Формы и методы государственного управления

Формы и методы государственного управления

Методы государственного управления

Методы государственного управления — средства и способы практической реализации функций исполнительной власти, характеризующиеся следующими особенностями:

  • выражают управляющее воздействие субъектов исполнительной власти, публичный интерес;
  • являются средством реализации закрепленной за ними компетенции;
  • выбор зависит от особенностей управляемого субъекта;
  • выражаются в нормативных или индивидуальных правовых актах управления.

Виды методов государственного управления.

Убеждение — воздействие на сознание и волю управляемого субъекта путем разъяснительных, воспитательных, организационных мер (просвещение, пропаганда, агитация, объяснение) для формирования или изменения системы ценностей, ориентации. Этот метод используется постоянно в отношении всех управляемых субъектов, обеспечивая добровольное выполнение требований административно-правовых норм.

Принуждение — применение управляющими субъектами предусмотренных законом принудительных мер в случае неправомерных действий, невозможности решить проблему методом убеждения. Как вид государственного принуждения, оно должно соответствовать общим принципам права, содержать полную регламентацию оснований, процедуры, управомоченных субъектов принуждения.

Поощрение — установление и реализация мер, стимулирующих совершение полезных с точки зрения поощряющего действий, повышение положительных результатов деятельности. Поощрение персонифицировано, косвенно воздействует на волю поощряемого, оказывая стимулирующее воздействие путем морального одобрения, наделения определенными правами, материальными ценностями. Предлагается в зависимости от оснований выделять абсолютное (абсолютные основания: выполнение гражданского долга, поощрение многодетных матерей) и относительное поощрение (является таковым в силу указания в законе: напр., ст. 4.2 КоАП РФ в качестве смягчающих административную ответственность называет раскаяние лица, добровольное возмещение причиненного ущерба и др.). По содержанию поощрение может быть моральным, материальным (напр., выдача премии), статусным (напр., присвоение звания народного артиста), смешанным (напр., присвоение звания Героя России). Меры поощрения могут применяться к коллективным и индивидуальным субъектам.

По характеру воздействия на управляемый субъект выделяют методы:

  • прямого воздействия на волю: носят приказной и однозначный характер, опираются на внеэкономическое принуждение;
  • косвенного воздействия на волю: через создание ситуации, заинтересовывающей управляемый субъект в нужном поведении. У него существует возможность выбора варианта поведения.

Поощрение как метод государственного управления

Поощрение – способ воздействия субъекта управления, применяемый к объекту управления при позитивной оценке его деятельности, наличии заслуги в целях побуждения к дальнейшим успехам в деятельности.

Особенности поощрения:

  1. является методом государственного управления;
  2. фактическим основанием для применения поощрения выступает заслуга, высокие результаты деятельности;
  3. является реакцией на прошлое поведение (деятельность) объекта управления;
  4. реализуется путем применения конкретных мер поощрения;
  5. имеет конкретного адресата;
  6. осуществляется в рамках особого административно-поощрительного производства;
  7. результат применения поощрений не может быть обжалован;
  8. стимулирует дальнейшую активную деятельность объекта управления.

В зависимости от правовой основы поощрение может быть регламентированным правовыми нормами и не имеющим правового закрепления (публичная благодарность).

По содержанию выделяют такие виды поощрений, как моральное (благодарность, Почетная грамота, занесение на Доску почета), материальное (денежная премия, ценный подарок), статусное (имеющее правовое положение объекта управления, например присвоение почетного звания «Заслуженный строитель Российской Федерации»), смешанное (включает как моральное, так и материальное или статусное поощрение, например присвоение звания Героя России).

Поощрение может применяться к индивидуальным субъектам, к коллективным субъектам и к индивидуальным и коллективным субъектам.

Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды

Особенности административных методов:

  1. осуществляют прямое воздействие субъекта на объект управления;
  2. носят императивный, директивный характер;
  3. однозначность (конкретность) указаний;
  4. широкое применение административных актов;
  5. реализуются в режиме контрольно-надзорной деятельности;
  6. обязательность наступления негативных последствий в случае оказания объектом противодействия;
  7. результат воздействия наступает оперативно (быстро), но может и не наступить;
  8. результат может исчезнуть в случае прекращения управленческого (принудительного) воздействия.

По форме выражения (закрепления) выделяют административно-правовые и административно-организационные (неправовые) административные методы.

По юридическим свойствам: нормативные и индивидуальные.

По содержанию предписания: обязывающие, управомочивающие, запрещающие, поощряющие.

По способу регулирования: императивные (категорические), поручительные и рекомендательные.

Правовые акты управления

Основными формами реализации исполнительной власти являются правовые акты управления, для которых характерны следующие черты:

  • издаются только полномочным субъектом с соблюдением установленных правил;
  • являются его односторонним властным волеизъявлением;
  • имеют императивный характер;
  • подзаконны;
  • направлены на установление административно-правовых норм или возникновение, изменение, прекращение административных правоотношений в целях реализации функций исполнительной власти;
  • юридически значимые действия (напр., сигнал светофора).

Классификация правовых актов управления

1. По юридическим свойствам:

  • нормативные: устанавливают правила должного поведения в сфере государственного управления, рассчитаны на неоднократное применение и не имеют конкретного адресата. Их назначение (определяется компетенцией органов исполнительной власти и должностных лиц): конкретизация норм законов, определение организационно-правового статуса звеньев исполнительной власти, предоставление специальных прав и обязанностей;
  • индивидуальные — носят правоприменительный характер: решают конфетные административные вопросы, их адресатом является определенное лицо, приводят к возникновению конфетного административного правоотношения;
  • смешанные (напр., ответственность за выполнение нормативных предписаний возлагается на конкретное лицо).

2. По наименованию:

  • постановления (Правительства, государственных комитетов, федеральных комиссий) имеют нормативный характер, разъясняют наиболее существенные вопросы. Постановления Правительства могут быть отменены указом Президента РФ;
  • распоряжения (Правительства РФ, Президента РФ) издаются по оперативным, текущим вопросам для конкретизации законов;
  • приказы — обязательные предписания, осуществляемые в порядке реализации единоначалия (издают министры, руководители иных федеральных органов исполнительной власти);
  • правила утверждаются постановлениями, приказами; регулируют деятельность государственного органа;
  • инструкции;
  • положения.

Федеральные органы исполнительной власти не могут издавать правовые акты в форме писем и телеграмм.

3. По способу нарушения: меры дисциплинарной и административной ответственности (напр., общеобязательные правила поведения).

Действие правовых актов управления

  1. подготовка (1 месяц, сучастием юридической службы, могут образовываться рабочие группы),
  2. согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (межотраслевые акты, с Минфином),
  3. экспертиза (визирование юридической службой, Минюстом),
  4. принятие (руководителем органа исполнительной власти или его заместителем),
  5. государственная регистрация (в Минюсте, цель — проверка законности),
  6. официальное опубликование (через 7дней — для актов Президента РФ, через 15 дней — для актов Правительства РФ),
  7. вступление в силу (акты Президента РФ — через 7 дней после опубликования, акты Правительства РФ — со дня подписания или опубликования).

показать содержание

Значение методов государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление представляет собой специальную профессиональную деятельность государственных и муниципальных служащих, а также должностных лиц системы публичного управления, направленную на достижение целей и задач публичного управления.

В качестве приоритетных целей государственного и муниципального управления можно назвать реализацию внутренней политики для обеспечения прав личности, социально-экономического развития территорий и пр. Организация публичного управления требует постановки стратегических и оперативных целей, то есть использования новейших методов управления, к числу которых относятся стратегическое планирование, управление по результатам, программно-целевое управление и пр.

Публичное управление предполагает постановку:

  • общественно-политических целей;
  • социально-экономических целей;
  • организационных целей;
  • информационных целей и др.

Требования к эффективности публичного управления определяют требования к целям государственного и муниципального управления:

  • прежде всего, такие цели должны быть практически и научно обоснованными, они должны быть реально достижимыми;
  • постановка целей должна обеспечиваться прогнозируемым и планируемым государственным общественным развитием;
  • постановка новых целей допустима только в случае достижения прежних целей или в форме их корректировки.

Поставленные цели определяют задачи государственного и муниципального управления в конкретных сферах. Достижение целей и решение задач государственного и муниципального управления предполагает реализацию функций такого управления. Эти функции могут быть общими, такими как:

  • анализ;
  • постановка целей;
  • планирование и прогнозирование общественного развития;
  • организация управленческого воздействия;
  • контроль эффективности управленческого воздействия и пр.

В качестве специфических функций публичного управления можно выделить управление:

  • экономическим развитием;
  • обеспечением социальной поддержки;
  • обеспечением реализации политических прав граждан, в частности посредством организации и проведения выборов и др.

В соответствии с демократическими принципами устройства и организации публичного управления, целями и функциями публичного управления выбираются и реализуются специальные инструменты, способы, механизмы реализации управленческого воздействия, так называемые методы государственного и муниципального управления.

Таким образом, методы государственного и муниципального управления следует определить как систему демократических инструментов и способов реализации управленческого воздействия в конкретной сфере публичного управления для достижения социально полезных стратегических и оперативных целей и конкретных управленческих задач. Необходимо отметить, что система методов реализации государственного и муниципального управления формируется не только исходя из целей и задач, но и из специфических характеристик предмета и объекта управления.

Понятие методов государственного управления

Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.

Определение 1

Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.

Особенности методов государственного управления:

  • их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
  • имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
  • выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
  • характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
  • распространяются на конкретный объект управления;
  • имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
  • служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
  • должны сопровождаться правовым опосредованием;
  • обладают временной и территориальной привязкой.

Замечание 1

Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).

Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.

Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: