Преподавание и учение как две стороны обучения

Научение, учение и обучение — в чём разница?

Преподавание и его функциональная роль в процессе обучения

Замечание 1

Преподавание является важным организационным элементом в структуре обучения. От качества и эффективности преподавательской деятельности зависит результативность процесса обучения, возможность достижения, поставленных целей и задач образования.

В задачу педагога входит организация процесса обучения, управление им и контроль за его прохождением и результатами. Он занимается регулирование и координированием познавательной работы учащихся, развивает их активность в учебном процессе, формирует стремление к познанию и освоению новой информации.

Процесс преподавания реализуется, посредством выполнения педагогом следующих функций:

  • Постановка целей и задач обучения, начиная с элементарных и постепенно усложняя их, чтобы развивать мыслительные процессы учащихся и совершенствовать их продвижение в познании;
  • Конкретизация содержания учебного процесса, исходя из поставленных целей;
  • Применение различных форм построения учебно-воспитательного процесса;
  • Использование различных приемов и методик организации процесса обучения, посредством которых он становится наследием учащихся.

Процесс преподавания невозможен без предварительного планирования. Оно представляет собой процесс составления планов различного временного периода действия и затрагивающих разные направления процесса обучения. Посредством планирования, педагог может оптимально организовать свою преподавательскую деятельность, выбрать рациональные направления и способы применения средств обучения, методы и приемы организации учебного процесса, а также разработать грамотную и эффективную технологию реализации педагогического процесса и выполнения своих педагогических функций.

При составлении планов, педагогом определяется круг учебно-воспитательных задач, требующих разрешения на определенных этапах реализации учебного процесса и в конкретных сферах образовательной деятельности. Задачи формируются исходя из целевого назначения и содержания процесса обучения. Они должны быть ориентированы на сохранение системы знаний и их логической обоснованности.

Для эффективного разрешения познавательных задач педагогу требуется создать оптимальные условия организации процесса обучения, соответствующие возрастному этапу развития обучающихся, их интеллектуальным способностям и талантам. В структуру задач входит информация, которая необходима для интеллектуального развития учащихся, их творческих способностей, формирование эмоциональной и чувственной сферы личности.

Педагог должен способствовать обучению детей способам и методикам разрешения познавательных задач, а также мотивировать их к развитию своих познавательных навыков.

В процессе преподавательской деятельности, педагогом осуществляются координационные и контрольные мероприятия, связанные с проверкой прохождения учебно-воспитательного процесса, соответствия условий его организации целям и задачам обучения, проверке уровня эффективности, применяемых приемов и методов обучения. Педагог регулирует учебный процесс и мотивирует обучающихся, посредством применения бальной системы оценки знаний.

По завершении учебно-воспитательного процесса, преподаватель проводит мониторинг и оценку своей деятельности, оценивает достигнутые результаты в решении педагогических задач. Это позволяет узнать о наличии недостатков обучения, определить пути их устранения и построить планы дальнейшей преподавательской деятельности.

Характеристика основных компонентов процесса обучения

Целевой компонент структуры процесса обучения – направлен на осознание педагогами и принятие учащимися учебной цели. Цель может быть поставлена общая на весь процесс обучения, а также краткосрочная на период изучение дисциплины, темы или раздела. Цель обучения определяется целями, которые стоят перед обществом и образовательными организациями по подготовке подрастающего поколения.

В рамках конкретного учебного цикла цели и задачи обучения устанавливаются согласно требованиям образовательной программы, а также с учетом особенностей учащихся (возрастных, психологических и т.п.), уровня их подготовки (то есть имеющихся исходных знаний), уровня подготовки самого педагога, материальной обеспеченности учебного заведения и других факторов.

Стимулирующе-мотивационный компонент структуры процесса обучения. Данный компонент предполагает, осуществление педагогом мер, направленных на стимулирование у учащихся интереса в обучении и потребности в получении новых знаний. Стимулирование должно не просто побуждать к обучению, а порождать положительные мотивы обучения. Суть этого компонента состоит в единстве стимулирования и мотивации учащихся.

Компонент содержания процесса обучения – определяется и устанавливается учебным планом образовательной организации, государственными стандартами, программами и методическими указаниями по изучению конкретного учебного предмета. Содержание каждого учебного занятия устанавливается педагогом на основании поставленной учебной задачи, уровня подготовки учащихся и их заинтересованности в учении.

Операционно-деятельностный компонент процесса обучения, является одним из тех компонентов, которые отражают всю сущность обучения. Именно в совместной деятельности педагога и учащихся реализуется поставленная цель обучения. Осуществление данного компонента достигается путем использования разнообразных методов, средств, приемов и способов преподавания.

Контрольно-регулировочный компонент процесса обучения, включает в себя ряд составляющих, таких как:

  • контроль за ходом обучения и решением поставленных педагогом задач;
  • самоконтроль со стороны учащихся за правильностью выполнения конкретных учебных заданий, операций и т.д.

Реализация контроля осуществляется посредством проведения разнообразных проверочных работ, представленных устными и письменными формами (лабораторные работы, тестирование, опросы, зачеты, экзамены и т.д.).

Самоконтроль осуществляется в форме самостоятельных проверок учащимися уровня усвоения учебного материала, посредством выполнения упражнений, решения задач и т.д.

Оценочно-результативный компонент процесса обучения – предусматривает осуществлении оценки педагогом и самооценки учащимися достигнутых результатов обучения, а также соответствие полученных знаний поставленным задачам.

Структура процесса учения

Учение представляет собой деятельность учащегося по освоению содержания учебно-познавательных программ. В процессе учений происходит освоения опыта социального характера, его направлений, особым образом организуется познавательная деятельность, определяются способы овладения знаниями и умениями, которые приемлемы для конкретного учащегося и отвечают его возможностям.

Организация процесса учения осуществляется учащимся, поскольку ему требуется освоить определенные теоретические знания и практические навыки. В этой связи, действия учащихся должны быть скоординированы в соответствии с поставленными образовательными целями.

Процесс учения нацелен на познание, сбор, усвоение и обработку информационных данных об окружающем мире и обществе, сформирование системы ценностей и представлений об отношениях в обществе и взаимодействии с его членами.

Замечание 2

В процессе учения, важное место отводится наличию мотивов т.е. тех стимулов и импульсов, которые направляют учащегося на усвоение учебной информации, реализацию учебных действий

На основании, имеющихся мотивов происходит формирование системы познавательных действий. Они бывают:

  1. Внутреннего характера – действия личности, ориентированные на запоминание учебной информации, ее обработку, сохранение и передачу, развитие мыслительных процессов и воображения.
  2. Внешнего характера – действия, связанные с речевыми процессами, применением органов чувств, творческих способностей, различных предметных действий в реализации процесса обучения.

Процесс учения, как и процесс преподавания, предполагает проведение контрольных, оценочных и аналитических мероприятий по итогам своей познавательной деятельности. Учащиеся проводят самоконтроль, самооценку и самоанализ своей деятельности. Собственная оценка благотворно сказывается на проверке качества и эффективности организации процесса учения, выявляет его проблемные стороны и позволяет отыскать пути их устранения.

Учение — обучение

В том же «Словаре системы основных понятий» приводится сразу несколько определений «обучения» из нескольких источников. Например, Большая советская энциклопедия определяет обучение как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство человека к жизни и труду, а Российская педагогическая энциклопедия — как совместную целенаправленную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, её образование и воспитание. Тем не менее в качестве более современного определения приводится такое:

«Обучение (синоним — учение) — развитие знаний, умений, навыков, привычек обучающегося — или, что то же, — развитие его опыта (в первом, психолого-педагогическом значении)».

То есть обучение тут ставится в один ряд с учением, а оно, в свою очередь, — в один ряд с учебной деятельностью. С учётом того, что в другом определении учение приравнивалось к научению, немудрено запутаться.


Фото: Ground Picture / Shutterstock

Известный российский психолог Роберт Немов в книге «Психология» («Книга 2. Психология образования») , что все три понятия (учебная деятельность, обучение и учение) относятся к содержанию учебного процесса:

Учебная деятельность — процесс приобретения новых или изменения существующих знаний, умений и навыков, развитие способностей человека.

Обучение — совместная деятельность учащегося и педагога, то есть передача знаний от одного к другому

«Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения», — уточняет он.

Учение — относится к действиям, которые предпринимает уже ученик, чтобы развить свои навыки, знания и способности.. Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

Учёный приводит и дополнительные объяснения относительно научения:

«Обучение отличается от научения <…> ещё и тем, что обычно является организованным процессом, планомерно и сознательно управляемым, в то время как научение может происходить стихийно. Учение как аспект учебной деятельности, связанный с работой учащегося, также может выступать как организованный или неорганизованный процесс. В первом случае учение является стороной обучения, трактуемой в широком смысле этого слова, а во втором — результатом того, что называется социализацией. Научение может явиться побочным итогом любой деятельности, в то время как понятия учения и обучения обычно связаны со специальной учебной деятельностью».

Проще говоря, обучение и учение — это процесс, а научение — результат. Учение — процесс учащегося, а обучение — совместный процесс учащегося и того, кто его учит.

Кроме того, разница между научением, обучением и учением, объясняет Роберт Немов, касается и возрастных рамок: «Разница между научением, обучением и учением видится также в том, что готовность к этим видам присвоения информации у детей обнаруживается в разные возрастные периоды. К элементарным видам научения — импринтинг, условно-рефлекторное, оперантное — ребёнок оказывается практически готовым с первых дней и месяцев жизни, то есть почти сразу после рождения. Обучаемость как способность к осознанному, целенаправленному приобретению знаний, умений и навыков появляется у него примерно к 4–5 годам, а полноценная готовность к самостоятельному учению возникает только в первых классах школы, то есть в возрасте около 7–8 лет».

При этом научение происходит в процессе учебной деятельности, а она, в свою очередь, включает два других процесса. Это учение — то есть деятельность того, кто учится, и обучение — деятельность того, кто обучает.

Похожие термины:

  • управление уч.-познават. деятельностью обучаемых; один из компонентов процесса обучения. П. реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направ

  • упорядоченная деятельность педагога по реализации цели художественного обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения художеств

  • дидактический принцип организации обучения, провозглашающий неразрывность и взаимозависимость характера и качества преподавания учителя и учения учащегося. Принцип исходит из понимания обучен

  • индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания. Вследствие разделения труда, одни преподаватели могут осуществлять функцию отбора информации для усвое

  • один из приемов познания, мысленное отвлечение от несущественных, второстепенных признаков изучаемых явлений процесса преподавания изобразительного искусства, выделение общих и существенных. Т

  • (от лат. abstractio – отвлечение) – одна из сторон познания, заключающаяся в мыслительном выделении и самостоятельном рассмотрении тех или иных свойств явлений процесса преподавания изобразительного

  • определяются требованиями реформы школьного (и иных уровней) образования в РБ, логикой развития методики как науки, а также практическими потребностями, накопленными современной школой: дидактич

  • отрасль педагогической библиографии, описания книг. Задачи Б.: изучение, аннотирование, классификация издаваемых книг и статей, составление тематических списков литературы, указаний к поиску лит

  • исследовательский центр РАО, в задачи которого входит комплексное педагогическое обеспечение функционирования русского языка как государственного языка России, сохранения и укрепления его поз

  • один из важнейших методов исследования, представляющий собой активную исследовательско-практическую деятельность экспериментатора по изучению причинно-следственных связей в педагогических яв

  • методический (педагогический) эксперимент и методы наблюдений, изучения и обобщения передового опыта учителей и коллективов, метод бесед с учащимися, учителями, родителями, метод анкетирования и

  • важнейший вид эксперимента (в отличие от поискового, ориентирующего, контрольного и др.), в процессе которого проверяются новая методика, новые приемы, новые пособия и пр. Цель этого вида экспериме

  • 1) определенная организация активности познающего (исследователя), в результате которой формируется познавательный смысл двигательного действия. Функциональная система двигательного действия и

  • тип пособий для учителей, студентов, методистов, аспирантов по истории, теории и практике методики. Содержит небольшие статьи, посвященные авторам-методистам, их портреты и отрывки из трудов. Стат

  • Группа современных методов, базирующихся на интеракционизме – одной из популярных в современной социальной психологии концепции. В рамках этой концепции предлагается понимание социального вза

  • Методика представляет собой отрасль педагогической науки – дидактики и базируется на данных таких наук, как педагогика, психология и искусствознание. Психология дает познание путей, закономерно

  • Один из методов исследования, широко используемый в преподавании иностранных языков. История методики знает немало примеров, когда в результате научного обобщения опыта преподавания были выделе

  • оборудуется в институтах повышений квалификации (усовершенствования) учителей (педагогических кадров), в педагогических институтах и университетах, колледжах, педагогических училищах, а также в

  • наиболее общие, основополагающие (базисные) понятия, составляющие ее теоретический фундамент. В качестве К. в методике используют: 1) базисные понятия педагогики (воспитание, обучение, преподавани

  • (лат. concretus – сгущенный, уплотненный, сложившийся) – один из приемов познания, включение изучаемого явления процесса преподавания изобразительного искусства через абстрактное понятие в многообр

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: