Государственный аппарат

Государственный орган: понятие, структура и виды

Понятие, признаки и принципы организации деятельности государственного аппарата

Государственный аппарат — это система органов и учреждений, осуществляющих на практике государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки государственного аппарата:

  • всегда представляет собой целостную иерархическую систему, которая обеспечивается едиными принципами, целями и задачами;
  • первичные структурные элементы — органы и учреждения, в которых работают государственные служащие и которые организованы на началах субординации и координации;
  • для исполнения государственных решений применяются орудия (учреждения) принуждения, без которых не может обойтись ни одно государство;
  • с его помощью осуществляется власть и выполняются функции государства. Он и создается как раз для этого. Поэтому с изменением функций государства неизбежно преобразуется и сам госаппарат.

Принципы организации деятельности государственного аппарата:

  • принцип территориальности: каждый орган госаппарата действует в рамках определенной территории (например, Администрация Центрального района Санкт-Петербурга или Красноярский краевой арбитражный суд);
  • принцип иерархичности: органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой субординацией (например, нижестоящий орган всегда подчиняется вышестоящему);
  • принцип централизма и децентрализма: по некоторым вопросам необходимо обращение к принципу централизма, то есть решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех нижестоящих инстанциях. В других же ситуациях используется принцип децентрализма, когда решения принимаются тем же органом, который и будет его исполнять;
  • принцип выборности и назначаемости: в некоторые органы госаппарата служащие назначаются, а в другие — избираются населением. В первом случае проявляется бюрократическое (в хорошем смысле слова) начало, а во втором — демократическое. Например, депутаты парламента избираются, а прокурор назначается;
  • принцип коллегиальности и единоличия: одни органы принимают решения коллегиально (например, парламент, правительство, судебные коллегии и пр.), другие — только единолично (Президент, Генеральный прокурор, Уполномоченный по правам человека и пр.);
  • принцип гласности и тайны. Необходим приоритет первого, но в отдельных ситуациях, когда, например, рассматриваются вопросы, составляющие государственную тайну, возможно применение и второго принципа. В этом случае даже парламентские заседания могут проводиться в закрытом режиме;
  • принцип законности. Он имеет две стороны. Во-первых, создаются лишь те органы, которые предусмотрены законом. Во-вторых, все они могут действовать только в рамках своей компетенции и на основе существующего закона;
  • принцип разделения властей. Она делится на законодательную (парламенты), исполнительную (правительства) и судебную (суды). Каждая из ветвей самостоятельна и действует только в рамках своих функций, все они уравновешивают друг друга.

Понятие и классификация органов государства

Органы государства — это части, элементы государственного аппарата, т.е. то, из чего складывается государственный аппарат.

В научных работах и учебниках по теории государства и права обращается внимание на то, что органы государства состоят из государственных служащих, являются структурными элементами государственного аппарата, наделены властными полномочиями, осуществляют определенные задачи и функции государства. Орган государства — это определенная организация

Как организация, орган государства имеет свою внутреннюю структуру и состоит из государственных служащих — лиц, занимающих государственные должности и выполняющих определенные государственные функции

Орган государства — это определенная организация. Как организация, орган государства имеет свою внутреннюю структуру и состоит из государственных служащих — лиц, занимающих государственные должности и выполняющих определенные государственные функции.

Орган государства — это структурно обособленная часть государственного аппарата. Каждый орган представляет собой относительно самостоятельную государственную организацию, занимающую соответствующее место в системе государственных органов.

Орган государства — это организация, которая осуществляет определенные задачи и функции государства и участвует в управлении обществом.

Орган государства, чтобы быть способным осуществлять задачи и функции государства и управлять общественными делами, наделяется определенными властными полномочиями. Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции и закрепляются в соответствующих законодательных актах.

Орган государства для осуществления своих властных полномочий наделяется необходимой материальной базой. Он имеет финансовые и иные материальные средства, бюджетное финансирование, свой счет в банке.

В законодательстве и литературе встречается понятие «орган государственной власти». Возникает вопрос: орган государства и орган государственной власти — это одно и тоже или нет? Данные понятия употребляются обычно как идентичные.

Классификация государственных органов может проводится по различным основаниям, среди которых наиболее значимыми являются: порядок образования, объем властных полномочий, характер компетенции, функциональное назначение.

По способу возникновения органы государства принято подразделять на первичные и производные. Первичные органы возникают либо в порядке престолонаследия, либо избираются населением, получая властные полномочия от избирателей (парламенты, президенты в президентских республиках). Производные органы создаются первичными, которые и наделяют их соответствующими властными полномочиями (органы исполнительной власти, органы прокуратуры и т.д.).

В зависимости от объема властных полномочий органы государства подразделяются на высшие и местные. Полномочия высших органов распространяются на всю территорию государства, а полномочия местных органов государства — только на территорию соответствующих административно-территориальных образований.

По характеру компетенции органы государства подразделяются на органы общей и органы специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов (например, парламент, президент, правительство), а органы специальной компетенции специализируются на выполнении только какого-то одного вида деятельности (например, Министерство образования и науки, Министерство юстиции).

Исходя из функционального назначения, органы государства могут быть подразделены на законодательные (парламент), исполнительно-распорядительные (правительство, министерства), судебные (суды) и контрольные (прокуратура).

В учебниках по теории государства и права можно встретить классификацию органов государства и по другим основаниям.

Понятие, признаки и классификация органов государства

Государственный орган — часть государственного аппарата, наделенная государственно-властными полномочиями .

Это первичный и важный структурный элемент госаппарата. Его признаки следующие:

  • любой госорган является частью единой системы;
  • госорган состоит из госслужащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и госорганом, а их права и обязанности (компетенция) строго определены законом;
  • органы государства имеют внутреннюю структуру, различные подразделения, ведомства, но все они объединены единой целью;
  • госорганы обладают определенной компетенцией — властными полномочиями, которые складываются из совокупности прав и обязанностей. Компетенция обусловлена предметом ведения органа, то есть его задачами и функциями;
  • госорганы обладают властными полномочиями, которые выражаются в возможности издания нормативно-правовых или правоприменительных актов. Кроме того, они должны обеспечивать выполнение нормативно-правовых актов путем использования методов принуждения, предусмотренных законом;
  • органы государства имеют определенную материальную базу: финансы, счет в банке, источники финансирования (как правило, из государственного бюджета).

Теперь перейдем к классификации органов государства. Они классифицируются по нескольким критериям. По способу возникновения:

  • первичные. Созданы непосредственно избирателями, а не какими-то иными госорганами (парламентами, органами местного самоуправления и др.);
  • производные. Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями в соответствии с законом (например, парламент формирует правительство).

По месту в иерархии государственного аппарата:

  • центральные — общегосударственные органы (Президент, правительство, парламент);
  • региональные — органы, управляющие лишь одним из регионов государства, чаще всего это бывает в федеративном государстве (например, Законодательное Собрание Сахалина);
  • местные — органы, действующие лишь в пределах административно-территориальной единицы (скажем, налоговая инспекция того или иного района Санкт-Петербурга).

По широте компетенции:

  • общей компетенции: решают широкий круг вопросов из разных областей (например, правительство, парламент, Президент);
  • специальной (отраслевой) компетенции: специализируются на выполнении какой-либо одной функции (министерство финансов, юстиции, образования, Государственная налоговая служба и т. д.).

По способу формирования:

  • избираемые. Для них характерны выборность и периодическая сменяемость. Причем участие народа не обязательно. Это может быть и парламент (во многих странах именно он назначает Президента), и муниципалитет, который избирает своего председателя;
  • назначаемые. К ним обычно предъявляют более жесткие профессиональные требования (например, к министру), сроки же пребывания в должности, как правило, отсутствуют.

По порядку принятия решений:

  • единоличные. Такие госорганы принимают решения путем самостоятельного волеизъявления (Президент, губернатор). Хотя готовить эти решения им могут многочисленные государственные структуры;
  • коллегиальные: решения вырабатываются и принимаются коллективно (парламентом, муниципалитетом, в меньшей степени правительством).

Классификация органов государственной власти в Российской Федерации

Система органов государственной власти в Российской Федерации характеризуется сложностью и разнообразием внутреннего устройства. Это обуславливает возможность классификации указанных органов для понимания их места и роли в системе государственного управления по различным основаниям.

По уровню публичного управления, на котором функционируют органы государственной власти, выделяют:

  • федеральные органы государственной власти;
  • органы государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, относительно самостоятельная система публичного управления функционирует на уровне местных сообществ – это система местного самоуправления.

В состав федеральных органов публичного управления входят:

  • высшие государственные органы: федеральное правительство, федеральный парламент и глава государства (высшее должностное лицо), а также высшие судебные органы – Конституционный и Верховный суды;
  • система исполнительных органов, возглавляемых правительством, включающая федеральные министерства, агентства, службы;
  • иные судебные органы – суды Российской Федерации.

В состав системы органов власти субъекта Федерации входят органы, которые учреждаются на основе федерального закона, региональных уставов и конституций и региональных законов. Здесь необходимо отметить, что распределение полномочий публичного управления между федеральным и региональным уровнями не всегда ведет к образованию единой системы. Так, в частности, законодательные органы федерального и регионального уровней функционируют отдельно друг от друга, не образуя единую систему, в то время как исполнительные органы федерального и регионального уровней представляют единую систему публичного управления.

Кроме того, необходимо отметить, что в систему органов федерального и регионального уровней входят в самостоятельные органы, полномочия которых не делятся по вертикали между Федерацией и регионами, например, Прокуратура РФ.

В соответствии с действующей Конституцией система органов государственной власти на уровне регионов определяется регионами самостоятельно и функционирует самостоятельно в рамках региональных предметов ведения. При этом, в свою очередь, на региональной территории функционируют и территориальные представительства федеральных органов, которые подчиняются федеральному центру.

По функциям публичного управления классификация органов государственной власти в Российской Федерации позволяет разделить их на:

  • законодательные органы;
  • исполнительные органы;
  • судебные органы.

Законодательные органы выступают важнейшим институтом демократического устройства, поскольку такие органы всегда являются представительными, то есть состоят из избранных народом депутатов (иных представителей), осуществляющих свои полномочия для выражения воли народа.

Органы исполнительной власти в силу специфики своей деятельности, то есть реализации законодательных положений в конкретной сфере публичного управления, многообразны по своим функциям. Это органы, которые осуществляют управление экономикой, социальной сферой, экологией, культурой, образованием, медициной и пр.

Судебные органы – это правоприменительные органы, которые функционирует для реализации правосудия.

Важно подчеркнуть, что эффективность функционирования системы органов государственной власти, в том числе в Российской Федерации, обеспечивается законностью их учреждения, формирования и функционирования в рамках возложенных на них полномочий при недопустимости концентрации власти на одном из уровней публичного управления или у одной из ветвей публичного управления

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: