II. Методы и средства воспитания скоростных способностей
Основными методами развития являются:
1. Метод повторного выполнения упражнений на максимальную скорость (пробегание коротких отрезков с максимальной скоростью, финальное усилие в метаниях, прыжках).
2. Метод переменного выполнения упражнений с варьированием интенсивности выполнения задания (задания с высокой интенсивностью чередуются с движениями меньшей интенсивности).
3. Соревновательный метод.
Соревновательный метод применяется во время проведения эстафет, прикидок, различных тренировочных состязаний, возможность соперничать друг с другом способствует проявлению у спортсменов эмоциональных и волевых качеств.
4. Игровой метод.
Игровой метод предполагает выполнение различных упражнений в игровой форме, подвижные, спортивные игры для снятия напряжения и скоростного барьера.
Успешное развитие скоростных способностей связано с правильным соотношением всех методов для решения поставленных задач.
Средства для развития быстроты можно разделить на три группы:
1) Упражнения, воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:
а) быстроту реакции;
б) быстроту выполнения упражнения в целом;
в) скоростную выносливость;
г) скорость выполнения отдельных движений.
2) Упражнения общего действия на скоростные способности (спортивные игры).
3) Упражнения сопряженного действия:
а) скоростные и силовые, скоростные и координационные;
б) на скоростные и совершенствование двигательных действий.
На практике для развития быстроты применяются упражнения без отягощения или с таким отягощением, которое не снижает скорости выполнения движений, также используются упражнения, выполняемые с максимальной скоростью и с резкой остановкой. Упражнения, которые развивают быстроту за свои скоростные характеристики, получили название скоростные упражнения.
Занятия различными видами спорта оказывает положительное влияние на развитие скоростных способностей.
Литература:
Что такое физические качества спортсмена
Физические качества – это врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности. К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
5 физических качеств спортсмена
В спорте важно уделять внимание развитию основных физических качеств: быстроты, силы, ловкости, выносливости и гибкости. Для лучшего понимания ниже представлено определение каждого из качеств
Быстрота — это способность человека выполнять двигательное действие за минимальное время. Скорость, требующая уже освоенности основных движений, лучше всего развивается в подвижных играх и эстафетах.
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счёт мышечных усилий. Сила нарабатывается в общеразвивающих упражнениях с небольшим отягощением (набивной мяч, например) и в парных упражнениях, где нужно преодолевать разумное сопротивление партнера.
Ловкость — это комплекс способностей человека, который позволяет осваивать новые движения и перестраивать их в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой. Это сложное качество, требующее координации и точности движений, развивается в основных видах активности — бег, работа с предметами и при выполнении упражнений в меняющихся условиях — спортивные игры и эстафеты.
Выносливость — это способность организма сопротивляться утомлению во время продолжительной или интенсивной физической активности. Развитие выносливости требует большего количества повторений одних и тех же движений
Важно не переусердствовать, иначе у ребёнка пропадёт интерес к практике
Гибкость — это способность тела человека достигать наивысшей амплитуды движений в нужном направлении. Гибкость развивается при выполнении движений с большей амплитудой, чем в быту, но в анатомически допустимых пределах. При этом равновесие развивается при выполнении упражнений с уменьшением площади опоры (например, встать на носочки, на одну ногу) и на поднятых от земли предметах (скамейка, полусферы).
Двигательные способности
В современной литературе различают термины «физические качества» и «физические (двигательные) способности».
Двигательные способности – это индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки.
К двигательным способностям относят:
- силовые
- скоростные
- скоростно-силовые
- двигательно-координационные способности
- общую и специфическую выносливость.
Необходимо помнить, что, когда говорится о развитии силы мышц или быстроты, под этим следует понимать процесс развития соответствующих силовых или скоростных способностей.
У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков:
- анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов — сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
- физиологические (особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем — максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
- биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
- телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
- хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Способности проявляются и развиваются в процессе выполнения деятельности, но это всегда результат совместных действий наследственных и средовых факторов.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Физическое качество ВЫНОСЛИВОСТЬ
Выносливость — это способность человека к длительному выполнению деятельности без снижения ее интенсивности, сохраняя эффективность. Под выносливостью понимают так же способность организма противостоять утомлению, вызванному мышечной деятельностью.
В спорте, как правило, выносливость – это способность длительно выполнять глобальную мышечную работу преимущественно (порой исключительно) аэробного характера. Примером спортивных упражнений, требующих проявления выносливости, могут служить все аэробные упражнения циклического характера (легкоатлетический бег от 1500 м, спортивная ходьба, шоссейные велогонки, лыжные гонки, плавание на дистанциях от 400 м и др.).
Разновидности выносливости
Выносливость как качество проявляется в двух основных формах:
- в продолжительности работы без признаков утомления на данном уровне мощности;
- в скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
В зависимости от интенсивности работы и выполняемых упражнений выносливость различают как:
- силовую;
- скоростную;
- скоростно-силовую;
- координационную;
- выносливость к статическим усилиям.
Выносливость специфична: она проявляется у каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому различают общую и специальную выносливость.
- Общая выносливостью – способность в течение продолжительного времени с высокой эффективностью выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечно-сосудистой и дыхательной системам.
- Специальная выносливость – способность организма длительное время выполнять специфическую мышечную работу в условиях строго ограниченной дисциплины, избранной как предмет специализации. Существует столько видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление выносливости всегда связано с понятиями утомления и усталости.
Усталость – это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы
Для развития выносливости важно формировать у спортсменов положительное отношение к появлению чувства усталости и обучать психологическим приемам его преодоления
В зависимости от типа и характера выполняемой работы различают следующие разновидности выносливости:
- статическую и динамическую;
- локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при участии больших мышечных групп — более 50% всей массы);
- силовую;
- анаэробную и аэробную (т.е. способность длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
Без волевых качеств невозможно проявление или развитие выносливости.
- Непрерывные длительные нагрузки развивают волевые качества, имеющие значение для стайерской выносливости. В данном случае спортсмен преодолевает внутренние и внешние трудности равномерно-сильным, устойчивым напряжением воли.
- Интервальные нагрузки требуют и развивают импульсивную концентрированность волевого усилия. Спортсмен преодолевает трудности относительно кратковременными, но интенсивными, повторяющимися усилиями. Проявление воли носит импульсивный интервально-варьирующий характер. Следовательно, интервальная тренировка развивает волевое усилие специфической структуры, нужное для достижений в дискретных упражнениях и малоэффективное для достижений в длительных соревновательных упражнениях.
Средства и методы развития выносливости
Развитие и совершенствование выносливости можно проводить:
- по принципу непрерывной длительной работы, интервальной работы;
- по соревновательному принципу.
Методы развития выносливости:
- равномерный непрерывный метод (дает возможность развитию аэробных способностей организма. Здесь применяются упражнения цик лического характера (бег, ходьба), выполняемые с равномерной скоростью малой и средней интенсивности);
- переменный непрерывный метод (заключается в непрерывном движении, но с изменением скорости на отдельных участках движения);
- интервальный метод (дозированное повторное выполнение упражнений небольшой интенсивности и продолжительности со строго определенным временем отдыха, где интервалом отдыха служит обычно ходьба).
Средствами воспитания выносливости являются циклические упражнения (ходьба, бег, ходьба и бег на лыжах).
2. Методы и приемы развития быстроты
- Повторный метод. Суть его сводится к выполнению упражнений с около предельной или максимальной скоростью и темпом.
выполнения задания рекомендуется такой
- Интервальный метод. Похож на повторный метод — оба характеризуются многократным повторением упражнения через определенные интервалы отдыха.
- Метод ускорений. Характеризуется выполнением упражнения с нарастающей быстротой, доходящей до максимально возможной.
- Сопряженный метод. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий для улучшения их качественной основы, т.е. результативности. Сущность его состоит в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличения физических усилий.
- Переменный метод. Характеризуется последовательным изменением нагрузки в ходе непрерывного выполнения упражнения, путем направленного изменения скорости передвижения, темпа, длительности ритма, амплитуды движений, величины усилий, смены техники движений. Примером данного метода может служить изменение скорости бега на протяжении дистанции, темпа игры и технических приемов в хоккее в течение каждого периода.
Недостатком переменного методаявляется то, что он в какой-то степени неточен, т.к. все основные компоненты нагрузки (ускорение, скорость, продолжительность снижения скорости и т.п.) в переменном методе планируются приблизительно, как правило, по самочувствию, на основании текущего субъективного контроля, хотя предварительное планирование примерного диапазона работы также ведется.
- Вариативный метод. Выполнение упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных условиях: затрудненных, обычных и облегченных.
- Игровой метод. Выполнение упражнений на быстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
воспитании скорости успешно применяются игры
- Соревновательный метод. Применяется в форме различных тренировочных состязаний и основных соревнований. Эффективность данного метода очень высокая, поскольку спортсменам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.
- Сенсорный метод. Основан на тесной связи между быстротой реакции и способности к различению микроинтервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и даже сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на 3 основных этапа:
- на первом этапе выполняется двигательное задание с максимальной быстротой;
- на втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но на этот раз человек сам оценивает результат (по своим ощущениям), а затем сравнивается с реальным временем выполнения задания;
- на третьем этапе это же задание выполняется с различной, заранее установленной скоростью.
- Вырабатывать умение постоянно удерживать объект в поле зрения.
- Практиковать постепенное повышение внезапности появления объекта.
- Уменьшать дистанцию между занимающимся и объектом.
- Повышать скорость движения объекта.
- Вырабатывать умение предугадывать вероятное перемещение объекта.
- Сокращение времени распознавания и фиксации в поле зрения объекта реагирования. На этом этапе хороший эффект дает применение подвижных и спортивных игр.
- Совершенствование пространственных и временных ощущений относительно возможных перемещений объекта в условиях дефицита пространства и времени. Для этого необходимо:
- изменять скорость движения объекта от умеренной до максимальной;
- уменьшать расстояние к объекту, который двигается (чем дальше находится движущийся объект, тем легче на него среагировать);
- изменять размеры движущегося объекта (на меньший объект сложнее реагировать);
- реагировать на объект, появляющийся неожиданно. Это достигается частичным ограничением поля зрения или препятствиями, которые создаются партнёрами в условиях реального выполнения упражнения.
- Комплексное усложнение условий относительно возможности верно воспринимать и оценивать параметры перемещений объекта. Для этого необходимо:
- выполнять упражнения с партнёрами в условиях вариативного перемещения объекта, изменения скорости и расстояния;
- выполнять групповые упражнения с высокой скоростью, в высоком темпе и в условиях ограниченного пространства (меньшая площадка, большее количество участников и т.п.);
- выполнять групповые упражнения с несколькими предметами (жонглирование и т.п.).
Быстрота движений
Быстрота движений в чистом виде практически не проявляется. Ее внешнее проявление — скорость двигательных актов — всегда обусловлено не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и т. д.). Тем не менее задачи по воспитанию быстроты движений было бы неверно полностью отождествлять с задачами воспитания всех этих способностей. Хотя фактически они решаются в единстве, в них есть и своя специфика.
Воспитывая быстроту движений, необходимо обеспечить направленное развитие тех двигательных способностей, от которых непосредственно зависит предельная скорость движений (помимо других факторов, влияющих на нее). Именно в этом заключается специфика задач воспитания быстроты движений.
Данные задачи приобретают различное конкретное содержание в зависимости от особенностей проявления быстроты в избранном виде спорта. Так, в скоростно-силовых видах спорта ациклического характера быстрота, как известно, проявляется преимущественно в скорости; отдельных двигательных актов (рывка, толчка, броска снаряда, отталкивания в прыжке и т. д.), задачи воспитания быстроты движений в большой мере здесь совпадают с задачами воспитания скоростно-силовых способностей.
В видах спорта, достижения в которых не находятся в прямой зависимости от предельных проявлений быстроты, ее развитие обеспечивают постольку, поскольку это нужно в качестве предпосылки спортивного совершенствования.
Литература
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
- Захаров Е. Н. Энциклопедия физической подготовки. – М.: Лептос, 1994.
- Зациорскнй В. М. Физические качества спортсмена. – М., ФиС, 1970.
- Коренберг В. Б. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры, 1997, № 10, с. 18–23.
- Коровин С. С., Тиссен П. П. Мишнаевский Н. В. Дидактические основы физического образования: Учебно-методическое пособие. – Оренбург: Издательство ОГПУ, 1999. – 155 с.
- Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры. –– М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
- Менхин Ю. В. К проблеме обеспечения надежности физической подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры, 1996, № 4, с. 44-48.
- Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М., Физкультура и спорт, 1970.
- Основы спортивной тренировки. Учеб. пособие для ин-тов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
- Сила. Быстрота. В. кн.: Коробков А. В. и др. Физическая культура людей разного возраста. М., ФиС, 1962, с. 93-176.
- Сковородникова Н. В., Голомазов С. В. Возрастная динамика проявления быстроты и целевой точности у школьников и юных баскетболистов // Физическая культура, 2000, № 1, с. 28–29.
- Сулейманов И. И. основные понятия теории физической культуры: их сущность и соотношение // Теория и практика физической культуры, 2001, № 3, с. 12–16.
- Теория и методика физического воспитания (под общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова). М., ФиС, 1976.
- Филин В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
- Яруллин Р. Х. Качества двигательной деятельности человека // Теория и практика физической культуры, 1999, № 8, с. 20–21.
См. Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов
www.fizkulturaisport.ru 2011
Что такое быстрота
Быстрота — это способность совершать определённые двигательные действия в минимально заданный отрезок времени. Это определение характеризует быстроту как физическое, то есть врождённое качество, благодаря которому мы двигаемся. Также быстротой называют скоростные способности.
Обе формулировки можно считать правильными, однако если мы имеем в виду физическое качество, то корректнее говорить о быстроте в первом значении. В дальнейшем мы будем рассматривать быстроту именно как способность совершать определённые двигательные действия в минимально заданный отрезок времени.
Физическое качество БЫСТРОТА
Быстрота – это комплекс свойств, непосредственно определяющих скоростные характеристики движения, а также время двигательной реакции. Способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
В скалолазании данное физическое качество определяющую роль играет в дисциплине “скорость”.
Психологические характеристики быстроты
С точки зрения психологии быстрота — это способность управлять временными признаками движения, отражение в сознании спортсмена продолжительности, темпа и ритма движения.
Быстрота движений обусловливается, в первую очередь, соответствующей деятельностью коры головного мозга, подвижностью нервных процессов, вызывающих сокращение, напряжение и расслабление мышц, направляющих и координирующих действие спортсмена.
Залог быстроты находится в зависимости от трех основных компонентов:
- Подвижность нервных процессов: только при очень быстрой смене возбуждения и торможения и соответствующей регуляции нервно-мышечного аппарата можно достигнуть высокой частоты движений с оптимальным приложением силы; продолжительность процесса восприятия, т. е. передача информации и начало ответного действия, составляет основу быстроты двигательной реакции.
- Напряжение воли — достижение максимально возможной скорости в определенной степени зависит от сознательного акта применения усилия над собой.
- Координационные центрально-нервные факторы в определенной мере влияют на частоту движений. Но не менее зависимой от них является быстрота отдельного движения. К координационным (центрально-нервным) факторам относится совокупность центрально-нервных координационных механизмов управления мышечным аппаратом и механизмов внутримышечной и межмышечной координации.С помощью координационных факторов, в частности, регулируются сократительные усилия мышц (группы мышц), соответствующие пику скорости движения (действия).
Формы проявления быстроты
Показатель, характеризующий быстроту как качество, определяется:
- временем двигательной реакции (минимальное время, необходимое для начала действия в ответ на определенный раздражитель). Это время, затраченное спортсменом на начало действия в ответ на известное ему определенное раздражение, например звуковой сигнал старта (выстрел из стартового пистолета, свисток судьи). В данном случае латентным временем двигательной реакции будет время, затраченное спортсменом на восприятие звукового сигнала, обработку полученной информации, передачу импульса к действию как ответной реакции на раздражитель. Окончанием этого процесса считается момент, с которого начата двигательная активность спортсмена.
- скоростью отдельного движения характеризуется психической организацией одиночного действия.
- темпом (частотой одинаковых движений в единицу времени).
Если ходьба человека состоит из множества повторяющихся движений (шагов), то один шаг — отдельное движение. Скорость одного шага — это скорость отдельного движения. Скорость шагов — соответственно частота движений.
Эти три формы проявления быстроты не зависят друг от друга. Каждая из них имеет свои особенности, которые существуют во временных параметрах.
Средства и методы развития быстроты движений
Методы развития быстроты:
– метод многократного повторения скоростных упражнений с предельной и околопредельной интенсивностью, (в серии выполняется 3-6 по-»трений, за одно занятие выполняются 2 серии. Если в повторных попытках скорость снижается, то работа над развитием быстроты заканчивается, т.к. при этом начинает развиваться выносливость, а не быстрота);
– игровой метод (дает возможность комплексного развития скоростных качеств, поскольку имеет место воздействие на скорость двигательной реакции, на быстроту движений и другие действия, связанные с оперативным мышлением. Присущий играм высокий эмоциональный фон и коллективные взаимодействия способствуют проявлению скоростных возможностей).
Средствами для развития быстроты могут быть легкая атлетика, спортивные игры и др.
I. Быстрота. Средства и методы воспитания скоростных способностей
Возможности человека, позволяющие ему выполнить двигательное действие за минимальный промежуток времени, определяют его скоростные способности.
Существуют два вида двигательных реакций: простые и сложные. Простые — это ответ на уже известный сигнал (команду судьи, звуковой сигнал: гонг, выстрел и т. д.). Быстрота реакции определяется от момента подачи команды до начала движения. Сложные — встречаются в игровых видах, единоборствах и т. д. связанных с неожиданной сменой ситуации действий (движение мяча, шайбы, действия соперника). Время, затраченное на выполнение одиночного действия, обозначает скоростные способности.
Проявления скоростных способностей в разных видах движений связано с физическими и техническими качествами, т. е. выступает в комплексе. Большое значение для физического воспитания имеет скорость выполнения цельного действия, пробежать, проплыть дистанцию и т. д. Скорость в данном случае лишь отчасти характеризует быстроту человека, так как существуют сопутствующие факторы: координационные способности, волевые качества, техника овладения действием. Возможность проявить быстроту и скоростные качества зависит от ряда факторов:
1) Состояния центральной нервной системы.
2) Природных данных человека.
3) Силы мышц.
4) Межмышечной координации.
5) Подвижности в суставах.
6) Возраста и пола.
Список использованной литературы
- Барчуков, И.С. Физическая культура: методики практического обучения: Учебник / И.С. Барчуков. – М.: КноРус, 2021. — 297 с.
- Бриленок, Н.Б. Педагогические сопровождение становления здорового образа жизни у обучающихся: учебное пособие для студентов Института физической культуры и спорта / Н. Б. Бриленок – Саратов; Издательство Саратовского Университета, 2019. – 32 с.
- Губарева Н.В., Линдт Т.А., Баймакова Л.Г. Естественнонаучные основы физической культуры (Биология) / Н.В. Губарева, Т.А. Линдт, Л.Г. Баймакова – Омск; Издательство Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, 2016. – 108 с.
- Гурьев, С.В. Технологии физического воспитания: монография / Гурьев С.В. — М.: Русайнс, 2020. — 132 с.
- Зайцев, А.В. Физическая культура. Методы и средства развития скоростных способностей. Методические рекомендации для студентов очной формы обучения всех специальностей / А.В. Зайцев, О.В. Костромин. – Спб., 2018. — 33 с.
- Иванюта А. И., Емельянов Е. И., Костарев А. Ю. Здоровое поколение – сильный регион: методические рекомендации для учителей физической культуры спортивно-образовательного проекта / А. И. Иванюта, Е. И. Емельянов, А. Ю. Костарев – Уфа; Издательство Благовещенского государственного педагогического университета, 2017. – 133 с.
1.4 Факторы, влияющие на развитие и проявление быстроты
- подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно;
- согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частом чередовании процессов возбуждения и торможения;
- соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, растяжимости;
- эффективности внутримышечной и межмышечной координации;
- подвижности в суставах;
- энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатинфосфат – КТФ);
- способности к координации движений при скоростной работе;
- генетических данных человека (по данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40-60%));
- биологического ритма жизнедеятельности организма;
- степени развития волевых качеств, силовых способностей, гибкости;
- степени владения техническими приемами;
- возраста и пола.
- Возникновения возбуждения в рецепторе — зрительном, слуховом, тактильном и других — участвующем в восприятии сигнала.
- Передачи возбуждения в центральную нервную систему.
- Перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала.
- Проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце.
- Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Максимальная скорость движений, которую может проявлять человек, зависит не только от быстроты его двигательной реакции, но и от других способностей: динамической силы, гибкости, координации, уровня владения техникой. Поэтому скоростные способности считают комплексным двигательным качеством.
1.2 Задачи развития быстроты
- Разностороннее развитие всех форм проявления быстроты (быстрота реакции, частота движений, скорость одиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении.
- Максимальное развитие быстроты при специализации людей в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).
- Совершенствование быстроты, от которой зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1Игры на развитие быстроты в иллюстрированных карточкахП родолжение приложения 1Продолжение приложения 1Приложение 2Упражнения для развития быстроты
- Бег со старта из различных положений, в том числе из положений сидя, лежа лицом вниз или вверх, в упоре лежа, лежа головой в противоположную сторону относительно направления движения. Дозировка: 5-6 раз по 10-15 метров с интервалом в 1,0-1,5 минуты (3-4 серии) через 2-3 минуты отдыха. Эти упражнения рекомендуется выполнять по сигналу, в группе, либо самостоятельно, но, желательно с контролем времени.
- Бег с максимальной скоростью на 30-60 метров. Дозировка: 3-5 раз по 1-3 серии. Отдых — до полного восстановления дыхания.
- Ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически «прокрутить» ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук.
- Бег вверх по лестнице с максимальной частотой и скоростью. Это упражнение обычно выполняется по ступенькам лестницы на стадионе. Дозировка: 10-20 метров 5-6 раз.
- Однократные прыжки в длину с места, с подхода, или разбега. Дозировка: 5-6 прыжков, 2-4 серии.
- Многократные прыжки (тройной, пятикратный, десятикратный) одной или двумя ногами. Дозировка: 3-4 прыжка, 2-3 серии.
- Спрыгивание с подставки высотой 30-60 см с последующим «мгновенным» отталкиванием в прыжке вверх или вперед. Это упражнение требует достаточно хорошей скоростно-силовой подготовленности. Поэтому, выполнять его надо после предварительной тренировки в прыжковых и спринтерских упражнениях. Дозировка: 5-8 прыжков по 1-3 серии.
Приложение 3Упражнения для развития частоты движений
-
- Циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений.
- Бег под уклон за мотоциклом, с тяговым устройством.
- Быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.
- Упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.
- Для развития частоты движений можно использовать бег на месте с максимальной, частотой, но с минимальным подниманием стоп от пола. Это упражнение можно использовать и как соответствующий тест, подсчитывая количество шагов за 10 секунд.
Приложение 4Упражнения для развития быстроты реакции и движений
-
- Прыжки вверх из полуприседа по команде с доставанием руками предметов.
- Беговые движения руками с максимальной скоростью в сочетании с правильным дыханием, длительность бега 5, 10, 15, 20 секунд.
- Бег на месте с опорой руками о барьер с максимальной частотой движений в сочетании с правильным дыханием.
- Спортивная ходьба с ускорением и задачей достичь максимальной частоты движений руками и ногами.
- В положении лежа на спине и животе беговые движения ногами с большой амплитудой («ножницы»).
Приложение 5Упражнения для развития скорости бега
- Бег с ускорением на 50 — 100 метров.
- Бег с околопредельной и предельной скоростью на дистанции 30, 40, 60 метров с низкого старта и сходу.
- Передача эстафеты с увеличенным или уменьшенным гандикапом и задачей убежать от партнера или догнать его.
- Бег с низкого старта по команде на время на 30, 50, 60 метров.
- Участие в прикидках и соревнованиях на 30, 60, 100 метров с равными и более сильными партнерами.
Выводы
Быстрота и скорость — это близкие понятия, но они отнюдь не означают одно и то же.
Быстрота представляет собой физическое качество, значительно влияющее на результаты в беге. Лучше всего развивать это качество в подростковом возрасте, но зрелым бегунам (даже марафонцам) тоже очень полезно выполнять упражнения для развития быстроты
Это позволит повысить экономичность бега, что очень важно для марафона, а также просто разнообразит монотонный тренировочный процесс
Скорость — это не только конкретные цифры, обозначающие, насколько быстро мы преодолеваем расстояние. Разные виды скорости помогают проанализировать технику спортсмена. Имея возможность оценить скорость отдельных фаз бега атлета, мы можем увидеть их влияние на результат. Также с помощью анализа видео- и фотосъёмки бега можно улучшить технику спортсмена, что повысит его скоростные качества.
Читайте далее:
Скорость бега человека: средняя, максимальная, рекордная30 видов бега и их особенности