Теория социального действия М.Вебера
По мнению М. Вебера социальными действиями занимается наука социология. Она толкует и понимает эти действия через объяснения.
Получается, что социальные действия являются предметом изучения, а толкование, понимание – это метод, с помощью которого явления причинно объясняются.
Таким образом, понимание есть средство объяснения.
Понятие смысла объясняет социологическое понятие действия, т.е. социология должна изучать рациональное поведение индивида. При этом индивид осознает смысл и цели своих поступков без эмоций и страстей.
Автор теории выделяет четыре типа поведения:
- Поведение целерациональное, при котором выбор цели свободен и осознан, например, деловая встреча, покупка товара. Данное поведение будет свободным, потому что отсутствует принуждение со стороны толпы.
- В основе ценностно-рационального поведения лежит сознательная ориентация, вера в нравственные или религиозные идеалы, стоящие выше расчетов, соображений выгоды, сиюминутных порывов. На второй план здесь отходит деловой успех и человека может не интересовать мнение окружающих. Свои поступки человек соизмеряет с высшими ценностями, такими как спасение души или чувство долга.
- Поведение традиционное, которое нельзя назвать сознательным, потому что его основу составляет притупленная реакция на раздражители и протекает по принятой схеме. Раздражителями могут быть различные запреты, табу, нормы и правила, обычаи и традиции, передающиеся от одного поколения другому, например, гостеприимство имеющее место у всех народов. В результате не надо ничего придумывать, потому что индивид ведет себя так, а не иначе, в силу привычки, автоматически.
- Реактивное или как его ещё называют аффективное поведение, которое идет изнутри и человек может поступить бессознательно. Это кратковременное эмоциональное состояние не ориентируется на поведение других людей, как и на сознательный выбор цели.
К аффективным формам поведения относятся растерянность перед каким-нибудь событием, энтузиазм, раздражение, подавленность. Эти четыре типа, как отмечает сам М.Вебер, можно считать самыми характерными, но далеко не исчерпывающими все многообразие видов поведения человека.
Ценностно-рациональное поведение по М.Веберу
По мнению М. Вебера ценностно-рациональное поведение является идеальным типом социального действия. Причина заключается в том, что в основе данного типа лежат такие поступки, совершаемые людьми, которые основаны на убежденности в их самодостаточной ценности.
Целью здесь выступает само действие. Ценностно-рациональное действие подчиняется определенным требованиям. Долг индивида – следовать этим требованиям. Действия в соответствии с этими требованиями означают ценностно-рациональные действия даже в том случае, если рациональный расчет имеет большую вероятность неблагоприятных последствий самого поступка лично для индивида.
Пример 1
Например, тонущее судно капитан покидает последним, несмотря на то, что его жизнь находится в опасности.
Данные действия имеют осознанную направленность, а если их соотнести с представлениями о долге, достоинстве, то это будет определенная рациональность, осмысленность.
Преднамеренность такого поведения говорит о большой степени его рациональности и отличает от аффективного поведения. «Ценностная рациональность» действия абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид, потому что несет в себе что-то иррациональное.
М. Вебер считает, что действовать чисто ценностно-рационально может только тот человек, который поступает в соответствии со своими убеждениями
В этом случае он будет выполнять то, что требует от него закон, религиозное предписание, важность чего-либо
Цель действия и само действие в ценностно-рациональном случае совпадают, а побочные следствия во внимание не принимаются. Замечание 1
Замечание 1
Таким образом, получается, что целерациональное действие и ценностно-рациональное различаются между собой как истина и правда. Истина – это то, что есть на самом деле независимо от убеждений, верований конкретного общества. Правда означает сопоставление того, что наблюдаешь с общепринятым в данном обществе.
Ценность как признак социального действия
Ценностные ориентации личности являются важнейшим признаком, которые оказывают большое влияние на вектор социального действия и его результат. Также они ориентируют деятельность человека с сложившихся условиях. В ценностях выражаются общественные потребности, такие, как:
- Экономические потребности;
- Политические потребности;
- Духовные потребности.
Например, М. Вебер называет ориентацию человека, основанную на его ценностной составляющей «ориентацией на других». Данная ориентация также включает в себя опознавательную ориентацию, оценочную ориентацию и моральную ориентацию. Ценности складываются на обоих уровнях социализации личности (во время первичной социализации они прививаются членами семьи индивида, а на вторичной – членами образовательного, трудового и профессионального коллективов, а также в кругу друзей). Ценности могут не только определять развитие личности, но также и корректировать потребности человека, программу в реализации намеченных целей, которые достигаются путем социального действия.
Виды социального действия
Согласно М.Веберу, выделяют следующие виды социального действия, основанные на степени участия сознательных элементов:
- Целерациональное социальное действие представляет собой действие, которое дает возможность конкретного выявления смысла действия человека, то есть субъект социального действия четко понимает чего он хочет достичь и какими средствами. Противоречия между целью субъекта социального действия и ориентацией на другого человека решаются актором самостоятельно на основе критерия успешности намечаемого действия.
-
Ценностно-рациональное поведение заключается в действиях, где актор четко ориентирован на выполнение своего понимания чести, долга, достоинства. Такие действия социального актора наиболее распространены и находятся в подчинении требований и заповедей, соблюдение которых является долгом любого человека.
Замечание 1
Данный вид социального действия характеризуется абсолютным исполнением и ориентацией на социальные нормы и ценности, в том числе в ущерб личных целей и интересов в случае их расхождения с социальными нормами.
-
Аффективное социальное действие характеризуется действиями, которые совершаются в сильном эмоциональном состоянии, состоянии аффекта в качестве реакции на действующий сильный раздражитель. Аффективное социальное действие основывается на чувствах социального актора и характеризуется желанием немедленного их удовлетворения. Аффективные социальные действие могут вступать в противоречие с интересами и задачами социального актора, нести отрицательные результаты. Аффективные социальные действия не обладают целью и рациональностью.
- Традиционное социальное действие представляет собой действие актора, которое совершается неосознанно, на автоматическом уровне, как традиция или по обычаю.
Основой традиционных социальных действий являются глубоко усвоенные социальным актором социальные нормы, ценности, установки и социальные образцы поведения, которые в результате многократного повторения носят характер традиционных.
Традиционные и аффективные социальные действия производятся неосмысленно и обладают минимальной степенью участия сознательных элементов, что делает их принадлежность к социальным действия условным.
Если рассматривать содержание социального действия, то можно выделить репродуктивные действия, социальное творчество и социальное отрицание.
Репродуктивное действие представляет собой действие, которое совершается с целью сохранности и поддержки нормального существования социального института.
Социальное отрицание заключается в совершении действий, которые имеют своей целью устранить какие-либо составляющие социальной жизни.
Социальное творчество выражается в действиях, осуществляющихся для формирования новых видов социальных отношений и с целью развития социального сознания.
Понятие «социальное действие», его структура
Для того, чтобы взаимодействовать друг с другом, индивиды выстраивают различные социальные связи, а также вступают во множество коммуникаций. Но, прежде всего, любое событие, проявление активности, общение индивида с другими основывается на его желании и стремлении действовать. Именно из поступков человека, интенций и действий складывается история всего общества, которую мы также можем оценить как положительно, так и отрицательно. В целом, образ человека складывается на основе его действий и поступков: если человек совершает больше добра, то и мнение о нем положительное, но если его действия несут злой умысел, то мы вряд ли назовем такого человека благородным и добрым.
Действие в социологической науке выступает в качестве проявления активного поведения человека, которое основано на его рациональности, целеполагании, предполагает нацеленность на конкретный результат. К тому же, стоит учитывать, что любое действие также может изменить социальную структуру, объекты, но цель заключается либо в сохранении их первоначального состояния, либо в его изменении в зависимости от требований общественности.
Замечание 1
Действие человека отличается целенаправленностью и рациональностью, что сразу отличает его от действий, которые совершаются животными, необдуманно и инстинктивно. Так, человек осознает последствия своих поступков, оценивает шансы закончить дело успешно, а также в целом осознает и понимает, зачем он поступает так, а не иначе. Очень многое зависит от мировоззрения человека, его ценностных ориентиров, а также от его воспитания и уровня развития.
Признаки социального действия
Разнообразие признаков социального действия принято обобщать и представлять в виде шести основных черт:
- Во-первых, это то, что социальное действие определяется отношениями между субъектом социального действия, и ситуацией. В данном случае, действие будет зависеть от ценностей индивида, его потребностей, мотиваций и тех эмоций, которые он испытывает во время совершения действия. Ситуация также может носить разнообразный характер. Это может быть мирная ситуация, а может быть состояние конфликта между субъектом и остальными участниками социального действия. В данном случае необходимо объективно оценить возможные последствия в случае применения тех или иных технологий для реализации социального действия.
- Во-вторых, социальное действие включает в себя сразу три типа мотивов (ориентаций действия). Первый – катактическое социальное действие, которое направлено на оценку потребностей индивида, второй – когнитивное социальное действие, которое в качестве основной цели рассматривает наличие познавательного элемента, получение нового опыта и знаний. Что касается третьего типа мотивов – это оценочное социально действие, которое формируется у субъекта на основе сравнения и оценки соответствия его действий моральным нормам, а также правилам, принятым в обществе.
- В-третьих, нормативность социального действия, поскольку оно должно реализовывать нормы субъекта, которые находятся в его памяти и закрепились в его общественном поведении.
- В-четвертых, целенаправленность социального действия, которое всегда ориентировано на конкретный результат. Таким образом, начиная совершать какие-либо поступки, авторы данной типологии признаков предполагают, что человек осознает последствия своего поведения и действий, и сам в праве оценить, насколько они соответствуют тому результату, на который он нацелен.
- В-пятых, социальное действие включает в себя широкий спектр предметов, а также средств и операций, с помощью которых совершается данное социальное действие. В нашем случае необходимо осознавать психические и физиологические особенности людей, а также условий, в которых они совершают данные действия. Если человек относится к высшему уровню социальной иерархии, то средства будут одни, а если к низшей – то совершенно другие. Это же касается и временного промежутка, который отводится на реализацию действия и достижение целей.
Последний признак социального действия – результат, который может или соответствовать ожиданиям субъекта, или не соответствует его целям и потребностям. В данном случае окончательное решение за человеком. Он может начать снова достигать той же цели, или же меняет вектор своего поведения и нацеливается на новые результаты.
Понятие «социальное действие»
Социальное действие выступает в качестве достаточно разностороннего явления современной общественной жизни каждого человека. Ежедневно мы совершаем сотни поступков и действий, которые характеризуются нашими психологическими и физическими особенностями и способностями, а также зависят от нашего мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, умений и навыков. Также в социальном действии особую роль играет социальный статус человека, его половые и возрастные признаки и мотивы поведения.
Определение 1
В социологии социальное действие – это людей целенаправленное и мотивированное проявление социальной активности человека. В огромный мир социального действия входят такие понятия, как «деятельность», «поведение», «реакция», «позиция», «потребность» и многие другие, которые не только определяют социальное действие, но и являются его непосредственным результатом.
Одна из особенностей социального действия – не просто его осуществление, но и ориентация на других людей. Поскольку человек живет в обществе, он связан с его представителями социальными связями (сетью коммуникаций). В зависимости от роли конкретного человека в жизни субъекта зависит направленность его социального действия, потребности, а также те принципы, которые движут им для достижения поставленных целей.
Таким образом, социальное действие может принести пользу субъекту и людям, а может оказать негативное влияние, что приведет к достаточно плачевным последствиям
В данном случае очень важно учитывать весь ряд признаков, которые характеризуют социальное действие, и оценить роль мотивационной составляющей, которая может исходить из разума человека, его ценностей, или от его эмоций, которые также могут быть положительными или отрицательными
Замечание 1
Этот вывод был сделан еще Э. Дюркгеймом, который предположил, что человеческое поведение четко определено внешними объективными факторами (социальными отношениями, коммуникациями, уровнем культуры в обществе). М. Вебер, в свою очередь, подчеркивал влияние субъективных признаков на социальное действие (то есть, влияние поведения и мировоззрения самого участника и инициатора социального действия).
Типы социального действия по Максу Веберу
Вообще развил теорию социального действия выдающийся немецкий ученый — Макс Вебер. Я, если честно, очень проникся его трудами — классно писал!
Дак вот, Макс Вебер предложил не просто какую-то там идейку, а разработанную теорию, внятно отвечающую на вопрос: «Почему люди поступают так, а не иначе?» Ответ на этот вопрос прост: люди выбирают то или иное действие, руководствуясь одной из четырех мотиваций. Согласно этим мотивациям выделяются следующие типы:
1. Целерациональное действие — обусловленное некой целью, и люди и вещи трактуются как средства ее достижения. В этой мотивации заключено всё многообразие человеческих действий. Хотите, к примеру, мороженое? Вот и используете вещи (деньги) или других людей («Ну купи, купи-и-и мне мороженое!») как средства для достижения своих целей.
Например, поиск интересной работы: цель найти подходящую работу и не просто абы какую, а интересную. Кстати, как это сделать, смотри мой пост о профориентации.
Кажется, что в большинстве случаев поведение людей целерационально? Увы, вынужден развеять ваши догадки. В самом деле, как часто люди действительно знают, чего хотят? Зачастую они не способны этого понять…. Не согласны? Читайте дальше и я думаю, что согласитесь со мной…
2. Ценностнорациональное действие — активное волеизъявление, обусловленное верой в некие ценности. Например, у меня к вам вопрос: бывает, что вы подаете денежку нищему? Да? Почему вы это делаете? Только честно! Жалко?
А может, вы искренне верите, что когда вы подаете ему денежку, вам на небесах плюсик прибавляется? И в конце жизни, вы надеетесь, что количество плюсиков переборет количество минусов? Напишите в комментах, почему вы совершаете подаяние, если совершаете? Только честно!
3. Аффективное — действие, обусловленное эмоциями. Я уже писал выше, что поведение людей не всегда рационально. В самом деле. Просыпаетесь вы утром и думаете : «Хочу чего-то БОЛЬШОГО и БЕЛОГО!», а чего не знаете! Бывает у вас такое? И вот весь день вас тянет на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ сугробы снега, или на БОЛЬШИЕ и БЕЛЫЕ ванны, или вам предлагают купить БОЛЬШУЮ и БЕЛУЮ козу….
А вы не понимаете, почему с вами всё это происходит. А ответ прост — эмоции («ХАЧУ»). Хотели вы, к примеру, купить машину. Купили, а она не заводится. Заглянули под капот, а там детали все аккуратно сложены на газетке и записка «закрути меня!». Думаю, ваш аффект обеспечен продавцу
4. Традиционное действие — обусловлено традициями и обычаями. Например, традиционные праздники — люди из соблюдают из-за уважаемой ими традиции. Каждый год люди под новый год ёлочки срубают, наряжают, а потом выбрасывают на помойку — такова традиция — массовое жертвоприношение ёлочек под новый год. Green Peace отдыхает! Сурово, в общем.
Такова вкратце теория социального действия. Кстати именно Макс Вебер является основателем так называемой «понимающей социологии», которая призвана понимать действия людей.
Поделиться в соц. сетях
Определение понятия
Тема социального действия крайне не проста для понимания. Однако она тоже входит в тесты егэ по обществознанию. Итак что же такое социальное действие?
Учащиеся сразу думают: «А, это значит любое действие, где есть люди — социально». НЕТ! Далеко не любое действие социально, даже если оно происходит на людях! Например: пошел дождь — все открыли зонты. Это просто реакция на погоду. А вот если нет дождя и люди стали что-то массовое делать — это будет флэш-моб — социальное действие.
Также не является социальным любое действие в массе людей, так как масса имеет свойство подчинять себе индивидуальную психику. В массе людей эмоции и настроения крайне быстро, стихийно распространяются — и может так оказаться, что Вы уже не Вы, что у Вас в руке уже топор и Вы долбите чью-то машину…. Хотя в обычной жизни Вы, предположим тихоня и Вам не до чужих машин
Также не будет являться таким действием, например, просмотр телевизора или молитва в комнате одного человека. Давайте на чистоту: в случае с телевизором это не Вы влияете на телевизор, а он на Вас! Тут, в общем позвонил мне мой Интернет-провайдер и сообщил новость, что в стоимость моего Интернета оказывается входит ещё кабельное!.. И я вот думаю, что сам телевизор практически не смотрю, и вообще мне как-то фиолетово на то, есть у меня кабельное или нет….
В случае с молитвой в комнате перед сном — то, кроме молящегося в комнате нет людей — поэтому действие не социальное. Если Вы верите, что общаетесь с ангелами и с Богом — это ваше личное, никому не нужное дело. А вот массовое моление — уже, естественно, социальное действие!
Типы социального действия М. Вебера
Автор теории социального действия М. Вебер выделяет шесть их типов:
- Правильный тип, где цели и средства строго рациональны, потому что объективно адекватны друг другу.
- Во втором типе средства для достижения цели, как кажется субъекту, будут адекватны, хотя могут и не быть такими.
- Приблизительное действие без определенной цели и средств.
- Действие, определяемое конкретными обстоятельствами, без точной цели.
- Действие, имеющее ряд непонятных элементов, поэтому лишь частично понятное.
- Действие, которое необъяснимо с точки зрения рациональной позиции, вызванное непонятными психологическими или физическими факторами.
Данная классификация упорядочивает все виды социального действия по степени убывания их рациональности и понятности.
Социальными в принятом смысле являются не все типы действия, включая внешний тип. Если внешнее действие направлено на поведение вещных объектов, то оно не может быть социальным.
Социальным оно становится только тогда, когда ориентировано на поведение других, например, молитва, прочитанная в одиночестве, не будет носить социальный характер.
Социальный характер носят не все типы взаимоотношения людей. Социальное действие не будет идентично одинаковому поведению людей, например, во время дождя. Люди открывают зонты не потому что ориентируются на действия других, а для того, чтобы защититься от дождя.
Не будет идентично оно и тому, на которое влияет поведение других. Огромное влияние на человека оказывает поведение толпы и определяется как поведение, обусловленное массовостью.
М. Вебер ставил перед собой задачу – показать, как такие социальные факты – отношения, порядок, связи – следует определять как особые формы социального действия, но стремление фактически было не реализовано.
Замечание 2
Важнейшая мысль М. Вебера заключалась в том, что социальное действие приводит к социальному факту. Детерминантом действия М. Вебер рассматривает только цель, а обстоятельствам, которые делают это действие возможным, не уделяет должного внимания. Он не указывает, среди каких альтернатив осуществляется выбор и не имеет суждений о том, какие цели действия имеет действующий в той или иной ситуации. Не говорит и о том, какие варианты действия есть у субъекта при движении к цели и какой тип отбора он производит.