Система государственного и муниципального управления

Система государственного управления

Обязанности органов государственного управления

К основным обязанностям относится не только решение находящихся в компетенции вопросов, но и коммуникация с гражданами. Учреждения обязаны:

  1. Обеспечить своевременное, всестороннее и объективное рассмотрение заявления, обращения.
  2. Запросить необходимые для рассмотрения материалы, документы в других ведомствах.
  3. Принять меры, направленные на защиту нарушенных прав, законных интересов, свобод обратившегося гражданина.
  4. Оформить ответ по существу сформулированных в заявлении вопросов в письменном виде.

Также обязанностью государственного учреждения любого уровня является уведомление заявителя о перенаправлении заявления в другое учреждение.

Структура системы государственного управления Российской Федерации

Система государственного управления Российской Федерации на федеральном уровне включает следующие элементы:

  • во-первых, Президент России;
  • во-вторых, Федеральное Собрание;
  • в-третьих, Правительство России;
  • в-четвертых, суды Российской Федерации.

Каждый из указанных субъектов государственного управления наделен определенными полномочиями и имеет ограниченные от других органов государственного управления предметы ведения.

Президент России является главой государством и представляет исполнительную власть. В соответствии с российской Конституцией глава государства наделен широкими полномочиями. На Президента России возложена роль гаранта Конституции государства, общегражданских и человеческих прав и свобод. Президентом России предпринимаются меры, направленные на охрану суверенитета российского государства, вырабатываются направления внешней и внутренней политики государства, также на президента возложена представительская роль на международной арене. Избрание Президента осуществляется гражданами России в ходе равного, всеобщего и прямого тайного голосования. В качестве претендентов на замещение данной должности могут выступать граждане России, достигшие возраста 35 лет, постоянно проживающие на территории российского государства в течение минимум 10 лет.

В руках Президента сосредоточена вся полнота исполнительной власти. Президент также наделен значимыми законодательными полномочиями. Президент может издавать разнообразные указы, обеспечивающие регулирование различных сфер жизнедеятельности государства, наделен правом отлагательного вето по отношению к нормативно-правовым актам, принятым российским Парламентом, может распустить Государственную Думу в случае трехкратного отклонения кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.

Президент выступает в качестве верховного главнокомандующего Вооруженными Силами России. В его полномочия входит объявление военного положения и чрезвычайного положения, предусматривающее обязательное информирование обеих палат Парламента об этом.

В ведении Президента находится решение вопросов гражданства, политического убежища, награждения государственными наградами, присвоения почетных званий, воинских званий, помилований, издания приказов и распоряжений, обязательных к исполнению на всей территории страны.

В системе государственного управления представительную и законодательную роль исполняет Парламент России в лице Федерального собрания, состоящего из двух палат: верхней – Совета Федерации – и нижней – Государственной Думы. Совет Федерации образуется двумя представителями от каждого субъекта России в лице руководителей представительной и исполнительной власти.

Каждая из палат Парламента наделена собственными полномочиями и предметами ведения. Так, Совет Федерации утверждает границы регионов, утверждает президентские указы о введении чрезвычайного или военного положения, решает вопросы использования вооруженных сил за пределами государства, назначает выборы Президента, отрешает Президента от должности, назначает на должность судей и так далее.

Государственная Дума одобряет председателя Правительства, решает вопрос о доверии Правительству, объявляет амнистию, выдвигает обвинения против Президента и так далее.

Осуществление исполнительной власти возложено на Правительство Российской Федерации, включающий в себя его председателя, заместителей председателя и федеральных министров. На Правительство возложены разработка и представление в нижнюю палату Парламента федерального бюджета, обеспечение его исполнения, обеспечение реализации единой кредитной, финансовой и денежной политики, обеспечение единой политики культурного, научного, образовательного, медицинского, социального, экологического направления, управление собственностью Российской Федерации и так далее.

Система государственного управления дополняется судебной ветвью власти. Российская конституция признает независимость судебной системы от других ветвей власти.

Система муниципального управления

Территориально практически любое государство (исключение – карликовые) представляет собой совокупность административных единиц, интересы которых учитываются при построении системы муниципального управления.

Как правило, муниципальные образования могут создаваться в границах административно-территориальных единиц, хотя это и не обязательно. При этом муниципальное образование не идентично административно-территориальной единице. Муниципальные образования выделяются на основе социально-территориальной общности людей, населяющих определенную территорию. Эта общность наделяется правом осуществления муниципального управления, выборного создания органов его осуществления.

Муниципальное управление является формой локальной реализации власти, осуществляемой в пределах конкретного муниципального образования (городского или сельского поселения, городского округа и так далее). Основное назначение муниципального управления состоит в обеспечении решения вопросов местного значения местным населением – либо непосредственным волеизъявлением (например, в форме референдума), либо через выборные органы муниципального управления.

Определение 3

Муниципальное управление – разновидность управления общественными отношениями на уровне локального сообщества жителей определенного муниципального образования.

Замечание 1

Муниципальное управление осуществляется местным населением самостоятельно и под свою ответственность.

Организация системы муниципального управления принимает во внимание особенности исторического развития территорий и их традиции. Муниципальное управление отделено от системы государственной власти

Муниципальное управление отделено от системы государственной власти.

Автономность муниципального управления относительна по ряду причин, к числу которых следует отнести:

  • существование и функционирования муниципального управления в рамках конкретного государства, что обусловливает его подчиненность общим принципам осуществления власти;
  • государственное участие в формировании общих принципиальных основ осуществления муниципального управления. Муниципальное управление существует в рамках принятых государством законов о его осуществлении;
  • государство оказывает влияние на материальное обеспечение муниципального управления;
  • государство передает местным органам власти часть государственных полномочий.

В общем смысле компетенция муниципального управления ограничивается решение вопросов местного значения.

Система государственного управления

Сущность управления проявляется как функция любой сложно организованной системы с целью ее сохранения, обеспечения функционирования и реализации целей. Суть управления состоит в осуществлении субъектом управления целенаправленного воздействия на объект управления.

В качестве объект управления могут выступать вещи, явления, процессы, общество, в качестве субъекта –всегда человек или формы объединения людей.

Государство также выступает в качестве объекта управления. Государственное управление является одной из основных сфер применения и действия административного права.

Определение 1

Государственное управление (в узком смысле) – это определенная разновидность государственной деятельности, подразумевающая реализацию государственной власти в ее исполнительной ветви посредством системы специализированных органов государственной власти.

Определение 2

Государственное управление (в широком смысле) – это органов государственной власти всех ветвей с целью упорядочения общественных отношений.

Выделяют три группы государственной деятельности, осуществляемой для реализации государственной власти:

  • законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти. Причем следует отметить, что некоторые государственные органы представительной власти наделены рядом полномочий, выходящих за рамки законотворчества. Так, Федеральное Собрание может инициировать импичмент, объявить амнистию и так далее, но это скорее исключение, чем правило.
  • исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая исполнительными органами государственной власти. При этом на исполнительные органы власти в особом порядке возлагаются и некоторые иные полномочия, так как представительство России в других государствах, участие в разработке основополагающих положений внешней и внутренней политики и так далее;
  • судебная деятельность, осуществляемая судебными органами.

Помимо этого, существуют видовые формы государственной деятельности, такие как прокурорская, счетно-надзорная, по защите прав человека и так далее.

Также выделяют формы государственной деятельности функционального характера, например, правоохранительную, следственную, дознавательную, регулирующую и так далее.

Признаками государственной власти являются:

  • во-первых, практически организующий характер государственной власти. Сущность данного признака выражается в том, что государственная власть направлена на практическое исполнение требований нормативных актов различного уровня;
  • во-вторых, непрерывность. Суть данного признака заключается в том, что общественные процессы не имеют начала и окончания, следовательно, требуют постоянного осуществления управленческого воздействия на них;
  • в-третьих, цикличность. Суть данного признака заключается в том, что периодической повторяемости общественных процессов, требующей их постоянного мониторинга со стороны органов государственной власти;
  • в-четвертых, исполнительно-распорядительное содержание. Суть данного признака заключается в том, что любая государственная деятельность направлена в конечном итоге на практическое выражение ее результатов в форме реализации нормативно-правовых актов. Государственные органы власти, с одной стороны, осуществляют исполнение законов, с другой стороны, делаю это, отдавая распоряжения.

Центральные органы государственного управления в России

В систему центральных органов в России входят:

  1. Федеральное министерство — это орган исполнительной власти, реализующий функции по разработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию во вверенной ему сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства министр. Его главными задачами являются контроль и координация деятельности подведомственных служб и агентств.
  2. Федеральная служба — это орган исполнительной власти, выполняющий надзор и контроль в определенной сфере деятельности, а также специализированные функции в сфере обороны, защиты границ, национальной и общественной безопасности, борьбы с преступностью. Главой ведомства является директор федеральной службы. Учреждение не имеет права заниматься нормативно-правовым регулированием, управлением принадлежащим государству имуществом, оказанием платных услуг.
  3. Федеральное агентство — это орган власти, реализующий функции по управлению госимуществом, оказанию специализированных услуг, а также выполняющий правоприменительные функции. Руководит учреждением директор. Агентство не может осуществлять нормативно-правовое регулирование, устанавливать надзор и контроль.

Организационные структуры государственного управления

Государство регулирует все стороны жизни общества, поэтому для организации его деятельности потребовалась тщательнейшим образом спланированная оргструктура. Она и составила сущность государственного управления.

Понятие структуры государственного управления определяет взаимодействие определенных органов, которые действуют от лица государства в рамках полномочий, представленных законом.

К основным органам структуры государственного правления относятся следующие компоненты власти:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • законодательная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Законодательная власть базируется на разработке новых законов. Это находится преимущественно в прерогативе Федерального Собрания и законодательной системы субъектов РФ.

Сущность исполнительной власти заключается в обеспечении реализации разработанных законодательством программ и законов. К ним относятся Правительство, различного рода министерства и органы исполнения субъектов РФ.

Судебная власть базируется на решении спорных вопросов и предусматривает наказание за отказ исполнять предусмотренные властью законы. Главными органами данной системы являются Конституционный суд, Верховные суды, а также арбитражные и районные. Суды субъектов РФ делятся на Конституционные и мировые.

Виды функций государственного управления

По субъекту, масштабу, средствам и характеру воздействия на объект функции делятся на:

  • социально-организационные (направлены на все сферы общественных процессов, именно в них заключен смысл управленческой деятельности государства);
  • внутриорганизационные (направлены на организацию и регулирование деятельности всех структур государственного аппарата).

По содержанию и глубине действия на общественные отношения функции делятся на следующие разновидности:

  • общие (присутствуют в любом управленческом взаимодействии и отражают сущностные моменты. К ним относятся, к примеру, организация, планирование, прогнозирование, регулирование, контроль и др.);
  • специфические (проявляются в специальных областях, где необходимо действовать именно от имени государства: правоприменение, проведение выборов, перепись населения, лицензирование деятельности, регулирование особых правовых режимов, финансирование, налогообложение, регулирование труда и деятельности предприятий, кредитование и др.).

Сколько объективно существует

Перечень функций органов государственного управления официально не прописан ни в Конституции РФ, ни в законах, регламентирующих деятельность органов государственного управления. Однако большинство научных работ выделяют 12 основных функций, прописанных выше.

Распорядительный орган государственного управления

Высшим распорядительным органом является Правительство. Оно осуществляет свою деятельность на основе закона о правительстве, обязано следовать положениям, прописанным в Конституции.

К основным функциям Правительства относятся:

  • разработка федерального бюджета;
  • проведение денежной, кредитной, финансовой политики;
  • управление федеральной собственностью;
  • реализация внешней политики;
  • обеспечение законности во всех сферах деятельности.

Кроме того, Правительство обеспечивает проведение единой политики в области науки, социального обеспечения, культуры, здравоохранения, образования.

В РФ Правительство находится под контролем Президента и Государственной Думы.

Специальные органы государственного управления

К этой категории относятся федеральные министерства, ведомства, службы и закрепленные за ними территориальные учреждения, призванные исполнять управление в сфере природопользования и защиты окружающей среды.

В структуру входят:

  1. Министерство экологии и природных ресурсов.
  2. Росгидромет.
  3. Росприроднадзор.
  4. Роснедра.
  5. Росводресурсы.
  6. Рослесхоз.

При этом Министерство призвано контролировать и координировать работу всех входящих в структуру учреждений.

За каждым ведомством закреплены функции, значение которых легко понять из названия. К примеру, Рослесхоз призван действовать в области контроля и надзора за лесными отношениями. Роснедра обеспечивают управление госсобственностью в области недропользования. А Росгидромет, исходя из понятия, функционирует в области гидрометеорологии и смежных областях.

  • Пиратство в россии доклад

      

  • История современного афганистана доклад

      

  • Как нарисовать человека доклад

      

  • Доклад что изучает информатика

      

  • Дорожно строительные работы доклад

Функции органов государственного управления

Каждое учреждение отвечает за определенное направление. Если систематизировать все возможные функции, то перечень основных наименований будет выглядеть так:

  • оборона;
  • решение экономических вопросов;
  • обеспечение общественного порядка и безопасности;
  • охрана окружающей среды;
  • организация оказания коммунальных и жилищных услуг;
  • обеспечение корректного функционирования системы здравоохранения;
  • образование;
  • социальная защита;
  • решение вопросов религии, культуры, организации отдыха.

Существуют также службы общего назначения, способные урегулировать проблемы, не относящиеся напрямую к той или иной сфере.

Общая характеристика структуры государственного управления

Определение 1

Структура государственного управления – это совокупность соответствующих органов государственного управления, которые призваны действовать от имени государства в пределах той компетенции и тех полномочий, которые предоставлены им законом.

Государственное управление, как известно, может осуществлять на трех уровнях:

  • федеральном,
  • региональном,
  • местном.

Каждый из них наделен различными органами власти.

Для осуществления государственного управления и руководства всевозможными процессами в обществе образуются специально уполномоченные государственные органы, которые расцениваются в качестве вспомогательных институтов государственной власти, проводников принимаемых ею решений, структур, которые занимаются реализацией властных полномочий.

  • Федеральный уровень. Конституция РФ в ст.71 закрепила положение о том, что устанавливается система федеральных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть, а также порядок организации и деятельности таких органов. Государственная власть на федеральном уровне осуществляется Президентом России, Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой), Правительством РФ, судами.
  • Уровень субъектов РФ. Прежде всего, стоит отметить, что именно следует относить к субъектам России. Так, согласно закону, к ним относятся: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округи. Система органов в субъектах создается самостоятельно данными субъектами, основываясь на основах конституционного строя и принципах организации государственного управления.

Замечание 1

Местное самоуправление не относится к государственному управлению, что означает невозможность отнесения органов управления в данной области к государственным. В этом случае органы управления носят характер муниципальных и формируются на основе решений органов государственной власти. Муниципальные органы управления представлены территориальными органами юстиции, финансовыми органами, органами, связанными со строительством и архитектурой, сельским хозяйством, промышленностью, здравоохранением, культурой, земельными ресурсами, управлением имуществом, транспортом, торговлей, связью и пр.

Государственное управление характеризуется повседневностью и оперативностью в своей деятельности. Оно должно осуществляться субъектами управления, которые специально уполномочены для этих целей, в необходимом порядке и объеме, указанном в законе. Эти субъекты реализуют свои функции по управлению государством во всех сферах деятельности, в том числе исполнительной, судебной, законодательной и прокурорской.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: