Статья 93 конституции россии

Отрешение президента от должности: правила импичмента

Процедурные отличия в ряде стран

Институт импичмента преимущественно регламентируется конституцией. Ключевыми моментами при описании механизма являются следующие:

  • орган, инициирующий вопрос о недоверии к главе государства;
  • инстанция, принимающая финальное решение о необходимости импичмента;
  • должность, на которую будет возложено временное исполнение обязанностей Президента.

В большинстве случаев отрешение от должности происходит либо парламентским способом, как в США, либо комбинированным, как во Франции.

Во французском уголовном праве нет исчерпывающей трактовки термина «государственная измена»

Английская модель

По данным историков эта процедура практиковалась в Англии уже в XIV в. Она касалась не лидера страны, а нижестоящих должностных лиц. Расследование предполагаемых преступлений проводилось Палатой Общин, порой даже без подготовительного следствия. Импичмент в этом контексте трактовался как механизм привлечения к ответственности, но не ухода с поста. Дальнейшие процедурные моменты были в ведении парламентского суда и Палаты лордов.

США

Американская традиция истоками уходит в английскую.

Особенности механизма:

  1. Согласно положению Конституции, должностные лица, за исключением состоящих на военной службе, при появлении прецедента могут быть подвергнуты импичменту.
  2. Обвинение выдвигает Палата представителей.
  3. Основание для недоверия — серьезные преступления.
  4. Поскольку состоящие на высокопоставленных военных должностях находятся в ведении судов военных трибуналов, рассматриваемая процедура на них не распространяется.
  5. После того, как правомерность действий Президента подвергнута сомнению, дальнейшее разбирательство проходит в Сенате. Для отрешения от должности требуется согласие не менее 2/3 человек от общего состава.
  6. Помимо отстранения от должности, бывший Президент лишается возможности в будущем претендовать на государственный пост.
  7. Импичмент не означает последующее уклонение от ответственности в гражданских судах.

Наиболее нашумевший импичмент был вынесен Эндрю Джонсону в 1868 г.

Европейские страны

В ФРГ, например, существует разделение юридической и политической ответственности Президента. Инициатором процедуры выступает парламент. Согласно французской конституции глава государства может привлекаться к конституционно-правовой и уголовной ответственности, что, например, не возможно в ФРГ. В Чешской Республике запрещено привлекать к подобного рода ответственности человека, занимавшего столь высокий пост. Однако это касается лишь преступлений, совершенных им во время исполнения своих полномочий в роли Президента.

Первый импичмент в Европе состоялся в отношении Президента Литвы

СНГ

Таблица 3. Сравнительная таблица особенностей процедуры в государствах постсоветского пространства

Страна Основания для импичмента Компетентные органы
Украина государственная измена;
иное преступление.
Комиссия в рамках Верховной Рады с прокурором и следователями;
Конституционный и Верховный Суды.
Молдова нарушение положений Конституции. Парламент;
Референдум.
Грузия государственная измена;
нарушения Конституции;
другие преступления.
Парламент;
Конституционный и Верховный Суды.
Беларусь государственная измена;
не тяжкое преступление.
Палата Представителей;
Сенат.
Армения государственная измена;
тяжкое преступление.
Национальное собрание;
КС.
Таджикистан нарушение присяги;
совершение преступления.
Комиссия Маджлиси Оли;
КС и ВС.
Узбекистан Импичмент не предусмотрен
Туркменистан нарушение Конституции;
несоблюдение законов Халк маслахаты.
Халк маслахаты.

Процедура отрешения Президента от должности

Конституция РФ (ст. 92) предусматривает несколько оснований прекращения полномочий Президента РФ.

В обычном порядке Президент РФ прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который он был избран, в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. Полномочия Президента РФ могут быть прекращены досрочно:

1) по инициативе самого Президента РФ — в случае его отставки;

2) по не зависящим от воли Президента РФ причинам — в случае стойкой неспособности Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3) по инициативе Федерального Собрания — в случае принятия им решения об отрешении Президента РФ от должности.

Под отставкой согласно общепринятой государственно-правовой практике понимается добровольный уход главы государства со своего поста. Процедура прекращения полномочий Президента РФ в результате стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия также требует детальной правовой регламентации в федеральном законе, где необходимо указать: какой орган и каким образом устанавливает факт наличия стойкой неспособности, каковы ее критерии и т. д.

Отрешение Президента от должности — это процедура привлечения к юридической ответственности главы государства. Впервые такая процедура под названием «импичмент» была установлена Конституцией США, * а затем и конституциями многих других государств.

Процедура отрешения Президента РФ от должности складывается из трех этапов.

1. Выдвижение Государственной Думой обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Инициатива в принятии такого решения должна исходить не менее чем от одной трети депутатов Государственной Думы.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ должно содержать конкретные указания на признаки тяжкого преступления, которое вменяется в вину Президенту РФ.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ и заключение специальной комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы. По итогам обсуждения Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления для отрешения его от должности. Постановление Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента РФ в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также в Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд для дачи заключения.

Если предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ не получило поддержки большинства в две трети голосов от общего числа депутатов палаты, Государственная Дума оформляет постановление об отказе в выдвижении обвинения против Президента РФ.

2. Подтверждение решения Государственной Думы заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

3. Принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента РФ от должности.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против главы государства. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается отклоненным.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации.

Если решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности не набрало необходимого количества голосов, рассмотрение обвинения против Президента РФ прекращается, что оформляется постановлением Совета Федерации.

Постановление Совета Федерации незамедлительно доводится через средства массовой информации до всеобщего сведения.

С момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ по рассмотренным выше основаниям до избрания нового главы государства соответствующие государственные функции временно исполняет Председатель Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не вправе распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Правовой статус президента РФ

Президент РФ в соответствии со ст. 80 Конституции РФ является главой государства. Он занимает ведущее, центральное место в системе органов государственной власти.

Первый Президент РФ был избран на прямых всеобщих выборах 12 июня 1991 года после внесения необходимых изменений в Конституцию РСФСР. Тогда он являлся главой власти и высшим должностным лицом.

Как следует из гл.4 Конституции РФ, Президент РФ как глава государства занимает особое место в системе высших органов государственной власти. Он не входит ни в одну из ветвей власти, о чем свидетельствует, в частности, ст.11 Конституции.

Особое место Президента РФ в системе органов государственной власти нашло выражение и в его конституционно закрепленных функциях гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета, независимости государственной целостности РФ, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Как глава страны и в международных отношениях, обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики РФ.

Особый статус Президента РФ не означает его изолированности от иных структур государственного аппарата. Президент РФ непосредственно и активно взаимодействует со всеми ветвями государственной власти

Основные аспекты импичмента

Президент Российской Федерации прекращает выполнение возложенных на него полномочий по истечению предусмотренного действующим законодательством срока. Деятельность главы государства прекращается в момент принесения присяги его преемником.

Лидер страны обладает неприкосновенностью. Этот статус прописан в ст.91 Конституции РФ. Данное положение подразумевает, что ни одно лицо не имеет права задействовать в его отношении психическое либо физическое насилие. Также исключена возможность ареста, обыска, задержания или привлечения к правовой ответственности.

Термин «импичмент» происходит от английского «impeachment», что означает «недоверие»

Процедура прописана в ст. 93 Конституции РФ. Некоторые представители законодательной власти считают ее несколько формализованной и сложной для реализации.

Конституция РФ. Статья 93

Основания для ухода с поста

Предусмотрено несколько ситуаций, являющихся поводом для преждевременного отречения от должности. Одной из них является плохое состояние здоровья.

Уход с поста ввиду неудовлетворительного физического состояния может проходить по 2 сценариям.

Таблица 1. Варианты снятия полномочий с президента по состоянию здоровья

Личное предоставление заявления Принудительное смещение с должности
Этот вопрос рассмотрен во II и III чч. ст 2, Конституции. Президент досрочно снимает с себя полномочия ввиду стойкой неспособности выполнять возложенные на него функции. В контексте данной ситуации он находится в ясном уме и самостоятельно принимает это решение. Следующие выборы должны проводиться в течение 3 месяцев с момента прекращения президентской деятельности. Если состояние здоровья Президента не дает возможности полноценно управлять государством, но он не отдает себе в этом отчет, для оценки физического состояния приглашается специальная медицинская комиссия. Она выдает авторитетное заключение, на основании которого решается вопрос о дееспособности. Если глава государства не в состоянии исполнять обязанности, его замещает Председатель Правительства РФ.

Признание лидера государства недееспособным требует грамотно обоснованной правовой подоплеки

Помимо перечисленных причин, основанием для снятия с должности является импичмент.

Отрешение от должности

Согласно принятой конституционной модели процедура импичмента запускается лишь в случае выявления уголовно-наказуемого деяния. Под этим термином подразумеваются тяжкие преступления или государственная измена. Политические мотивы не предусмотрены.

Голосование по обсуждению решения об импичменте проходит тайно

Государственная измена

Расшифровка этого понятия вызывает много споров в юридических кругах. В Конституции РФ оно не освещено.

УК РФ Статья 275. Государственная измена

В целом, любая деятельность, представляющая угрозу государству, трактуется как предательство. Под последним термином понимают нарушение государственных интересов в части:

  • суверенитета;
  • конституционного строя;
  • территориальной неприкосновенности.

Государственная измена совершается в пользу конкретного государства. Приведенные в этой статье УК РФ доводы не относятся к внутригосударственной деятельности Президента.

Особенности:

  1. Деятельность главы государства, направленная на подрыв духовных, экономических, социальных и политических устоев, не учтена в рамках ст. 275 УК РФ.
  2. Поскольку лидер страны не является обычным гражданином РФ, термин «государственная измена Президента» гораздо более объемный, нежели описан в приведенной статье.
  3. Ввиду того, что в Конституции это понятие не освещено, оснований для запуска процедуры импичмента очень мало.

Важной оговоркой, содержащейся в примечании к ст. 275 УК РФ, является возможность освобождения гражданина от уголовной ответственности

Это происходит при его своевременном оповещении соответствующих органов о факте измены. Подобная преференция допустима в случае, если в действиях не обнаружено улик иного преступления. Это правовое послабление схоже с деятельным раскаянием.

Схема взаимодействия между компетентными органами

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: