Восточное государство
До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.
Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.
Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.
Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.
В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.
В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.
Восточные государства выполняли несколько функций:
1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);
2) финансовую – взимание податей;
3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;
4) подавления сопротивления общинников и рабов.
Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.
Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.
Цивилизационный подход к типологии государства
В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.
Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.
В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.
А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации. Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.
Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:
-
- локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
- особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
- современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.
Достоинства цивилизационной типологии:
-
- определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
- в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.
Недостатки цивилизационной типологии:
-
- недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.
Понятие и виды форм государственного управления
Форма государственного устройства-это способ (форма) территориальной организации государственной власти, который выражается в национально-государственном и административно-территориальном устройстве государства, в характере отношений между частями государства, а также между центральными и местными органами власти.
По форме правления все государства можно разделить на три основные группы: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Государственное устройство может быть простым и сложным .
Простое унитарное государственное устройство-это единое, единое государство, которое делится только на административно-территориальные единицы, не включающие в себя никаких государственных образований.
Унитарное государственное устройство характеризуется следующими признаками: единый властный «центр» — единая система высших и центральных органов государственной власти, общая для всей страны (один парламент, одно правительство, один верховный суд); единая конституция, единая система законодательства, единая судебная система, единое гражданство; единая денежная система, единая налоговая система.
По степени зависимости органов местного самоуправления от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным (отсутствует местное самоуправление, а органы местного самоуправления возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра), децентрализованным (органы местного самоуправления избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью) и смешанным .
Сложное государственное устройство характеризуется наличием других государственных образований внутри государства. Сложные формы правления включают федерации, конфедерации, союзы, империи и т. д. Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, представляющая собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных организаций.
Для федерации характерна двухуровневая система органов государственной власти; компетенция между федерацией и ее субъектами разграничена федеральной (федеративной) конституцией или федеральным договором; двухпалатная структура парламента; наличие двойного гражданства в большинстве федераций; двухканальная налоговая система; суверенитет федерации вытекает из суверенитета входящих в нее государственных образований; после присоединения к федерации ее субъекты практически не обладают суверенитетом.; субъекты не имеют права выходить из состава федерации (ни одна из конституций федеративных государств этого не предусматривает).
Федерация может быть административно-территориальной (образованной по территориальному принципу) и национально-государственной (образованной по национальному принципу). Существует также симметричная федерация (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричная, которая характеризуется неравенством правового статуса субъектов.
Федерация может быть договорной (федерация основана на соглашении субъектов) и конституционной (правовой основой федерации является закрепление факта ее образования в Основном законе страны).
Если федерация-это союзное государство, то конфедерация-это «государственный союз государств». То есть при всей своей нестабильности конфедерация все же является формой государственного устройства, а не формой международного правового союза.
Конфедерация характеризуется следующими особенностями: она создается для достижения определенных целей, отвечающих интересам государств, образовавших конфедерацию (политические, военные, экономические цели); создание конфедерации обычно закрепляется договором; каждый субъект конфедерации полностью сохраняет свой суверенитет. Конфедерация в целом не подчиняется суверенитету; члены конфедерации имеют право выйти из конфедерации на основании юридически обоснованного одностороннего волеизъявления; когда конфедерации нестабильны, они либо распадаются после достижения целей, для которых они были созданы, либо превращаются в суверенное государство-унитарное или федеративное; конфедерация имеет свои органы управления (один или несколько), но у нее нет общей конституции, у нее нет единого законодательного органа, единой судебной системы, единого гражданства, единой армии, единой системы налогов, бюджета, денежной единицы. А органы конфедерации лишь координируют действия членов конфедерации.
Современные государства мира
Международно признанные государства — это:
- те, которые являются членами Организации Объединенных Наций;
- те, которые имеют реальную возможность стать членами ООН, но добровольно отказываются от такой возможности.
В ООН в настоящее время входят 193 государства. 193-м государством стал Южный Судан.
Кроме признанных государств есть территории, у которых есть право на самоопределение, при этом они не могут его осуществить из-за оккупации. Речь идет о Палестине (точнее, ее арабской части — Западном береге реки Иордан и секторе Газа) и Западной Сахаре.
Есть и другие образования с ограниченным признанием независимости со стороны других государств: Тайвань, Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье, Северный Кипр, Нагорный Карабах, ДНР, ЛНР, Сомалиленд.
Статус некоторых образований невозможно однозначно идентифицировать. Так, Евросоюз и Союзное государство России и Белоруссии имеют признаки государства и конфедерации, однако не рассматриваются как государство или субъект международного права.
Карликовые государства
Государства, у которых небольшая территория и численность населения, называют карликовыми. Примеры карликовых государств: Люксембург, Кипр, Самоа, Барбадос.
Типы государства
Существует несколько основных подходов к определению типологии государства: формационный, технократический и цивилизационный.
Формационный подход
С точки зрения формационного подхода главным признаком, определяющим исторический тип государства, является тип социально-экономических отношений, сложившихся в обществе. Формация – это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства.
Тип государства обусловлен типом социально-экономических отношений. Например, если в обществе господствуют рабовладельческие социально-экономические отношения, значит, и государство является рабовладельческим и защищает преимущественно интересы рабовладельцев.
Маркс выделял такие исторически существовавшие формации (и соответствующие ему типы государства):
- рабовладельческая;
- феодальная;
- буржуазная.
В будущем, с точки зрения Маркса, в результате социалистической революции должно возникнуть государство диктатуры пролетариата, которое приведет к отмиранию государства и права как ненужных в коммунистическом обществе явлений.
Технократический подход
Технократический подход (Герберт Спенсер, Уолтер Ростоу, Дэниэл Белл) к типологии государства основан на приоритете уровня развития технологии, который определяет тип общества и государства.
Сторонники этого подхода выделяют три уровня развития технологии:
- аграрный;
- промышленный (индустриальный);
- постиндустриальный (информационный).
- Аграрный тип технологии построен на внеэкономическом принуждении к труду, например, на рабстве, крепостном праве. Этому технологическому уровню отвечает деспотическое государство. Таким, например, государством был Древний Египет.
- Индустриальный тип технологии требует свободы и инициативы личности. Ему соответствует либеральное государство, признающее свободу и юридическое равенство людей. К этому типу относилось, например, большинство государств Западной Европы в XIX – начале XX в.
- Современным информационным технологиям, вовлекающим в производство и управление подавляющее большинство населения, соответствует демократическое государство.
Цивилизационный подход
С позиций цивилизационного подхода (Николай Данилевский, Арнольд Тойнби, Освальд Шпенглер) история человечества – это история рождения, развития и угасания замкнутых, локальных цивилизаций.
Если, с точки зрения Маркса, все народы Земли и все государства прошли (или пройдут) одни и те же стадии развития, то, с точки зрения Тойнби, цивилизации никак не связаны между собой и практически не влияют друг на друга.
Тойнби включал в число локальных цивилизаций египетскую, китайскую, эллинскую, западную, православную, мексиканскую и др., породившие соответствующий только им исторический тип государства.
Типологии и формы государства
Формационный подход к типологии государств
Формационный подход — это изучение состояния и развития общества, закономерностей изменения исторических типов государств в условиях качественных изменений экономического базиса общества, его производственных отношений и классовой структуры.
Согласно этому направлению, любое общество располагается в пределах определенной социально-экономической формации и включает в себя две основные составляющие:
- Экономическую основу, состоящую из системы производственных отношений и, прежде всего, отношений собственности;
- Надстройку, включающую в себя общественное сознание, мораль, право, государство, религию и науку. В социально-экономической формации действуют законы определяющей роли базиса по отношению к надстройке и необходимости их соблюдения.
С точки зрения формационной теории, теории государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит и, следовательно, какой экономической основой. При таком подходе государство приобретает чисто классовую определенность, выступая в качестве диктатуры экономически господствующего класса.
Каждая формация воплощает в жизнь определенный исторический тип государства. Поэтому существует три типа государства: рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое.
Рабовладельческое государство есть организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой социально-экономической формации. Важнейшей функцией этого государства является защита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе и на рабов.
Феодальное государство есть результат гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Такое государство является орудием классового господства крепостников-помещиков, главным средством защиты классовых привилегий феодалов.
Буржуазное государство функционирует на основе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и правовой независимости рабочих от эксплуататоров.
Социалистический тип государства возникает в результате социалистической революции, которая ниспровергает отношения частной собственности и основанную на этих отношениях государственную машину. Социалистическое государство является орудием политической власти трудящихся масс (классов) и выражает интересы трудящихся.
Переходное государство-это государство, возникающее в результате национально-освободительной борьбы зависимых народов и основанное на различных типах производственных отношений. В дальнейшем такие государства должны присоединиться к определенному историческому типу государства (капиталистическому или социалистическому). Концепция была разработана В. И. Лениным.
Основной причиной смены исторических типов государств является социально-экономическое развитие общества. Социальная революция разрушает старый общественный строй и порождает господство нового способа производства, новых производственных отношений, соответствующих новому типу государственности и права.
Смена исторических типов государств неизбежно влечет за собой ликвидацию устаревшей государственной машины и создание нового механизма государства, отвечающего новым условиям социально – экономического развития общества.
Формы государственного правления
На современном этапе развития общества выделяют две основные формы правления — монархию и республику.
Монархия — форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, судебной и исполнительной власти, контролирует местное самоуправление.
Признаки монархии:
- Власть передается по наследству: монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее.
- Власть монарха осуществляется пожизненно и бессрочно.
- Монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, государства («государство — это я»).
- Монарх независим от избирателей и народа и не несет никакой ответственности за результаты своей деятельности.
Современность знает следующие виды монархий:
- абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена. Это классический тип монархий;
- ограниченные, где власть монарха ограничена представительным органом (Великобритания, Япония), причем можно выделить две основные разновидности ограниченных монархий — парламентарные, в которых правительство формируется и подотчетно парламенту, а монарх часто является номинальной фигурой (например, Великобритания, Дания, Япония) и дуалистические, в которых власть монарха существенно ограничена представительным органом, однако он остается главой исполнительной власти (например, Кувейт, Иордания);
- выборные монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти (примером такой формы является Святой Престол Ватикана).
Помимо этого, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других.
Республика — форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок.
Основные признаки республики:
1. Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.
2. Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.
3. Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.
4. Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.
В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:
— парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ). В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;
— президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия);
— смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом. Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция).
В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента.
Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента.
Форма государственного устройства
От неё зависит, как распределена власть по территории страны.
Унитарное государство
Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира.
Федеративное государство
Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны.