Форма правления: понятие, виды, особенности

Формы  правления: понятие и виды, какие существуют в настоящее время, критерии выделения

Факторы, влияющие на выбор формы государства

На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая :

1) внутренние:

    • наличие определенной идеологии;
    • ступень и своеобразие экономического развития;
    • уровень культуры (особенно политической);
    • географическое положение страны, ее размеры;
    • национальный состав населения;
    • особенности социальной структуры общества;
    • религия и т.д.

2) внешние: 

    • опыт других стран;
    • влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств.

Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях.

Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах. 

Республиканская форма правления

Определение 3

Республика — представляет собой форму правления государством, при которой все высшие органы избираются населением страны, либо формируются особыми представительными учреждениями на некоторый срок, они несут полную ответственность перед своими избирателями.

Отличительные признаки:

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, полномочия которых разделены между ними таким образом, что одно зависит от другого (система разделения властей);
  2. Главой государства является Президент, который отвечает за свои решения перед населением страны.

Определение 4

Форма правления — способ организации высших органов государственной власти.

Существуют следующие виды данной формы правления.

Республики различаются потому, что некоторые из органов власти-парламент или Президент формирует правительство и направляет его работу и перед кем из них отвечает правительство.

Президентская республика — это форма при которой в государстве власть сосредотачивается в руках президента как главы правительства так и главы страны.

Правительство создается и распределяется непосредственно Президентом, парламент существенного влияния на власть оказать не может. Именно-здесь наиболее полно раскрывается принцип системы разделения властей на три ветви – судебную, законодательную и исполнительну.

Парламентская Республика — это форма правления государства, в котором высшая роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президент в таком государстве не обладает никакими значительными полномочиями (Германия).

Смешанная Республика представляет собой форму правления при которой власть президента сочетается в действенными мерами по контролю за действиями Парламента, за исполнительной властью. Президент формирует правительство, но обязательно в данном процессе участвует Парламент страны. Следовательно, правительство ответственно перед президентом и парламентом (пример — Украина, Португалия, Франция).

Схематично все формы правления можно изобразить следующим образом.

Рисунок 1. Формы правления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Таким образом, форма правления государством играет важную роль. Именно благодаря данному понятию можно определить, как именно в государстве формируются органы государственной власти. Данное понятие издревле волновало величайшие умы человечества, и на сегодняшний день оно не потеряло своей актуальности.

Формы государственного правления

На современном этапе развития общества выделяют две основные формы правления — монархию и республику.

Монархия — форма правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках одного человека — монарха, который выполняет функции главы государства, законодательной, судебной и исполнительной власти, контролирует местное самоуправление.

Признаки монархии:

  1. Власть передается по наследству: монарх наследует власть как представитель правящей династии и осуществляет ее.
  2. Власть монарха осуществляется пожизненно и бессрочно.
  3. Монарх персонифицирует государство, выступая от имени всего народа, государства («государство — это я»).
  4. Монарх независим от избирателей и народа и не несет никакой ответственности за результаты своей деятельности.

Современность знает следующие виды монархий:

  • абсолютные (Саудовская Аравия, Оман), в которых власть монарха ничем и никем не ограничена. Это классический тип монархий;
  • ограниченные, где власть монарха ограничена представительным органом (Великобритания, Япония), причем можно выделить две основные разновидности ограниченных монархий — парламентарные, в которых правительство формируется и подотчетно парламенту, а монарх часто является номинальной фигурой (например, Великобритания, Дания, Япония) и дуалистические, в которых власть монарха существенно ограничена представительным органом, однако он остается главой исполнительной власти (например, Кувейт, Иордания);
  • выборные монархии, в рамках которой монарх избирается влиятельными кланами (например, Монгольская империя Чингисхана) или членами коллегиального органа власти (примером такой формы является Святой Престол Ватикана).

Помимо этого, в истории человечества существовало множество других видов монархий: древневосточные деспотии (например, Египет), сословно-представительные монархии (свойственные любой европейской стране эпохи Средневековья) и ряд других.

Республика — форма правления, при которой власть принадлежит представителям народа, избираемым на определенный срок.

Основные признаки республики:

1. Выборность, которая означает, что государственная власть в стране временно передается (делегируется) народом определенному выборному органу.

2. Коллегиальность правления, т.е. возможно наличие нескольких выборных органов (в том числе коллегиальных), осуществляющих совместное управление государством, при этом взаимодействие между ними осуществляется на основе системы сдержек и противовесов.

3. Сменяемость и срочность власти, т.е. представительная власть меняется (переизбирается) через определенный период времени.

4. Зависимость от народа в лице избирателей, т.е. официально, на законодательном уровне закрепляется подотчетность и ответственность (политическая и юридическая) власти за результаты своей деятельности. В наиболее простом случае ответственность выражается в возможности отзыва представителей либо проведении новых выборов.

В зависимости от того, кто формирует и кому подотчетно правительство, республики делятся на следующие виды:

— парламентские, в которых правительство формируется парламентом и несет перед ним политическую ответственность (например, Италия, Индия, ФРГ). В странах с парламентской республикой главы государства как такового может и не быть либо его полномочия являются номинальными и не играют большой роли в политической жизни страны, а настоящим главой государства является глава правительства, которым становится лидер политической партии, получившей большинство на выборах;

— президентские, в которых существует сильная фигура президента, являющегося одновременно и главой государства, и главой исполнительной власти. Ни правительство, ни президент ответственности перед парламентом не несут, но нуждаются в его поддержке. Отношения между ними выстраиваются по системе сдержек и противовесов (например, США, Бразилия);

— смешанные, в которых влияние на правительство поделено между парламентом и президентом. Это выражается в том, что, как правило, президент имеет широкие полномочия по управлению исполнительной властью, при этом парламент также может активно влиять на нее, блокируя работу данной ветви либо вообще отправляя ее в отставку (например, Португалия, Франция).

В таких странах позиция президента очень сильно зависит от состава парламента.

Форма правления в Российской Федерации носит смешанный характер при наличии достаточно сильной власти президента.

Распределение по типам

У форм государственного правления есть много различных признаков. С их помощью удается проводить классификацию. В глобальном смысле их разделяют на две подкатегории:

  1. Монархии, когда власть в наличии у одного человека и передается по наследству (преимущественно по мужской линии).
  2. Республики, когда органы управления избираются населением на конкретный промежуток времени. Выборы проводятся специальными комиссиями, контролирующими свободу граждан принимать решения.

Формы правления в России сменялись на протяжении истории. В настоящее время она является демократической правовой федеративной республикой.

Понятие и элементы формы государства

Замечание 1

Форма организации государственной власти, или форма государства — это совокупность внешних характеристик государства, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, его административно-территориальное устройство.

Форма государства обуславливает отношения между государством и людьми, способы организации государственных органов власти, административно-территориальную организацию. Эти правоотношения образуют государственное устройство — публичный правопорядок. Форма государства тесно связана с его сущностью и содержанием, которые обусловлены традициями, уровнем культуры, характером экономических отношений, разного рода внешнеполитическими отношениями.

Форма государства складывается в процессе исторического развития под влиянием ряда факторов. Значительное влияние на формирование формы государства оказывает уровень экономического развития, отношения между главными политическими силами в обществе.

На форму государства влияют:

  • господствующая идеология;
  • исторические традиции;
  • географическое положение страны;
  • уровень культурного развития;
  • религия;
  • уровень национального сознания населения;
  • степень политической активности.

Форма государства представляет собой организационно-функциональную структуру, отражающую способ организации и реализации государственной власти.

Форма государства имеет сложную структуру. Классификация форм государства осуществляется по их элементам:

  • форма правления (монархия, республика) — институциональная организация высшей власти, категория, которая отражает компетенцию, порядок образования и взаимодействия государственных органов власти, сроки их действия, способы участия населения в формировании этих органов;
  • государственное устройство (унитарное государство, федерация, конфедерация, империя) — национально-, политико- и административно-территориальная организация власти, категория, которая отражает состав территории государства, статус отдельных частей государства, степень их самостоятельности, способы и характер взаимоотношений между собой и с высшей государственной властью;
  • политический режим (демократические, антидемократические методы правления) — это совокупность способов и приемов осуществления государственной власти; политический режим выражает методы осуществления власти, отношение государственных институтов к правовым основам, степень участия граждан в управлении, состояние правового статуса человека, степень политической свободы.

Некоторые исследователи выделяют следующие формы государства:

  1. Монократическая, или монистическая форма (ОАЭ, Оман, Катар, Саудовская Аравия). Характеризуется высокой степенью централизации государственной власти в руках одного органа или лица. Не допускается разделение властей, автономия в территориально-политическом устройстве, местное самоуправление. Доминируют авторитарные методы управления.
  2. Сегментарная форма (Египет, Венесуэла, Марокко, Иордания и др.). Определенное разделение полномочий между разными институтами государственной власти по управлению обществом. Характеризуется наличием парламента и конституции, провозглашаются и частично реализуются демократические права и свободы, наблюдается разделение властей, относительная степень местного самоуправления.
  3. Поликратическая, или плюралистическая форма (США, Германия, Великобритания, Италия, Франция, Дания, Финляндия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Япония и др.). Характеризуется правовыми и демократическими методами управления обществом, разделением властей, гарантиями главных прав и свобод человека, системой сдержек и противовесов, большой степенью автономии субъектов федерации и административно-территориальных единиц, наличием самостоятельных муниципальных органов.

Конституции стран регламентируют и закрепляют правовое положение, способы формирования и структуру высших органов государственной власти, установленный между ними порядок взаимоотношений.

Общие сведения

Форма государственного правления — система организации и функционирования высших органов государственной власти.

Форма правления отражает следующие аспекты работы государственного аппарата:

  • способ формирования органов государственной власти;
  • структуру органов государственной власти;
  • порядок взаимодействия органов государственной власти;
  • принципы диалога между властью и народом;
  • степень эффективности государственного аппарата в области обеспечения прав и свобод граждан.

Примечание

Форму государственного правления нельзя путать с формой государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политическим режимом (демократия, авторитаризм, тоталитаризм, анархия). Эти компоненты дополняют друг друга и в совокупности образуют форму государства.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

С точки зрения содержания, феномен формы правления эволюционировал с развитием социума. В аграрном обществе важен был только способ замещения должности главы государства, в то время как в индустриальном обществе большее значение приобрели модель взаимодействия органов власти и принцип разделения властей в целом.

Характерные черты республики

Государственный строй, при котором органы власти избираются населением страны, называется республикой. В такой форме правления каждый отдельный гражданин имеет политические, юридические и личные права, а таблица построения властных структур полностью зависит от народа. Также для нее характерны такие черты:

  • Помимо единоличного, существует и коллегиальный орган власти. Не всю ответственность берет на себя президент — его решения рассматриваются парламентом;
  • Глава избирается на конкретный срок, прописанный в Конституции;
  • Президент решает проблемы населения, защищает интересы народа, а не свои личные;
  • Лидер страны несет такую же юридическую ответственность, как и все остальные граждане;
  • Есть четкое разделение полномочий между органами власти.

Самой первой республикой, известной сегодня, является Рим с 509 г до н. э. Тогда это была не классическая форма управления государством, а совмещенная.

Виды народовластия

В отличие от монархий, республиканских форм правления не настолько много. В глобальном смысле бывает только два типа: президентская и парламентская. В первом случае организация верховной власти полностью ложится на плечи главы государства. Он становится лидером как страны, так и правительства.

Способы правления характерны:

  • Формирование правительства осуществляется вне парламента;
  • Органы власти ответственны перед главой государства;
  • Президент имеет намного больше полномочий.

Она же, в свою очередь, путем голосования назначает президента. Однако его можно сменить, если большая часть депутатов разочаруется.

Категории единоличного управления

Монархическое управление осуществляется разными способами. Глава государства всегда остается неприкосновенным, юридически безответственным. Однако нюансы все-таки существуют:

  • Абсолютная. Есть единственный человек, которому власть принадлежит полностью. Любые другие органы управления отсутствуют, никто не контролирует компетентность лидера.
  • Конституционная. Власть лидера ограничивается парламентскими органами управления, что для монархии нетипично. Как правило, в конституции прописывается ответственность главы, и он не имеет прав ее изменить.
  • Дуалистическая. Немного похожа на парламентскую, только здесь управление разделяется между двумя органами — главой и партией. Монарх обычно занимается интересами феодалов, а парламент — буржуазией и другим населением страны.
  • Теократическая. Лидеру принадлежит вся власть — как социальная, так и религиозная.

Россия была абсолютной монархией в 17−18 вв. Есть много других примеров соответствующего режима, например, дореволюционная Франция. Хорошо, что она не задерживалась надолго.

Когда глава государства получает полную власть, ничем не ограниченную, наблюдается упадок сословия. Помимо юридической безответственности, в его подчинении постоянно находятся армия, полиция, медицинские работники и пр. Соответственно, они перестают выполнять свои основные функции, переходя под влияние одного человека, а не населения.

Со временем единоличное управление обретает цивилизованные очертания. Монарх может назначать чиновников, которые контролируют феодалов. Но вмешательство в личную жизнь граждан, навязывание решений все равно присутствует.

Понятие формы правления

Форма правления – это один из трех элементов, наряду с формой государственного устройства и политическим режимом, характеризующих форму государства. При этом, считается, что именно форма правления – это главный элемент, ядро в структуре понятия «форма государства», поскольку она отражает суверенную государственную власть.

Форма правления – это способ организации высших органов государственной власти, а также порядок взаимодействия таких органов между собой и с населением.

Форма правления раскрывает:

  • способ, используемый при образовании высших органов государственной власти;
  • субъекта, осуществляющего верховную власть, его ответственность перед населением;
  • структуру высших органов государственной власти;
  • порядок разграничения компетенции между высшими органами государственной власти;
  • степень участия населения в формировании высших органов государственной власти.

Интересно, что в науке взгляды на форму правления носят дискуссионный характер. При этом, сложилось 3 основные концепции:

  1. Первая группа авторов (Мишин А.А., Арановский К.В.), сторонники так называемого «узкого» подхода, считают, что при характеристике формы правления следует учитывать способ организации государственной власти, но только высших органов власти. Таким образом, форму правления определяет правовое положение главы государства и статус высших органов государственной власти.
  2. Вторая группа авторов (Шакотько Е.И., И.Р. Кушхов) под формой правления понимают способ организации всех органов государства, как высших, так и местных, а также участие населения в их формировании.
  3. Третья группа авторов (Комарова С.А., Кор­нева В.Н.) считает, что теоретически невозможно установить критерии той или иной формы правления, а следует каждый раз производить анализ конкретного государства.

Представляется, что ближе к истине сторонники второй группы авторов, поскольку именно такая широкая трактовка позволяет рассмотреть все аспекты и специфические черты формы правления как юридической категории.

Признаки классической монархии

Монархическое управление государством подразумевает единоличную верховную власть. Она передается наследнику (родственнику по горизонтальной или вертикальной линии) после смерти монарха.

Основные признаки:

  • Власть у единоличного лидера пожизненная;
  • Переход управления носит наследственный характер;
  • Государственные органы формируются по усмотрению главы;
  • Лидер не несет никакой юридической ответственности, его действия не караются законом.

Монархия — самый древний способ управления. Все ранние государства практиковали именно ее. Она возникла во время рабовладельческого строя. В период феодализма только укрепилась.

Формы государственного правления в современном мире

Монархия

Основные признаки:

  1. Власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху.
  2. Власть передается по наследству.
  3. Монарх не несет юридической ответственности перед народом и органами государственной власти.

Виды:

  1. Абсолютная

    Теократическая — главой государства является духовный (религиозный) лидер (Ватикан, Саудовская Аравия).

    (неограниченная) — государственная власть в полном объеме сосредоточена в руках монарха, отсутствует разделение властей (ОАЭ, Оман, Катар).

  2. Ограниченная — подразумевает существование иных органов государственной власти, неподотчетных монарху, и распределение обязанностей между ними; власть монарха ограничена законом или традициями.
    • Сословно-представительная — формирование иных органов власти основывается на критерии принадлежности к определенному сословию; данный орган ограничивает власть монарха и является совещательным органом при нем (Земский собор в России, Кортесы в Испании). В настоящее время таких монархий в мире нет.
    • Конституционная — власть монарха ограничена главным законом страны; также подразумевается существование высшего представительного органа (парламента):
      • Дуалистическая — органами государственной власти являются монарх (исполнительная, а также часть законодательной и судебной власти) и парламент (законодательная власть); при этом монарх имеет право ветировать решения парламента и распускать его по своему усмотрению (Иордания, Марокко).
      • Парламентская — в полной мере реализуется принцип разделения властей, а монарх остается лишь символической фигурой, не оказывающей значительного влияния на политику (Великобритания, Испания, Нидерланды).

Республика

Основные признаки:

  1. Реализуется принцип разделения властей, органы государственной власти независимы друг от друга.
  2. Главой государства является президент, избираемый народом.
  3. Высшие органы государственной власти ответственны перед народом:
    • избираются на определенный срок;
    • возможен досрочный роспуск.

Виды:

  1. Президентская — президент является одновременно главой государства и правительства, что дает президенту право практически без участия парламента формировать и распускать правительство (США, Эквадор).
  2. Парламентская — с политической точки зрения, наиболее влиятельным органом является парламент, который формирует и отправляет в отставку правительство; при этом президент является лишь официальным представителем всего государства, не имеющим широких полномочий (Израиль, Германия).
  3. Смешанная — президент наделен обширными полномочиями, правительство формируется при непосредственном участии парламента; парламент обладает эффективными инструментами контроля исполнительной власти; правительство подотчетно одновременно и президенту, и парламенту (Россия, Португалия, Франция).

Республиканская монархия

Главный признак таких государств — выборность главы государства. В данном случае речь идет только о тех государствах, которые имеют федеративную форму государственного устройства, а форма правления в каждом из субъектов федерации — наследственная монархия (ОАЭ, Малайзия). Главой государства в таких странах может быть избран только один из монархов — правителей субъектов. Срок полномочий избранного главы государства строго ограничен; по истечении срока проходят новые выборы.

Монархическая республика

Особенностью данной формы правления является то, что глава государства занимает свой пост пожизненно. Несмотря на формальное наличие процедур избрания или назначения главы государства, фактически народ не принимает в этом участия. Таким образом, правление становится пожизненным (иногда может передаваться по наследству) и зачастую сопровождается неограниченностью полномочий главы государства (КНДР, Гамбия).

Форма государственного устройства: понятие, виды

Внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и с центральными органами власти охватываются понятием «государственное устройство». Выделяют два основных вида государственного устройства: унитарное и федеративное.

Унитарное государственное устройство предполагает существование слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы, не включающего в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует одна система центральных органов власти, как правило, функционирует единая валютная система, одна армия и т.д.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные. В бюрократических централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в отношении региональных вопросов.

Сложное государственное устройство предполагает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Федерация — союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований, каждое из которых имеет свои органы государственной власти. В отличие от конфедераций она обладает собственным суверенитетом, федеративными органами государственной власти, федеративной конституцией, армией, системой федеральных актов, системой федеральных налогов.

Конфедерация — это союз государств, образующийся на основе договора. Традиционно конфедерация рассматривается наряду с формами государственного устройства, хотя государством этот союз не является.

Субъекты конфедерации имеют право свободного выхода из союза, чего нет в федерациях.

Суверенитет в конфедерации принадлежит государствам, входящим в ее состав. Никакие решения союзной власти не имеют силы без согласия субъектов конфедерации.

В предметы ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов: войны и мира, внешней политики, формирования единой армии, общей системы коммуникаций, разрешения споров между членами конфедерации.

В конфедерациях образуются только те государственные органы, которые необходимы для осуществления задач, особо выделенных по договорным актам. В частности, нет судебных органов, ограничен круг органов исполнительной власти.

Парламент конфедерации формируется органами ее субъектов, которые обязывают своих делегатов неукоснительно следовать выданным им инструкциям: и указаниям.

Постоянно действующие государственные органы конфедерации лишены властных полномочий.

Бюджет формируется за счет добровольных взносов субъектов.

Субъекты конфедерации имеют право устанавливать таможенные и иные ограничения, препятствующие передвижению лиц,товаров, услуг, капиталов. Как правило, отсутствует единая система денежного обращения.

В конфедерации нет союзного гражданства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: