Роль практики в познании

Презентация на тему роль и место практики в познании мира и в научном исследовании

Объяснение функций

Если описывать роль практики в познании кратко, то всегда можно сказать, что все известные нам сведения были собраны совсем не случайно. Например, человеку нужно было правильно распределять земельные участки. Для этих целей и развивалась математика

Из-за развития мореплаванья человек стал уделять внимание астрономии. Однако не всегда практика определяет познание

Иногда случает наоборот: так произошло с открытием периодического закона Менделеева. Весь познавательный процесс обусловлен практическими задачами и целями. Даже выведение абстрактных теорий направлено на разрешение проблем, с которыми столкнулось человечество на пути своего развития. Роль практики в познании такова, что она помогает находить все новые свойства знакомых явлений. Она обеспечивает науку все новыми техническими средствами, оборудованием, приборами и инструментами. Метод проб и ошибок используется на всех этапах исследования. Нужно понимать, что все эксперименты и наблюдения осуществляются не столько из праздного любопытства, а из необходимости. Все полученные знания получают практическое применение. Они являются своеобразным руководством действия и служат для улучшения жизни людей.

Подсказки о научной практике и научном познании

Ориентиры научной практики.

Научная практика должна крепко стоять на научном фундаменте, субъективные догадки играют в ней последнюю роль (только так практика сможет выполнять одну из основных функций – установление истинности).
Для того чтобы практика действительно была результативной в аспекте научного познания, нужно точно определить ее цель и пути ее реализации.
Перед практикой желательно ознакомиться с подобным опытом, описанным в авторитетных источниках (это поможет направить свою деятельность в правильное русло).
Научная практика на сегодняшний день имеет большой арсенал методов, важно правильно их подобрать, с этим вопросом лучше обратиться к научному руководителю.

Научная практика – это основной вклад в развитие научного познания и каждый студент имеет возможность приложить руку к этому процессу.

О практическом применении прикладной науки вы можете узнать, посмотрев видео:

Слайд 14Руководитель практики от кафедры:согласовывает программу научно-исследовательской практики и тему исследовательского

проекта с научным руководителем магистранта и научным руководителем программы подготовки

магистров;устанавливает связь с руководителями практики от организации и совместно с ними составляет рабочую программу проведения практики;разрабатывает тематику индивидуальных заданий;содействует формированию общей схемы выполнения исследования, графика проведения практики, режима работы студента и осуществляет систематический контроль за ходом практики и работой студентов;принимает участие в распределении студентов по рабочим местам или перемещения их по видам работ;несет ответственность совместно с руководителем практики от организации за соблюдение студентами правил техники безопасности;осуществляет контроль соблюдения сроков практики и ее содержанием;оказывает методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов для подготовки магистерской диссертации;оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Опыт и его истина

Вполне логично, что человек занимается постижением истин реального мира не в одиночку.

Иногда говорят, что познание истины основано на опыте, и данной ситуации имеется в виду, что получена наследственная информация, которая была получена множество столетий назад, в прошлом. Подразумевается опыт, который собирался и накапливался очень длительное время. Чтобы постигнуть истину, опыта одного человека недостаточно.

Любая сфера научного знания, проливая свет на закономерности определённого характера, обуславливая некоторые явления, принимает участи в создании картины мира и в становлении мировоззрения.

Э. Шредингер отмечал, что наука должна отвечать на вопрос, кто мы и для чего мы явились в этот мир. Это несёт огромный метафизический и практический смысл.

Практика не обязательно должна только указывать на те явления, которые нужно исследовать. Она может изменять окружающие предметы, выявлять такие их свойства, которые до сих пор были неизвестны человеку.

Изначально человек занимался познанием сил природы и общества и это привело к овладению данными силами.

Практика является основой не только для наук о природе, но также и для наук об обществе.

  • Культура дореволюционной россии кратко

      

  • Поступки маши троекуровой кратко

      

  • Невменяемость это кратко и понятно

      

  • Иван хруцкий биография кратко

      

  • Легенда про новый год кратко

Слайд 6Во взаимоотношении с теорией практика играет ведущую роль. Это видно

из того, что когда практика вступает в противоречие с теориями,

взглядами, то пересматривается не практика (так как она есть материальная основа теории), а теория. Теория, в свою очередь играет организующую роль по отношению к практике.

В домарксистской философии часто разрывали теорию и практику, и это становилось одной из главных причин ее ограниченности.

Единство теории и практики, их органическая взаимосвязь являются прямым отражением объективно существующего в природе и обществе единства общего и отдельного.

Теория, имеющая дело с общим, раскрывает это общее, исследует его в отдельном.

Критерии истины

Цель познания – это понимание объективной картины мира. Категория истины является главной для теории познания. Получение объективной картины мира возможно только методом проб и ошибок. Истина представляет собой знание, которое соответствует своему реальному предмету. Основным ее критерием является то, что она признается многими людьми. Также истина должна быть полезной и выгодной для человеческого сообщества. Однако зачастую это понятие является относительным. Выбор между различными концепциями и теориями, которые рисуют картину окружающего мира, часто является достаточно субъективным.

Человек окружает себя миром, где царит атмосфера духовной культуры. При этом сам он является активно действующим существом. Посредством множества нитей материального и духовного характера он связан с природой и событиями общественной жизни, и находится с ними в перманентном взаимодействии. Жизнь не представляется возможной вне этого взаимодействия.

Человек взаимодействует с миром с помощью собственных потребностей, начиная от физиологических и заканчивая духовно-душевными, которые являются самыми утончёнными и сокровенными. Человеку нужен мир, и он на практике преобразует его не только для постижения тайн. Постижение тайн происходит для удовлетворения собственных материальных и духовных потребностей. Именно в этом заключается историческая суть появления познания и наук.

Астрономия появилась как следствие на желание человека заниматься мореплаванием. Часы и временные нормы появились также по этой причине. Земледелие породило геометрию. География стала ответом на вопросы описания Земли. Механика была основана благодаря строительному делу. Медицина стала отвечать потребностям человека продлить собственную жизнь или хотя бы облегчить страдания.

Развитие общества способствовали тому, чтобы развивались и потребности, которые будут обогащать и провоцировать всё новые и новые средства и пути познания. Человечество никогда не останавливается на достигнутом.

Слайд 10Ожидаемые результаты от научно-исследовательской практики:- знание основных положений методологии научного исследования

и умение применить их при работе над выбранной темой магистерской

диссертации;умение работать с эмпирической базой исследования в соответствии с выбранной темой магистерской диссертации (составление программы и плана эмпирического исследования, постановка и формулировка задач эмпирического исследования, определение объекта эмпирического исследования, выбор методики эмпирического исследования, изучение методов сбора и анализа эмпирических данных);формирование навыков проведения статистических и социологических исследований, связанных с темой магистерской диссертации студента;освоение методики анкетирования и интервьюирования (составление анкеты, опрос, анализ и обобщение результатов); освоить методики наблюдения, эксперимента и моделирования;умение изложить научные знания по проблеме исследования в виде отчетов, публикаций докладов;умение подготовить аргументацию для проведения научной дискуссии, в том числе публичной;умение пользоваться различными справочно-библиографическими системами, приобретение навыков работы с библиографическими справочниками, составления научно-библиографических списков, использования библиографического описания в научных работах, работы с электронными базами данных отечественных и зарубежных библиотечных фондов;

Слайд 4Остановимся на основных гносеологических функциях практики, через которые раскрывается роль практики в

познании.Практика – основа познания. Первоначально производство знаний было вплетено в

ткань практической деятельности, в материальное производство.Практика – движущая сила познания. В развитии знания, науки большую роль играет любознательность, среди познавательных мотивов присутствует жажда славы, известности. Но наиболее глубоким и ведущим стимулом развития науки являются потребности практики.Практика – цель познания. Знания, которые являются результатом познавательного процесса, ценны не сами по себе, а в их практическом воплощенииПрактика – критерий истины. Что дает людям гарантию истинности их знаний, служит основанием (критерием) для отличия истины от заблуждений и ошибок? В истории были разные ответы на этот вопрос.

Что такое научное познание?

Процесс научного познания.

Научное познание – процесс, целью которого является получение объективных знаний о предмете или явлении, а также их обработка и систематизация.

Полученная информация может быть как совсем новой (неизвестной до этого момента), так и дополнением к уже известным фактам, данным, теориям.

Существует и учение о научном познании, получившее название эпистемология.

Научное познание имеет ряд особенностей, отличающих его от обычного:

  • объективность полученных знаний – главное отличие;
  • наличие точно установленной цели;
  • системность;
  • возможность доказать достоверность предоставленных данных, строгая обоснованность всех полученных знаний;
  • система терминов для обозначения тех или иных предметов, явлений;
  • высокий уровень обобщения;
  • возможность использовать знания в разных сферах (универсальность);
  • часто требует несколько проверок путем проведения экспериментов и разного рода исследований;
  • чаще всего научное познание требует использования специальных инструментов и приборов;
  • полученные знания воспроизводятся в различных формах (факты, гипотезы, законы, концепции, теории, доказательства).

Взаимосвязь практики и познания

Как практика помогает научному познанию?

Практика и познание взаимосвязаны и взаимозависимы – это прописная истина, которую можно прочесть в любом учебнике. Попробуем аргументировать это.

  1. Любая практическая деятельность имеет познавательное значение, а познание чаще всего направлено для дальнейшей практической реализации.
  2. Практика предоставляет данные для дальнейшей обработки, обобщения и получения новых знаний. Теория, которую мы привыкли читать в учебниках, научных статьях – это и есть обобщенная информация.
  3. Научная практика – мощный толчок для дальнейшего научного познания. В свою очередь познание подготавливает теоретический фундамент для дальнейшего практического прорыва.

Как видим, данная цепочка не имеет конца благодаря непрерывной связи практики с познанием.

Практика в познании современного человека

Практика – это чувственно-предметная деятельность людей, их влияние на тот или иной объект для того, чтобы преобразовать его в соответствии с удовлетворением собственных потребностей.

Роль практики по отношению к познанию можно представить в трёх разных ипостасях:

  • Практика – это источник познания. Она движет познанием, предоставляет познанию весь материал, который необходим по факту для исследований, который преобразуется и формируется в теоретическом виде. Таким образом, практика является питательным грунтом для познания и помогает ему всегда соответствовать действительности мира.
  • Практика – это область применения знаний. В таких условиях она становится целью познания.
  • Практика – критерий, который измеряет истинность результатов познания. В этом смысле только те выводы, сделанные во время познания, которые смогли пройти через лоно практики, могут претендовать на объективное значение, на независимость от неточностей и заблуждений.

Виды научной практики

Какое виды научной практики существуют?

Еще древние философы пытались классифицировать практику, эти классификации можно найти в учебных пособиях по основам научных исследований, однако на сегодняшний день они неактуальны.

Исходя из целей и методов научной практики, сегодня выделяют такие ее виды:

  • материально-производственная практика опирается на трудовую деятельность человека, в процессе которой он получает новые знания для последующей научной обработки (например, педагог на протяжении своей деятельности в учебном заведении наблюдает за особенностями процесса, а потом дает научное объяснение недостаткам и рекомендации для их исправления);
  • социально-преобразующая направленная на изменения в обществе, особенно актуальна для социологов, психологов, менеджеров;
  • научно-эксперементальная осуществляет научное познание посредством экспериментов, исследований, основанных на научном подходе.

Слайд 11Место и время проведениянаучно-исследовательской практикиПрактика проводится на выпускающих кафедрах, осуществляющих

подготовку магистров, в научных подразделениях вуза, также на договорных началах

в государственных и муниципальных организациях, органах местного самоуправления, подразделениях администрации с целью изучения и сбора материалов, связанных с выполнением выпускной квалификационной работы. В подразделениях, где проходит практика, магистрантам могут быть выделены рабочие места для выполнения индивидуальных заданий по программе практики.Магистранты в период прохождения практики подчиняются всем правилам внутреннего распорядка и техники безопасности, установленным в подразделении и на рабочих местах.Прохождение научно-исследовательской практики предусмотрено в 4-м семестре, продолжительность – 6 недель, общий объём – 9 зачётных единиц.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: