Группа давления

Давления группа

ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика,
любая программа и процесс управления,
направленные на демократическое развитие
общества теряют ключевой смысл правового
прогресса вне ориентации на защиту частных
и групповых интересов граждан. Основным
способом продвижения группами своих
интересов (социальных, политических,
экономических, этнических) традиционно
был лоббизм. Иными словами, главным источником
лоббирования являются интересы групп.

Для обозначения сил, стоящих
за лоббистскими организациями, традиционно
использовались понятия «заинтересованная
группа», «группа интересов», «группа
давления», которые, несмотря на попытки
различных исследователей их идентифицировать
имеют различный функциональный смысл.

Группа давления – фактически
та же заинтересованная группа, но уже
приступившая к активным политическим
действиям

Социальная база таких групп
характеризуется достаточно широким спектром
различных слоев населения: ассоциации
фермеров, предпринимателей, этнические,
религиозные и другие общественные организации.

Таким образом, цель работы
исследование понятие и типов групп давления.

Задачи работы:

1. Рассмотреть понятие групп
давления

2. Рассмотреть типы групп давления.

Развитие и укрепление групп давления, появление олигархических тенденций (с начала 90-х гг. XX в. до 1998 г.)

Какова же была система представительства интересов перед политическими изменениями начала 90-х. гг. Политическая система «развитого социализма» накладывала отпечаток на все элементы представительства интересов. Сразу стоит отметить, что по Конституции СССР крупная собственность могла быть только государственной. Таким образом, крупные хозяйственники если и могли выступать в роли защитников интересов крупнейших предприятий и организаций, то только до той поры, пока они были директорами, что обеспечивало их лояльность и относительную слабость в смысле продвижения своей точки зрения. Конституция также закрепляла руководящую и направляющую роль Коммунистической партии Советского Союза во всех без исключения отношениях. Как гласила 6 статья Конституции СССР, «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза» . Партийная система являлась системаобразующим, определяющим структуру советского общества фактором.

Таким образом, какие-либо иные общественные объединения не могли посредством формализованных процедур повлиять на государственную политику, а если к их мнению и прислушивались, то только в той мере, в которой это было необходимо самой государственной власти. Имеются в виду различного рода общественные организации, прежде всего творческие союзы, которые потенциально хоть и объединяли граждан, но, тем не менее, не могли оказывать хоть сколько-нибудь значительное политическое влияние. В любом случае вся их деятельность должна была осуществляться в рамках политики Коммунистической партии.

Отношения государственной власти с теми или иными группами граждан всегда носили чрезвычайно политизированный характер. Для советского периода вообще было характерно «политическое» отношение к тем или иным проблемам в обществе и, разумеется, к целесообразности применения различных средств борьбы с нежелательными явлениями и элементами общественной жизни

Печальным примером здесь может служить антиалкогольная компания 80-х годов, когда государственная власть, обратив свое внимание на колоссальное злоупотребление алкоголем советскими гражданами, объявила соответствующие производства вредными и начала совершенно неоправданную деятельность по вырубке виноградников. Подобного рода факты, пожалуй, максимально красноречиво демонстрируют «понятие политического» К

Шмитта, когда советская политика в своем стремлении разъяснить на практике понятия «друг-враг» и, разумеется, «добро-зло» дошла в решении важной общегосударственной задачи до совершенного абсурда. Какая-либо общественная дискуссия по острым проблемам появлялась только в рамках границ, определенных КПСС

Группы давления могли реально существовать только внутри самой властной элиты, державшей в своих руках рычаги управления, как партийного, так и хозяйственного. Какие-либо иные, независимые группы граждан могли либо встраиваться в предлагаемую систему, либо были обречены на маргинальность и существование в подполье.

Группы давления, оказывающие влияние на деятельность государственной власти того периода, можно проследить по двум направлениям: региональном и отраслевом.

Региональное направление характеризуется определенной территориальностью тех или иных кланов руководителей, в некоторой степени «землячеством». Характерно, что подобная черта свойственна и для современной российской политической системы.

Группы давления и регулирование финансовых рынков

Объект исследования группы давления на финансовых рынках, то есть объединения влиятельных финансистов и промышленников, стремящихся повлиять на правила регулирования, принятые на финансовых рынках. Предмет исследования мотивация групп давления к ограничению финансового развития, инструменты, которые они используют для введения антирыночного законодательства, а также политический климат, который они используют для введения законов, ограничивающих финансовое развитие той или иной страны. Мировая статистика показывает, что финансовый сектор является одним из самых «зарегулированных», что обуславливает актуальность данного исследования Теоретическая база исследования парадигма political economy и теория рационального выбора, рассматривающая политических акторов в качестве экономических агентов, максимизирующих свою полезность. В работе объясняется, почему крупным промышленным и финансовым компаниям может быть выгодно ограничение финансового развития. В работе систематизируются т…

Субъектно-объектная деятельность групп давления

Специфичность интереса является одним из базовых признаков групп давления. Другой ее признак — возможность реализовать свой интерес или, по крайней мере, донести его до лица или структуры, принимающей решение.

Термин «группа давления» фиксирует внимание на действии, которое выполняют группы при таких качествах, как настойчивость, целеустремленность, активность, согласованность интересов своей группы с интересами и мнениями других субъектов, действующих в этом же поле. Под субъектами политики понимаются человек, различные общности людей, которые оказывают определенное влияние на политический процесс

Субъектами политики могут выступать массы, классы, социальные слои, демографические группы (молодежь, женщины и др.), этнические группы и т.п. Под объектами деятельности групп давления принято понимать органы власти и должностные лица.

Среди субъектов политики особое значение придается группам давления, возникающим на основе объективно существующего многообразия интересов и запросов людей.

Выделяют следующие основополагающие характеристики группы давления:

Первый признак — существование группы на основе общих интересов. В соответствии со степенью специализации и организованности групп аналитики выделяют четыре типа групп интересов:

1) спонтанные, стихийные (например, манифестации и бунты);

2) неассоциативные (неформальные, непостоянные и ненасильственные); 3) институциональные, формальные организации (партии, собрание, администрация, армия, церковь);

4)ассоциативные группы интересов, т.е. добровольные и специализирующиеся на выражении интересов организации (профсоюзы, группировки деловых людей или промышленников, этнические или религиозные ассоциации граждан).

Второй признак группы давления — защита интересов в самом широком смысле (материальные интересы и моральные проблемы). Здесь требуется одно дополнение. Ведь, чтобы жить самим и дать возможность достойно жить своим идеям, все группировки, даже искренне заявляющие о своем бескорыстии, даже чисто идеологические, должны иметь необходимые материальные ресурсы.

Третий признак — оказание давления. Следует отметить такую деталь, что деятельность по оказанию давления на власть вовсе не является объективно неизбежной. Группа давления может оставаться и просто группой интересов, не стремясь оказывать влияние на политическую власть, а занимаясь только внутригрупповыми проблемами, например, профсоюзы.

По мнению Лихого А.В.1 основными целями деятельности групп давления в сфере политики могут быть:

а) выражение, отстаивание и защита общих интересов внутри страны и на международной арене;

б) консолидация усилий всех ветвей власти в осуществлении реформ;

в) достижение и сохранение в обществе социального согласия;

г) повышение эффективности функционирования государственного аппарата и страны в целом;

д) всемерное развитие сознания граждан в целях осмысления ими своих жизненно важных интересов и ценностей; е) формирование передового научного мировоззрения и общезначимых потребностей и интересов — установление их места и роли в российском обществе в его поступательном развитии и др. Задачи и цели, содержание и перспективы групп давления должны быть дифференцированы по основным видам и сферам их деятельности, по защите суверенитета и сохранению целостности государства, главных ценностей общества, социальных групп и личности. Особо значимой является деятельность российских групп интересов в сфере обеспечения национальной безопасности в современных условиях.

Группы, использующие давление от случая к случаю для достижения той или иной конкретной цели, называются частичными группами давления. Наряду с ними есть и такие, смысл существования которых как раз и состоит в политическом давлении1. Эти группы называют исключительными группами давления. К таким группам можно отнести объединения политиков: в одну структуру объединяются, например, парламентарии, представляющие различные политические организации, стремящиеся добиться решения какого-либо конкретного вопроса. Однако существование такого объединения вызвано к жизни теми группами давления, которые есть в обществе. И тогда данная группа — это лишь парламентское выражение групп давления. Это значит, что такое объединение нельзя считать группой давления.

Западная традиция в разработке теории групп интересов

Формирование теории групп интересов (групп давления) началось в начале XX века, причем групповой характер политики в той или иной степени подчеркивался многими исследователями и ранее: теоретически обосновывались и практически выстраивались партийные, классовые и прочие формы общественно-политического устройства государства.

Массив научных исследований групп интересов можно условно разделить на работы, носящие фундаментальный теоретический характер, и исследования прикладного характера. В первом случае речь идет о трудах классиков теории групп интересов, исследователей плюралистической и корпоративистской систем представительства интересов, а во втором — об исследованиях, посвященных отдельным аспектам и проблемам взаимодействия государственной власти и групп интересов.

К работам, носящим фундаментальный теоретический характер, следует отнести труды следующих классиков данной теории: А. Бентли16, Д. Трумэна17, М. Олсона18, Г. Лембруха19 и Ф. Шмиттера.

Нужно отметить, что хронологически раньше стали исследоваться плюралистические системы представительства интересов такими авторами как А. Бентли и Д. Трумэн. Корпоративистская же система представительства стала изучаться несколько позже, после Второй мировой войны, когда она позволила достаточно быстро восстановить разрушенное народное хозяйство ряда европейских государств.

Американский исследователь Артур Бентли является основателем теории групп интересов и одновременно первым исследователем плюралистической системы представительства групп в обществе. В начале XX века Бентли выпустил книгу «Процесс управления», в которой процесс формирования решений государственной власти рассматривал как результат деятельности групп интересов. Человеческое общество, по Бентли, — это исключительно совокупность разнообразных групп. И политика является как раз результатом их деятельности21. При этом один и тот же человек может одновременно являться членом нескольких групп, даже отчасти противостоящих друг другу в чем-то. Бентли классифицирует группы интересов на «дискуссионные» (обсуждающие и дискутирующие по общим вопросам) и «организованные» (работающие по узким направлениям, то есть отраслевые).

Сами же группы интересов он понимал весьма широко, а именно как простую совокупность людей, добавляя, что любая группа вообще не существует без общего интереса, определяющего ценность ее деятельности. Но только некоторые группы интересов взаимодействуют с государственной властью. Их Бентли отдельно называет «политическими» группами интересов22. Основой организационной жизни группы интересов является ее активность, конкретные действия. Исходя из этой посылки, групповая активность, по мнению Бентли, является определяющим фактором при понимании политических процессов, например, природы политического лидерства, руководства и проч. Бентли, однако, в своем исследовании рассматривает деятельность ряда хорошо организованных общественных объединений США, тем самым, фактически, сужая терминологические рамки используемого понятия, так как слишком широкое понимание очевидно не приемлемо для прикладного анализа.

По Бентли, каждая из существующих групп имеет абсолютно одинаковые шансы на отражение интересов тех или иных общностей людей перед государственной властью. Именно подобное понимание структуры общества и места в нем групп интересов заложило представление о плюралистической системе взаимодействия групп с государственной властью.

Политические группы интересов активно участвуют в жизни общества. Пожалуй, только позиция по политическим вопросам способна определенно выявить наличие той или иной группы. Группа определяется существованием интереса, который, одновременно, в значительной степени влияет на поведение членов объединения. А реализуется интерес в конкретных действиях группы (важна именно динамика действий).

Исходя из вышесказанного, по Бентли, природа и динамика группы интересов может быть теоретически описана тремя переменными: интерес-группа — действия.

Лоббистские организации и группы давления

В современном демократическом обществе существует множество различных добровольных объединений людей (групп интересов), стремящихся довести свои требования до властных структур. Одни из них используют экономические рычаги, другие действуют менее заметно — в коридорах власти. Наиболее распространенной формой воздействия этих организованных (групп интересов) на органы власти является лоббирование. В развитых странах Запада лоббисты представляют собой штат высококвалифицированных специалистов, способных собрать необходимую информацию и склонить органы власти к принятию решения в пользу той группы, интересы которой они представляют. Часто лоббисты выполняют роль посредников в разного рода сделках между группами интересов и политическими деятелями, в том числе законодателями и членами правительства, тем самым оказывая существенное влияние на формирование политического курса страны.

Лоббизм (от англ. lobby — кулуары, коридор) является политическим институтом и способом, инструментом влияния групп интересов на власть. Лоббизм выступает своего рода критерием выделения среди многообразия групп интересов специфических групп — групп давления.1 Группы давления самым широким образом используют лоббирование как способ воздействия на власть. В XX веке лоббизм превратился в распространенную форму политической деятельности и один из важных политических институтов западных демократий.

«Лоббизм» — термин, обозначающий разветвленную систему контор и агентств монополий или организованных групп при законодательных органах, оказывающих давление (вплоть до подкупа) на законодателей и чиновников в целях принятий решений (определенных законопроектов, получения правительственных заказов, субсидий) в интересах представляемых ими организаций.

Американский политолог Э. Лэдд выделяет политический компонент и определяет феномен лоббизма как организацию групп людей для артикуляции, агрегирования и реализации своих политических интересов.

Многие исследователи понимают под лоббированием «процесс приведения формальной власти в соответствие с властью фактической» . Лоббизм, по их мнению, практически дополняет конституционную систему демократического представительства, позволяя тем группам интересов, которые не имеют другой возможности, участвовать в принятии государственных решений или в обход легитимных процедур ускорять его.

Основная задача лоббизма, пишет В.Н. Даниленко, — постоянная корректировка деятельности органов власти в соответствии с динамикой интересов гражданского общества. Тем самым обеспечиваются гибкое взаимодействие, взаимоприспособление власти и общества. В выигрыше оказываются обе стороны. Власть функционирует более эффективно, а значит, повышается ее стабильность; общество удовлетворяет возникающие потребности и, следовательно, развивается более динамично, наращивает производительные силы. Все это, вместе взятое, и двигает рыночную экономику.

Тем не менее, подобные трактовки являются справедливыми исключительно для стабильных обществ, где лоббизм уже завершил стадию институционализации и окончательного организационного оформления. В условиях же российской действительности, когда на сегодняшний день еще не сложились объективные предпосылки для становления и утверждения лоббизма как средства давления, справедливо говорить о нем лишь как об одной из «специфических форм представления различных общественных интересов»2.

Приведем, в частности, определение лоббизма, предложенное Г.Л. Купряшиным и А.И. Соловьевым в книге «Государственное управление». Они определяют лобби как «особую разновидность групп интересов», а лоббирование — как определенную методику или технологию оказания давления, которая существует наряду с другими технологиями.

Группы давления как представители интересов

Логично предположить, что при практическом анализе деятельности групп слишком широкий подход к их определению не применим, так как объект исследования становится чрезмерно обширным, размазанным от спонтанных, случайных совокупностей граждан до закрытых элитных объединений. Трудно в данном случае согласиться с Семененко И.С., указавшей, что «попытки определить группы давления как особую категорию, отличную от групп интересов, вряд ли являются плодотворными»104. Даже сторонники широкой трактовки понятия «группа интересов» в своих исследованиях всегда в качестве примеров тех или иных особенностей процесса отстаивания интересов приводят сформировавшиеся, институционализированные общественные организации, конкретные коммерческие структуры и проч. Таким образом, существующая в научной среде дискуссия, вызванная желанием свести широкие представления о группах интересов с конкретной действительностью через установление той или иной терминологической определенности, заставляет подробно останавливаться на данной проблеме и выбирать между широким или более узким подходом. Примечательно, что отчасти подобная многозначность характерна и для самого понятия политики, о чем писал М. Вебер, разделявший понятие политики в широком и узком смысле105. При этом понимание в узком смысле, безусловно, наиболее применимо для практического анализа.

Исследование групп интересов возможно осуществлять рассматривая действия конкретных организаций, таких как общественные объединения граждан, профессиональные отраслевые объединения, крупные корпорации и проч. и, безусловно, — ответную деятельность органов государственной власти. Тем самым в понятии «группа интересов» заключается признак определенной «организованности» данной группы, то есть группа интересов — это организация. Получается, что только действия «организованных» групп могут рассматриваться в каком бы то ни было исследовании, так как именно непосредственная деятельность организованных групп интересов может являться причиной принятия или непринятия государственной властью тех или иных решений. Разумеется, автором нисколько не умаляются иные факторы, детерминирующие действия власти: электоральные настроения граждан, собственные взгляды, активность деструктивных элементов, геополитические изменения и проч.

Таким образом, если группе интересов присущи признаки организации, то значит, члены группы интересов должны как минимум ассоциировать себя с ней и быть готовыми на действия по защите общегрупповых приоритетов.

Группа интересов должна иметь не просто признак организованности, но и осуществлять коллективные действия по защите интересов. Это могут быть как публичное демонстрирование своего отношения к тем или иным действиям другой стороны, так и непубличное взаимодействие с ней. Конкретные методы отстаивания интересов определяются возможностями и внутренними особенностями группы.

Группы по причине

Они получают другие определения, так как они также известны как тематические или рекламные группы.Эти люди, вместо того чтобы защищать интересы, борются за защиту ценностей или набора позиций, которые они считают правильными.

Здесь сгруппированы те, кто работает над искоренением бедности, кто стремится внести изменения в образование, те, кто заботится об окружающей среде, или активисты, которые защищают некоторые основные права человека, такие как свобода.

Кто угодно может быть частью таких групп, если они разделяют одни и те же ценности или убеждения. Их ободрение обычно происходит по гораздо более альтруистическим причинам.

Индия

Лоббисты играют очень важную роль. Политические партии всегда стараются заручиться их сотрудничеством, хотя эти группы никогда не выказывают своей поддержки или оппозиции каким-либо политическим деятелям.

Этот союз особенно заметен при проведении избирательных процессов. В этой стране они недостаточно развиты, по крайней мере, по сравнению с другими странами, где влияние групп давления очень велико, как в Англии или Соединенных Штатах.

В Индии лоббисты подразделяются на несколько групп. На уровне бизнеса существует Торговая палата, а также профсоюзы, защищающие рабочих и промышленность.

Существуют группы давления на профессиональном уровне, такие как ассоциации юристов, журналистов или учителей. Даже студенты объединились в Национальный союз студентов Индии. Наконец, есть группы, которые защищают различные идеологии, такие как каждый из 22 используемых языков, племена, кастовая система и, без сомнения, религии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: