл написания, что делало её не много похожей на дневник!
древнерусская литература имела свой неповторимый смысл, которую не мог понять не каждый…Я конечно с такой литературой ещё не сталкивался )))
В древнюю эпоху на Руси живо еще было в народе слово Божие. Из уст в уста передавались учения апостолов. Несомненно это наложило отпечаток на литературу.
Древнерусская литература чем-то будто завораживает. Читаешь и знаешь — это было и эти люди жили когда-то, представить только, когда-то люди по-другому жили, но так же мыслили. те же желания и потребности, амбиции имели…
Полностью с вами согласен, ведь читая древнерусскую литературу, понимаешь, что множество проблем которые затрагиваются в ней актуальны и по сегодняшний день, и скорее всего будут актуальны вечно.
Действительно тема религии прослеживается во всей древнерусской литературе, иногда даже слишком ярко выражено, что нынешнему человеку не особо понятно.
Спасибо, за этот список! Очень пригодился на уроках литературы! Единственноечто не поняла, что такое дидактизм?
Спасибо за список. Очень благодарен.
Оставить отзыв к статье “Характерные черты древнерусской литературы”
Постоянная ссылка эту страницу для форумов и блогов: [URL=»https://vseprosto.com/drevnerusskaya-literatura/»]Характерные черты древнерусской литературы
Жанры
Древнерусская литература чаще всего решала прикладные задачи нравоучительного или политического характера, что в значительной мере ограничивало ее жанровое разнообразие.
Самый большой блок представлен религиозно-богословской литературой, включающей в себя евангелия, богослужебные тексты, жития святых, учения о вере и нравственности и т.д.
Житие — это биографический литературный жанр, который содержит описание жизни и деятельности святых. Житийная литература также называется агиографией — от греческого «агиос» — «святой» и «графо» — «писать».
Жития служили для прославления святых и содержали множество магических и чудотворных элементов. Они имели огромное значение для формирования религиозного мировоззрения и повышения духовной культуры древнерусского общества.
Пример 1
Одним из примеров агиографической литературы является «Повесть о житии благоверного Александра Невского», написанная в XIII веке. В ней описывается жизнь и подвиги князя Александра Невского, который защищал русскую землю от шведской и тевтонской агрессии.
Популярным жанром были Четьи-Минеи. Они предназначались не только для церковного, но и для домашнего чтения. В них содержались жития, притчи, сказания, тексты поучительного характера.
Примечание 2
Название «Четьи-Минеи» происходит от греческого «минайя» — «месяцы», так как тексты были распределены по месяцам.
Этот жанр возник в Византии в IX веке и постепенно распространился по всем православным странам. В России первоначально Четьи-Минеи содержали только переводные греческие тексты, а с XVI века в них стали включаться и русские произведения.
Помимо религиозных книг на Руси активно развивалось летописание. Летописи относят к жанру исторической или мемориальной литературы.
Летопись — это годовая хроника событий, происходивших в государстве. Запись каждого года начиналась со слов «в лето…» (то есть «в году…»), отсюда произошло это название.
Летописи писались в монастырях и содержали информацию о государственной жизни, укреплении веры, о ходе войн и т.д.
Пример 2
Самой известной древнерусской летописью является «Повесть временных лет», написанная летописцем Нестором около 1113 года. Она содержит описание событий с 852 года до 1110. В третьей редакции последнее событие датируется 1117 годом.
Со второй половины XV века появляются хронографы. От летописей они отличались тем, что в них делалась попытка привести исторические знания в систему. Помимо сведений из русских источников в них встречаются заимствования из некоторых европейских хроник.
Отдельный вид древнерусской литературы — это канонико-юридические книги. В них фиксировались законы, нормы и правила, которые в то время существовали в обществе. К ним относятся сборники законов («правды»), судебники, договоры, грамоты, кормчие книги.
Кормчие книги — это собрания церковных законов и правил в православных странах. В их основе были постановления Вселенских и поместных соборов.
В XVI—XVII веках в России появляется жанр полемической публицистики. Она была связана с обсуждением животрепещущих вопросов того времени. Одним из предметов полемики был спор о монастырском землевладении, который развернулся между иосифлянами и нестяжателями. Оппоненты писали публицистические слова и послания, в которых пытались доказать свою точку зрения и опровергнуть мнение противоборствующей стороны.
Пример 3
Например, выдающимся литературным памятником является книга «Просветитель» Иосифа Волоцкого. В ней он страстно обличает «ересь жидовствующих» и призывает бороться за подлинную православную веру.
Древнерусская литература – характерные особенности
Древнерусская литература как феномен культуры Средневековья существенно отличается от литературы нового времени. Каковы же ее специфические особенности?
Прежде всего, это тесная связь древнерусской литературы со служебными функциями – церковными, деловыми, историографическими, правовыми. Сюжетность, занимательность, эстетическое начало не являлись приоритетными и лишь постепенно отвоевывали свое место в литературном творчестве. Важную роль играл жанровый канон. Находившаяся в постоянном развитии система жанров древнерусской литературы многообразна – это летописи и жития, апокрифы и повести, памятники публицистики и политической мысли, философские и богословские трактаты, естественнонаучные сочинения и путевые очерки, послания и личные письма, – и каждый жанр диктовал автору свои правила подачи материала. Ориентация на авторитетные образцы, соотнесение всего того, о чем говорится в произведении, с лицами и событиями Священной истории вынуждали автора постоянно цитировать Священное писание и святоотеческие поучения. Таким образом, в художественной структуре древнерусского литературного произведения оказывался прочно зашит традиционализм – а современный читатель, наоборот, ценит в литературном произведении оригинальность.
Компиляция как один из основных методов литературного творчества обуславливает другую существенную особенность литературы средневекового типа. Это анонимность творчества. Автор средневекового текста – это, скорее, автор-составитель, редактор, часто одновременно выступающий переписчиком, создателем рукописной книги. Этот автор не стремился зафиксировать свое имя, но, напротив, для придания большей значимости созданному тексту нередко мог указывать в его заглавии авторитетного иерарха – Иоанна Златоуста, Василия Великого и др. «Авторское право» в те времена не имело такого значения, как сегодня. Имен авторов подавляющего большинства произведений средневекового искусства мы не знаем, и только специальные источниковедческие исследования позволяют сделать более или менее убедительные предположения о том или ином лице как авторе того или иного произведения.
Со спецификой представления об авторстве в древнерусской литературе связаны и особенности самого существования текста произведения. Как правило, мы не имеем первоначального авторского текста. Автограф, то есть авторский текст, написанный самим же автором, что подтверждено научной атрибуцией, – это большая редкость в древнерусской книжности. Произведение существует в рукописной традиции, представлено в том или ином количестве списков разного времени. В процессе переписки текст приобретает изменения, порой значительные, влияющие на смысл или идеологию повествования. В таких случаях говорят о разных редакциях произведения. Исследования показывают, что даже канонические тексты Священного писания в определенные времена подвергались редактированию.
Текст произведения древнерусской литературы, некогда созданный анонимным автором, распространялся в списках, и любой писец мог изменять его в соответствии со своим вкусом или задачами: сокращать, распространять и т. п. Таким образом, бытование литературного произведения на Руси имеет черты, свойственные фольклору. «Коллективное» авторство приводит к особым формам проявления авторского личностного начала в повествовании, что также отличает древнерусскую литературу от литературы нового времени.
Книжность Древней Руси и русская литература XIX–XX вв. принадлежат разным типам культуры. Тем не менее, значение древнерусской традиции для послепетровской эпохи (и вплоть до сегодняшнего дня) огромно. Во многом именно это влияние определило своеобразие русской классики в ряду европейских литератур.
- Цель проекта
- Участники проекта
-
- Структура
- Просмотр рукописей
- Поиск
Жанр жития
Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.
В «Житии святых мучеников Бориса и Глеба» князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.
В «Житии Сергия Радонежского» рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.
В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.
А «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.
Жанры древнерусской литературы
Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
Первичные жанры — эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:
Житие
Слово
Поучение
Повесть
К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.
Жанр житие — был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Древнерусское красноречие — этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:
- 1. Поучение — разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение — это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь.
- 2. Слово — является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления. В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.
Элементы вымысла и сатиры
Конечно, древнерусская литература не была неизменной на протяжении всех семи веков. Мы видели, что со временем она становилась более светской, усиливались элементы вымысла, все чаще в литературу, особенно в XVI—XVII веках, проникали сатирические мотивы. Таковы, например, «Повесть о Горе-Злочастии», показывающая, до каких бед может довести человека ослушание, желание «жити, как ему любо», а не как учат старшие, и «Повесть о Ерше Ершовиче», высмеивающая так называемый «воеводский суд» в традициях народной сказки.
Но в целом можно говорить о литературе Древней Руси как о едином явлении, со своими сквозными, прошедшими через 700 лет идеями и мотивами, со своими общими эстетическими принципами, с устойчивой системой жанров.
Особенности
Древнерусская литература имела свои особенности, обусловленные историческим, социальным и культурным контекстом того времени.
Ее основные характеристики:
Религиозность — древнерусская литература была преимущественно религиозной, так как христианство стало доминирующей религией после крещения Руси в 988 году. Христианство стало основой мировоззрения, хотя долгое время в сознании присутствовали пережитки язычества. Христианские ценности, такие как понимание добра и зла, греха и искупления, стали центральными темами литературы.
Связь с фольклором — в те времена большинство людей были неграмотными, поэтому многие литературные произведения были устными. Традиции устного народного творчества наложили свой отпечаток на форму и содержание литературных произведений, наполняя их множеством фольклорных элементов.
Влияние Византии и Болгарии — византийские миссионеры приходили на Русь с целью распространения христианства и при этом привозили с собой необходимые знания и навыки, включая и письменность. Считается, что славянскую письменность изобрели братья из Солуни Кирилл и Мефодий, которые первыми стали переводить греческие книги на болгарский язык. Сначала они изобрели глаголицу, а затем на ее основе в 863 году кириллицу. В 988 году Русь приняла христианство из Византии. Многие древнерусские тексты были переведены с греческого языка.
Каноничность — книги создавались в церковной среде и подчинялись определенным канонам и правилам. Эти каноны касались как содержания текстов, так и их формы. Содержание текстов должно было соответствовать христианскому учению и богословским традициям. В литературе часто использовались библейские мотивы и образы, что связано с христианизацией Руси. Книги писались на церковнославянском языке, который считался языком церкви и литературы. Литературный стиль также имел свои каноны, которые определяли форму и композицию текстов. Из одного произведения в другое кочевали одни и те же фразы, идеологемы, словесно-стилистические приемы. Авторы не стремились к художественности текстов, а пытались строго следовать уже сложившимся традициям и принципам.
Анонимность — авторство многих произведений древнерусской литературы неизвестно. Это было связано с целым рядом причин. Во-первых, автор рукописи часто выступал как переписчик, компилятор и редактор уже существующих текстов
Во-вторых, еще не существовало понятие об интеллектуальной собственности, и проблема авторства не считалась важной. В-третьих, многие рукописи создавались не для широкого распространения или известности автора, а для внутреннего употребления — например, летописи предназначались для использования в кругу правящих князей и бояр
Кроме того, христианская мораль подразумевала смирение, а указание авторства могло восприниматься как гордыня.
До конца XV века еще одним из характерных признаков древнерусской литературы было отсутствие пунктуации. Слова писались слитно и не разделялись знаками препинания.
Примечание 1
С 1480-х годов в текстах появляются точки, с 1520-х — запятые. Круглые скобки фиксируются с первой четверти XVII века. Тире и кавычки начинают использоваться только к концу XVIII века.
Жанры древнерусской литературы
Как и в любой другой, в древнерусской литературе с течением времени сформировались определённые литературные жанры.
Литературный жанр — исторически сложившаяся совокупность литературных произведений, объединённых по сходству формальных и содержательных свойств.
Многие жанры были позаимствованы у литератур соседних государств.
В литературе Древней Руси господствовали следующие жанры:
Все жанры древнерусской литературы были строго канонизированы. Произведения писались по установленной структуре, отклоняться от которой не полагалось. К примеру, в любом житие должны были быть описаны детство героя, его прижизненные подвиги и посмертные чудеса.