Закон удовольствия
Слушатель должен внимать спикеру с наслаждением – вот к чему подводят все законы и правила риторики. Приятный для публики трибун скорее добьется желаемого, чем тот, кто говорит неинтересно, не обращает внимания на потребности аудитории.
Сделать свою речь занимательной можно при помощи таких инструментов:
языковая игра – применяя парадоксы и каламбуры, можно завладеть вниманием публики;
наводящие вопросы – зная ответ, слушатель легче ощущает свою сопричастность, выступление становится для него увлекательным;
апелляция к известному – это помогает сплотить публику в одно, несет элемент узнавания.
При этом не стоит «пересаливать», чрезмерно усложнять речь, делать ее громоздкой и тяжелой для восприятия.
Закон эмоциональности
Все 4 закона риторики требуют определенной вовлеченности, личной заинтересованности в предмете речи от оратора для установления необходимого контакта с аудиторией. Третий закон, сложившийся еще во времена античности, особенно выделяет необходимости эмоционального подъема самого трибуна.
Достигается это как путем применения выразительных средств языка (метафор, гипербол), так и невербальными средствами, на которые аудитория обращает внимание в первую очередь, как-то:
- экспрессия голоса;
- выразительность движений;
- прямое обращение к слушателям, как к своим друзьям, соратникам.
Закон гармонизирующего диалога
Гармонизирующий диалог создается путем успешного сочетания принципов тактики, аналитики и эффективности. Прежде всего, оратор должен четко понимать, перед какой аудиторией он будет говорить, что может захватить и увлечь ее, какие приемы красноречия, какие доводы следует употребить для наибольшего воздействия на сознание публики.
Первый из законов общей риторики учит заранее изучать свою публику, чтобы уметь соответствовать ее ожиданиям, говорить на ее языке. Ведь главной целью публичного выступления является двусторонний контакт, приводящий к заранее намеченному результату
Изложение мыслей выступающего должно быть максимально ясным, четким, конкретным и – что самое важное – волнующим конкретно собравшихся людей
Итого, можно выделить несколько базовых императивов первого закона:
- направленность на адресата;
- актуальность (затронутые проблемы должны волновать);
- наглядность (иллюстрация доводов примерами из жизни, известными слушателям);
- обоюдность.
Уже из самого названия проистекает то, что является главнейшей целью – стремление к диалогу. Слушатель должен реагировать на слова оратора, цель говорящего – вызвать эту реакцию путем апеллирования к злободневным вопросам, к тому, что интересует его аудиторию. Посредством этого привести к решению заданных в речи проблем через обсуждение.
Очень важно, чтобы говорящий умел внимательно слушать и анализировать ответы своей публики, ибо именно для этого затевается выступление – собрать как можно больше мнений по конкретному вопросу для его оптимизации. Законы современной риторики восходят ко временам Аристотелевской диалектики, хотя и претерпели изменения с течением веков, подстраиваясь под нужды общества
Однако до сих пор неоспорима важность и влияние авторитетов, ссылка на которые может существенно повлиять на мнение публики, направить ее мысли в соответствующее русло.
Основные законы риторики
Для чего в современном мире нужна такая, казалось бы, устаревшая дисциплина, как риторика? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понять саму суть науки, предмет которой – человеческая речь, во всех ее проявлениях.
Из этого ясно, что владеть риторикой – значит, уметь говорить красиво, ясно, убедительно. В ряде профессий такое качество является необходимым, одним из основополагающих, но и вне рабочей деятельности человек, владеющий искусством отстаивать свою позицию в разговоре, оставаясь в рамках безупречной вежливости и последовательности, вызывает уважение, заставляет прислушаться к себе внимательней.
С самого начала необходимо разобраться с тем, какие основные законы риторики выделяют на сегодняшний день. В практике современной науки диалога, так называемой «неориторики», насчитывается ровно семь основных постулатов, широко употребляемых ораторами в процессе продумывания и написания публичного выступления.
- Концепция – определение основной мысли, «концепции» речи, подбор и систематизация материала, подчеркивающего ее значение, аргументы и контрагрументы.
- Моделирование аудитории – заблаговременное проведение анализа социальной среды, из которой происходят слушатели, их интересов, амбиций, целей, с которыми они пришли на выступление.
- Стратегия – выведение базового тезиса речи, выбор средств, с помощью которых он будет донесен до слушателей, максимальное раскрытие темы выступления, обозначение личной позиции говорящего, его заинтересованности.
- Тактика – вовлечение слушателей в диалог, пробуждение интереса к проблематике беседы.
- Словесное оформление – составление монолога с привлечением наиболее выразительных средств языка, задействование всех его богатств ради достижения наилучшего впечатления.
- Эффективность – требуется оратору для успешного проведения выступления, помимо красноречия: умение управлять собой, своими жестами, голосом, способность воздействовать на аудиторию, «держать» публику, без запинок реагировать на меняющиеся обстоятельства, изменяя направление беседы соответственно.
- Системная аналитика – способность к критической оценке своих личностных качеств, итогов выступления, замеченных недостатков для последующей их коррекции, способность прислушиваться к высказываемым мнениям аудитории, анализ полученного отклика.
Все вместе эти принципы служат базой для построения речи по четырем законам риторики:
- гармонизирующего диалога;
- продвижения и ориентации адресата;
- эмоциональности;
- удовольствия.
Основные принципы успешного общения
Выделяют следующие принципы успешного общения:
Произведение впечатления. Впечатление производит первая встреча, и второго шанса для этого человек не имеет. Именно первая встреча определяет наше отношение к другим людям
Поэтому важно не только грамотно подобрать наряд, иметь опрятный внешний вид, но и надлежащим образом себя вести. Необходимо следить за выражением лица, походкой, манерой поведения, прической и обувью, чистотой одежды
Внешний вид должен оставить только положительное мнение, тогда можно оказать влияние на человека, поддержать контакт. Однако даже при наличии аккуратной, безупречной одежды, идеальной причёски и чистой обуви не всегда помогает наладить контакт с людьми. Необходимо избегать угроз, агрессии, надменного выражения лица, снисходительности в адрес собеседника.
Разговор определяют первые 4 минуты. Именно за этот период человек может понять, желает ли он продолжить общение с данной личностью и или нет. Учеными доказано, что за 4 минуты собеседник анализируют незначительные жесты, улавливает его настроение и выражение глаз, практически полностью сканирует его. Буквально за 3-4 минуты в голове подсознательно собирается образ человека, соответственно, становится понятным, приятен ли нам собеседник, стремимся ли мы к общению, и стоит ли продолжать общение с собеседником в принципе. Именно поэтому в первые 4 минуты необходимо применить всё свое обаяние, а также дружелюбие.
Положительная установка. Успешность общения зависит от того, как собеседник относится к завязавшемуся диалогу. Необходимо изначально находиться в рамках положительной установки, общаться с собеседником, как с хорошим другом, проявлять не только доброжелательность, но и вежливость, тактичность.
Улыбка. Это один из самых простых способов расположить собеседника к себе, дать понять, что у вас хорошее настроение и позитивный взгляд на мир.
Метод Сократа. Данный метод основывается на получении удовлетворительных ответов. Необходимо начинать разговор собеседником с тех вопросов, по которым вы точно сойдетесь. Старайтесь строить вопросы так, чтобы собеседник давал на них только положительные ответы.
Умение слушать. Данное качество является залогом того, что общение пройдёт успешно. Однако данную способность необходимо тренировать и развивать, она не приходит сама по себе. Необходимо не только запоминать ту информацию, которую высказывает собеседник, но и вычленить из неё главные моменты. Требуется установить не только те эмоции, которые испытывает собеседник, но и понять его истинные мотивы и цели.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Принципы успешного общения 420 руб.
- Реферат Принципы успешного общения 280 руб.
- Контрольная работа Принципы успешного общения 200 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Этические принципы общения
Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:
альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого), добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага), требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность), справедливость, паритетность (равенство между людьми) и т.д. Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).
Закон продвижения и ориентации адресата
Особенность науки риторики заключается в том, что ее законы подчиняются строгой логике. Так, в строго логичной последовательности выстраивается речь, задача которой – сориентировать слушателя в затронутой теме, указать конечную цель и плавно подвести к ней, минуя «подводные камни» с помощью искусного оратора.
Для этого при составлении текста выступления употребляют инструмент периодизации.
Выстраивание четкой структуры первостепенно. «Костяк речи» должен содержать основную мысль, и на него, последовательно и внятно, нанизывается все «тело» из аргументов, доводов, подкрепленных случаями из реальной жизни и прочими инструментами. Монолог должен быть последовательным, каждое звено цепи завершено, следует избегать возвратов к ранее сказанному, повторов, излишней детализации.
Законы современной риторики продиктованы динамическим движением нашего времени, и таким должен быть спич, чтобы достигнуть максимального воздействия. Последовательно продвигать слушателей от одного пункта к другому оратору помогут заранее грамотно подобранные тезисы, корректная расстановка акцентов, которая осуществляется посредством пауз, изменением темпа речи.
Виды этических норм
Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди»
Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать
Рекомендуемые этические нормы общения: сохранение чувства собственного достоинства, скромность, уважительное отношение к другим и т.д.
Этические нормы также определяются и мотивами общения:
Есть мотивы эмоционально положительные: доставить радость, удовлетворить потребность собеседника в понимании, уважении и любви, заинтересовать. Есть мотивы эмоционально нейтральные: передать информацию. Есть мотивы эмоционально отрицательные: возмутиться в ответ на плохой поступок, выразить гнев на несправедливость.
Все они считаются этичными, поскольку основаны на высоких моральных побуждениях. А вот когда человек исходит из низменных побуждений (обмануть другого, отомстить, испортить настроение), это не этично, хотя и может быть облачено в приемлемую форму.