Иерархия уровней развития способностей

Егэ. человек.  тема 5.способности |

Структура способностей.

Деятельность (трудовая . учебная и т.д), которой овладевает человек , предъявляют высокие требования к его психологическим качествам( особенностям интеллекта, эмоционально-волевой сфере, сенсомоторики). Этим требованиям не может удовлетворить одно какое либо качество, даже если оно достигло очень высокого уровня развития . мнение , что отдельно взятое психическое свойство может обеспечить высокую продуктивность деятельности , выступить как эквивалент всех способностей, лишено научной достоверности. Способности представляют собой совокупность психических качеств имеющих сложную структуру.

Структура совокупности психических качеств ,которая выступает как способность , в конечном счете определяется требованиями конкретной деятельности и является различной для разных видов деятельности.

Способности человека к определенному виду деятельности имеют сложную структуру представляющую собой совокупность особенностей психики. Так, например, в структуру музыкальных способностей включается: музыкальный слух, способность к слуховым представлениям, музыкально-ритмическое чувство. Литературные способности состоят из следующих компонентов: высокого уровня эстетического чувства, потребности к самовыражению, оригинального, совершенного языка, склонности к фантазированию, высокого уровня развития образной памяти.

Успешность выполнения той или иной деятельности зависит от сочетания способностей. При отсутствии задатков к развитию каких-либо способностей их дефицит можно восполнить за счет развития других способностей, либо через приобретение навыков, либо за счет формирования индивидуального стиля деятельности. Такого рода «замещение представляет собой компенсаторные возможности психики.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой  способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей.

В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения.

При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются

Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то

Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Развитие способностей.

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Так в период с рождения до 6-7 лет происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и органами движения, особенно, рук, что является условием для развития общих способностей. Младший и средний школьный возраст — время ускоренного развития специальных способностей. Необходимы ус­ловиями их становления в этот период являются игра, творческая, мотивированная и разнообразная деятельность, которая должна находиться в «зоне потенциального развития»(Л. С. Выготский), т.е. на пределе возможностей ребенка. Кроме того становление способностей осуществляется совместно с развитием волевой сферы человека, а также определяется качеством обучения и воспитания.

Случаи патологического снижения способностей определяются как олигофрения. Она имеет различную степень выраженности: легкая — дебильность; средняя — имбицильность; глубокая — идиотия, что определяет разработку специальных программ, подбор методики и коррекции во вспомогательных учебных заведениях.

Уровни развития способностей

Способности каждого человека формируются из задатков, навыков, умений, знаний, социального окружения и других факторов.

Развитие способностей — это сложный динамический процесс, который состоит из 2 этапов и имеет свои особенности:

  1. На первом этапе, который специалисты называют воспроизводящий, человек учится приемам, определенной технике, выполняет движения за учителем, то есть повторяет нужный процесс, обучается необходимым действиям. Через этот этап проходят все люди, которые хотят обрести какие-либо умения и навыки. При этом человек может стать профессионалом в своем деле, но в его действиях будет наблюдаться стандартность и шаблонность — он так учился, привык так делать и продолжает так делать.
  2. На втором этапе развития подключается творческая деятельность. Проходя первый воспроизводящий этап, люди отходят от стандартного выполнения, изменяют тактику, приемы, придумывают новую технику, становятся новаторами в своем деле. На этом этапе активно развиваются не только специфические и творческие способности, и природные в том числе.

Важно! Особенности развития способностей таковы, что индивиду обязательно нужно пройти первый этап (воспроизводящий), чтобы научиться чему-либо и в дальнейшем развивать в себе творческие умения и навыки. Но для этого у индивида должно быть развито нестандартное и нешаблонное мышление.

Уровни развития способностей человека

Определение

Способности – это врожденные свойства личности, проявляющиеся как условия успеха в каком-либо виде деятельности. Они основаны на анатомо-физиологических особенностях нервной системы, развиваются в процессе учебы, не сводятся к навыкам, умениям, знаниям.

Наравне с ресурсами и задатками способности составляют область психических явлений, направленную на обеспечение жизнедеятельности.

В психологии человека выделяют два вида способностей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Общие – определяющие достижения во всех видах деятельности. Сюда, к примеру, относятся логическое мышление, уровень развития речи, мелкая моторика, умственные возможности, взаимодействие с обществом.
  2. Специальные – проявляющиеся в специфических видах деятельности: математике, музыке, технике, скульптуре, лингвистике, физике, химии.

Аналитиками доказано, что наличие у индивидуума общих способностей не исключает проявление специальных. Как правило, они сосуществуют, дополняют друг друга.

Что такое способности

Способности человека в психологии — это совокупность определенных качеств, которыми обладает индивид для успешного освоения тех или иных действий.

Если говорить кратко, то от именно от этих качеств зависит, как легко индивид будет осваивать новую деятельность и чем он, скорее всего, будет заниматься в жизни.

Проявляются и развиваются способности с помощью определенных предпосылок — задатков. Задатками называют определенную природную основу, психофизиологические особенности, от которых зависят особенности формирования и развития навыков. Также на основе задатков происходит развитие человеческих возможности, таких как: умение запоминать информацию, тактильное ощущение, особенности темперамента, психомоторика и пр.

Так, например, индивид с задатками тонкого музыкального слуха может стать отличным музыкантом, а некто с задатками к цветопередаче может стать художником.

Важно! Стоит отметить, что способности сами по себе не обеспечивают успех в какой-либо деятельности. К ним должны «присоединиться» задатки, определенные навыки, умения и знания

А также факторы социального взаимодействия и иные обстоятельства.

Классификация, что является высшим в психологии

Современная классификация предполагает три уровня развития способностей:

  1. Высший, характерный для проявлений специального вида.
  2. Средний, обладая которым человек не выделяется из окружения.
  3. Низкий, при котором показатели отдельного индивидуума фиксируются ниже среднестатистических.

К высшему относятся:

  • мастерство, представляющее собой совершенство в одном виде деятельности, сопряженное с интенсивным физическим или умственным трудом;
  • талант – высший уровень развития специальных способностей, при котором качественные итоги работы являются неповторимыми, оригинальными, отличаются новизной решения;
  • гениальность – высшая степень творческих проявлений, выражающихся в появлении ценного для всего человечества продукта.

Гениальностью также считается высокий уровень одаренности, обладая которым человек проявляет незаурядность не только в одном специфическом направлении, но и в остальных сферах деятельности.

Средний уровень характеризуется проявлением возможностей в той же степени, что и у большинства людей. Для него характерно отсутствие различий между индивидуальными и среднестатистическими показателями.

Низкий демонстрирует патологическое понижение уровня возможностей, чаще всего определяется как олигофрения. Для нее характерны три стадии:

  1. Дебильность – самый легкий вариант.
  2. Имбецильность – средний.
  3. Идиотия – наиболее глубокая степень слабоумия.

Находясь в одной из этих стадий, индивидуум демонстрирует низкие адаптивные свойства личности, нуждается в поддержке, коррекции.

Диагностика творческих и интеллектуальных способностей

Классикой диагностики интеллекта и творческой составляющей являются скоростные тесты Айзенка, Кеттела, «Прогрессивная матрица» Равена. Все они основаны на оценке 7 умственных потенций:

  1. Вербальной гибкости – способности легко и быстро подбирать подходящие слова, выражения.
  2. Счетной способности.
  3. Вербального восприятия – понимания письменной и устной речи.
  4. Памяти.
  5. Ориентации в пространстве.
  6. Восприятия различий и сходств пространственных объектов, графических изображений.
  7. Склонности к рассуждениям.

Дополнительно для определения степени одаренности в процессе тестирования оценивают:

  • исследовательскую активность;
  • роль внутренней мотивации;
  • возможность строить прогнозы;
  • способность находить оригинальные решения;
  • склонность к созданию идеальных эталонов.

Эти компоненты лежат в основе большинства авторских методик: опросников, психологических тестов, мероприятий, связанных с наблюдением за испытуемыми в естественных условиях, искусственно созданных ситуациях.

Уровни развития способностей

К наиболее высоким уровням развития способностей относят мастерство, талант и гениальность.

Мастерство, определяемое как совершенство в определенном роде занятий, сопряжено со значительными объемами напряженного умственного (либо физического) труда. Схематично достижение мастерства представлено на рис. 1.

Рис. 1. Развитие мастерства

Талант рассматривается применительно к специальным способностям и характеризуется как максимально высокий уровень их развития. Как и способности, проявить и развивать талант можно лишь в определенных видах деятельности. В научной литературе распространено рассмотрение таланта как сочетания (совокупности) нескольких способностей. Отдельную изолированную, даже высокоразвитую способность еще нельзя признать талантом. В связи с этим качественные итоги деятельности талантливого человека отличают оригинальность и принципиальная новизна, а направляет каждое действие потребность в творчестве.

Гениальность подвергается активному изучению уже достаточно долго. Еще со времен И. Канта под гениальностью принято понимать высшую степень одаренности, творческих проявлений человека, которая находит выражение в продукте, приобретающем особое историческое значение для всего человечества. О гениальности можно говорить, когда творческими достижениями человека описывается целая эпоха в жизни общества, в развитии культуры.

Гениальные люди, демонстрируя высокий уровень одаренности в определенной сфере, проявляют незаурядность и в остальных сферах жизни. Однако это не свидетельствует о том, что все качества гения развиты в одинаковой мере.

Гениальности все же присущ определенный «профиль», конкретная сторона всегда доминирует.

Тот факт, что талант и гениальность являются врожденными, а не приобретенными, никак не связан с понятием наследственности. Данные способности личности не могут быть переданы по наследству. Но при этом талант необходимо активно развивать. Так, исследователями было доказано, что талантливые люди, получая неудовлетворительные в своем понимании результаты, непрерывно занимаются самообразованием, даже перестраивая собственное мышление.

Описывая уровневые характеристики способностей, необходимо отметить и прямо противоположную черту – патологическое снижение уровня способностей, а именно олигофрению, которая может быть представлена в трех стадиях:

  • дебильность (первая стадия, самая легкая степень);
  • имбецильность (средняя стадия);
  • идиотия (глубокая степень слабоумия).

Глава 4. Способности

§ 1. Понятие способности. Виды способностей

Способность – совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способности – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности.

Различаются общие и специальные способности. Общие способности необходимы для всех видов деятельности. Они подразделяются на элементарные – способности к психическому отражению действительности, элементарный уровень развития восприятия, памяти, мышления, воображения, воли и сложные – способности к обучению, наблюдательность, общий уровень интеллектуального развития и др. Без соответствующего уровня развития элементарных и сложных способностей человек не может включаться ни в один из видов человеческой деятельности.

Взаимодействие человека с миром осуществляется в форме специфической человеческой активности – деятельности. Деятельность – это функциональное взаимодействие человека с действительностью, направленное на ее познание и преобразование в целях удовлетворения своих потребностей. Только в деятельности реализуются психические возможности человека Сама же деятельность непрерывно совершенствуется в силу постоянного развития, возрастания человеческих потребностей.

В отличие от поведенческой активности животных деятельность человека связана с получением продуктов деятельности, имеющих потребительскую ценность. Деятельность связана со способностью личности к сознательной постановке цели, применению ранее выработанных и формированию новых умений и навыков, использованию орудий и средств деятельности.

В соответствии с видами деятельности различаются специальные способности – графические, художественно-литературные, конкретно-научные (математические и др.), практически-организационные, практически-созидательные и др.

В структуре личности существенны не только отдельные способности, но и их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности.

Высокая способность к конкретному виду деятельности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, – одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально значимые свершения, – гениальность (от лат. genius – дух) (рис. 92).

Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант – попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность – попадание в цель, которую еще никто не видит.

Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, стремление к наивысшим достижениям в различных сферах общечеловеческой культуры. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием. Развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты «личности. Общество должно быть насыщено духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений.

Рис. 92. Система способностей.

Похожие термины:

  • способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на обучаемых и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Авторитарный стиль в деятельности педагога основывается в основном

  • термин, введенный Дж. Гилфордом для описания процесса выдвижения различных и в равной мере правильных идей относи­тельно одного и того же объекта или при решении одной и той же задачи; являются ос

  • специфическая чувствительность педагога к способам изучения учащихся в связи с целями формирования у каждого нравственного, трудового, интеллектуального фонда личности, обеспечивающего ему сам

  • особенности индивида, формирующие индивидуальный способ мышления, который влияет на саморазвитие личности, обусловливающий своеобразный характер ее жизнедеятельности в целом .

  • способности человека к правоправной деятельности, выражающиеся в осознании и чувстве правовой ответственности личности. Формируются в процессе правового воспитания личности.

  • проявляются в специфической чувствительности педагога к способам установления с учащимися и развитию педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и довер

  • индивидуально-психологические способности личности, проявляющиеся в литературной деятельности, синкретически соединяющие в себе мотивационный, знаниевый, деятельностный и эмоционально-оценоч

  • такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

  • способности, обеспечивающие высокую эффективность организаторской деятельности военнослужащих.

  • это устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения. (Н.В. Клюева).

  • образуют органический комплекс познания собственных индивидуально-психологических особенностей, оценивания своего психического состояния, а также осуществления разностороннего восприятия и а

  • психологические особенности индивида, являющиеся возможностями успешного выполнения им определенного вида деятельности .

  • сочетание индивидуально–психических свойств, дающих возможность человеку при благоприятных условиях сравнительно легко и быстро усвоить систему конструкторско–технических знаний, умений, на

  • синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их соответствия требованиям определенного вида учебно–творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [70

  • индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательн

  • комплекс индивидуальных особенностей человека, благоприятствующих построению личного и делового общения (взаимодействия) с людьми (пониманию других, установлению, поддержанию и бесконфликтному

  • способности человека к согласованию, соподчинению отдельных движений в процессе формирования единой двигательной деятельности. По своей сути координационные способности являются психомоторны

  • личностные структуры сознания, обеспечивающие успешность моральной деятельности: способность к сопереживанию, самоограничению, пониманию других людей, самопожертвованию, самосовершенствовани

  • (англ. primary mental abilities). Термин американского психолога Луиса Терстоуна (1887–1955), назвавшего так совокупность из 7 факторов, выделенных им с помощью метода факторного анализа из 50 разных тестовых зада

  • Качества личности, определяющие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. Принято выделять три вида П. с.: 1) общие (обеспечивающие относительную легкость и проду

Индивидуальные различия людей в задатках и развитии способностей

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо. Это связано с тем, что каждый человек обладает собственными, генетически обусловленными задатками.

Определение

Задатки – морфофункциональные особенности строения мозга, органов чувств и телосложения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут сформироваться совершенно разные способности. По сути дела, природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках.

Важно также, что обладание теми или иными задатками не гарантирует их полного развития в соответствующие способности. Так, строение периферического (слухового) и центрального нервного аппарата – это только предпосылки к формированию музыкальных способностей

Кроме того, особенности строения мозга не предопределяют то, с какими профессиями и специальностями, сопряженными с музыкальным слухом, человек решит связать свою жизнь и примет ли его выбор значимое окружение. Отдельную роль в данном процессе играет и этап развития человеческого общества, предусматривающий определенный спектр возможных вариантов профессиональной и творческой деятельности для реализации конкретных способностей. Следовательно, процесс развития задатков является социально обусловленным и связанным как с условиями воспитания, так и с особенностями общественного развития.

Следует также отметить, какие факторы оказывают положительное воздействие на развитие задатков, а какие – отрицательное.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

  1. обогащенная внешняя среда;
  2. высокий эмоциональный фон (положительный);
  3. сензитивные периоды (от лат. sensus – чувство, ощущение) – периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к различным воздействиям окружающей среды; периоды наиболее быстрого развития отдельных психических особенностей личности;
  4. активность и заинтересованность самого субъекта, его мотивированность на развитие способностей.

Препятствуют развитию способностей:

  1. обедненная внешняя среда (отсутствие значимых событий, впечатлений);
  2. частые психические травмы;
  3. неправильная мотивация, например, принуждение.

Соотношения данных факторов в среде, окружающей личность (преобладание одних и отсутствие других), могут быть различными. Поэтому у нескольких человек не могут проявиться абсолютно идентичные друг другу способности.

Типы способностей

  • Общие способности определяют успешную деятельность в самых различных областях. Это умственные способности, память, совершенная речь, точность ручных движений и многие другие.
  • Специальные способности позволяют успешно действовать в специфических сферах деятельности, это музыкальные, математические, лингвистические, технические, спортивные, художественно — творческие и другие. Часто для таких способностей необходимы природные задатки.

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие типы способностей.

  • Теоретические (это склонность к абстрактности мышления, теоретическим размышлениям) и практические (склонность к практическим действиям)
  • Учебные (усвоение созданного, открытого, исследованного) и творческие ( создание предметов материальной и духовной культуры).
  • Способности к общению, которые позволяют выбирать профессии, связанные с взаимодействием с людьми.

В зависимости от степени проявления способностей говорят об уровнях способностей. Каковы же они?

Виды способностей по направленности на деятельность.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческие способности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативные способности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Условия для повышения уровня развития способностей

Положительное влияние на развитие индивидуальных способностей оказывают:

  • высокий базовый интеллектуальный уровень окружения;
  • обогащенная внешняя среда;
  • активность субъекта;
  • позитивный эмоциональный фон;
  • формирование правильных установок в сензитивных периодах.

Негативно оцениваются следующие условия:

  • отсутствие значимых для субъекта впечатлений, событий, эмоций;
  • частые психологические травмы;
  • некорректно выстроенная система мотивации.

Мотивирующими факторами должны становиться примеры успеха окружающих людей, поощрение, похвала, высокая оценка соответствующих действий. Принуждение, угрозы, наказания относятся к понятию неправильной мотивации, могут тормозить развитие способностей, положительных характеристик личности.

Как развить потенциальные задатки

Чтобы развить в себе способности к чему-либо и перевоплотить это в реальное мастерство, нужны определенные задатки, обстоятельства, желание, трудолюбие, упорство, хорошие учителя, время и другие факторы.

Сами по себе способности — это только часть долгого процесса обучения и развития человека. Конечно, начинать их развивать нужно еще в детском возрасте — именно в этот период психика более гибкая, а восприятие — живое и подвижное.

По усредненной статистике в возрасте 6-7 лет у ребенка начинают формироваться определенные наклонности, которые родители должны увидеть и помочь ребенку их развить.

Процесс развития навыков можно условно разделить на следующие этапы:

  1. Игровая форма обучения. Начинать развитие способностей нужно именно с игры. Примеряя на себя различные роли, придумывая и соблюдая правила, проявляя различные навыки, ребенок познает окружающий мир и выбирает, что ему больше нравится.
  2. Обучение навыкам. Различные кружки, секции, дополнительные занятия и непосредственно школьное обучение развивает у ребенка определенные способности.
  3. Развитие навыков и обретение определенного мастерства. На этом этапе у ребенка формируется должный уровень мастерства — он может побеждать в конкурсах, участвовать в соревнованиях, он раз за разом продолжает развивать свои навыки. Обретается самодисциплина, есть мотивация, ребенок хочет дальше идти к успеху.
  4. Соединение увлечения и профессиональной деятельности. Если продолжать эту тему, то во взрослом возрасте обретенные навыки должны стать ключевыми в выбранной профессии. Многие люди с развитыми способностями к чему-либо, забывают про свои умения и отводят им второстепенную роль в своей жизни.

Монахова Альбина Петровна

клинический психолог • Стаж 17 лет

Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы хотите развить у своего ребенка определенные навыки, но не знаете, как это сделать или вы не видите склонностей и тяги ребенка к какой-либо деятельности. Наши психологи проведут онлайн-консультацию, на которой помогут вашему ребенку выявить те или иные задатки и расскажут, какими способами их можно развивать.

Классификация способностей человека: виды и типы

В разных научных трудах по психологии и социологии выделяют несколько различных классификаций способностей человека. Рассмотрим ниже самые популярные из них.

Итак, человеческие способности по источнику происхождения подразделяются на:

Источник происхождения

Характеристика

Группа и подвид

Вид способностей

Природные

Развиваются из определенных биологически обусловленных особенностей 

Врожденные

Воображение, память и т.д.

Наследственные

Эмпатия, мышление и т.д.

Специфические

Формируются через социальное взаимодействие

Общие способности

Развитая речь, коммуникация, координация движений и пр.

Специальные способности

Сюда относят навыки и умения, необходимые в отдельных сферах — спортивные, научные, творческие и пр.

Также можно разделить психологические способности личности по времени проявления, то есть когда они используются:

  • потенциальные — те, которые ждут своего развития и проявления при определенных обстоятельствах в будущем
  • актуальные — те, которыми индивид пользуется в настоящее время

Также индивидуальные способности бывают разделенными на отдельные профессиональные сферы:

  • музыкальные
  • математические
  • художественные
  • литературные
  • творческие
  • физические и пр.

В некоторых классификациях специалисты выделяют такое понятие как «уровни способностей», которые являются этапами развития:

  1. Задатки. Как мы уже сказали в начале статьи — это психофизиологические особенности, без которых не произойдет дальнейшего развития способностей.
  2. Способности — определенные качества личности, которые предрасполагают человека к определенному роду занятий.
  3. Талант — это выдающиеся навыки и умения, которые человеку удалось развить своим трудом и терпением.
  4. Гениальность — самая высокая степень развития умений для совершения научных открытий, изобретений, технических новшеств.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: