Поместье: что это

Вотчина и поместье - история развития различных видов собственности

Крупная собственность в Средневековье

На Западе уже с VIII в н. э. складывалась система, при которой феодалы являлись независимыми и полновластными хозяевами на своей территории, частная собственность господствовала над государственной, а вассальные отношения с верховным сюзереном регулировались при помощи традиции, обычая и договоров. Подобная самостоятельность владельцев постоянно угрожала целостности страны. Формы конкуренции того времени носили преимущественно военный характер, что ещё более ослабляло государство.

Западное влияние

Средневековая Русь первоначально формировалась в рамках общеевропейских тенденций экономического развития. Темпы их были, правда, замедлены непрекращающейся борьбой с кочевниками-степняками, но в течение XI века на землях, принадлежащих потомкам Рюрика, сложился целый ряд вполне самостоятельных княжеств (уделов) под условным верховенством киевского стола.

Неравномерность хозяйственного развития, стремление усилиться за счёт соседа, различные внешнеполитические условия привели к тому, что получило в истории название периода княжеских междоусобиц. Попытка выхода из критической ситуации была предпринята на Любечском съезде в 1097 году, где провозгласили принцип «каждый да держит отчину свою». Она оказалась неудачной, но само понятие закрепилось и стало основной формой хозяйственной организации страны в доордынский период.

Крупное землевладение

Вотчина в древней Руси — сложный комплекс из земельной собственности и прав на холопов. Средневековый вотчинник мог передавать её по наследству, менять, продавать, делить между родственниками. Формировалась она одновременно с государственным аппаратом, включавшим в себя суд, администрацию, органы правопорядка и налогообложения. Субъектами хозяйства выступали:

  • князья;
  • представители старшей дружины;
  • земские бояре;
  • церковь и большие монастыри.

Различались не только хозяева, но и способы получения вотчин. То, как она была приобретена, определяло ограничения прав собственника на владение:

  1. Родовые — передавались по наследству от одного главы семейного клана другому, но собственниками считались все представители рода и без их согласия номинальный хозяин не имел права продавать или обменивать общую собственность. К тому же он обязан был служить князю, на территории которого располагались эти земли, и в случае отказа от службы мог потерять права на них вместе с родом.
  2. Дарованные — приобретённые путём награды. Особенности владения определялись жалованной грамотой, где прописывались, помимо прочего, и обязанности вотчинника перед дарителем.
  3. Купли — земли, выкупленные у представителей иного рода. Права приобретателей в этом случае были наиболее широкими и защищёнными, но всё же имели ограничения судить лиц, проживающих на их территории.

Воздействие восточных традиций

Движение по пути дальнейшей феодальной раздробленности было прервано монголо-татарским нашествием и установлением полуоккупационного режима ига. Развитие вотчины с этого времени получило разновекторное направление в землях, подчинённых Орде, и тех, что отошли под юрисдикцию Польского королевства и Великого княжества Литовского. В последних она приобретала со временем всё более выраженные черты самостоятельного хозяйства с укреплением прав частной собственности на землю и крестьян.

Перед северо-востоком встала задача освободиться от захватчиков. Первый шаг на этом пути — объединение страны вокруг общего центра, каким стала Москва, благодаря хитрой и последовательной политике князей Данилова дома. Ограничение вольностей боярства способствовало централизации, собиранию сил для восстания против монголо-татарской деспотии. И действовали москвичи, используя пример своих врагов — ханы Орды являлись неограниченными владетелями всей земли государства.

Формирование служилого сословия

Противостояние князей с представителями боярских кланов всегда угрожало единству страны перед лицом внешнего врага и ограничивало верховную власть на внутриполитической арене. Однако именно крупные вотчинники являлись основными поставщиками для армии государя человеческих и материальных ресурсов, что ставило его в зависимое от них положение. Стремясь изменить подобный расклад сил, великие князья с XIV века постепенно внедряют раздачу земель во временное пользование людям, исполняющим военную службу.

Новые хозяйства

Практика эта выросла из института кормленщиков — слуг, которые осуществляли сбор и доставку кормов (дани) княжескому дворцу. Они на местах организовывали выполнение обязательных работ на государственных землях, распоряжались отправкой людей на мостовое или городовое дело, в извоз и т. п. Ими вёлся учёт населения, количество дворов (основной податной единицы), определялся размер налога. За выполнение своих обязанностей эти чиновники получали установленное по закону вознаграждение в виде продуктов натурального хозяйства.

Жалованье землёй с крестьянами людей, несущих военную службу, с одной стороны, было логичной заботой о пропитании тех, кто в силу своих обязанностей не мог выполнять в полном объёме сельскохозяйственные работы. А с другой стороны, так формировался новый для страны класс дворян-помещиков, мелких феодалов, чьё благосостояние целиком зависело от воли правителя государства, и кого он смог бы противопоставить в качестве вооружённой оппозиции крупным вотчинникам.

Особенности условного владения

Поместье как вознаграждение за тяготы военной службы стало особенно широко распространённым в период правления Ивана III в середине XV века. Кормления к тому времени вытеснялись из практики хозяйствования путём выкупа этой должности общиной и замены её выборными земскими властями. Впервые слово «поместье» упоминается в русских актах в документе, писанном между 1466 — 1478 годами. Если попытаться дать ему полное определение, то это условное землевладение, выделяемое военным служащим из государственного земельного фонда на время исполнения ими служебных обязанностей.

Тогда же правительство предпринимает ряд мер, обязывающих и наследственного вотчинника исполнять государственную службу. Помимо родового имения, он был принужден иметь и помещичью усадьбу. Тем самым делался шаг на пути слияния поместного и вотчинного землевладения. Однако временный характер пользования приводил к хищническому разграблению земель дворянами.

Исторический контекст

Поместье и вотчина в России имели свойственные только ей особенности. В XV-XVII веках была особая форма владения землей, которая отличалась от уклада Европы и Англии. В России земля считалась собственностью государя, а крестьяне являлись его подданными, которым предоставлялось право пользоваться ею в обмен на уплату налогов.

Поместье являлось формой владения землей, которая была присвоена дворянству за заслуги перед государством. Помещик получал некоторое количество земли и право власти над крестьянами, проживающими на этой территории. Однако помещик не мог обращать своих крестьян в рабство, как это было практикуется в Европе.

Вотчина поначалу была похожа на поместье, однако со временем форма владения землей изменилась. Вотчина стала означать земельные участки, которые передавались по наследству внутри семьи.

  • Истоки — первоначально вотчина была только у великих князей и бояр. Однако со временем, вследствие роста числа дворянского класса, вотчину стали получать и другие представители социума.
  • Лишение — к началу XIX века дворянство Россво имело привилегии налогового и юридического характера. Лишение поместья или вотчины, таким образом, означало утрату этих привилегий, что было для дворян унизительным.
  • Особенности — поместье и вотчина были связаны с традиционными формами экономической жизни России. Вместе с тем, они являлись символом дворянской свободы и власти.

В результате, можно заключить, что поместье и вотчина имели своеобразный исторический контекст, который не может быть сводится к простому пониманию землевладения.

Как поместье получали в собственность?

  • Система получения в пользование земельных участков появилась в Древней Руси при феодальном строе. Владеть ими мог только представитель государственного или воинского чина.
  • Размер земельного участка напрямую зависел от чина и заслуг перед отечеством. Чем ниже чин, тем на меньшую площадь мог рассчитывать служащий.
  • Помещик владел своей землей только в течение жизни и службы. Поэтому после его смерти близкие родственники не могли больше претендовать на эту землю.
  • После окончания государственной или военной службы поместье возвращалось в казну, чтобы впоследствии быть переданным другому чиновнику.

Вотчинное и помещичье землевладение на Руси: история развития

При этом оба понятия относятся к феодальному периоду русской истории и довольно долгое время существовали параллельно. Однако вотчинное землевладение сформировалось ранее поместного.

Поэтому считается, что вотчины могли появиться на Руси в Х веке или даже несколько ранее – как форма земельного вознаграждения от князя своим лучшим слугам. Владение это награжденный мог передавать по наследству без дополнительных условий. Поскольку размер вотчины часто был довольно значительным, ее владелец становился крупным феодалом – боярином. В период феодальной раздробленности положение удельных князей во многом стало схожим с положением вотчинников-бояр.

Соответственно, и пользоваться наделом помещик мог только до тех пор, пока заслуживал оплаты, то есть нес службу. Надел ему не принадлежал – унаследовать его можно было только в том случае, если наследник брался исполнять ту же службу, что нес наследодатель. В этом плане поместье более всего похоже на западноевропейский феод в его классическом варианте. Однако, в отличие от Западной Европы, помещики на Руси изначально становились преимущественно вассалами монарха (великого князя или царя). Раздача поместий боярами-вотчинниками не имела широкого распространения.

Вотчина и поместье — в чем разница

Важнейшим отличием поместий от вотчин является их условный и неличный характер. Произошло это так: московским князьям нужно было вести войны, усмирять непокорные районы и охранять свои границы. Образовалась необходимость в большом количестве служилых людей. Чтобы обеспечить служилых и их семьи, им выделяли поместья – землю с крестьянами.

Изначально дворянин владел поместьем только в период своей службы и не мог передавать его по наследству. Поместье оставалось государственной собственностью – оно давалось служилому в пользование и отчуждалось с окончанием службы.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья (которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями) все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране.

Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности. В дальнейшем дворяне получили «свободу»: их обязанность служить была отменена, а именья вместе с крестьянами остались. Система «земля в обмен на службу Отечеству» утратила силу, что и привело к последующим социальным потрясениям.

Сравнительная характеристика

В конце XV века на Руси сложились 2 вида собственности. Общими основными чертами вотчинного и поместного землевладения стали:

  1. Наличие угодий, включавших в себя земли, пастбища, постройки, деревни, инвентарь и т. п.
  2. Владение зависимыми крестьянами и использование их труда.
  3. Исполнение обязанностей по несению государевой службы.

Разница носила более масштабный характер и отличия можно представить в виде таблицы:

Пример Вотчина Поместье
Принцип владения Наследственный Условный
Хозяин Князья, бояре, монастыри Служилое сословие дворян
Право наследования Полное При условии, что наследник продолжает службу отца
Бездетность владельца Имение остаётся в роду Возвращается в казну
Деление между наследниками Возможно Отсутствует
Право купли, дарения, продажи Имеется Нет
Налоги и сборы Освобождены от большей части государственных повинностей Помещичьи крестьяне платили царские налоги. Недоимки обязаны были возмещать помещики

Определение терминов

Вотчина — это старинный понятийный термин, который используется для обозначения такого владения, которым владеет древняя знать или знатный род. Вотчина является территориальной единицей государственного устройства России до XVIII века. Это особый вид землевладения, который связывал владельца вотчины с подчиненными крестьянами и одновременно предоставлял право на получение дохода с этого владения.

Поместье – это земельный участок, который находится в собственности знатного сословия, в некоторых случаях передается по наследству через мужскую линию. Поместье является частным имуществом, которое имеет статус более высшего земельного владения, чем обычное землевладение.

Вотчина и поместье представляют собой различные исторические формы земельных владений, которые имели ряд общих черт. Владельцы вотчин и поместий были знатными родами и имели определенные права и обязанности по отношению к своим подчиненным, в том числе, и крестьянам.

Отличие вотчины от поместья заключается в том, что вотчина была земельным владением в собственности к непосредственным потомкам, в то время как поместье передавалось мужской линией владельцев. Также, к некоторым различиям можно отнести и то, что владельцы вотчин занимали более высокое положение в обществе, чем владельцы поместий.

Заключение: Вотчина и поместье – это исторические формы землевладения, которые появились в России во времена феодализма. Они имеют много общего, но различаются по ряду признаков. Объединяет их то, что они были в собственности знатных родов, и владельцы этих участков имели особые права и обязанности по отношению к своим подчиненным.

Виды землевладения

Землевладение – это пользование землей на конкретных условиях. Теоретически всеми участками владел князь. Он имел неограниченное право распоряжаться собственностью по своему усмотрению (раздавать, подарить или отбирать в случае кончины вассала).

Форма землевладения зависела от должности лица, разделялась по величине участка на: мелкую, среднюю, и крупную. К последней относятся: князья, бояре, духовные феодалы. Для каждой категории был установлен конкретный правовой порядок.

Существовало четыре формы земельного владения:

  1. Дворцовая.
  2. Владельческая (вотчина, поместье).
  3. Церковно-монастырская.
  4. Черносошная.

Общие черты и различия вотчины и поместья

Между вотчиной и поместьем можно найти немало общих черт. Для начала, это феодальные формы землевладения. И вотчина, и поместье имеют в своем начале пожалование от сюзерена – только на разных условиях.

И вотчина, и поместье включают в себя не только землю как таковую, но рабочую силу для ее обработки. Вотчины и поместья жаловались вместе с проживающими на соответствующих территориях крестьянами, которые становились обязанными по отношению к держателю земли, зависимыми от него. Формы зависимости могли различаться, но они были в любом случае.

В принципе, вотчина (как и поместье) могла быть изъята у владельца. Это было возможным потому, что вотчинники (как и помещики) считались подданными высшего сюзерена (великого князя, царя), а не независимыми владетелями. К примеру, Иван Грозный при создании опричнины отнимал вотчины у тех бояр, чьи земли находились на опричной территории, если сами владельцы в опричнину не вписывались. Им полагалась компенсация землями в земщине. Отъем вотчины мог быть и формой наказания за какое-то преступление.

Но лишение вотчины считалось особо серьезным, жестоким наказанием. Поэтому широкое его применение (в первую очередь Иваном Грозным) рассматривалось современниками как проявление деспотизма правителя, злоупотребления властью. Привычкой первого царя отбирать вотчины возмущались едва ли не больше, чем массовыми пытками и казнями.

Однако различий между двумя формами владения тоже немало. И главное – владение вотчиной не налагало на феодала никаких особых обязательств. Если боярин не нес никакой службы, это не могло рассматриваться как причина изъятия у него вотчины. Именно поэтому и передать вотчинные земли по наследству можно было свободно, без дополнительных условий.

Теоретически существовало и право владельца продать или обменять вотчинные земли. На деле практиковалось такое редко – вотчина все же считалась имуществом родовым, а не частным. Но практика раздела единого владения между несколькими наследниками была обычной. Вотчину (или ее часть) также можно было перевести в категорию церковного владения – например, пожертвовать монастырю или внести в качестве вклада при собственном постриге. Кстати, церковные владения на Руси по всем признакам были близки к вотчинным.

Вотчинник имел гораздо больше прав относительно зависимого населения своего владения. Ему делегировались многие государственные полномочия (в частности, судебные). Помещик тоже обладал подобными правами, но в очень урезанном виде. Наконец, с вотчины обычно взималось куда меньше налогов и поборов, чем с поместья.

Помещик же, пользуясь доходами с надела, не имел права распоряжения им. Унаследовать поместье сын помещика мог только с согласия властей. Ему могли отказать даже в том случае, если он брался нести ту же службу, что и его отец. Мало того – один помещик в течение жизни мог сменить не одно поместье. Время от времени Поместный приказ проводил проверки и перераспределение поместных наделов. При этом обязанностей у помещика было больше, чем у вотчинника.

Статус поместья и вотчины в принципе сходен со статусом доменных и феодных владений в средневековой Западной Европе. Различия тут обусловлены особенностями исторического развития разных регионов. Различия же между вотчиной и поместьем указывают на разный статус их владельца в феодальной иерархии.

Вотчина передавалась владельцу и его семье в полное безраздельное владение, без каких бы то ни было условий. Ее можно было передать по наследству, подарить, продать. В своей вотчине владелец был полноправным хозяином. Он не только пользовался результатами деятельности крестьян, то есть обеспечивал свое существование. В пределах владений вотчинник чинил суд, разрешал споры, собирал подати и т.д.

В чем разница

Между обоими понятиями существуют значительные различия, которых намного больше, чем сходства. Оценив все характеристики, можно прийти к выводу, что до начала XVIII века в иерархии законов владения землей на Руси вотчина занимала более высокое положение. В XVII веке вотчины были наиболее желанной и ценной формой собственности на землю, а поместья брались зачастую для грабительского, хищнического использования на время «государевой службы».

Способы приобретения

Вотчину от поместья отличает способ приобретения. Вотчина передается по наследству от отца к сыну или делится между сыновьями. Если наследников мужского рода нет, вотчина все равно остается в семейном владении. Даже если вотчина была продана третьим лицам, у изначальных наследственных владельцев остается законное право в течение 40 лет вернуть владение в семью при помощи выкупа.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Поместья – владения временные, которые выделялись государством (князем, царем) дворянам на время несения службы.

После ее завершения поместье возвращалось в казну, то есть фактически выдавалось во временное пользование. Его можно было передать сыну только в том случае, если наследник также продолжал государственную службу.

История возникновения

Вотчина появилась намного раньше, чем поместье. В этом, а также в способе получения, и состоят отличия между двумя формами собственности. Изначально земли покупались, продавались, отнимались у других владельцев, захватывались в ходе войн, получались в качестве приданого или подарка. Такие земли принадлежали высшему сословию и духовенству.

Постепенно право собственности и передачи по наследству в пределах конкретного рода или семейства формировалось и закреплялось законодательно или жалованными грамотами.

Поместья появились намного позже. Они возникли как форма поощрения и для «кормления» государевых слуг, и были фактически длительной арендой, которая длилась все время службы владельца. При этом весь доход с поместья за исключением налогов с крестьян шел в доход его владельца.

Формы владения

У вотчины безусловная форма владения. Это частная собственность, которая распространяется и на саму землю, и на все, что на ней находится, включая прикрепленных («крепостных») крестьян. Такие владения освобождены от уплаты налогов и натуральных повинностей в пользу государственной казны. Этот факт делал вотчины особенно привлекательными, а также становился основой благосостояния владельцев – князей, царей, бояр и их наследников.

Поместье является условным владением, так как после прекращения несения службы возвращается в собственность государства (князя, царя). Разделить такое владение между наследниками-сыновьями поместье было нельзя, равно как и продать его, подарить или купить себе еще одно поместье. Также крестьяне, прикрепленные к поместью, были обязаны платить «царские подати». В том случае, если надел не собирал с крестьян требующегося размера налога, разницу взимали с самого помещика.

В 1556 году было принято «Уложение о службе», которое обязало и наследовавших участки, и помещиков проходить обязательную службу. Она напрямую зависела от размера владения. Такой закон сблизил правовые нормы, которые распространялись на обе формы владения землей.

До принятия «Закона о единонаследии» в 1714 году разница между понятиями постепенно стиралась, после же были нивелирована.

Стирание различий

Понимание того, что нестабильное положение помещиков ведёт к бесхозяйственности и экономически нерациональному землепользованию, заставило руководство страны пересмотреть их права на получаемые угодья. В XVI веке в правление Ивана Грозного правительство было вынуждено отменить жёсткие правила, по которым пожалованная дворянам земля не могла передаваться родственникам. Были определены условия наследования.

Расширение прав поместного дворянства

С 15-летнего возраста дети, вступающие в государеву службу, припускались к владению отцовским поместьем. Тогда же оформилось правило не отнимать у детей отцовских владений. В 1618 году это было закреплено на законодательном уровне, причём к наследованию стали допускаться не только прямые потомки, но и боковые ветви родственников, что послужило мощнейшим стимулом для помещиков заботиться о своём хозяйстве, развивать его без опасения потери.

Получило законодательное подтверждение и правило выделять пенсионное обеспечение вдовам и дочерям погибшего кормильца. До этого оно назначалось произвольно. Но с середины XVI века были приняты нормы, в соответствии с которыми семья помещика не оказывалась без куска хлеба при потере её главы. Сходство признаков вотчины и поместья проявилось и в том, что с принятием Соборного уложения 1649 года последние разрешалось сдавать в аренду, менять и продавать с разрешения государства.

Умаление вотчинного хозяйства

В соответствии с планом великокняжеской власти, направленным на подавление оппозиции в лице крупных феодалов, в царствование Ивана Грозного большое количество родовых вотчин было попросту уничтожено, а их собственники казнены. Центральная власть получила опору в лице дворянства. Законами 1551 и 1562 годов ограничивались права крупных вотчинников. Фактически вотчина и поместье были уравнены на юридическом уровне уже введением принципа «службы по отечеству».

Однако именно с крупными хозяйствами связаны первые признаки разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений. Только на хорошо развитой экономической базе могли создаваться первые мануфактуры и производства, в которых использовался дешёвый труд крепостных крестьян.

Юридическое слияние понятий

На протяжении всего XVII века шло непрерывное правовое сближение вотчины и поместья, параллельно со всё большим закрепощением привязанного к земле крестьянства. Эти процессы привели к созданию сословно-монархического государства, в котором последние незначительные различия между боярством и дворянством были стёрты Петром I в его Указе о единонаследии от 1714 года. В нём вводилось общее для всех землевладений понятие — имение.

Предыдущая запись Василий Шуйский правление (1606-1610) — результаты внешней и внутренней политики царя
Следующая запись Августовский путч 1991 года — причины, основные события и итоги переворота

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: