Посягательство на святое
По причине запуска ГЭС, власти планируют затопить остров. Местных жителей, планируют переселить в новый поселок, но старики не хотят уезжать с насиженных мест, и до последнего тянут с переездом. Однажды к старухе Дарье, где гостюют Сима и Настасья, приходит Богодул и рассказывает о том, что громят сельское кладбище.
Они идут туда, где орудуют рабочие, готовя погост к затоплению. Они замахнулись на святое, снося оградки и кресты. Местные жители вне себя от гнева и прогоняют рабочих с кладбища. А после восстанавливают кресты и оградки. Для них память о родных, похороненных здесь, свята.
История создания
В 1960-х годах началось строительство Братской ГЭС. Жители маленьких деревень должны были переселяться в другие места, а сами деревни подлежали затоплению.
Писатель за основу сюжета взял реальную историю, когда в результате строительства жители покидали обжитые места, что оказалось для них очень тяжёлым испытанием. Год написания повести – 1976, время упадка и разрухи советских деревень, неперспективных для государства.
Маленькие населённые пункты, которые были признаны государством неперспективными, попросту уничтожались, государство мыслило более глобально, никто не задумывался о поломанных судьбах людей, на глазах которых рушилась связь поколений, уничтожались традиции крестьянской жизни.
Прозаики, пишущие о деревнях, забили тревогу, одним из таких писателей был Валентин Распутин.
для самых компанейских —
Матёра – небольшая деревня – должна быть затоплена. Жителям об этом известно, но пока ещё всё идёт по-старому, герои повести на что-то надеются: вдруг ситуация изменится и всё пойдёт по-прежнему и они останутся жить на своей земле.
Наступает переломный момент в нравственности каждого человека. Молодежь рада покинуть глухую деревню, им хочется новой, городской жизни. В них нет ничего святого, молодежь без сожаления жжет свои родные дома, лишь бы поскорее перебраться в новые квартиры.
Старики и старухи по-другому относятся к такому переломному моменту своей жизни. Для них здесь всё своё, родное. На кладбище покоятся останки близких им людей. Старики чувствуют себя предателями по отношению к покойным. Чувствуют себя виноватыми в том, что не сумели сохранить последнее место упокоения своих родителей. Старики считают кощунством надругательство над деревенским погостом, они бросаются на его защиту.
Высокая идея нравственности, затронутая автором повести, определяет душевную чистоту этих людей. Пример тому: ради получения денег Петруха Зотов сжигает свой дом, бросив мать на соседей, а Дарья, главная героиня, перед отъездом убирает свой дом, как перед большим праздником. Она белит потолок и стены, чистит и моет его. Этим она показывает свое уважение и почтение дому, который всю жизнь был её защитой, в нём она прожила всю свою долгую жизнь.
Старикам тяжело прощаться со своим прошлым, они корнями вросли в эту землю. Поэтому и старик Егор, переехавший в город, потерял покой и сон, потерял свою связь с прошлым и не выдержал, умер в первые недели после переезда.
Молодые стремятся к будущему, мечтают о новой, счастливой жизни и легко расстаются с родными местами, где их ничего не держит.
Связь поколений: важна ли она?
Откуда же берутся такие как работники СЭС и Петруха? Да и к уничтожению Матеры не все ее жители относятся так же, как эти пять старух. Клавка, к примеру, только радуется возможности переехать в благоустроенный дом.
Опять вспоминаются слова Дарьи о том, что значит для человека помнить о своих корнях, о предках, о законах морали. Уходят старики, а вместе с ними исчезают веками накопленные опыт и знания, в современном мире никому не нужные. Молодежь все время куда-то спешит, строит грандиозные планы, весьма далекие от того образа жизни, который был у их предков. И если Павел, сын Дарьи, еще чувствует себя в поселке неуютно: его тяготит и новый дом, построенный кем-то «не для себя», и бестолково расположенные здания, и земля, на которой ничего не растет, то ее внук, Андрей, уже совсем не понимает, что может удерживать человека на таком заброшенном острове, как Матера. Для него главное — прогресс и те перспективы, которые он открывает перед людьми.
Связь поколений — довольно избитая тема. «Прощание с Матерой» на примере одной семьи показывает, как она теряется: Дарья свято чтит своих предков, ее главная забота – перевезти могилки на землю. Павлу подобная мысль кажется странной, но все же он не смеет сразу отказать матери. Хотя просьбы так и не выполнит: других проблем хватает. А внуку и вовсе не понять, зачем это нужно. Так что же говорить о тех, кто «просто выполняет свою работу» по очистке территории – слово-то какое выдумали! Однако нельзя жить будущим, не помня прошлого. Для того-то и пишется история. И хранятся нравственные ценности, чтобы не повторялись ошибки в будущем. Это еще одна важная мысль, которую пытается донести до современника автор.
Время сенокоса. Время уезжать
Приходит время сенокоса, и вся деревня опять собирается вместе, В последний раз для общего дела. Появляется Петруха, который отдает матери за дом всего 15 рублей. Тем временем приезжает внук Дарьи Андрей. Ему вроде бы тоже жаль остров, но не до такой степени. Он считает, что ГЭС, конечно, нужна, и сам мечтает о большой стройке.
После сенокоса, местные жители начинают вывозить с острова свои пожитки, живность.
Петруха поджигает дома односельчан по их же просьбе, а они платят ему за это. Наступает осень. Уборка урожая, сенокос закончены. Время уезжать с Матёры. Дарья идет на сельское кладбище, где просит прощения у лежащих в земле родных людей за то, чему она не в силах помешать.
Жена Егора с горечью рассказывает сельчанам, что ее муж умер от тоски по родине. Его больше нет.
Председатель Воронцов узнает, что на острове еще есть люди. Переживая, что его будет ругать начальство, он плывет на остров, чтобы вывезти остатки жителей, но попадает в туман и не знает, куда двигаться дальше.
Тем временем старожилы слышат тревожный шум катера. На этом повесть заканчивается, автор не рассказывает, что было дальше, предлагая читателю самому решить судьбу ее героев.
Время не стоит на месте. Общество и сама жизнь постоянно движутся вперед, внося свои коррективы в уже устоявшиеся правила. Вот только происходит это у всех по-разному и не всегда в соответствии с законами морали и совести.
Повесть «Прощание с Матерой» В. Распутина — образец того, как новые веяния идут вразрез с нравственными устоями, как прогресс в буквальном смысле «поглощает» человеческие души. Произведение, появившееся в середине 70-х годов прошлого века, затрагивает множество важных проблем, не потерявших актуальности и сегодня.
Анализ повести Прощание с Матёрой произведения Распутина
Когда в середине XX века приступили к возведению Братской ГЭС. Маленькие деревни предполагалось затопить, а жителей переселить. Для государства не имели никакой ценности отдаленные небольшие поселения. Их безжалостно уничтожали не думая о дальнейших судьбах живущих в них людей. Рвали связь поколений, рушили уклад и традиции деревенского народа.
Такое безнадежное положение народа и русской деревни стало главной темой в произведении “Прощание с Матерой”. Писатель повествует о поведении людей во время трудных ситуаций. Поднимаются, актуальные во все времена, проблемы взаимоотношения поколений, совести, поиска смысла жизни.
Центральное место в повести занимает Матера – маленькая деревенька, которая обречена на затопление. Жители об этом знают, но в их сердцах теплится надежда на изменение ситуации в лучшую сторону.
Переломным моментом в жизни деревни и человеческой нравственности становится отстраненное отношение молодежи ко всему происходящему. Молодому поколению не терпится уехать из глухой деревни, они находятся в предвкушении от жизни в городе. Все святое в молодом поколении гибнет вместе с их пренебрежительным отношением к родным местам.
Отношение стариков ко всему происходящему абсолютно противоположное. Они не могут так просто расстаться со своим деревенским укладом жизни, не могут покинуть своих родных, которые покоятся в деревенской земле.
Идею высокой нравственности продвигает автор на примере поступков героев. Ради получения наживы Петруха, вопреки всему, палит свой дом. Тогда как представительница старшего поколения перед отъездом наводит в своём доме чистоту, таким образом, проявляя заботу и уважение к своему прошлому.
По жанровой принадлежности произведение относится к “деревенской прозе”. Данную повесть ещё можно определить, как притчу с глубоким философским содержанием рассказанную в направлении реализма. Автор пытается встать на сторону стариков и донести до молодого поколения, что неправильно в погоне за новыми целями предавать свое прошлое. Своё мнение автор вкладывает в речь Дарьи, которая говорит: “нет жизни у тех, кто не имеет памяти”. Можно заключить, что данная повесть это крик души тех людей, которых вынуждают забыть свое прошлое. Произведение “Прощание с Матерой” на реалистичном примере даёт понять, какое место занимает традиция в жизни каждого поколения.
Взаимоотношения человека и природы…
Сочинение по блоку «Человек и природа»
Взаимоотношения человека и природы в повести В. Распутина «Прощание с Матёрой»
В последние десятилетия все отчетливее звучат призывы бережного отношения к природе. Почему нужно беречь природу? Существует ли взаимосвязь между человеком и природой? Должен ли человек нести ответственность за то, что происходит на земле? Эти вопросы поднимают многие писатели отечественной и мировой литературы. Вот и Валентин Распутин с особым чувством тревоги говорит в своих произведениях о человеческой безалаберности, бесхозяйственности, расточительности по отношению к богатствам родной земли. Такое отношение неумолимо ведет к утрате жизненных ценностей, к деградации человеческой души.
Тема утраты взаимосвязи человека и природы прослеживается во многих произведениях писателя. С особой остротой она звучит в повестях «Прощание с Матёрой» и «Пожар».
Повесть В. Распутина «Прощание с Матёрой» наглядно демонстрирует ситуацию безответственного отношения человека к природе, к родному краю. Конкретно-исторический сюжет произведения связан с затоплением острова и деревни в связи со строительством ГЭС на Ангаре. Однако писать придает ему обобщенный смысл: Матёра – это и реальная земля, и мифический мир. Этот маленький островок свидетельствует человечеству о тревожном состоянии современного мира. Триста лет обживали этот островок люди. Неторопливо, без спешки идет жизнь на Матёре, и за эти триста лет многих она сделала счастливыми. Всех принимала, всем становилась матерью, и дети отвечали ей взаимностью. И никто не хотел верить, что остров будет затоплен. Как не желала с этим мириться и главная героиня повести — Дарья Пенегина. Она и ещё несколько «старинных старух» не утратили связи с землей, с древними традициями. Старые женщины решительно отстаивают кладбище, спасая могилки предков от «пожогщиков». Дарья рассуждает о том, что на свете творится неладное, что раньше люди жили по совести, а теперь без сожаления покидают остров. Глядя на сына Андрея и внука Павла, Дарья говорит о современном человеке вообще, который не живет, а «приставляется», так как утратил естественную связь с землей. А прощальный вой Хозяина острова – это голос гибнущей деревни. Надвигающаяся катастрофа (затопление острова) буквально пронизывает каждую деталь, каждую страницу повести. Показательно сравнение – деревня «повяла, как подрубленное дерево», наглядно воплощающее авторское представление о жизни людей, лишенных связи с землей, с истоками. Распутин убеждает читателя, что человек подобен дереву, а его жизнь – неотъемлемое звено в процессе вечного природного движения. Забыв об этом, человек обрекает себя на верную гибель.
Распутин обращает наше внимание на то, что вечное, связанное с природой, противопоставляется временному, преходящему. Вот и всплывают в повествовании образы-символы, связанные с народной жизнью
Это и «царский листвень» — символ Мирового единения человека с землей. И воронья ягода (ворон в русском фольклоре – вестник горя и смерти) – своеобразный символ истощения природы, предвестник гибели острова. И туман, появившийся над рекой в финале повести, говорящий о неустроенности и неопределенности жизни на новом месте. Там, на большой земле, все чинно и чисто, только эта мнимая красота не приносит удовлетворения, ибо нет в ней души, а значит, — жизни. Финал повести открыт. Но читатель прекрасно понимает, что на новом месте матёринские старики долго не протянут. Потихоньку, друг за другом, они уйдут и унесут собой в могилу память о родной земле.
Щемящая грусть, боль и тревога охватывают читателя после прочтения повести. И каждый из нас понимает: то, что происходит сейчас с природой, возникло не сейчас и не вдруг. Это десятилетиями складывающаяся ситуация – результат пагубной, разрушающей деятельности человека, который когда-то давно возомнил себя царем природы, забывая об ответственности за все живое на земле. Поэтому актуален смысл названия повести. Это прощание не только с островом, с родной землей, с предками, это прощание с теми нравственными основами жизни, которые всегда были неотъемлемой частью русской души и которые так легко утратили свое значение в наши дни.
Как набат звучит голос автора: это касается всех! Мы все вместе ответственны за порядок вокруг и внутри себя. Нам его в нашем доме и наводить.
Сочинения
Повесть Распутина «Прощание с Матерой», которая была написана писателем еще в 1976 году, раскрывает нам самые разнообразные проблемы. Прежде всего, в произведении затронуты проблемы экологии, показаны последствия развития научно-технического прогресса и подняты вопросы человеческого существования.
Распутин Прощание с Матерой краткое содержание
Для того чтобы познакомиться с произведением Распутина «Прощание с Матерой» и сделать анализ, можно прочитать работу Распутина «Прощание с Матерой» в кратком содержании. Итак, согласно краткому содержанию, мы попадаем на остров Матеру, где живут люди своей жизнью, обрабатывают землю, но, в связи со строительством гидроэлектростанции, им сообщают о необходимости переселения в другое место, так как их родной уголок будет затоплен. Молодое поколение данную новость воспринимает хорошо, а вот для стариков жить в городе, отказаться от родных мест, забыть о прошлом – хуже смерти.
Долго они никуда не переезжают, защищают жилье и могилы, которые стали разрушать, спиливая ограды и кресты. Но, старики отстояли могилы, хотя, переселение неизбежно. Люди живут в своих домах до последнего. Уже неоднократно приезжали дети, чтобы забрать родителей в город, где живется хорошо, но старики отказываются
Для них очень важно оставаться здесь, как можно дольше
Последний раз на остров приезжают для того, чтобы собрать урожай, забрать скот, вещи, предметы быта, а также, чтобы сжечь свои дома, при этом внук главной героини успокаивает бабушку тем, что ГЭС принесет пользу и такая жертва, как затопление острова, это небольшая плата за будущее. Он говорит, что эти перемены только к лучшему. Вот только сложно переживают старики переезд, мало того, дед Егор и вовсе умирает, настолько сложно ему дался переезд, а тоска свела его в могилу.
Заканчивается повесть Распутина «Прощание с Матерой» тем, что председатель острова, узнав о том, что не все старики покинули остров, едет за ними на катере. А далее мы можем лишь предполагать, чем завершается произведение Распутина. Ведь дальше автор ничего не пишет.
Работа Распутина «прощание с Матерой» интересная и вызывает бурю эмоций. Мы переносимся на остров к главным героям и переживаем вместе с ними. Автор настолько хорошо передал все их чувства, что невольно хочется протестовать вместе с ними, стать на их защиту и остановить процесс запуска ГЭС. Но, все мы бессильны. Процесс запущен, да и цели благородные, ведь ГЭС обеспечит электричеством всю страну. Но, цена здесь очень большая – стереть с лица земли сибирское село, лишив людей не просто родного уголка, а всю их историю.
Для стариков – это трагедия. Переехать в город для них – это что-то ужасное и почему-то администрация не может понять все чувства пожилых людей, не понимают, насколько больно видеть старым людям, как разоряются могилы их пращуров, как рушатся надежды, как ломается их судьба. Мы видим, насколько велика любовь людей к их малой Родине, но, тут же автор показывает, как могут ослабевать связи с родными местами в зависимости от поколения.
Распутин Прощание с Матерой герои
Если говорить о произведении Распутина «Прощание с Матерой» и о его героях, то в первую очередь стоит упомянуть стариков, среди которых коренная жительница острова восьмидесятилетняя старуха Дарья. Это мудрая женщина, которая много чего повидала в жизни и не желала предавать свою малую Родину, оставаясь на острове до конца. Далее Сима, Настасья, Катерина, Богодул – это все старики острова, жители, с которыми никто не считался, лишь поставили перед фактом переезда.
Павел – сын Дарьи. Женатый и имеет семью. Он с женой хорошо воспринял информацию о переезде и, даже больше, в новом месте им живется лучше.
Андрей – сын Павла, внук Дарьи. Это уже молодое поколение, которое не столь болезненно относится к потере родного уголка и легче всего относится к переменам. К тому же, в техническом прогрессе Андрей видит одни только плюсы, а островом, ради благого дела, можно и пожертвовать.
Хозяин – сказочное существо, которого никто не видит, но, он каждый вечер делает обход острова и охраняет его от бед и невзгод.
Так, в повести мы увидели отношения поколений, разные взгляды на одну и ту же проблему, различия двух укладов жизни: городского и деревенского, отношение властей и народа.
Смысл произведения
Главная тема в «Прощании с Матерой» — это вопрос того, как люди ведут себя в сложной жизненной ситуации, ведь именно так показывается истинное лицо человека. Кто-то стойко переживает их, помня о нравственных и духовных ценностях, а кто-то становится Петрухой, готовым уничтожить чужую собственность из-за материальных богатств.
В начале произведения героям сообщают о строительстве ГЭС и ясно дают понять, что им придется переезжать и оставить свое место поселения. Однако они все еще хранят надежду в сердце, что все обойдется. Переломный момент в жизни начинается тогда, когда старики узнают о разгромлении кладбища, где похоронены их родители, братья, сестры, дети.
Также немаловажной темой, поднимаемой в произведении, является взаимосвязь поколений. Особенно это прослеживается с линией самой Дарьи (то есть Матеры), ее сына и внука, где мы можем наблюдать кардинально противоположные ценности у всех из них
Если внук спешит покинуть родную деревню навстречу новому, готов бросить ее на погибель ради строительства современных технологий, то сын уже куда тяжелее воспринимает переезд. Его долго мучает совесть за то, что он покидает родное селение, он до последнего надеется, что все отменится и забудется как страшный сон, но однако переезжает. Сама старуха Дарья понимает, что она не сможет поехать, ведь она уже не так молода для новой жизни в городе и просто не готова оставить знакомый ей быт и уклад жизни. Этим она нарушит те традиции, которые ей нужно нести.
Санитарная бригада
Подробно у Валентина Распутина в «Прощании с Матерой», краткое содержание которого вы сейчас читаете, описывается предстоящий визит санитарной бригады. Именно ей поручено сровнять с землей деревенское кладбище.
Д арья выступает против этого, объединяя за собой всех старожил, которые так еще и не уехали с острова. Они представить себе не могут, как можно допустить подобное бесчинство.
Они посылают проклятья на головы обидчиков, призывают на помощь Бога и даже вступают в реальный бой, вооружившись обычными палками. Отстаивая честь своих предков, Дарья боевита и напориста. Многие смирились бы с судьбой, оказавшись на ее месте. Но ее не устраивает создавшееся положение. Она судит не только чужих людей, но и своего сына с невесткой, которые не задумываясь бросили все, что было нажито в Матере, и перебрались в город при первой возможности.
Бранит она и современную молодежь, которая, по ее мнению, покидает знакомый ей мир ради далеких и неизвестных выгод. Чаще всех остальных она обращается в Богу, чтобы он ей помог, поддержал ее, вразумил окружающих.
Самое главное, она не желает расставаться с могилами предков. Она убеждена, что после смерти встретится со своими родственниками, которые обязательно ее осудят за такое поведение.
Проблематика повести Распутина
С этим связан и вопрос о цене прогресса. Недопустимо, по мнению писателя, совершенствовать технические достижения путём разрушения памяти о прошлом. Прогресс возможен только тогда, когда движение вперёд техники неразрывно связано с духовным развитием человека.
Молодое поколение – Андрей, внук Дарьи. Он устремлён в будущее, стремится быть в водовороте событий, хочет успеть и тоже поучаствовать в строительстве ГЭС. С его образом связаны такие понятия, как молодость, энергия, сила, действие. Он любит Матёру, но она для него осталась в далёком прошлом. Старуху Дарью особенно задевает, что, уезжая из деревни, Андрей не попрощался с ней, не прошёлся по острову, не посмотрел в последний раз места, где он вырос и провёл детство.
Дарья считает, что она обязана сохранить память о прошлом, ведь пока она жива, не исчезли бесследно те, о ком она помнит: её родители, сват Иван, погибший сын и многие другие. Неслучайно и свою избу Дарья обряжает в последний путь, как покойника. А после этого уже не разрешает никому входить в неё.
Всю жизнь Дарья старалась следовать завету отца о том, что жить надо по совести. Сейчас ей трудно не от старости, а от тяжести мыслей. Она пытается найти ответы на главные вопросы: как правильно жить, каково место человека в этом мире, возможна ли связь между прошлым, настоящим и будущим, или каждое следующее поколение должно идти своим путём.
Немалую роль в произведении играют образы-символы. Если вы делаете анализ «Прощание с Матерой», не упустите эту мысль. К таким символам можно отнести образ Хозяина острова, царского лиственя, избы, тумана.
Царский листвень – необъятное, могучее дерево. Его не смогли спилить рабочие, приехавшие уничтожить лес перед затоплением. Листвень соотносится с образом мирового древа – первоосновы жизни. Это ещё и символ борьбы человека с природой и невозможности победы над ней.
Изба – дом, основа жизни, хранительница очага, семьи, памяти поколений. Неслучайно Дарья относится к своей избе, как к живому существу.
Туман символизирует неясность, размытость будущего. В конце повести люди, поплывшие на остров за старухами, долго блуждают в тумане и не могут найти дороги.
Смысл книги
Прощание с Матерой — повесть Валентина Григорьевича Распутина, которую многие читали и о которой многие наслышаны. Повесть основана на реальных событиях: Распутин рассказывает о жизни небольшого поселения, которое, как и множество подобных ему, должны будут оказаться под водой из-за строительства ГЭС по поручению властей. Он сам вырос в сибирском селе и дорожил своей малой родиной, и не мог остаться в стороне ни как писатель и мыслитель, как и хороший человек.
К сожалению, при разборе материала в школе не все могут уловить ту суть, которую хотел передать автор произведения своим текстом. Попробуем разобраться в основной мысли произведения.
Краткая биография В.Г. Распутина
Место деревенской прозы в русской литературе. Смысл названия повести «Прощание с Матерой»
Валентин Распутин родился 15 марта 1937 г. в селе Усть-Уда в трехстах километрах от Иркутска. Когда Вале исполнилось два года, семья поселилась в деревне Аталанка. Отец Валентина воевал, после возвращения с фронта, в конце 40-х был незаконно обвинен в краже государственных денег, погиб в тюрьме. Матери пришлось поднимать одной троих детей. Валентин после четырех классов деревенской начальной школы был отправлен матерью в районный центр в пятидесяти километрах от деревни, где была средняя школа. Мать устроила старшего сына квартировать у знакомой в райцентре и раз в неделю передавала ему картошку и хлеб. У Валентина, который первым из их деревни стал учиться в средней школе, рано началась самостоятельная жизнь. Это тяжелое, полуголодное время своего детства писатель описал в рассказе «Уроки французского».
Валентин, мечтая стать учителем, успешно прошел вступительные испытания в Иркутский университет и был зачислен на историко-филологический факультет. Еще студентом из-за скудной стипендии стал подрабатывать корреспондентом в газете. Его очерки оценил редактор, первый студенческий очерк был напечатан в альманахе «Ангара» в 1959 г. Писатель вспоминал, что в юности он и не помышлял о занятиях литературным творчеством. Но судьба распорядилась иначе. Распутин после окончания университета сотрудничал с иркутскими и красноярскими газетами, публиковал очерки и рассказы о непростых судьбах городских и сельских жителей. В 1965 г. несколько рассказов молодой автор дал почитать известному писателю В. Чивилихину, который их одобрил. С 1966 г. Распутин решил заняться профессиональной литераторской деятельностью, издал свой первый сборник рассказов «Край возле самого неба». В 1967 г. была напечатана первая повесть «Деньги для Марии», в этом же году писатель стал членом Союза писателей СССР.
В 1960-е годы в русской литературе зародилось новое направление, которое назвали «деревенской прозой». Основной темой произведений этого направления была драматическая судьба русского крестьянства в XX в. Страна становилась преимущественно индустриальной, активно формировалась городская инфраструктура, а вековые устои крестьянской жизни уходили в небытие. Авторы деревенской прозы были в своем большинстве уроженцами деревни, ставшие интеллигентами в первом поколении. Их произведения проникнуты мотивами прощания с деревней, тоской по исчезающему патриархальному крестьянскому миру с его нравственным целомудрием и единением с природой. Виктор Астафьев стал одним из самых самобытных авторов деревенской прозы.
В 1976 г. вышла повесть «Прощание с Матерой». Тему затопления больших территорий, связанных со строительством гидроэлектростанций в Сибири, писатель затронул еще в 1972 г. в документальном и автобиографическом очерке «Вверх и вниз по течению», написанном после посещения родных мест на Ангаре. Очерк повествует о противоречивых чувствах человека, осознающего необходимость и необратимость перемен, происходящих на его родных землях. Деревням, пашням, лугам и лесам, которые воспринимались как нечто незыблемое и исконное, было суждено исчезнуть, скрывшись под водой громадного водохранилища.
Этот процесс ломал вековые традиции, колоссальные изменения природы и быта крестьян повлекли за собой изменения и в сознании человека, его духовном мировосприятии. Герой очерка находится в поисках новой ценностной основы, он считает, что воспоминания о прошлом он сохранит в любом месте, однако все же чувствует душевную дисгармонию от физического исчезновения родных мест, на которые больше не доведется ступить. В повести, написанной на эту тему спустя четыре года, у автора появится уже твердая убежденность, что без родовой памяти у человека нет жизни. В повести «Прощание с Матерой», как и в других произведениях Распутина основной идеей является стремление сохранить человеческое в человеке, не утратить верность родной земле и семье, национальным традициям.
Смысл названия повести «Прощание с Матёрой» символичен и многозначен, вымышленное название деревни и острова связано с итальянским словом «matera», которое переводится как «моя земля». К тому же Матера имеет общий корень с русскими словами «матерь», «матерый» (т.е. опытный).
Валентин Распутин