Гнозис и праксис что это простыми словами

Понятие праксиса в нейропсихологии

Определение 2

Праксис – это предметное действие, в запасе у человека их великое множество.

Рисунок 1. Праксис. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Среди самых простых можно назвать одевание, потребление пищи, среди сложных будут профессиональные навыки.

Учение о праксисе было создано немецким неврологом К. Липманном, который подчеркивал, что праксис является системой не только предметных, но и произвольных действий.

Определение 3

Нарушенная способность воспроизводить эти действия получила название апраксии.

Способность выполнять действия произвольно теряется у больных с апраксией, но эти же действия непроизвольно могут легко ими выполняться.

В период онтогенеза ребенок нуждается в разнообразии предметов и в первую очередь это игрушки, главной из которых является погремушка. Именно погремушка стимулирует слуховой и зрительный гнозис, кистевой праксис и в целом вырабатывает направленность внимания.

Существует символический праксис, когда у человека существует способность выполнять смысловые предметные действия без самого предмета – это различного рода смысловые жесты.

Язык жестов оттеснен у слышащих людей на второй план, но, в ряде ситуаций им пользуются, например, чтобы не разбудить спящего человека, особенно ребенка.

На особом месте находится пальцевый праксис, свидетельствующий о значительной степени дифференцированности кистевых действий.

Груднички с 5-6 месяцев любят играть с пальчиками, проявляя в это время осмысленный указательный жест. Это принципиальное отличие человека от животного.

Более сложным является оральный праксис, который формируется на основе более абстрактных действий.

Среди движений орального праксиса такие как поцокать, пощелкать языком, надуть щеки, подуть и др. Оральный праксис – это подготовительная фаза речевого развития.

Объем и качество оральных навыков оказывают влияние на усвоение нормативного звукопроизношения.

Из всех видов праксиса самым сложным является способность произносить звуки речи и слова – это артикуляционный праксис.

Предметом для какой-либо артикуляционной позы служит акустический образ. Ребенок подгоняет под слышимый звук речи артикуляционный уклад, безусловно, не сразу, а постепенно приближаясь к нужному результату.

А.Р. Лурия выделяет афферентный и эфферентный виды артикуляционного праксиса:

  • Первый вид праксиса означает способность воспроизводить изолированные звуки речи, их артикуляционные уклады.
  • Второй вид праксиса означает способность произносить серии звуков речи.

Существует принципиальное отличие эфферентного праксиса от афферентного, которое заключается в том, что эфферентный праксис требует способности совершать переключения с одной артикуляционной позы на другую.

По способу исполнения эти переключения достаточно сложны.

Замечание 3

Слово, таким образом, это не набор отдельных артикуляционных поз, а их серия, овладение которой происходит на основе специальных программ, заложенных в самом слове, поэтому малыши сначала осваивают самые простые из них – лепет и слова мама и папа и только потом осваиваются более сложные.

Виды гнозиса

Виды гнозиса соответствуют рецепторам, которые имеются у человека. Каждый из типов узнавания имеет свои отличия и особенности:

  • зрительный;
  • слуховой;
  • вкусовой;
  • тактильный;
  • обонятельный.

Наиболее актуальными в современном мире выступают зрительный и слуховой гнозис.

Зрительный

Зрительный вид подразделяется на несколько типов.

1. Предметный. Играет важную роль в ориентации человека в окружающем мире. Помогает различать предметы. Он является начальным этапом формирования зрительного гнозиса.

В возрасте до двух лет у ребёнка начинается развитие узнавания предметов, посредством простых картинок и игрушек. Предлагаемые малышу изображения и игрушки должны максимально отражать оригинальный предмет. Знакомство происходит с предметным миром, далее добавляются характеризующие их признаки, которые помогают отличать их друг от друга. 

У детей старше двух лет зрительное восприятие усложняется, появляется интерес к более сложным, «мультяшным» зрительным образам, которые передают определенный символизм. В дальнейшем, в процессе развития, детям оказываются доступны рисунки с различными стилистическими эффектами: тенями, штрихованием, перечеркнутыми картинками.

2. Становление цветового гнозиса происходит поэтапно. Первыми ребёнок учится определять яркие цвета: красный, синий, зеленый. Затем —  коричневый, белый, черный, оранжевый. Дети еще долгое время могут изображать предметы, используя отличные от реальных цвета. Это объясняется тем, что правильное восприятие формируется не сразу. Не стоит исправлять цветовое восприятие действительности ребёнком, оно может быть проявлением его определённого психологического состояния. 

К семи годам усваиваются знания об оттенках спектра. Соответствие оттенка цвету является показателем развития мышления, зрелости зрительного гнозиса.

3. Лицевое распознавание занимает обособленное место среди других зрительных видов. Оно начинает проявляться с узнавания лица матери и других близких ребёнку людей. Далее обретаются навыки распознавания и запоминания других лиц.

4. Симультанный гнозис является важным показателем развития мышления. Он отвечает за умение видеть целое и детали, разделять основное и второстепенное.

Слуховой

Слуховой вид гностической деятельности проявляется в распознавании предмета по характеризующему его звуку. 

Начальные его этапы формируются в детском возрасте, когда ребёнок со временем может узнавать ту или иную игрушку по ее звучанию. 

Слуховой гнозис является деятельностью, поэтому правильное его формирование невозможно без его реализации. Большое значение для его развития имеют музыкальные занятия в саду, когда дети проговаривают, пропевают звуки. 

Слуховой вид подразделяется на:

  1. Неречевой — идентификация шумов природы, уличных и музыкальных звуков. 
  2. Речевой вид слуховой гностической деятельности является значимым для полноценной жизни человека. Он проявляется в усвоении и воспроизведении звуков речи. 

Тактильный

Тактильный гнозис или стереогноз — способность определять предметы посредством прикосновений.

Узнавание материала на ощупь по его структуре, выявление формы предмета, болевые или тепловые ощущения — все это тактильный вид гностической деятельности.

Понятие гнозиса

Одним из ответвлений психологии и нейронауки является нейропсихология. Она изучает процессы взаимосвязи работы головного мозга с поведенческими характеристиками человека. Одним из таких процессов является гнозис.

​Гнозис (от греческого gnosis — «узнавание или знание») — это умение узнавать, различать, запоминать предметы, воспринимая их чувствами.

Узнавание возникает на основании накопления определенного опыта и схоже по принципу образования с условными рефлексами. Далее происходит процесс закрепления в памяти.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Агнозия — расстройство, возникающее при нарушении каких-либо анализаторов, отвечающих за процесс узнавания.

Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взять со стола карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – все это было бы недоступно при нарушенном или несформированном праксисе.

Что такое диспраксия

Диспраксия – это нарушение формирования у детей возможности построения целенаправленных двигательных актов при нормальном мышечном тонусе, отсутствии параличей и прочих отклонений.

Об этом нарушении стало известно в начале прошлого столетия. Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они очень неуклюжи и часто падают на ровном месте. При этом это не просто «неуклюжесть», а невозможность интеграции между движением и мыслительными функциями.

Изначально этот диагноз употреблялся исключительно в неврологии. Но чем больше изучалось это нарушение, тем больше появлялось оснований рассматривать его с точки зрения нейропсихологии и логопедии (если речь идет об артикуляционной диспраксии).

Особенности обследования

Заметим, что некоторые виды апраксии наблюдаются при расстройствах гнозиса. У человека нарушена схема тела, или он не узнает предмет, поэтому не может выполнять задания или же не совсем правильно либо неуверенно их выполняет.

Необходимо учитывать, что праксис всегда формируется на протяжении развития ребенка. Поэтому то, что дети младшего возраста не могут выполнять простых действий (застегивание пуговиц, причесывание и т. д.), — естественное явление.

Теперь вы знаете, что подразумевается под такими терминами, как «гнозис» и «праксис», что это особые механизмы, нарушения в работе которых приводят к соответствующим расстройствам. Умение правильно определить причину нарушений является залогом успешной работы психиатра.

Нарушения гнозиса

Нарушения гностических функций приводят к различным видам агнозий. Они подразделяются на агнозии внешнего пространства и агнозии внутреннего пространства.

К расстройствам внешнего пространства относятся:

1. Зрительная агнозия. При данном виде расстройства сохраняется острота зрения и цветоощущения. 

  • Предметная — характеризуется невозможностью узнавать привычные предметы. Человек может описать их вид, форму или признаки. Однако, не способен назвать предметы. Данное заболевание диагностируется рисунками Попельрейтера. Они представляют собой перечеркнутые изображения или изображение предметов, наложенных друг на друга.
  • Агнозия на лица. Человек способен назвать и воспринимать отдельные части лица, само лицо, но не может обозначить, какому человеку принадлежит данное лицо. Такой вид расстройства встречается при болезни Альцгеймера.
  • При агнозии на цвета нарушается способность определять отдельные цвета или оттенки одного спектра. Характеризуется неспособностью человека назвать цвет определенного предмета.
  • Буквенная. Сохраняется способность писать буквы, но нарушена способность их назвать.
  • Цифровое расстройство восприятия заключается в невозможности назвать цифры.
  • Оптико-пространственная агнозия — нарушение ориентации в пространстве. Теряется способность верно оценить расстояние до объекта, определить право или лево. Нарушается топографическое ориентирование и умение рисовать объемные фигуры.
  • Симультантная агнозия или синдром Баллинта характеризуется нарушением возможности скомпоновать отдельные зрительные образы в общую картину. 

2. При слуховой агнозии теряется возможность отличать предметы или действия по звуку. Примерами такого расстройства может быть неспособность опознать по лаю собаку, по звону — упавшую монету, по шуму — льющуюся из крана воду. Может нарушаться способность узнать мелодию или отличить мелодии друг от друга.

3. При тактильных нарушениях (сенситивная агнозия) человек теряет способность отличать признаки вещей посредством прикосновений: текстуру предмета, мягкость, шероховатость. 

​Астереогноз — расстройство, подразумевающее потерю умения обозначать предмет на ощупь, без зрительного контакта. Иногда сопровождается невозможностью верно определить размеры предмета.

4. Обонятельная, вкусовая агнозии трактуются, как потеря вкусовых и обонятельных ощущений. 

Определение

5. Соматоагнозия — расстройство восприятия внутреннего пространства.

Данное нарушение делится на 3 типа:

Функция творит центр

По Ивану Петровичу Павлову: «Функция творит центр!» В раннем детстве границы корковых центров диффузны и менее дифференцированы, и лишь по мере приобретения жизненного опыта происходит постепенная концентрация функциональных зон, в связи с чем у детей первых лет жизни слабо выражены очаговые корковые симптомы и чаще преобладает общемозговая симптоматика.

4. Существенные различия в локализации более простых и более сложных функций. Чем проще функция, тем она точнее локализована. И наоборот, наиболее сложные функции обусловлены интегративной деятельностью всего головного мозга, поэтому понятие «корковый центр» (отдел коры головного мозга, поля коры головного мозга, участки коры головного мозга, части коры головного мозга) в большинстве случаев относительное и условное. К простым корковым функциям относятся чувствительная функция, двигательная функция, зрительная функция, слуховая функция, вестибулярная функция, обонятельная функция, вкусовая функция. К сложным корковым функциям относятся речь, письмо, чтение, счет, праксис, гнозис, мышление, память.

Клиническое исследование праксиса у взрослых пациентов

Как мы знаем, праксис является способностью выполнять последовательные комплексы осознанных произвольных движений и совершать целенаправленные действия. Представляем простые методики клинического исследования праксиса для взрослых пациентов.

Апраксия – утрата навыков, приобретённых в процессе жизни без выраженных признаков центрального пареза или нарушений координации. Виды апраксии дифференцируются в зависимости от локализации очага поражения.

Кинетический праксис

Моторная (кинетическая, эфферентная) апраксия проявляется именно нарушениями последовательности переключения движений и расстройством формирования двигательных звеньев, создающих основу двигательных навыков. Для моторной апраксии характерно расстройство плавности движений (эффект «застревания» на отдельных фрагментах выполняемого движения). Такие признаки наблюдаются при очаге в нижних отделах премоторной области лобных долей (у правшей – левой и наоборот).

Что делаем:

Просим пациента выполнить тест «кулак-ребро-ладонь». Дотронуться до поверхности стола сначала сжатым кулаком, ребром ладони и положить ладонь на стол, выпрямив пальцы. Просим ускорить темп выполнения теста. Пациент с поражением премоторной области лобной доли испытывает затруднения при выполнении такого задания.

Кинестетический праксис

Идеомоторная (кинестетическая, афферентная) апраксия возникает при дисфункции нижней теменной дольки в области надкраевой извилины. Рука не получает афферентных сигналов обратной связи, что проявляется неспособностью выполнить тонкие движения.

Кинестетическая апраксия выявляется при выполнении простых движений с реальными предметами или при имитации таких действий.

Что делаем:

Просим пациента показать, как пользоваться молотком, зажигать спичку, наливать воду в стакан или любые другие действия с предметами обихода.

Пространственный праксис

Конструктивная (пространственная апраксия, апрактогнозия) апраксия, которая проявляется нарушением координации совместных движений рук, затруднением при выполнении пространственно-ориентированных действий (например, заправить кровать, одеться). Четкой разницы при выполнении таких движений с закрытыми или открытыми глазами не наблюдается. К данному типу расстройств относится конструктивная апраксия, проявляющаяся и в трудности конструирования целого из его частей.

Пространственная апраксия возникает при локализации очага в зоне стыка теменной, височной и затылочной областей (в зоне угловой извилины теменной доли), коры полушарий головного мозга. При поражении именно этой зоны ухудшается синтез зрительной, вестибулярной и кинестетической информации, тем самым затрудняется анализ координат функционирования всего организма.

Что делаем:

Просим пациента нарисовать трёхмерную фигуру (например, куб) или срисовать предложенную геометрическую фигуру. У пациентов с конструктивной апраксией данные упражнения вызывают сложности.

Регуляторный праксис

Регуляторная («префронтальная», идеаторная) апраксия включает нарушения произвольной регуляции деятельности, непосредственно касающейся двигательной сферы. Она проявляется в нарушении выполнении сложных движений, включающих выполнение серии простых действий (простые действия при этом могут выполняться пациентом правильно). Наибольшие сложности возникают, когда пациенту предлагается имитировать действия с отсутствующими предметами, тогда как с ними пациент выполняет все действия корректно. Начиная выполнять действие, пациент переключается на случайные операции, застревая на фрагментах начатой деятельности.

Регуляторная апраксия возникает при поражении префронтальной коры лобной доли доминантного полушария.

Что делаем:

Просим пациента открыть тюбик зубной пасты, выдавить столбик зубной пасты на зубную щётку и завинтить колпачок тюбика; просим показать, как размешивать сахар в стакане ложкой.

Моторная апраксия

В этом случае человек не способен выполнять необходимые действия по заданию, а возможно, и по подражанию. Например, его просят зашнуровать ботинок, разрезать ножницами бумагу или разлиновать ее с помощью линейки и карандаша и т.д. Больной понимает задание, однако не способен его выполнить. Он не в состоянии даже повторить движение, если ему показать наглядно, как это делается. В некоторых случаях человек не может осуществить даже самое простое действие, такое как хлопание в ладоши, поворот или приседание. Моторная афазия, которую называют также речевой апраксией, или афазией Брока, является одной из разновидностей этого нарушения.

Своевременное развитие гнозиса

На определенном этапе развития человечества между различными анализаторами стали проявляться ассоциативные связи, что и привело к появлению гнозиса. Ощущения, вырабатываем разными анализаторами, взаимодействуя, трансформировались в гностические навыки.

Степень важности того или иного вида гнозиса менялась в зависимости от ступени эволюционного развития общества. Для древнего человека основную роль играли вкусовой и обонятельный гнозис

С их помощью формировалось распознавание съедобной и несъедобной, ядовитой пищи.

По мере развития гнозиса, стала отпадать необходимость использования определенных ощущений, они заменились знаниями. Например: человек знает, что лимон — кислый фрукт, для подтверждения этого факта ему нет необходимости использовать вкусовые ощущения, они заменяются гностическими навыками.

Развитие различных видов гнозиса происходит на протяжении всей жизни человека. Некоторые навыки тесно связаны с процессом мышления, поэтому их своевременное формирование имеет большое значение для правильного физического и психического развития личности.

Несвоевременное развитие гнозиса может приводить к задержке речевого или психического развития, появлению различных расстройств, что влияет на качество жизни человека.

Гностическая деятельность является базовой для формирования навыков владения различного типа действиями.

​Праксис — совокупность предметных действий. Действия могут быть различными: от процесса одевания и до определённых профессиональных навыков.

Когда появляются апраксии

Когда корковые механизмы, которые участвуют в осуществлении данных процессов, поражаются, появляются апраксии – особые двигательные расстройства. При этом нет ни нарушений координации или тонуса, ни параличей, возможно даже осуществлять простые произвольные движения. Однако более сложные двигательные акты, чисто человеческие, нарушаются. В результате этого больной не может выполнять такие простые действия, как зажигание спички, причесывание, застегивание пуговиц, рукопожатие и др. Апраксия появляется главным образом тогда, когда поражено доминантное полушарие (теменно-височно-затылочная область). Тем не менее обе половины тела человека страдают при этом.

Апраксия может появиться также в случае нарушений в работе субдоминантного правого полушария (если речь идет о правшах) и связывающего оба полушария человека мозолистого тела. В данном случае она определяется лишь слева. В результате апраксии страдает план действия. Другими словами, оказывается нарушенной непрерывная цепочка, в которую складываются двигательные автоматизмы. Из-за этого больной, пытаясь выполнить то или иное задание, совершает множество лишних движений.

Гнозис и его виды

Чтобы ориентироваться в окружающей действительности важное значение имеет предметный зрительный гнозис, благодаря которому человек способен различать предметы. Его формирование начинается с узнавания реалистических изображений и реальных предметов

До 2-х летнего возраста ребенку интересны игрушки и картинки, максимально приближенные к оригиналу. С игрушками, которые являются копией животных, мебели, посуды, ребенок быстро усваивает мир окружающих его предметов.

Усложняется зрительный гнозис с 2-летнего возраста, когда у ребенка появляется интерес к стилизованным изображениям, типа «мультиков».

Постепенно развивается и цветовой гнозис – сначала усваиваются более яркие цвета, такие как синий, зеленый, красный. Позже идет усвоение менее ярких – белого, черного, коричневого, оранжевого.

Детям свойственно «свободное обращение» с цветом, траву, например, они могут изобразить красным цветом, а небо – зеленым и это вполне допустимо.

На выбор цвета влияние оказывает психологический фактор.

При изображении предметов могут не соблюдаться пропорции, и до 5-летнего возраста это считается нормальным явлением.

Цветовой спектр и их оттенки усваиваются ребенком только с 6-7 –летнего возраста.

Правильно подобранный к цвету оттенок, говорит о зрелости цветового зрительного гнозиса.

К особому виду зрительного гнозиса относится лицевой гнозис, формирование которого происходит изолированно от остальных видов.

Первым лицом, которое ребенок усваивает зрительно, является лицо матери, а позже различаются и запоминаются другие лица.

Тесную связь с развитием мышления имеет симультанный гнозис – это способность укладывать детали в единое целое и видеть сложное изображение полностью.

Что касается слухового гнозиса, то важно, чтобы в ранний период онтогенеза малыш имел способность прослеживать, следующие друг за другом, цепочки слуховых стимулов – мелодий, слов. Один фрагмент слуховой информации в целом не обеспечивает её понимания

  • восприятие речевых звуков;
  • восприятие неречевых звуков.

Для человека наиболее важно речевое слуховое восприятие. Оно организовано в фонематическую систему, которая формируется в системе данного языка

Распознавание поверхности на ощупь, узнавание формы предмета, текстуры материала, принятие тепловых и болевых сигналов – это способность, которую обеспечивает тактильный гнозис.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: