Федеративное устройство россии: понятие, принципы, общая характеристика

Федеративное государство: понятие и признаки. принципы федеративного устройства рф

Равноправие субъектов Российской Федерации

2.5. Равноправие субъектов Российской Федерации
– принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней
Конституции РФ

Она специально подчеркивает его важное проявление – равноправие
всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами
государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется: в
равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно
установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой
степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном
представительстве всех субъектов в Совете Федерации

Нынешняя Конституция РФ,
закрепив принцип равноправия субъектов, внесла и некоторые другие новшества,
утверждающие его. В Федеративном договоре и в тексте прежнего Основного закона
имелись различия в компетенции субъектов, в частности там предоставлялись
большие права республикам; теперь это устранено.

В то же время имеются различия в государственной
организации субъектов Федерации. Среди них есть республики, обладающие
признаками государства, и государственно-территориальные образования, не
имеющие, например, своих конституций, гражданства, высших органов государства,
что, однако, не влияет на их равное положение в Федерации. Естественны и
фактические различия между субъектами в экономическом потенциале, численности
населения, размерах территории, географическом положении и т.д.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Особенности федеративного устройства России

На территории РФ насчитывается 85 различных субъектов:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • 46 областей;
  • 22 республики;
  • 9 краев (Алтайский, Хабаровский, Краснодарский, Красноярский, Ставропольский, Камчатский, Забайкальский, Приморский, Пермский);
  • 4 автономных округа (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский);
  • 3 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь);
  • 1 автономная область (Еврейская Автономная область)

Российская Федерация по своей структуре неоднородна. Ее республики, автономные округа построены по национальному принципу, а края, области и города федерального значения — по территориальному. 

Ведение власти предполагает разделение полномочий между центром и субъектами. Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ. 

В ведении РФ находятся:

  • принятие и изменение Конституции РФ и законов, контролирование их соблюдения. А также федеративное устройство и территории Российской Федерации;
  • регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • гражданство РФ. Регулирование и защита прав национальных меньшинств;
  • установка системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, установление порядка их деятельности;
  • формирование федеральных органов госвласти;
  • государственная собственность и управление ею;
  • установка базовых принципов федеральной политики и программы в сферах государственного, экономического, социального, культурного и национального развития.

В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся:

  • законы республик, уставы, закон и другие нормативно-правовые акты субъектов и обеспечение их соответствия Конституции;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • защита прав национальных меньшинств;
  • соблюдение законности, правопорядка и общественной безопасности;
  • режим пограничных зон;
  • вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами страны;
  • разграничение госсобственности;
  • природопользование;
  • охрана окружающей среды, соблюдение мер экологической безопасности;
  • природные территории со статусом особой охраны;
  • охрана исторических и культурных памятников;
  • и иные задачи, закрепленные в Конституции РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов

2.3. Разграничение предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти ее субъектов
– еще один принцип
федеративного устройства России. Конституция РФ определяет: 1) перечень
вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые
полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для
этого соответствующими правами и обязанностями; 2) предметы совместного ведения
Российской Федерации и ее субъектов (ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Причем
правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим
вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по
вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках
предметов совместного ведения; 3) Конституция РФ закрепляет полноту власти
субъектов Федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы
предметов ведения) и вне пределов полномочий Федерации по второй группе
вопросов – предметам совместного ведения. Таким образом, оставшейся
компетенцией обладают субъекты Федерации. Этот «остаток» федеральной
Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.

В пределах своей компетенции и Федерация, и субъекты
Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и
общественной жизни. По предметам ведения Российской Федерации (первая группа
вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее
территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее
субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии
с которыми, субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные
акты.

Законы и другие нормативные
правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам,
регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между
федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.
Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом
субъекта Федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения РФ и ее
совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта
Федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой Федерации и ее субъектов
строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться*.

* См.: Федеральный закон «О принципах и порядке
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации» от 24 июня 1999 г.//СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3176.

Споры о компетенции между государственными
органами РФ и органами государственной власти ее субъектов разрешаются
Конституционным Судом РФ. Он же разрешает дела о конституционности федеральных
законов, нормативных актов Президента, Правительства, палат Федерального
Собрания
, а также нормативных актов субъектов федерации, изданных по вопросам,
относящимся к ведению органов государственной власти РФ и ее совместному с
субъектами ведению.

Последнее
означает, что нормативные акты субъектов, изданные вне этих двух групп
вопросов, не рассматриваются с точки зрения их соответствия Конституции РФ
Конституционным Судом РФ, так как они вне пределов компетенции Федерации.

Разграничение предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной власти и органами государственной
власти субъектов Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным договором
(который посвящен именно этому) и иными договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий. Эти договоры не должны противоречить Конституции РФ, а в
случае их несоответствия ей действуют конституционные нормы.

История становления России как федеративного государства

Определение 2

Федеративное устройство – это сложная организация публичного управления в едином государстве посредством распределения публичной власти по вертикали между системой федеральных органов и системами органов субъектов федерации для наиболее эффективной реализации властных полномочий.

Россия как федеративное государство прошла три основных стадии развития:

  • социалистическое федеративное устройство в период с 1918 по 1936 гг. Основы федеративного устройства в социалистическом государстве мыслились не как демократический инструмент организации публичного управления, а как инструмент противодействия национальному гнету. Федеративное устройство трактовала здесь как переходный этап к единому государству трудящимся;
  • переход к унитарному государству в период с 1937 по 1985 гг. Фактически вся власть в государстве сосредоточилась у центральных органов власти, наличие автономных республик и автономных областей носило формальный характер;
  • реформирование территориального устройства публичного управления перед принятием действующего Основного закона. Распад Советского государства, перестройка государственного и общественного устройства и последующее реформирование системы публичного управления актуализировали вопросы определения государственного территориального устройства, распределения властных полномочий. Конституцией была утверждена модель федеративного государства, предусматривающее распределение власти между федеральным и региональным уровнями.

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

Признаки федерации

Основные признаки федерации:

  • территориальные части федерации обладают статусом государственных образований и ограниченным суверенитетом;
  • построение системы государственных органов на принципах деления уровней власти – на самостоятельной системе органов федерации и самостоятельной системе субъектов федерации, между собой уровни власти не соподчиняются, каждый уровень обладает собственными высшими органами власти, в том числе выборными, высшие органы государственной власти субъекта не подчиняются федеральным властям;
  • два уровня системы законодательства, законы функционируют и на уровне государства в целом, и на уровне субъектов;
  • разграничение полномочий государственной власти между уровнями – разделение сферы компетенции федерации и сферы компетенции ее субъектов;
  • гражданство и государственный язык существуют как на уровне государства, так и на уровне субъекта;
  • присутствие государственной символики как на уровне государства, так и на уровне субъекта.

Унитарное и федеративное государства являются основными формами государственного устройства. Для унитарного государства характерны централизованная система государственной власти, отсутствие разграничения предметов ведения между государством в целом и административно-территориальными единицами, дифференциация полномочий центральных и местных органов власти. В федеративном государстве территориальная организация власти проходит на нескольких уровнях, причем субъекты федерации имеют самостоятельность и полномочия в рамках разграничения предметов ведения между федерацией и субъектами.

Существуют смешанные формы государственного устройства, которые зачастую являются переходными либо от унитарного государства к федерации, либо от федерации к унитарному. При таких государственных устройствах на равных условиях с субъектами федерации действуют административно-территориальные единицы, которые не наделены правами субъектов федерации и не входят в состав субъектов федерации. В этих случаях или расширяются права составных частей государства, или сужаются права субъектов федерации.

Понятие федерации

Замечание 1

Федерация – это особая форма государственного устройства, которая играет значительную роль в современном мире. Из существующих на данный момент времени 200 суверенных государств только 22 – федерации. Федеративные государства, имеющиеся на всех континентах, являются лидерами. Федерация – это самая молодая форма государственно-территориального устройства, возникшая в ХХ веке (исключение — Швейцария и США).

На внутреннее устройство государств оказывают влияние исторические традиции, национальный состав населения и многие другие факторы. Территориально крупными государствами (Россией, США, Канадой, ФРГ, Австралией, Бразилией, Аргентиной, Мексикой, Нигерией, Индией, ЮАР), принявшими федеративную форму государственного устройства из соображений разрешения национального вопроса или неприемлемости эффективности демократической координации из одного центра, была принята конституция, распределяющая (концентрирующая) властные полномочия, что предопределило правовую базу по решению задач общественного развития.

В небольших государствах проблема централизации и децентрализации власти разрешима относительно просто, однако в крупных государствах она гораздо сложнее и принимает политический оттенок. Несмотря на то, что конституционно Россия – федеративное государство, федерализм не особо популярен в сфере практической политики в настоящее время. Существует мнение о том, что федерализм России не имеет актуального значения, что Россия должна быть унитарным централизованным государством, управляемым «сильной рукой», что преимущества федерализма нам чужды, а сам федерализм — только лишь переходная форма в направлении к созданию унитарной государственности. Вопросы развития федерализма, как формы государственного, национального устройства являются достаточно дискуссионными.

В основе государственного устройства России, по количеству субъектов, занимающей первое место в мире, изначально заложены два противоречивых принципа:

  • национально-территориальный (республики, автономная область, автономные округа);
  • административно-территориальный (края, области, города федерального значения).

Государственным устройством принято называть территориально-политическую организацию государственной власти, находящей выражение соотношением государства, как единого целого с его составными частями. Территориальные части федеративного государства имеют ограниченный суверенитет.

Государственная целостность

2.1. Первым Конституция РФ называет
государственную целостность,
которая лежит в основе устройства Российской
Федерации. Государственная целостность означает, что Российская Федерация –
цельное, единое и нераздельное, хотя и федеративное, государство, включающее
другие государства и государственные образования. Они не имеют права выхода из
состава Федерации, что соответствует международным стандартам и мировому опыту
федеративного строительства. Целостность – естественная черта независимых
государств.

Современная Российская Федерация –
государственное по своей природе объединение всех субъектов Федерации, а не
аморфный слабый их союз, не конфедерация. Российское государство возникло и
развивалось как единое, централизованное, имеет многовековую историю. В течение
длительного периода оно было многонациональным. Автономные образования в
составе Российской Федерации (тогда РСФСР) в основном создавались центральной
властью, высшими органами государства. РФ возникла не как договорная федерация,
не в результате объединения своих субъектов. Напротив, они были образованы ею
самой в составе единого государства.

В преамбуле нынешней КонституцииРФ
подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет
исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет
все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет
общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет,
будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою
неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней
гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение
людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые
основы единого рынка. В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной
целостности РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена
обязанность принимать меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и
государственной целостности.

Единство системы государственной власти

2.2. Единство системы государственной власти
тесно связано с государственной целостностью и ею обусловлено. Целостная, хотя
и федеративная, государственная организация предполагает единую систему власти.
Она проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов
государственной власти, чьи полномочия распространяются на всю ее территорию,
верховенстве федеральных Конституции и законов.

Структура государственной власти многосложна.
Субъекты Федерации пользуются значительной самостоятельностью в осуществлении
государственной власти. Вне пределов компетенции РФ эти субъекты обладают всей
полнотой государственной власти. Однако они должны признавать конституционное
разграничение компетенции между ними и Федерацией в целом, верховенство
федеральных Конституции и законов и исполнять их.

     Система государственных органов субъектов
Федерации устанавливается ими самостоятельно, но в соответствии с основами
конституционного строя
РФ и общими принципами организации представительных и
исполнительных органов государственной власти, в согласии с федеральным
законом. Это направлено на обеспечение единства системы органов Российского
государства в целом. Особенно большое значение для единства системы
государственной власти имеет то, что федеральные органы исполнительной власти и
органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему
исполнительной власти во всей стране в пределах ведения РФ и полномочий РФ по
предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Для реализации
компетенции РФ (а значит, единого государственного руководства в этих пределах
на территории всей страны) федеральные органы исполнительной власти могут
создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц. Серьезная гарантия единства системы государственной власти, прав Федерации
состоит в том, что Президент и Правительство РФ обеспечивают осуществление
полномочий федеральной государственной власти на всей территории страны.

Причины возникновения федераций

Этноконфессиональные факторы: федерация формируется на основе полиэтнических государств, когда субъекты совпадают с этническими территориями. Такие факторы оказали непосильное влияние на формирование федерализации таких стран, как Пакистан, Судан, Индия, Нигерия, Ирак. Федерализация не проходит в тех государствах, где: 

  • действуют жесткие авторитарные и военные режимы;
  • слабо артикулированные интересы этнических общин;
  • нет территорий компактного проживания этнических групп.

Исторические факторы: формирование федерации образовывается на основании создания новых государств, которые создаются в процессе постколониального объединения или постфеодальной интеграции. Федеративное устройство происходит в случае, когда у территории есть наличие интересов общества к интеграциям. 

Природно-географические факторы: связаны с федерализацией государств, регионы которых разделены горными барьерами или морскими перегородками. В таких условиях географического выделения развивается ярко выраженная региональная идентичность.

История российского федерализма[]

Подробнее см. также: История административно-территориального деления РСФСР

Советская федерация

Впервые попытка провозглашения федеративного устройства России была осуществлена Учредительным собранием в короткой резолюции, принятой 6 (19) января 1918 года:

Однако Учредительное собрание в тот же день было распущено и принятые им решения не приобрели какого-либо практического значения.

По принятой в российском конституционном праве традиции началом федеративного устройства считается «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», проект которой был написан Лениным, и принят ВЦИК 3 (16) января  года. Она была одобрена, а 18 (31) января  окончательно утверждена III съездом Советов.

Декларация провозгласила, что:

Декларация стала составной частью Конституции РСФСР 1918 года, закрепившей преобразование России в федерацию. Следует отметить, что федеративный строй РСФСР во многих чертах носил декларативный характер: Верховный Совет РСФСР до 1989 года оставался однопалатным (что типично для унитарных государств), полномочия национально-государственных и административно-территориальных единиц определялись по остаточному принципу и сводились преимущественно к коммунальным вопросам и т. д.

30 декабря I-й Съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, по которому РСФСР объединялась с УССР, БССР и Закавказской федерацией в новую федерацию — Советский Союз.

Как до, так и после вхождения в состав СССР границы РСФСР неоднократно менялись (преимущественно в пользу соседних союзных республик). В общей сложности территория РСФСР за время существования Советского Союза уменьшилась примерно на треть.

1990-е

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая и июля 1991 года — автономные области и АССР) стали республиками.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города Москва (город республиканского подчинения РСФСР) и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград, административно подчинённый Ленинградской области) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана, Чечни («Ичкерии»), а также Ингушетии) подписали договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти — федеративный договор, который был включён в действовавшую конституцию.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская, Хакасская преобразованы в республики.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е

Основная статья: Объединение регионов России

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: