Федеративное устройство россии

Особенности федеративного устройства рф

Значение федерализма

Практикой современных государств федерализм воспринимается как эффективный инструмент публичного управления, который:

  • обеспечивает разделение компетенции публичного управления по вертикали;
  • обеспечивает интеграцию территорий, образующих Федерацию, предоставляя определенную политическую, социальную, культурную, экономическую и иную самостоятельность субъектам.

Иными словами, федерализм – это один из типов организации публичного управления в демократическом государстве, который обеспечивает противодействие узурпации власти центральными органами и гарантирует территориям, входящим в состав Федерации, возможность самостоятельно решать значимые для населения территории вопросы публичного управления при эффективном распределении ресурсов государства.

Одной из наиболее эффективных систем реализации на практике федерализма выступает Европейское сообщество, где федерализм позволил интегрировать интересы большей части государств при сокращении национального суверенитета для развития общеевропейских гуманистических институтов и создания общеевропейских органов, реализующих важнейшие управленческие решения в сфере политики и экономики.

В современной системе публичного управления федерализм следует рассматривать как инструмент обеспечения реализации прав населения территорий, образующих государство, и преодоление монополии на власть со стороны центра при сохранении единства и целостности государства.

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  1. Россия — это мно­гонациональное государство;
  2. республики — субъекты Федерации признаются националь­ными государствами, несмотря на многонациональный состав их населения;
  3. русская нация не имеет в составе РФ собственно национальной государственности, из чего следует, что русская нация видит воплощение своих национальных инте­ресов в создании многонационального демократического право­вого государства — РФ.

Конституционно-правовой статус и основные принципы федеративного устройства Российской Федерации

Согласно Конституции РФ, наша страна провозглашена федеративным государством. Также в Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства Российской Федерации (рис. 1). Суть этих принципов состоит в:

  • Государственной целостности;
  • Равноправии самоопределении народов Российской Федерации;
  • Равноправии субъектов Федерации;
  • Разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами
  • Единстве системы государственной власти.

Рассмотрим их подробнее.

Государственная целостность. Суть этого принципа заключается в единстве территорий Российской Федерации, распространении суверенитета государства на всю территорию, а также единое правовое и экономическое пространство.

Принцип равноправия и самоопределения народов Российской Федерации заключается в закреплении таких понятий, как: «народ», «равноправие народов», «самоопределение народов». Народом является совокупность людей, которые проживают на определенной территории и являются гражданами данного государства. Равноправие народов означает равное положение всех народов и право их на участие в федеративных отношениях. Самоопределение народа означает право народа на самоуправление и самостоятельное решение государственно-правовых вопросов.

Принцип равноправия субъектов РФ означает то, что все субъекты России имеют равные права по отношению друг к другу и равны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Принцип разграничения предметов ведения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами означает, что в Конституции РФ установлены предметы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов. Конституция РФ закрепляет предметы ведения Российской Федерации и ее субъектов, руководствуясь принципом разграничения отдельных вопросов:

  • Ведения Российской Федерации;
  • Совместного ведения Федерации и ее субъектов;
  • Ведения субъектов РФ.

Российская Федерация решает наиболее значимые вопросы государственной жизни, социально-экономической, внешнеполитической, законодательной и других сфер деятельности. Совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов состоит в:

  • Защите прав и свобод человека и гражданина;
  • Обеспечении законности и правопорядка в стране;
  • Общественной безопасности;
  • Режиме пограничных зон;
  • Владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами;
  • Разграничении государственной собственности;
  • Охране окружающей природной среды;
  • Защите семьи, материнства, отцовства и детства;
  • Социальной защите граждан;
  • Координации международных и внешнехозяйственных связей субъектов Федерации;
  • Выполнении международных договоров Российской Федерации.

Законы и нормативные акты, издаваемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, не должны противоречить федеральному законодательству. У субъектов РФ есть право решать вопросы исключительного ведения. Им разрешается осуществлять собственное правовое регулирование, принимать законы и иные нормативные правовые акты, которые не должны идти в разрез с федеральными законами, которые были приняты по предметам ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае возникших противоречий между федеральным законом и иным актом, изданным на территории Российской Федерации, приоритет имеет федеральный закон. Однако часто федеральный закон определяет общие положения, которые детализируются органами власти субъектов Федерации. Так, например, закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет ЕГЭ как форму итоговой аттестации, но в некоторых случаях позволяет органам исполнительной власти субъектов выбирать другие формы экзаменов.

Принцип единства системы государственной власти говорит о единстве источника власти с целью ее деятельности, однотипной организации власти на федеральном и региональном уровнях, а также во взаимодействии различных органов власти.

Общая характеристика федеративного устройства России

Конституция 1993 г. продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Конституция закрепила равенство всех субъектов Федерации, провела более четкое разделение предметов ведения и полномо­чий федеральной власти и власти субъектов Федерации.

Федерализм выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Экономико-гео­графический федерализм в будущем, несомненно, испытает влияние интеграционных процессов развития рыночных отношений, подгонять которые политическими методами нельзя.

Нельзя считать бесспорным и закрепление национально-госу­дарственных основ российского федерализма, особенно в отно­шении прав и обязанностей национальных и территориальных субъектов Федерации. Можно сделать три важных правовых вывода:

  • Какова роль бактерий в круговороте веществ в природе кратко

      

  • Справка о наставничестве над молодыми педагогами для аттестации в доу

      

  • Формирование принципов буржуазного судопроизводства кратко

      

  • Стихи для проведения режимных моментов в детском саду

      

  • Понятие о корпускулярно волновой природе света кратко

Перспективы развития российского федерализма

Постановлением федерального правительства утверждена программа по развитию федеративных отношений в стране и формированию среды для эффективного и ответственного управления финансовыми ресурсами субъектов РФ и муниципальных территорий. Эта программа предполагает обеспечение роста устойчивости бюджетов региональных территорий, повышения качества бюджетного управления на региональном и муниципальном уровнях.

Так, в соответствии с исследованиями Министерства финансов РФ региональные территории сегодня крайне зависимы от центра, имеют большой объем долговых обязательств.

Ввиду обострившейся внешней обстановки, в частности введения санкций против Российской Федерации, финансовая зависимость региональных территории от центра усугубляется, что требует укрепления федеративных отношений, повышения их эффективности.

Эффективное развитие российского федерализма должно обеспечиваться экономическим развитием территорий, то есть субъект Российской Федерации должен рассматриваться как крупное территориальное образование, которое способно самостоятельно обеспечивать собственные публичные полномочия и конструктивно взаимодействовать с иными субъектами и федеральными органами управления.

При участии федеральных органов власти должны создаваться условия для прогрессивного развития субъектов, обладающих инфраструктурным, инвестиционным и инновационным потенциалом, а также должны организовываться мероприятия по поддержке наиболее экономически уязвимых территорий, не способных самостоятельно обеспечить благосостояние населения. Приоритетным направлением федерализма должно оставаться формирование эффективных механизмов согласования интересов региональной территории с федеральной властью.

Характеристика проблем федерализма в России

Организация и реализация публичной власти, в том числе территориальная организация публичной власти, требуют перманентного анализа, оптимизации и совершенствования, что актуализирует изучение проблем федерализма в России. Так, сегодня к проблемным аспектам федерализма в России можно отнести следующие:

  • асимметричность. В состав Российской Федерации входят существенно отличающиеся по своему политико-правовому статусу субъекты. Так, республики как члены Федерации имеют право разрабатывать и утверждать собственные Конституции, вводить собственное гражданство и официальный язык, при этом субъекты иного вида имеют право разрабатывать и утверждать только собственный устав. Существенно отличается и статус сложносоставных субъектов. Указанное ведет к громоздкости, неоднозначности правового регулирования отношений между федеральной и региональной системами управления;
  • разница в объемах территории субъектов. Значительная разница субъектов в размере территории, в ее густонаселенности, а также разница в экономических, природно-климатических и иных условиях таких территорий ведут к проблеме обеспечения равного социально-экономического развития и благосостояния населения, гарантированных Конституцией и др.;
  • значительное число субъектов и неспособность многих из них обеспечить необходимый уровень благосостояния населения. Российская Федерация включает более 80 субъектов, при этом не все региональные территории способны обеспечить благосостояние регионального населения, создать необходимые условия для социально-экономического развития, что требует реализации политики выравнивания субъектов и применения иных инструментов для сглаживания разницы в социально-экономическом положении таких субъектов. Одним из приоритетных направлений в рассматриваемой сфере является укрупнение субъектов посредством их объединения для наиболее эффективного решения задач регионального управления.

Сегодня государством предпринимаются попытки по перераспределению полномочий между федеральными органами и органами субъектов посредством делегирования отдельных полномочий

При этом важно подчеркнуть, что для эффективного перераспределения полномочий по вертикали необходимо предусмотреть не только делегацию полномочий, но и закрепить за субъектами источники финансирования таких полномочий. Кроме того, эффективность реализации таких делегированных полномочий должна обеспечиваться эффективными инструментами контроля, как со стороны Федерации, так и со стороны общества

Также важным направлением преодоления проблем российского федерализма является расширение собственных источников дохода региональных территорий. Иными словами, региональные территории должны быть заинтересовано в расширении перечня и объема источников собственного дохода, а не только в увеличении финансовой поддержки со стороны Федерации.

Особенности эволюции российского федерализма

Российский федерализм начинает складываться и развиваться с принятием Конституции России в 1993 г. В качестве конституционных основ Российского государства конституционные нормы предусматривали федеративное устройство системы публичного управления, демократический политический режим и республиканскую форму правления.

К числу наиболее важных задач становления и развития отечественного федерализма относились:

  • гарантирование территориальной целостности государства;
  • обеспечение равноправия субъектов, образующих Российскую Федерацию.

Актуальность решения названных задач обуславливалась существовавшими в период становления нового российского государства сепаратистскими тенденциями отдельных субъектов. Конституционным судом страны было принято постановление, которое, раскрывая смыл конституционных положений о федерализме, указывало на то, что Конституцией страны устанавливается суверенитет Российской Федерации, что не позволяет говорить о возможности существования иной ступени суверенной власти в системе публичного управления страной. Другими словами, положениями отечественной Конституции не допускается суверенитет субъектов, образующих Российскую Федерацию.

Кроме того, особенностью российского федерализма является наличие параллельных направлений управления:

  • управления субъектами Российской Федерации;
  • управления территориями, которые могут включать в себя часть субъектов Российской Федерации или несколько субъектов Российской Федерации.

Иными словами, федеральное управление предполагает влияние на управление территориями субъектов за счет прямых и косвенных инструментов, в том числе инструментов социально-экономического развития территорий посредством программно-целевой поддержки субъектов, образующих Российскую Федерацию.

Так, например, действующая сегодня Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 г. содержит перечень региональных территорий, на которых формируются зоны территориального развития, то есть реализуются мероприятия поддержки конкретных региональных территорий. Поддержка здесь обусловлена наличием высокого уровня развития инфраструктуры или наличием высокого инвестиционного потенциала, выгодного экономико-географического положения или, напротив, существенным отставанием таких региональных территорий от общего уровня развития субъектов, составляющих Российскую Федерацию.

Федерация и федерализм: понятие и сущность

В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare – объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.

Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.

Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.

Понятие и признаки федеративного государства

Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти.

По способу образования различают федерации:

  • договорные;
  • конституционные.

Договорная федерация создается путем соглашения несоюзных государств между собой об образовании нового федеративного государства, при этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:

  • если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация;
  • если нет — конституционная.

Государственное устройство России основывается на принци­пе федерализма. Это означает, что государство состоит из не­скольких равноправных субъектов, некоторые из которых (рес­публики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются не­зависимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъек­тами международного права.

Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное го­сударство», т. е. такое государство, которое управляется центра­лизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устрой­ству) являются республики — субъекты РФ.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:

  1. РФ состоит из республик, краев, облас­тей, городов федерального значения, автономной области, авто­номных округов — равноправных субъектов Федерации;
  2. республики имеют свою конституцию и законодательство, а другие субъекты — устав и законодательство;
  3. федеративное устройство основано на государственной цело­стности, единстве системы государственной власти, разграниче­нии предметов ведения и полномочий между органами государ­ственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и само­определении народов в РФ;
  4. во взаимоотношениях с федеральными органами государ­ственной власти все субъекты Федерации между собой равно­правны.

Понятие и значение федерализма

Основными формами территориальной организации современных государств являются унитарное государство и федеративное государство. Таким образом, федерализм можно охарактеризовать как принцип территориального устройства современного государства. Федерализм как принцип территориального устройства государства утвердился для преодоления разногласий в государстве между центром и местными территориями, для организации эффективного публичного управления посредством распределения власти по вертикали.

В России принцип федерализма закреплен на конституционном уровне и обусловлен следующими обстоятельствами:

  • основа Российского государства – это исторически сложившееся единство многонационального народа страны, что, в свою очередь, обеспечивает правовую и реальную государственную целостность;
  • значительное географическое протяженность Российского государства предполагает необходимость при организации публичного управления учета специфических особенностей региональных территорий, что актуализирует распределение полномочий публичного управления по вертикали.

Принцип федерализма обеспечивает урегулирование двух взаимонаправленных процессов:

  • обеспечивает децентрализацию государственной власти для эффективной организации публичного управления посредством распределения властных полномочий между федерацией и субъектами;
  • интегрирует отдельные территории, исторически и юридически образующие единое государство, для наиболее эффективной организации и реализации публичного управления, для решения общеполитических задач.

Этапы развития федеративных отношений

Первый этап — 1991—1993 гг. Он характеризуется развитием тенденции децентрализации и стремлением выйти из состава Российской Федерации ряда субъектов РФ. Определенной формой компромисса центральной и региональной власти явились Федеративные договоры от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации. После их подписания началось активное реформирование исполнительной вертикали власти, ее централизация и подчинение Президенту РФ. Был учрежден институт представителей Президента в субъектах РФ в целях координации деятельности федеральных и региональных властных структур. Этот этап завершился роспуском Верховного Совета, что привело к острому противоборству и дестабилизации ситуации в стране.

Второй этап – 12 декабря 1993 г. Началом данного этапа явилось принятие Конституции, которая создала рамочные основы для взаимодействия властей. Особенностью данного этапа является несовершенство законодательного регулирования взаимоотношений федеральных и региональных органов государственной власти. В этих условиях субъекты РФ самостоятельно определяют свои системы государственной власти и политические режимы (парламентский, президентский), выстраивают взаимоотношения с федеральным центром. Уступки Центра наиболее влиятельным в политическом отношении субъектам Федерации (Татарстан) способствуют стабилизации ситуации в стране.

Третий этап – 15 февраля 1994 г. Договор Российской Федерации и Республики Татарстан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан.

Четвертый этап —конец 1994 г. Массовое подписание Федеративных договоров. В эти годы прошли выборы губернаторов, и регионы получили значительную независимость от Центра. Данный этап характеризуется новой волной децентрализации. В условиях определенной разбалансированности федерально-региональных взаимоотношений широкое распространение получила практика заключения двухсторонних договоров и соглашений между федеральным Центром и субъектами РФ. Она в определенной степени компенсировала несовершенство законодательной базы федерально-регионального взаимодействия, сняла напряжение и обеспечила определенный уровень стабилизации отношений федеральных и региональных органов государственной власти. Вместе с тем усугубилась проблема асимметрии федеративных отношений.

Пятый этап — 1999 г. – принятие Федерального закона от б октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ), установившего общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о таком разграничении между органами государственной власти субъектов РФ и федеральным центром, который обязал субъекты РФ до 21 июня 2002 г. привести тексты договоров в соответствие с Конституцией.

Шестой этап начался в 2000 г. и ознаменовался изменением порядка формирования верхней палаты федерального парламента – Совета Федерации Федерального Собрания РФ, созданием института федеративных округов, реорганизацией института полномочных представителей президента в регионах, а также созданием Государственного совета РФ.

Седьмой этап развития федеративных отношений наступил в 2004 г. и связан с процессом укрепления вертикали власти, а именно: в сентябре 2004 г. был изменен порядок формирования высших должностных лиц субъектов РФ. Были внесены изменения и дополнения в Закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, в частности он был дополнен главами, определяющими общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами и органами власти субъекта РФ и экономическую основу деятельности органов государственной власти субъекта РФ.

показать содержание

Бюджетный российский федерализм

Определение 2

Бюджетный федерализм — это автономное функционирование бюджетов отдельных уровней на разных стадиях бюджетного процесса.

Принципы бюджетного федерализма:

  • самостоятельность бюджетов субъектов РФ, управление собственными источниками дохода, право определять направления их использования;
  • право на компенсацию расходов, которые возникли в результате решений, принятых вышестоящими органами управления и власти;
  • право предоставления налоговых льгот;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов в бюджеты более высоких уровней;
  • соответствие финансовых ресурсов выполняемым органами управления и власти функциям;
  • разграничение бюджетной ответственности, расходных полномочий между региональными и федеральными органами власти;
  • формализованные, нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений;
  • наличие специальных процедур разрешения и предотвращения конфликтов между разными уровнями власти, достижения согласованных решений относительно налогово-бюджетной политики.

Исходными пунктами формирования российского федерализма являются: наличие нескольких групп экономических регионов, которые отличаются уровнями экономической самостоятельности (развитые, развитые выше среднего, средние, развитые ниже среднего, слаборазвитые); ресурсная разбалансированность бюджетов; значительные различия субъектов Федерации по основным социально-демографическим характеристикам.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: