Ценообразование на рынке благ
Уровень цен на рынке благ предполагает их установление в зависимости от воздействия различных факторов. Наибольшее влияние на цены оказывают:
- Расходы, которые несет производитель в ходе создания конкретного товара, т.е. его себестоимость.
- Уровень спроса на продукцию. Спрос на данном рынке формируется домашними хозяйствами. Высокий спрос позволяет поднять цены на продукцию.
- Уровень развития конкуренции в конкретном сегменте рынка.
- Ценность, уникальность, исключительность конкретного товара или услуги.
Следует, также, отметить, что на ценообразование рынка благ оказывает влияние макроэкономическая ситуация в стране: уровень инфляции, уровень благосостояния населения, состояние совокупного спроса, а также государственное регулирование экономики в виде налоговой политики, установление лимитов товарооборота, ввод ограничений на производство конкретной продукции и др.
Цена на конкретный товар устанавливается в зависимости от его жизненного цикла, стратегии продавца и целей его деятельности, а также особенностей сезонного спроса на конкретную продукцию.
Характеристика текущего состояния рынка труда в экономике России
Рынок труда представляет собой совокупность социально-трудовых общественных отношений, которые заключаются в поиске, найме и использовании работников в сферах производства и обслуживания.
Спрос на рынке труда предъявляют работодатели (организации), предложение формируется теми людьми, которые желают найти работу (потенциальные работники). При взаимодействии спроса и предложения на рынке труда устанавливается равновесная цена труда – заработная плата.
Рынок труда, который обеспечивает эффективную и высокую занятость населения и установление цивилизованных трудовых отношений, считается одной из основ поступательного социально-экономического развития страны. В связи с этим в Российской Федерации приоритетным признаётся реализация государственной политики в сфере труда. Его основными направлениями сейчас признаются:
- легализация теневой занятости;
- снижение скрытой безработицы;
- повышение качества рабочей силы, инвестирование в человеческий капитал;
- развитие внутренней трудовой мобильности (миграции);
- стимулирование работодателей к найму лиц из числа социально незащищенных категорий населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные родители и т.д.) и др.
По официальным статистическим данным, 53% от общей численности населения России (то есть 75,2 млн чел.) является экономически активным населением. В их числе 4,3 млн чел. считаются незанятыми в экономике, что соответствует уровню безработицы в 5,7%. При этом только 1,1 млн чел. зарегистрировано в государственной службе занятости в качестве безработных.
Характеристика текущего состояния рынка капитала в экономике России
Под капиталом принято понимать те средства (финансовые активы), которые могут быть предоставлены в займы на срок более одного года (так называемые, «длинные деньги»). Именно эта категория средств обеспечивает долгосрочное и стабильное развитие национальной экономики. Спрос на капитал предъявляют предприятия, нуждающиеся в финансировании производственных процессов, а его предложение чаще всего формируют частные лица (инвесторы), которые накопили большой объем сбережений. Причем инвесторы преимущество действуют не самостоятельно, а через посредников – банков, брокеров и т.д.
Российская экономика в настоящее время испытывает недостаток капитальных вложений. Это, прежде всего, вызвано введёнными против России санкциями, согласно которым иностранными финансовым компаниям запрещено кредитовать российские коммерческие организации. Поэтому государство было вынуждено стать основным инвестором отечественной экономики. В частности, инвестирование предлагается осуществлять через реализацию национальных проектов, механизм государственно-частного партнерства, функционирование государственных корпораций и т.д.
Кроме того, государственными органами активно проводится работа по улучшению инвестиционного климата в стране. Для этого необходимо создать условия, обеспечивающие безопасность и выгодность совершения капитальных вложений в экономику России.
Характеристика текущего состояния рынка земли в экономике России
Ещё с древних времён важнейшее место в жизнедеятельности любого общества занимает земля. Поэтому эффективность её использования является одним из актуальных вопросов развития экономики России – самой большой по площади территории страны в мире.
Рынок земли обеспечивает заключение сделок по купле-продаже земельных участков (наиболее популярный вид операций), по сдаче их во временное пользование (в аренду), по дарению, по залогу, по наследованию.
Земля по своему целевому назначению может принадлежать к одной из семи категорий:
- сельскохозяйственные (22,7%);
- лесного фонда (65,6%);
- особо охраняемых территорий и объектов (2,1%);
- промышленности и иного специального назначения (1,0 %)
- населенных пунктов (1,2%);
- запаса (5,8%);
- водного фонда (1,6%).
Земля, как и другое имущество в России, может находится в государственной, муниципальной или частной собственности. Несмотря на активное развитие рыночных отношений в нашей стране, более 92% российских земель находится в собственности государства (муниципальных образований). 7% земель приходится на физических лиц, а остальное – на организации.
Рынок благ и его составные компоненты
Определение 1
Рынок благ – это вид рынка, на котором осуществляется купля-продажа экономических благ, произведенных в национальной экономике в конкретный временной период.
По сути, рынок благ является товарным рынком. На нем реализуется оборот товаров. Здесь, происходит предложение одних субъектов экономического процесса, результатов производственной деятельности, выступающих благами, необходимыми для удовлетворения спроса на них других субъектов.
Все экономические блага, которые оборачиваются на рынке, являются результатами производственной, хозяйственной деятельности субъектов экономики. Они несут определенную пользу для отдельных индивидов и общества, поскольку, удовлетворяют потребности в экономических благах. Также, они характеризуются ресурсоемкостью отражая затраты, требующиеся на изготовление конкретного блага.
На рынке благ осуществляется покупка и продажа экономических благ разных типов. Они могут быть дифференцированы по различным основаниям.
Исходя из вещественных параметров, экономические блага делятся на:
- Материальные блага –продукты питания, одежда, техника, жилье, материалы, приборы и оборудование и др.
- Нематериальные блага- блага, представляющие собой невещественную форму. Это могут быть различные услуги.
Исходя из места производства блага на рынке делятся на:
- Внутренние блага – отечественного производства.
- Внешние блага – импортного производства.
Исходя из функционального назначения, блага делятся на:
- Производственные блага – ориентированные на обслуживание производственных процессов – оборудование, материалы, сырье, деловые услуги.
- Потребительские блага – ориентированные на личное потребление. Это продовольственные товары и различные услуги.
Исходя из характера потребления, блага могут носить:
- Частный характер потребления – использование благ для личных нужд, исходя из индивидуального спроса.
- Общественный характер потребления – направлены на удовлетворение социальных нужд и обеспечение всего общества или его части конкретными благами.
Таким образом, рынок благ характеризуется большими объемами товарооборота. В состав рынка благ входят разнообразные мелкие рынки. Они могут быть ориентированы на осуществление купли-продажи конкретной группы благ или же, благ различного рода, но в небольших объемах.
Таким образом, рынок благ представляет собой систему взаимосвязанных элементов: субъектов хозяйствования, потребителей благ и ресурсов, товаров, работ и услуг. Рынок характеризуется тесными связями между всеми его элементами и субъектами, носящими устойчивый характер, являющийся целостной структурой.
Рынок благ оказывает воздействие на формирование совокупного спроса и совокупного предложения. Это обусловлено тем, что рыночные отношения касаются произведенного в стране валового внутреннего продукта.