Понятие, цели, функции и принципы государственного управления

Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Управление: понятие, признаки, виды

Управление – процесс целенаправленного воздействия на систему (механическую, технологическую, биологическую, социальную), в результате которого достигается ее упорядоченность, развитие в соответствии с поставленными целями.

Признаки управления:

  • обязательно качество целостной организованной системы;
  • наличие обязательных элементов: субъекта управления и объекта управления;
  • определенная направленность, достижение поставленной цели (управленческого результата);
  • служит интересам взаимодействия основных элементов;
  • обеспечивается системой определенных средств.

Виды управления: механическое, технологическое, биологическое, социальное.

Государственное управление: понятие, признаки, виды

Сегодня под государственным управлением принято понимать подзаконную юридическую властную деятельность в плане исполнительно-распорядительной деятельности со стороны государственных органов, направленной непосредственно на осуществления законов. Кроме того, данный тип управления тесным образом связан с практическим исполнением государственных задач и функций.

Понятие и признаки государственного управления предполагают, что именно посредством такого рода деятельности реализуется влияние на социальные отношения, носящие организующий характер в экономической области, а также в сферах административно-политического и социально-культурного строительства.

Государственное управление: виды, признаки

Для начала необходимо отметить, что характеристики государственного управления определяются посредством его места в общем механизме. Кроме того, важным является и его роль.

На сегодняшний день известны следующие признаки государственного управления:

  • Под государственным управлением можно понимать определенный вид деятельности, направленный непосредственно на реализацию единой власти государственных органов. Необходимо дополнить, что она, как правило, наделена уникальной спецификой компетенционного, а также функционального характера, которая отличает его от иных форм осуществления властных полномочий.
  • Сущность и признаки государственного управления также предполагают продвижение исполнительно-распорядительной деятельности. Интересно дополнить, что ключевым ее направлением, так или иначе, считается исполнение, другими словами, реализация законов, а также нормативных актов подзаконного характера. Кстати, достижение данной цели происходит путем использования определенных полномочий юридически-властной природы.

Функции социального управления: понятие и виды

Функции социального управления — обусловленные социальным назначением, наиболее типичные, однородные, стабильные направления управленческого воздействия, отвечающие его целевому предназначению и задачам.

Признаки функций социального управления:

  • обусловлены социальным назначением управления;
  • характеризуются определенной направленностью и стабильностью;
  • представляют собой внешнее проявление свойств системы управления;
  • представляют собой направление его активного действия;
  • предопределяются поставленными целями и задачами.

В зависимости от содержания и характера воздействия можно выделить следующие функции управления: общие (присущи всем системам управления); специальные (присущи отдельным системам управления, например федеральная служба безопасности: контрразведывательная деятельность, борьба с преступностью, разведывательная деятельность); обеспечивающие (создают условия для реализации общих и специальных функций, например материально-технического обеспечения; кадровая; финансово-плановая и др.).

В зависимости от направления воздействия выделяют внутренние и внешние функции.

В зависимости от времени действия существуют функции постоянные и временные.

Общие функции управления:

  • информационное обеспечение – сбор, получение, обработка, анализ и хранение информации, необходимой для осуществления управленческой деятельности;
  • прогнозирование – предвидение перспектив развития событий или процессов в будущем;
  • моделирование – создание образца (модели) определенных управленческих отношений для предвидения решения управленческих задач в будущем;
  • планирование – определение направлений, темпов, количественных и качественных показателей развития процессов в системе управления;
  • организация – формирование системы управления, установление ее принципов, субъектного состава, приведение в состояние готовности;
  • координация – согласование совместной деятельности различных субъектов управленческих отношений для достижения поставленных целей и задач управления;
  • распорядительство – оперативное регулирование управленческих отношений, дача указания исполнителям;
  • регулирование – установление общеобязательных требований и процедур для объектов управления;
  • контроль – установление соответствия или отклонения фактического состояния системы управления от заданных параметров;
  • учет – фиксация информации, выраженной в количественных показателях, о результатах состояния системы управления.

Планирование и организация

Планирование служит начальным этапом в отношении управленческого процесса. Другими словами, определенный субъект правоотношений обязан решить, что, когда, как и кем должно быть исполнено то или иное поручение. Для реализации данной функции следует четко определить состояние актуальной проблемы, а также цели и порядок их достижения.

Важно дополнить, что планирование классифицируется на три категории. Стратегическое считается высшим уровнем; тактическое равнозначно определению целей промежуточного характера в процессе достижения целей стратегических и соответствующих задач (относится непосредственно к среднему уровню)

Помимо этого, существует планирование на долгосрочную перспективу и оперативное, которое считается нижним уровнем.

Под организацией нужно понимать формирование взаимоотношений, носящих временный или постоянный характер, между разными подразделениями органов государственной власти, а также определение условий и порядка функционирования. Другими словами, данный процесс равнозначен объединению людей непосредственно для реализации намеченных целей.

Происхождение термина

Насколько известно, под термином исполнительной власти понимается определенная ветвь государственной. Данное понятие начало применяться в качестве «управления» сразу же после основания демократической системы

Важно дополнить, что признаки государственного управления поставили начальную точку своего формирования именно тогда

Термин применялся и ранее, еще во времена Советского Союза, но разделение власти на три группы стало причиной упразднения изначального значения данного понятия. Хотя он даже сегодня имеет крепкую связь с юридическим словосочетанием «исполнительная власть». Однако нельзя ставить столь узкие рамки и использовать лишь это понятие. Хотя в плане собственного содержания рассматриваемый вид юридической деятельности служит именно государственным управлением.

Цели государственного управления

Цели государственного управления вытекают из целей государства и имеют уровневую структуру, построение которой основано на принципе «древа целей», позволяющем проследить взаимосвязь и согласованность целей разного уровня и содержания.

Центральное место в иерархии целей государственного управления занимает стратегический уровень – генеральное направление государственной политики.

Стратегические цели государственного управления должны быть конституционно закреплены. В этой связи в российской науке присутствует следующая позиция: стратегическая цель государственного управления РФ закреплена п. 1 ст. 7 Конституции РФ – создание оптимальных условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако такой ориентир будущего образа государства представляется размытым. Понятие «достойный уровень благосостояния» в российском правовом поле не раскрыто, отсутствуют методики расчета. В современных условиях достойный уровень благосостояния может быть разным не только для различных социальных слоев, но и для каждого отдельного гражданина.

Процесс достижения стратегической цели государственного управления протекает поэтапно. С учетом меняющихся условий и имеющихся ресурсов для каждого временного отрезка формулируются более мелкие цели – оперативные цели, решение которых сопряжено с постановкой тактических или обеспечивающих целей. В системе целей государственного управления стратегический уровень ориентирован на долгосрочную перспективу, поэтому наиболее статичен, тактические цели являются динамичными, часто корректируются.

Критерии классификации целей государственного управления:

  • объем целей;
  • результаты;
  • временная перспектива.

Критерии целей государственного управления

Цели государственного управления должны определяться с учетом, во-первых, их реалистичности и решаемости, во-вторых, последовательности их достижения, т. е. постановке новых целей должно предшествовать достижение ранее сформулированных, в-третьих, возможности корректировки выдвинутых целей.

Каждому историческому периоду в развитии государства и общества соответствует своя система целей государственного управления.

В рамках достижения цели государственного управления на государство ложится определяющая роль в управлении экономическими объектами, относящимися к государственной собственности, включая продажу, приобретение, приватизацию таких объектов, их применение для исполнения государственных функций, предоставление в аренду, концессию, в качестве залога. Государство управляет формированием и расходованием бюджета страны и регионов, движением государственных финансовых ресурсов, выполняет функции социального управления, способствует решению задач научно-технического развития.

Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

  1. обеспечение безопасности личности, общества, государства;
  2. создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;
  3. создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;
  4. защита человека от противоправных посягательств.

Функции исполнительной власти:

  1. исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  2. правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
  3. социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
  4. обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  5. регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;
  6. нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;
  7. охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

показать содержание

Прогнозирование и контроль

Помимо представленных выше функций, в общую совокупность необходимо отнести прогнозирование и контроль. Под последним нужно понимать ряд действий, направленных непосредственно на обеспечение дисциплины и законности. Прогнозирование же определяется как предвидение научного ранга или же исследование систематического характера в отношении структуры, состояния, динамики, а также перспектив процессов и явлений, которые так или иначе касаются управления.

Важно отметить, что специальный функционал описывает характеристики конкретных субъектов (к примеру, президента той или иной страны или местных органов самоуправления) или же объектов управленческой деятельности (к примеру, такие сферы, как социально-культурная, экономическая или административно-политическая). Функции вспомогательной природы позволяют в полной мере реализовываться процессам, сопутствующим осуществлению общего и специального функционала

Среди них важнейшими элементами являются планирование (как стратегическое, так и текущее), финансирование, обеспечение кадров, стимулирование, диагностика, управление и иные не менее интересные в юридическом аспекте функции

Функции вспомогательной природы позволяют в полной мере реализовываться процессам, сопутствующим осуществлению общего и специального функционала. Среди них важнейшими элементами являются планирование (как стратегическое, так и текущее), финансирование, обеспечение кадров, стимулирование, диагностика, управление и иные не менее интересные в юридическом аспекте функции.

Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть — ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

  • является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
  • выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;
  • осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;
  • обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
  • обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;
  • организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;
  • ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;
  • носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;
  • имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

Признаки государственного управления

  1. Государственное управление – это исполнительная власть. Данный признак означает, что под государственным управлением понимается особая разновидность деятельности, связанной с реализацией исполнительной власти. Данная ветвь имеет существенные различия с законодательной властью, как форме, так и по содержанию. Управление государством связано непосредственно с применением законов и других нормативных правовых актов.
  2. Возможность не только применения права, но и правотворчества. Государственное управление обладает правом на административное правоустановление. Данная область деятельности сводится к разработке и утверждению органами управления государством в пределах предоставленной им компетенции общеобязательных правил поведения для субъектов права, а также к контролю по соблюдению установленных ими правил и административной юрисдикции.
  3. Всеобщность и масштабность действия. Во всех сферах, где есть соответствующая необходимость по обеспечению исполнения законов, может осуществляться государственное управление. Так, оно распространяет свое действие на все важнейшие области человеческой жизни, начиная с хозяйственной, и заканчивая культурной. Кроме того, оно распространяется на организации, которые не являются государственными, например, в отношении коммерческих организаций проводятся контрольно-надзорные и регулятивные процедуры.
  4. Непрерывность, постоянство и планомерность. Все эти признаки, безусловно, присущи государственному управлению. Они осуществляются на основе объективных закономерностей, связанных с выполнением функций исполнительной властью, направленной на то, чтобы обеспечить государственные интересы, права и свободы граждан, общественную безопасность и порядок.
  5. Наличие специальных органов управления. Осуществление государственного управления было бы невозможным без функционирования специально уполномоченных для этого органов, создаваемых государством, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. В своей совокупности они представляют собой иерархичную систему органов государственного управления, наделенных соответствующими властными полномочиями и действующих в пределах той компетенции, которая предоставляется для них законом.
  6. Соблюдение принципа законности. Данный признак строится на беспрекословном соответствии всех выполняемых органами государственного управления действий, правилам, установленным в действующем законодательстве страны.
  7. Иерархия системы государственного управления. Отношения в сфере государственного управления являются субординационными, т.е. по принципу вертикального и горизонтального соподчинения.
  8. Организационная деятельность. Для государственного управления характерным выступает многообразие различных организационных форм, которые в своей совокупности обеспечивают устойчивость в выполнении функций всего механизма управления.

Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество, социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности, повышения уровня организованности социальной системы.

Общие черты социального управления:

  1. существует там, где имеет место совместная деятельность людей и их общностей;
  2. обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной деятельности;
  3. направлено на достижение определенной управленческой цели;
  4. характеризуется наличием субъекта и объекта управления;
  5. субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;
  6. объект управления является подвластным субъектом, сознательно-волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями субъекта;
  7. реализуется в рамках определенного механизма.

Виды социального управления: государственное управление, местное (муниципальное) самоуправление, общественное самоуправление.

Элементы социального управления: субъект управления, объект управления, управленческие связи (прямые связи и обратные связи).

Субъект управления может быть индивидуальным или коллективным.

Выделяются такие объекты управления, как человек (индивид), коллективы (социальные группы), государство (общество в целом).

Прямые связи — целенаправленное организующее воздействие субъекта управления на управляемый объект.

Обратные связи — канал информационного воздействия объекта управления на субъекта управления с целью информирования о выполнении возложенных на него управленческих задач.

Управленческий цикл — совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

Стадии процесса управления:

  • анализ управленческой ситуации;
  • выработка и принятие решения;
  • организация и исполнение решения;
  • контроль выполнения решения;
  • подведение итогов, внесение корректив.

Принципы государственного управления

На сегодняшний день в юридической деятельности важную роль играют принципы государственного управления. Они представляют собой идеи основополагающей природы, а также соответствующие научных положения. Кстати, в административно-правовой науке не существует единого мнения в отношении видового разнообразия принципов управленческой деятельности государства или же оснований для их определенной классификации. Именно поэтому уместно стандартное разделение, представленное ниже:

  • Общесистемные принципы.
  • Структурно-целевые принципы.
  • Структурно-функциональные принципы.

К первой группе целесообразным будет отнести следующие подразделения:

  • Принцип объективности в плане осуществления управленческой деятельности со стороны государственных органов власти.
  • Принцип демократичности в отношении реализации государственного управления.
  • Принцип правовой упорядоченности по поводу ведения дел по государственному управлению
  • Принцип законности, который относится непосредственно к управленческой деятельности государственных органов власти.
  • Принцип распределения властных полномочий в отношении осуществления государственного управления.
  • Принцип, аргументирующий публичность государственного управления.

К структурно-целевой группе необходимо отнести перечисленные ниже принципы:

  • Принцип согласованности непосредственно целей управленческой деятельности государственных органов власти между собой в плане основных параметров.
  • Принцип взаимодополнения целей. Его выполнение предполагает то, что одна цель как бы способствует другой.
  • Принцип подчинения целей частного, локального характера общим целям, имеющим отношение к мероприятиям по осуществлению управленческой деятельности со стороны государственных органов власти.

В заключение важно отметить, что все вышеперечисленные функции, так или иначе, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Поэтому нецелесообразно исключать хотя бы одну из представленных выше группу

Это и будет благоприятствовать непосредственно процессу государственного управления.

Принципы государственного управления

В современной науке принципы государственного управления классифицируют на три блока: общие, организационно-технологические и частные.

Принципы государственного управления

Общие принципы касаются содержания и целей системы государственного управления, среди них выделяют социально-ценностные (гуманизм, демократизм) и социально-функциональные. Исполнительно-распорядительная, организационная деятельность органов государственной власти и управления строится в соответствии с организационно-технологическими принципами.

Совокупность организационно-технологических принципов государственного управления представлена четырьмя группами:

1. структурно-целевые;

2. структурно-организационные;

3. структурно-функциональные;

4. структурно-процессуальные.

Использование частных принципов государственного управления ориентировано на повышение значимости человеческого фактора в процессе государственного управления, среди них выделяют две подгруппы:

  1. Принципы, проектируемые на различные сферы жизнедеятельности общества.
  2. Принципы функционирования государственных и общественных институтов.

Однако такая классификация по своей сути объединяет в себе несколько критериев, что приводит к частичному объединению в ее рамках разноплановых категорий, имеющих различную правовую природу.

Общие и частные принципы, как правило, определяются применительно к конкретному субъектному составу, на который они распространяются, например, демократия и гуманизм реализуются в отношении неограниченного круга субъектов, а принцип равенства перед судом может быть применен лишь в отношении государственного управления, реализуемого судебными органами власти, что позволяет отнести его к числу частных принципов. Выделение организационно-технологических принципов основано на ином критерии их классификации, в связи с чем, объединение их с общими и частными приводит к смешению разнородных понятий.

Выводы

Формулирование целей государственного управления, процесс их достижения посредством использования конкретных методов и инструментов управления, выполнения определенных функций органами государственной власти и управления основываются на ряде принципов.

Принципы как продукт сознательной деятельности человека следует отличать от закономерностей, действие которых не зависит от людей.

Принципы государственного управления – это, как правило, законодательно закрепленные, базовые положения, в соответствии с которыми формируется и функционирует система государственного управления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» N 79-ФЗ от 27.07.2004
  3. Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление. – М.: Дело и сервис, 2014.
  4. Гимазова Ю.В. Государственное и муниципальное управление. – М.: Юрайт, 2014.
  5. Кифанов А.Г. Основы государственного управления. – М.: Кноркс, 2011.
  6. Кнорринг В.И. Основы государственного и муниципального управления. – М.: Экзамен, 2014.
  7. Мухаев Р.Т. Система государственного и муниципального управления. – М.: Юнити-Дана, 2013.
  8. Система государственного и муниципального управления. / под ред. Ю.Н. Шедько. – М.: Юрайт, 2015.
  9. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: Инфра-М, 2013.

Характеристики специфического характера

Перечисленные выше характеристики являются первостепенными. Однако существуют и специфические признаки государственного управления. Среди них необходимо выделить следующие:

  • Вертикальность в отношении системы исполнительно-распорядительных государственных органов власти.
  • Обязательное в определенных ситуациях осуществление юридически-властных полномочий, которые принадлежат непосредственно субъектам государственного управления, в административном порядке. Кстати, по-другому такой порядок может именоваться внесудебным.
  • В признаки органов государственного управления необходимо включить предусмотренную посредством действующего законодательства возможность в плане административного правотворчества. Последнее трактуется как сочетание понятий правоприменения и правоустановления.
  • Признаки субъекта государственного управления предполагают также включение непосредственно в механизм государственной управленческой деятельности не только исполнительных органов власти, но и абсолютно всех других систем аппарата управления.

Цели государственного управления.

Целями государственного управления называются ожидаемые итоги, результаты, гипотетически реализованные в ходе осуществления государственного управления.

В качестве целей государственного управления выделяют:

1. Социально-экономические цели – цели, направленные на реализацию конкретных мероприятий, связанных с обществом и экономическим развитием:

  • Удовлетворение интересов граждан (например, постройка метрополитена для мобилизации перемещений граждан);
  • Развитие экономических структур (в частности, создание льготных условий для предпринимателей в конкретных областях производства);
  • Поддержание торговли (к примеру, создание специального законодательства, направленного на поддержку отечественного производителя –протекционизм) и другое.

2. Политические цели – цели, заключающиеся в укреплении государственной власти:

  • Управление политическими делами в стране;
  • Поддержание собственной власти с помощью конкретных методов и тому подобное.

3. Цели конкретного обеспечения – действия, направленные на реализацию прав и свобод человека и гражданина.

  • Обеспечение законности в обществе (например, дежурство сотрудников ГИБДД на конкретных участках дорог);
  • Реализация общественной безопасности (к примеру, обязательное сопровождение полицейских машин во время пассажирской перевозки детей в детские лагеря) и прочее.

4. Организационно-правовые цели:

  • Создание законодательства, регулирующего все сферы жизни общества (например, конкретные законодательные акты, регулирующие туристическую деятельность);
  • Складывание юридическо-правовой системы с учётом деятельности демократических институтов.

Дополнительные признаки

Помимо вышеперечисленных, на сегодняшний день известны следующие признаки системы государственного управления:

  • Под государственным управлением также следует рассматривать прерогативу специального рода субъектов. Они обобщенным образом обозначаются как органы исполнительно-распорядительной власти государства, или же управленческие.
  • Признаком государственного управления является исполнительная деятельность, которая реализуется непосредственно в ходе как повседневного, так и текущего руководства строительством. Как правило, оно носит хозяйственный, социально-культурный или административно-политический характер.

Функционал в плане государственного управления

В данной статье целесообразным будет изучить актуальные функции государственного управления. Что же представляет из себя одна функция? Как правило, это ключевое направление государственной деятельности, так или иначе связанной с управленческими процессами. Посредством таковых осуществляется исполнение государственных задач и достижение целей, которые ставит непосредственно законодатель в рамках нормативов административного права.

Необходимо заметить, что сегодня существует две классификации в отношении функций государственного управления, поэтому целесообразным будет рассмотреть их по отдельности.

Понятие признаков государственного управления

Замечание 1

Говоря об общем понимании термина «признак», стоит отметить, что в научных кругах он определяется в качестве некой приметы или знака, по которому можно сформировать понимание о чем-либо.

Определение 1

Признаки государственного управления – это отличительные качества и свойства, которые присущи государственному управлению.

Государственное управление, как и любое социальное и одновременно правовое явление, обладает присущими именно ему признаками, позволяющими отграничить его от других явлений, придать некоторую самостоятельность и подчеркнуть специфику.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: