Социальное назначение государства и его функции
Социальное
назначение и сущность государства находят наиболее полное выражение в его
функциях- Под функциями государства понимаются главные направления его
деятельности по решению важнейших задач, стоящих перед ним на различных
этапах развития, включая механизм государственного воздействия на развитие
общественных процессов. Поскольку государство — категория историческая, его
функции меняются в процессе развития самого государства — одни возникают,
другие отмирают.
Социальное
назначение государства показывает, что государство делает в обществе,
определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства
государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать
нормальное функционирование общества.
Существует
несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства:
·
консервативная,
·
либеральная,
·
социал-демократическая и
·
коммунистическая концепция социального назначения государства.
Все они различаются
в зависимости от степени вмешательства государства в жизнь общества и
расположены в определенном порядке — по мере возрастания роли государства от
минимальной (консервативная) до максимальной (коммунистическую).
Консервативная
концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества
должно быть минимальным. Главная задача государства здесь — обеспечивать
сохранение устоев общества, общественных отношений. Государство защищает
общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные
потрясения, власть действует активнее и устраняет их.
Либеральная
концепция исходит из того, что главная задача государства — обеспечение прав
и свобод граждан. Проводится идея о минимуме вмешательства в жизнь людей.
Государство проявляет активность в социальной сфере (образование,
здравоохранение).
Социал-демократическая
концепция. Вмешательство государства в жизнь общества усиливается. Задача
государства — обеспечить определенный уровень равенства в обществе, достойные
условия существования каждому члену общества. Власть контролирует уровень
доходов населения (необходим государственный аппарат).
Понятие, сущность и основные признаки государства.
Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени ни в науке, ни в международном праве не существует общепринятого, общепризнанного определения понятия «государство».
Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.
Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.
Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса над другими.
Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение: «Государство — политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией».
Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и прочих, можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие.
В современной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием.
Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, обеспечивающая его единство и целостность, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.
Сущность государства — главное, что определяет его содержание, социальное назначение, цели и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе.
Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: Конституцией, законами и другими правовыми документами государства, а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства.
Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.
Признаки государства – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.
К основным признакам государства относятся:
- территория;
- население;
- суверенитет;
- публичная власть;
- система права;
- налоговая система.
Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику. Ряд государств конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого признака.
Государственная власть, ее свойства и формы существования
Говоря о власти, как о социальном явлении, следует отметить, что любое человеческое общество на различных этапах его развития всегда предполагает властное руководство им, т.к. оно является главным условием функционирования, социальной системы, а также регулятором общественных отношений, возникающих в любом организованном обществе.
В юридической литературе родовую общину выделяют как исторически первую форму организации до государственного общества. Власть носила общественный характер, его высшим органом являлось народное собрание, решение которого были обязательными и распространялись на всех взрослых членов рода, племени, союз племен. Кроме того, общественные отношения в первобытном обществе регулировались с помощью обычаев – исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного повторения и совершения одних и тех же действий и поступков.
Кроме обычаев, также действовали такие общественные нормы как традиции, морали, ритуалов, обрядов, религиозные нормы и др. Особенностью первобытного общества также являлись отсутствие в нем специальных органов власти (аппарата принуждения, что характерно лишь для государственно-организованного общества).
Таким образом, разложением первобытнообщинного строя и возникновением государства, появляется совершенно иная организация – государственная (политическая) власть, которая характеризуется имущественным и социальным неравенством (появление имущих и неимущих классов), опирается на силу государственного принуждения, используя при этом специальный аппарат и учреждения (суд, тюрьмы, правоохранительные органы и др. государственные учреждения и организации).
Сказанное позволяет дать следующее определение власти – этот способность и возможность одного человека, группы, организации, государства в целом навязывать свою волю другому лицу, группе и т.д. вопреки их сопротивлению.
Основными признаками государственной власти, отличающей ее от других видов власти, являются:
- носит публичный характер;
- суверенитет государственной власти;
- ее легитимность;
- легальность;
- единство;
- разделение властей;
- основа на законе и др.
В юридической литературе в зависимости от способа организации, выделяют следующие виды органов государственной власти:
- глава государства (монарх или президент);
- законодательные (представительные) органы государственной власти;
- исполнительные органы государственной власти;
- судебные органы государственной власти.
Каждый их перечисленных выше органов государственной власти не подменяет другие органы власти, а выполняет строго возложенные на них функции, в соответствии с представленными им полномочиями:
- монархия, т.е. власть, принадлежит монарху или др. лицу;
- аристократия, т.е. власть определенной группы людей – аристократов;
- демократия, такая форма, при которой власть принадлежит всему народу.
Деятельность органов государственной власти основана на следующих принципах:
- единство власти;
- ее неделимость;
- суверенность;
- она никем и ничем не ограничена.
показать содержание