Формы правления
Аристотель в своей политической философии формулирует классификацию политических форм правления.
В целом, Аристотель делит все формы на два широких класса:
- Правильные, среди которых монархия, аристократия и полития.
- Неправильные – тирания, олигархия и демократия.
Наихудшей формой правления древнегреческий мыслитель считает тиранию. Резко критикует он и ту демократию, что всецело отдает власть народу, при этом умеренные проявления демократических принципов устройства государства Аристотель принимает, считая, что они способствуют консолидации богатых и бедных.
Замечание 2
Наилучшая форма правления – полития. Она являет собой нечто среднее между аристократией и демократией, где ключевую роль играет средний класс. Полития – это «среднее» государство, где доминирует умеренность в достатке и нраве.
Краткая биография
Не редко в рукописях можно встретить упоминания об Аристотеле в виде выражения «Стагирит». Такое обозначение филосов заслужил местом своего рождения, городом Стагир. Совсем молодым, он отправился в столицу Греции, город Афины. Там он учился, а после преподавал до тех дней, пока не скончался основатель платоновской Академии. После этого, Аристотель уехал из города и стал жить в других государствах Греции. Позже, от самого царя Македонии последовало приглашение и мыслитель отправился к нему в страну, чтоб заниматься воспитанием сына Филиппа Александра. После многих лет, Аристотель все же смог вернутся в любимый город – Афины и основал там свою школу филосовства. Руководя ей, он отдавал большое количество знаний своим ученикам. Даже на закате своей жизни, мыслитель продолжал руководить Ликеем. Аристотель считается очень продуктивным автором, но, к сожалению, многое творчество было утеряно. Оставшиеся, с времен его работы произведения, достаточно точно определяют политико-правовую тематику.
Это интересно: 195,Великий Новгород XII-XIII вв: кратко
Сочинения Аристотеля
Аристотель в своих многочисленных сочинениях охватил практически все области существующих тогда знаний. Они получили в его работах глубокое философское обоснование и приведены были в строгий и систематизированный порядок.
По преданиям Плутарха и Старбона Аристотель свои сочинения завещал Феофрасту. От него они перешли к Нелию, наследники которого потом спрятали важные рукописи в погребе, где от плесени и сырости они сильно пострадали. В 1 веке их продали любителю книг и богачу Апелликону в жалком состоянии. Он уже пытался восстановить наиболее пострадавшие места рукописей, делая свои собственные записи, но не всегда правильно. При правлении римского императора Сулле рукописи Аристотеля попали в число добычи. В Риме их издали такими, какими они известны сегодня.
Учение о государстве
Учение Платона об идеальном государстве подверглось критике Аристотелем. Он говорил о таком политическом устройстве, которому придерживаются существующие государства. Общность имущества, детей, жен, предлагаемая Платоном, по мнению Аристотеля, приведет к разрушению государства. Он убежденно защищал права индивида, моногамной семьи и частной собственности. Его социально-политическое учение имело свои особенности. Лучший способ исследования чего-либо – это рассмотрение первопричины образования предметов. Аристотель считал, что стремление к политическому общению и совместной жизни естественны для людей. Государство должно создаваться не просто для жизни, а для счастливого существования вместе. Аристотель говорил, что ни один член общества не должен чрезмерно проявлять свою политическую силу.
По легенде, Александр Македонский в юности влюбился в гетеру Феллиду. Аристотель просил ее оставить царя. Она согласилась при условии, что Аристотель прокатит ее на спине. «Скачки» увидел Александр. Аристотель сказал: «Вот что она вытворяет со мной, старым и мудрым! Представь, во что она превратит тебя». Этого урока царю было достаточно.
Взгляды Аристотеля на человека в государстве
Аристотель в своих сказаниях определял понятие человека как существо политическое. В первую очередь выделялась способность к нравственной и интеллектуальной жизни. Ведь только человек способен осознавать, что такое добро и зло. Самым главным результатом и достижением в жизни каждого, Аристотель определял образование полноценной семьи. Таким образом, в мире появились селения, города, а в дальнейшем и государства. Всех людей Аристотель разбил на три группы: очень зажиточные, бедные и средние, которые находились между ними. Богатство во взглядах Аристотеля было желанием наживы, а не жизни в обществе. Стремление к власти с помощью богатства так же не поддерживалось. Определялось, что государства создаются не для того чтоб просто жить, а жить счастливо.
Космология Аристотеля
Как и древние ученые, Аристотель считал, что Земля является центром Вселенной. Но он утверждал, что Земля имеет шарообразную форму. Характер лунных затмений указывал философу на этот факт. Тень от Земли на Луну по краям имеет округлую форму – это единственный признак, что Земля имеет шарообразную форму. На основе изучения лунных фаз Аристотель доказал и шарообразность также Луны. «Метеорология» — это его первое сочинение относительно физической географии. Звезды же, по мнению Аристотеля, неподвижны и укреплены на небе. А планеты или «блуждающие светила» перемещаются по Аристотелю по 7ми концентрическим кругам. Бог – это причина небесного движения.
Учение Аристотеля о праве
Право, по мнению Аристотеля, тесно ассоциируется с государством. Эти элементы не могут существовать друг без друга. Право включает в себя нормы, регулирующие общественную жизнь, придающие ей стабильность. В качестве главного признака права выступает принудительная сила, воплощающая собой справедливость. Государство и право преследуют одну цель, выраженную в общем благе, ассоциируемом у всех со справедливостью.
Право по Аристотелю делится на два вида:
- во-первых, естественное право. Это то право, которое не имеет острой необходимости в обеспечении законодательного закрепления, оно и так признается всеми. В эту разновидность права можно отнести те общественные явления, существование которых обусловлено естественным образом, к примеру, семья, рабство, частная собственность и так далее;
- во-вторых, условное право. Это то право, которое формируется нормами, установленными людьми в виде законов и иных соглашений. Это право делится на писаные и неписаные законы, обычаи.
Аристотель отмечает необходимость стабильности права. По его мнению, законодательство может быть и справедливым, и несправедливым, но оно должно в любом случае обладать обязательной силой, иначе порядок в обществе невозможен.
Основные положения учения Аристотеля о политическом
Замечание 1
Политическая теория Аристотеля, в противовес «идеальному государству» Платона, в первую очередь берет за основу реально существующие политические и общественные отношения и конструкты. Такой политический «прагматизм» вытекает в целом из философского проекта Аристотеля, во многих пунктах направленного против идеалистической философии Платона.
Сфера политики, по мысли Аристотеля, тесно связана с этикой. В основе ее должно лежать стремление к нравственности, следование устоявшимся моральным установкам. Этика – это своего рода введение в политику. Исходя из этого, предметом политической философии является изучение того, как в политическом проявляется справедливость.
Справедливость имеет два модуса смысла:
- уравновешивающая справедливость – «арифметическое равенство», что проявляется в области непосредственного применения права к явлениям и процессам общественно-политической жизни людей (например, возмещение ущерба, установление степени вины и соответствующего наказания и т.д.);
- распределяющая справедливость – «геометрическое равенство», которое выражается в распределении между членами общества благ; при этом указанные блага могут делиться и не строго поровну, на это влияет степень вклада каждого члена общества в его развитие.
В связи с этим, следует упомянуть о том, что Аристотель является сторонником рабства. По его мнению, доводом в пользу рабства является природное неравенство людей. Он считает, что природа изначально наделяет «варваров» физической силой, обрекая их тем самым на подчиненное существование в рамках властной структуры общества. С другой стороны, Аристотель видел и экономические причины рабства: рабы – это хорошая трудовая сила.
Человек
Человек для Аристотеля – это политическое и общественное существо, которое он называл еще «политическим животным», одаренным речью. Человек способен понимать, что такое зло и добро, несправедливость и справедливость, то есть у него всегда есть определенные нравственные качества.
Аристотель в «Никомаховой этике» писал, что человек по природе своей – это существо общественное, политическое существо, несущее в себе инстинкт к совместной жизни. Неравенство способностей людей – это врожденное качество, поэтому они и стремятся объединяться в группы. По этой причине и возникают различия в общественном статусе среди людей.
Человек имеет 2 начала – общественное и биологическое. С рождения люди не находятся в одиночестве. Каждый приобщается к прошлому и настоящему, к чувствам и мыслям всего человечества. Вне общества жизнь человека невозможна, как полагал Аристотель.
Этические взгляды
Аристотель ввел термин «этика», чтобы обозначить совокупность человеческих добродетелей. Этические добродетели человека еще называли душевными качествами. Аристотель выделил их 14 штук: мужество, кротость, щедрость, умеренность, честолюбие, великодушие, величавость, ровность, честолюбие, любезность, правдивость, справедливость, дружелюбие, справедливое негодование и мудрость. Конечно, добродетели ума развиваются только благодаря обучению человека. Это рассудительность, мудрость, сообразительность. Нравственные качества возникают из привычек человека, которые приобретает опыт со временем, действует. На основе чего и формируются его черты характера.
Аристотель создает теорию, в соответствии с которой добродетели являются оптимальной серединой между двумя крайностями: мужество — это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности); благоразумие — середина между распущенностью и отказом от удовольствий; щедрость — середина между мотовством и скупостью; величавость — середина между спесью и приниженностью; ровность — середина между гневностью и «безгневливостью»; правдивость — середина между хвастовством и притворством; остроумие — середина между шутовством и неотёсанностью; дружелюбие — середина между вздорностью и угодничеством; стыдливость — середина между бесстыдством и робостью.
Учение Аристотеля о государстве
По мнению Аристотеля, государство представляет собой результат естественного развития, обусловленный стремлением человека к общению. Люди создают объединения, которые можно рассматривать в разрезе трех уровней:
- во-первых, семья;
- во-вторых, деревня;
- в-третьих, полис или государство.
В трактовке Аристотеля государство представляет собой общение людей, обладающих общими характеристиками, для достижения состояния лучшей жизни. В качестве людей Аристотель рассматривает свободных граждан греческих полисов, но не рабов и не варваров. Государство существует для обеспечения блага людей. Выступая с критиком концепции Платона об идеальном государстве, Аристотель отмечает, что единство имущества неестественно, частная собственность больше соответствует человеку и его природе. В ее основе человеческое естество, она выступает в качестве неотъемлемого элемента семьи. Аристотель различает следующие формы обогащения:
- во-первых, производство материальных ценностей за счет приложения собственного труда, обеспечивающего одновременное обогащение и полиса;
- во-вторых, торговые операции, спекуляция, перекачка готовых ценностей.
Государство по Аристотелю обладает следующими неотъемлемыми признаками:
- во-первых, неразрывность территории и власти;
- во-вторых, относимость власти только к равным и свободным гражданам, то есть к участникам политической жизни;
- в-третьих, социальную основу власти формируют собственники земли.
Замечание 1
Задолго до Шарля Монтескье Аристотель выделил три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.
В классификации государственных форм по Аристотелю много пересечений с платоновской концепцией. Он классифицировал государственные формы в разрезе двух аспектов:
- во-первых, по числу правящих лиц: одно, несколько и большинство;
- во-вторых, по достигаемым целям: либо общее благо, либо личная выгода.
Это позволило выделить правильные и неправильные формы государственного устройства. К первым относятся полития, монархия, аристократия; ко вторым – тирания, демократия и олигархия.
Политические симпатии Аристотеля принадлежат политии, под которой он понимает своеобразную смешанную форму, возникающую на основе сочетания олигархии и демократии. Политический строй политии предполагает доминирование собственности средних размеров, что гарантирует самодостаточность семьи, ослабляя проявление антагонизма богатства и бедности.
Для Аристотеля характерно отождествление государства и общества. В этом смысле перед ним стала необходимость поиска интересов, целей и характера деятельности людей, обусловленного их имущественным положением. Такой подход Аристотель заложил для характеристики слоев общества. По Аристотелю слои общества представлены очень зажиточными гражданами, средними гражданами, крайне неимущими гражданами. Различные слои общества в соответствии с их имущественным положением выступают в качестве диаметрально противоположных друг другу. Аристотель выступал за рабовладельческую систему, усматривая тесную связь рабства и вопросов собственности. По рождению ряд людей был предназначен для властвования, другие – для подчинения. Этот закон Аристотель рассматривал как общий природный закон, в подчинении которого находились и одушевленные существа. Таким образом, все те люди, которые принадлежали не самим себе, а другим, по своей природе были рабами.
Наилучшим государством является такое общество, которое формируется посредством среднего элемента. Средний элемент представляет собой элемент между рабовладельцами и рабами. При наличии в государстве множества лиц, лишенных политических прав, общество неизбежно насыщено враждебно настроенными элементами.
Биографическая справка
Аристотель, живший в IV веке до нашей эры, был сыном врача при дворе царя Македонии. Обучался Аристотель в Афинах. Сначала он учился в академии Платона, затем преподавал там же. После смерти Платона Аристотель покинул академию, некоторое время жил в разных греческих городах, занимаясь научной и преподавательской деятельностью. Наиболее известным воспитанником Аристотеля является Александр Македонский. В Афинах Аристотелем была создана собственная школа, именовавшаяся Ликей. Аристотель был обвинен в безбожии после смерти Александра Македонского, что вынудило его покинуть Афины.
Аристотель признан самым прославленным учеником Платона. При этом он выступал с критикой платоновского учения.
К числу основных работ Аристотеля относятся трактаты «Политика», «Афинская полития», «Этика», «Никамахова этика». Аристотель является основателем минимум 14 наук, включая политологию.
Плюсы и минусы теории
К плюсам патриархальной теории следует относить то, что она может способствовать сплоченности в обществе; уважению, почету власти государства, а также взращивает дух родства, братства, взаимной связанности членов общества в образе членов семьи.
Минусом теории представляется прямое отождествление семьи и государства, власти отца и монарха Этому выражают противоречия следующие факты:
- Семья связана действительными родственными связями, в то время как весь народ, даже, несмотря на наличие конкретной общности, вряд ли правильно было объявить родственниками;
-
Монарх является представителем публичной власти, которая отделена от народа, мощь его власти имеет другой базис, чем власть отца в семействе, ибо:
- отец на самом деле — основатель рода, а монарх же, если и основал, то государство, а никак не народа;
- монарх не может являться родственником практически всего населения;
- довольно часто монарх приглашается из иностранного государства, то есть вообще не может иметь кровнородственных связей с управляемым государством;
- власть отца является неформальной и непосредственной, власть монарха — формализованная, сопровождается церемониалом, опосредованно осуществима, посредством чиновников, иногда подкрепляется законами, хартиями, ставит опору на аппарат принуждения.
-
Невозможно считать государство прямым продолжением семьи, потому как оба эти института зародились постепенно и как раз практически в одно и то же время в процессии разложения первобытнообщинного строя.
Учение о государстве
Государство Аристотель понимает как политическое общение. При этом государство включает в себя предшествующие ему виды общения. Таковыми являются семья и селение. Как естественная необходимость толкает мужчину и женщину соединяться в семью, так и людей, членов сообщества, побуждает к образованию государства стремление к утверждению своего экономического благосостояния и безопасности.
Изначально государство образовалось из селения, которое является общением нескольких семей. В подтверждение Аристотель приводит примеры греческих патриархальных государств, которые управлялись «патриархами», старшими в роду. Вместе с тем, Аристотель отличает такую власть от чисто политической. Он считает, что политическая власть не должно всецело узурпировать одним человеком, но она является достоянием свободной и равной политической аристократии того или иного сообщества.
На основе общения нескольких селений образуется общество. Главная его функция – совместное достижение блага. Поэтому государство – это естественным путем возникающая общественно-политическая структура для достижения определенных целей как экономических (достижение блага), так и морально-нравственных (воспитание в человеке понимания этической категории справедливости).
Государство, по мнению Аристотеля, является незыблемым установлением, т.к. по своей природе человек является существом политическим. Это выражается в том, что человеку присуща такая черта, как властность.
Формы правления государством по Аристотелю
Филосов выделил верные формы и поставил их во главе. Он возвысил аристократию, монархию и политию. Предложил воздержаться от олигархии, демократии и тирании. Но среди всех форм, самой наилучшей и правильной, была выделена полития, что значит правление большинства, для пользы общего интереса. Во главу всего Аристотель ставил закон. Политическое учение мыслители и философа Аристотеля имеет огромную историческую ценность. Реалистичность и системность социально-политических взглядов благодаря мудрецу, делают «Политику» самым ценнейшим документом. По нему можно изучить политические взгляды и самого философа, а так же рассмотреть доступно все древнегреческое общество. Значение всей философии Аристотеля заключается в том, что он дал трактовку происхождения человека и всего мира, выделил 10 филосовских категорий, смог определить сущность материи, выделил много вариантов типов государств, остановившись на политии. В литературе отразившей 300 годы до н.э, можно найти множество трактовок мыслей Аристотеля, по поводу: сущности, бытия, категории, движения, времени, пространства, материи, логики, космоса, морали и души.