Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Организационная структура, задачи и основные функции мчс россии | юридический советник

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    МЧС России-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

  • Слайд 3

    27 декабря 1990 годабыл создан российской корпус спасателей на правах государственного комитета РСФСР.
    17 апреля 1991 года Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.
    19 ноября 1991 годабыл создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РСФСР)
    10 января 1994 годаГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
    ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МЧС РОССИИ

  • Слайд 4

    Организационная Структура МЧС России

  • Слайд 5

    осуществление нормативного регулирования, специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;
    осуществление мер по организации и ведению ГО, защите населения и территорий от ЧС и пожаров, а также мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами страны;
    осуществление управления в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в указанной области;
    осуществление сбора и обработки информации в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности, а также обмена этой информации;
    реализация государственной политики в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности.
    Основные Задачи МЧС России:

  • Слайд 6

    предупреждение возникновения ЧС;

    снижение потерь и ущерба от ЧС;

    ликвидация последствий ЧС
    Основные функции РСЧС

  • Слайд 7

    Масштабы распространения ЧС

    В зависимости от масштабов распространения и тяжести
    последствий ЧС может быть:

    — ЛОКАЛЬНОЙ

    — МЕСТНОЙ

    — ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ

    — РЕГИОНАЛЬНОЙ

    — ФЕДЕРАЛЬНОЙ

    — ГЛОБАЛЬНОЙ

  • Слайд 8

    Постоянно действующие органы управления РСЧС
    На федеральном уровне — МЧС России;
    На межрегиональном уровне — территориальные органы МЧС России, РЦ по
    делам ГОЧС и ликвидации последствий стихийных
    бедствий;
    На региональном уровне — Главные управления по делам ГОЧС субъектов РФ;
    На муниципальном уровне — управления (штабы) по делам ГОЧС местного
    самоуправления;
    На объектовом уровне — структурные подразделения организаций,
    уполномоченных на решение задач в области
    защиты населения и территории от ЧС и (или)
    гражданской обороны.

  • Слайд 9

    Силы и средства РСЧС России
    Национальный центр управления в кризисных ситуациях

    2. Центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России (Центроспас)

    3. Поисково-спасательные службы

    4. Центр по проведению операций особого риска «Лидер»

  • Слайд 10

    5. Мобильные сводные отряды частей войск ГО РФ

    6. Отдельные вертолетные отряды и
    отдельные смешанные авиационные эскадрильи

    7. Региональные специализированные отрядыпо тушению крупных пожаров ГПС

    8. Силы и средства наблюдения и контроля

  • Слайд 11

    Режимы функционирования РСЧС
    Режим повседневной деятельности – функционирует при отсутствии ЧС

    Режим повышенной готовности – вводится при угрозе возникновения ЧС

    Режим ЧС – вводится при возникновении и ликвидации ЧС

  • Слайд 12

Посмотреть все слайды

ПС субъектов Российской Федерации

В отличие от Федеральной ПС служба пожарной безопасности края, области, республики организуется органом исполнительной власти субъекта РФ. В их компетенции создание положения, структуры, штатного расписания, устава. Однако, разговор о полной самостоятельности не идет, в своей работе субъекты РФ пользуются рекомендации МЧС России, единый подход связывается с индивидуальными особенностями.

Как правило, дислокация и численность подразделений по тушению огня принимается из расчета времени прибытия спасателей: для городов – 10 минут, для сельской местности — 20 минут. Их основные функции и задачи направлены на:

  • тушение огня;
  • спасение людей, имущества, ценностей, культурного наследия;
  • профилактические меры.

Цель создания гарнизона

Говоря канцелярским языком, гарнизон пожарной охраны — это общая совокупность находящихся на определенной территории подразделений пожарной охраны, их органов управления и вспомогательных служб, независимо от их принадлежности и форм собственности.

Основная цель создания ГПО/ПСГ — это грамотная координация действий всех служб/организаций, созданных/предназначенных для тушения любых видов пожаров и спасения людей на конкретной территории, направленная как на предотвращение возникновения очагов возгорания (природных и техногенных), так и на максимально эффективную ликвидацию уже возникших пожаров.

Согласно ст. 11 Приказа МЧС РФ № 467, непосредственное руководство любым ГПО осуществляет его начальник. В силу ст. 15 того же документа, эту нештатную должность замещают:

  • в ТГПО — начальник регионального ГУ МЧС РФ;
  • в МГПО — начальник местной пожарно-спасательной службы МЧС (если же в населенном пункте нет ФПС, то на эту должность назначают инспектора поселковой/сельской ГПС, ответственного за тушение пожаров в данной местности).

Согласно ст. 11 и 12 Приказа МЧС РФ № 467, в состав вышеуказанного УГ, помимо его начальника, включаются также:

  • его замы (по оперативному реагированию, по тылу, по взаимодействию с СЖО и т. д.);
  • оперативный дежурный ПСГ;
  • диспетчер;
  • начальники всех НШС в ГПО (подробнее об этих службах — в последнем разделе статьи);
  • кроме того, в состав УГ в случае необходимости (а конкретно — для координации взаимодействия МЧС с местными добровольными пожарными командами) могут вводиться работники администрации области (края, республики) РФ/муниципального образования.

Присвоение специальных званий досрочно

Звание внутренней службы может быть присвоено досрочно в пределах звания, занимаемой штатной должности

При этом, если начальство примет во внимание заслуги перед Отечеством, особые проявления героизма на службе, то может присвоить звание досрочно на ступень выше или даже через ступень

Сотрудникам МЧС, как и прочим сотрудникам внутренних органов, может быть присвоено звание выше на одно, если у них есть ученая степень. Исключение составляют специальные звания высшего начальствующего состава. Для них такое продвижение по службе не предусмотрено. Например, генерал-майор не получит досрочного продвижения, если во время службы ему будет присвоена докторская степень.

Очередное специальное звание присваивается досрочно по истечении не менее половины установленного срока выслуги в предыдущем звании и не менее года службы в занимаемой должности.

Например, сотрудник в должности старшего пожарного и звании старшего сержанта внутренней службы может получить досрочно специальное звание прапорщика уже через полтора года, то есть половины установленного срока, если он служил старшим сержантом не менее года.

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Причины для задержки присвоения звания

Если возникает какая-либо необоснованная задержка при присвоении очередного звания, то в полном соответствии с законодательством РФ, следующее звание присваивается ему со следующего дня после окончания срока выслуги в предшествующем звании.

Задержки присвоения звания могут быть и обоснованными. Например, подозрения в недобросовестной службе или заведение уголовного дела. Или у сотрудника есть серьезные дисциплинарные взыскания. Тогда присвоение следующего по старшинству звания может быть отложено до проведения внутренней служебной проверки или внешнего расследования.

В случае, если доказано, что сотрудник не виновен в нарушении служебной дисциплины, то он будет реабилитирован и получит очередное звание со дня срока выслуги предыдущего звания.

Официальной датой образования структуры считается 27 декабря 1990 года. То есть можно сказать, что спасательной службе России всего 30 лет. По факту, история Министерства началась еще в средневековой России. Почему же 27.12.1990 года? В этот день правительством страны был подписан указ о создании Департамента. В задачи структуры входило:

Первые попытки сформировать коллективное противостояние возможным бедствиям (пожарам, наводнениям, последствиям вооруженных конфликтов) предпринял Иван Грозный. По указу Царя, начала формироваться противопожарная служба, был издан свод правил предупреждающих возникновение пожаров. На всех жителей распространялась «пожарная повинность», то есть обязательство иметь в хозяйстве инструмент и средства для тушения огня.

С развитием промышленности России и появлением новых видов производства образуются различные спасательные службы. Например, отряды для ликвидации пролива нефти на месторождении или горноспасательные группы. После прихода к власти Народных Комиссариатов первыми принимаются постановления о борьбе с пожарами. Для этих целей при НКВД создается специальный Департамент. Термин «стихийные бедствия» стали впервые употреблять в России в 1922 году.

По мере того, как появлялись те или иные возможные угрозы, происходило формирование подразделений МЧС. Таким образом, расширялись функции Министерства от обеспечения безопасности конкретного объекта, до общегосударственных мероприятий по защите территории и населения страны.

Какие пожарные входят в МЧС

Сотрудниками Министерства по чрезвычайным ситуациям является личный состав федеральной и противопожарной службы субъектов РФ.

На 2016 год в штате МЧС было 18 111 человек.

Федеральный округ Количество единиц личного состава
Центральный 4 359
Северо-западный 2 403
Южный 1 550
Северо-Кавказский 1 050
Приволжский 3 246
Уральский 1 594
Сибирский 2 706
Дальневосточный 1 203

К 2020 году численность личного состава противопожарной службы доведена до 220 000 человек. В их распоряжении находятся 13 600 зданий, 18 634 единиц автомобильной техники, 49 пожарных катеров.

Владимир Пучков, министр

Александр Чуприян, заместитель министра

Отрывок из этого выступления цитировал, в том числе, официальный печатный орган Правительства Российской Федерации.

При пожаре в психиатрической больнице, на котором погибло 38 человек, пожарные федеральной пожарной охраны выехали через 21 минуту после сообщения.

В рамках реализации Всемирной Продовольственной программы ООН в 2012 г. осуществлялась доставка более тысячи тонн жёлтого лущеного гороха в Сомали и Таджикистан . В 2011 году 760 тонн гороха было отправлено МЧС России в Гвинею. Доставка гуманитарной помощи в Мали осуществлялась авиационным транспортом МЧС России . Консервы, рис и сахар в Гвинею в 2012 доставлялись самолётом ИЛ-76 МЧС России .

Порядок и условия прохождения службы военнослужащими, а также сотрудниками Государственной противопожарной службы определяются нормативными правовыми актами, регламентирующими прохождение службы в Вооружённых Силах Российской Федерации и в органах внутренних дел соответственно, а также нормативными актами МЧС России.

Военнослужащих в МЧС России — 7230 человек

(по состоянию на 1 июля 2014 г.), сотрудников ФПС —151 000 человек . На занесенную трассу под Оренбургом МЧС России выслало пожарные автомобили. Начальник ГУ МЧС России по Оренбургской области в дальнейшем объяснял прокуратуре, что пожарные автомобили оказались неприспособленными к расчистке дорог от снега.

Тушение природных пожаров не является законодательно закреплённой функцией МЧС . Однако в результате пропаганды и агитации МЧС России большинство граждан считает, что МЧС России является главным борцом с лесными пожарами — несмотря на то что абсолютное большинство лесных пожаров тушится работниками лесохозяйственных организаций, а роль МЧС России в тушении пожаров на природных территориях незначительна. Статистическая информация о пожарной обстановке в лесах страны, собираемая органами лесного хозяйства, на сайте МЧС России появляется раньше, чем на сайте Рослесхоза (а ещё несколько лет назад эту информацию вообще можно было получить только в МЧС России ). Широко распространённое представление о том, что за борьбу с лесными пожарами отвечает в первую очередь МЧС России, способствовало разрушению отраслевой (лесной) системы борьбы с лесными пожарами в последние годы.

По словам главы МЧС России С. К. Шойгу, во многих городах существуют структуры, которые выполняют функции МЧС России.

Министерству разрешено ввозить без уплаты импортных пошлин легковые автомобили и мотоциклы, которые будут использоваться для любой деятельности ведомства и уполномоченных им организаций.

Программа переоснащения МЧС России современными образцами техники и оборудования на 2011-2015 годы предусматривает в 2011 году покупку 18 автоцистерн, а также самолётов, вертолётов и экспертно-криминалистических лабораторий.

В 2008 г. Минкомсвязи России и МЧС России разработали концепцию создания системы «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Говорилось о том, что переход служб и ведомств на эту систему повысит оперативность реагирования и улучшит их взаимную скоординированность (а значит, снизит ущерб от чрезвычайных ситуаций), и что время ожидания по экстренным звонкам не должно превышать 8 секунд. После того, как концепция получила одобрение Правительства Российской Федерации, МЧС России и Минкомсвязи России более двух лет потратили на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, которые должны были отвечать за её реализацию. В 2011 году системы «112» функционирует только на территории Курской области.

«Подводные камни» на пути развития

С самого начала создание в России единой спасательной системы было сопряжено с различными трудностями. В 1991 году развалился Советский Союз и сформировалась «новая» Россия. В то время практически ничего не делалось созидательного. И именно в таких сложных условиях «новоиспеченному» корпусу русских спасателей предстояло в буквальном смысле слова «творить чудеса» своими руками. Сергею Шойгу и его заместителю Юрию Воробьеву предстояло в короткие сроки создать целую спасательную систему. Однако для этого недостаточно было просто привести людей. Их нужно было еще найти. А ведь профессии спасатель даже в тарифно-квалификационном справочнике тогда не было.

Помимо этого, катастрофически не хватало финансовой поддержки со стороны властей. Не было свободных помещений. Отсутствовали необходимые технологии, спасательные инструменты и приборы, которые были нужны для работы. Но самое главное — не было ни системы образования, ни самих учебных заведений, которые бы осуществляли подготовку профессиональных кадров. В то же время кризисная ситуация в стране, межнациональные конфликты и внезапные стихийные бедствия в срочном порядке требовали полностью укомплектованной и готовой для оперативного реагирования внутриведомственной системы. И только благодаря ежедневной кропотливой работе «над собой» и личным усилиям Сергея Шойгу, Юрия Воробьева, а также самих спасателей, которые совершенно не имели практического опыта в этой работе, за короткий срок удалось на достаточно качественном уровне решить эти насущные проблемы и создать благоприятную почву для дальнейшего развития этой структуры.

Сигнал оповещения Гражданской обороны

«Хочешь мира — готовься к войне», и, хотя холодная война между советским союзом и Америкой закончилась, войска Гражданской обороны, которые входят сегодня в состав Министерства чрезвычайных ситуаций России, остались. Они сильно изменились внешне и внутренне, но система ядерной безопасности осталась практически без изменений. В случае угрозы глобальной катастрофы срабатывает специальная система оповещения мирных граждан

Это специальный сигнал «Внимание всем», который знаком каждому — характерный протяжный вой сирены невозможно спутать с другими «тревожными» сигналами ГО

Если сработала система оповещения о глобальной катастрофе (например, в случае угрозы ядерной войны), жители населенных пунктов должны в срочном порядке включить государственный (местный телеканал), или настроить любую радиостанцию — в прямом эфире действующий президент страны или его уполномоченные представители объявят о чрезвычайном положении, расскажут о правилах безопасности, а также дадут подробные инструкции, что и в какой последовательности необходимо делать гражданскому населению. В мирное время тревожный сигнал сирены в Москве звучал только один раз — в ноябре 1982 года, когда хоронили Брежнева. Так в Советском союзе прощались с генсеком.

Спасательные воинские формирования

  • Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген, г. Москва :
  • Ногинский спасательный центр (войсковая часть 84411), г. Ногинск Московской области;
  • Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), г. Москва :
  • Рузский центр обеспечения пунктов управления (ЦОПУ) (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области;
  • Невский спасательный центр (войсковая часть 01630), г. Колпино, г. Санкт-Петербург;
  • Тульский спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области;
  • Донской спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области;
  • Волжский спасательный центр (войсковая часть 73403), г. Самара;
  • Сибирский спасательный центр (войсковая часть 52987), р. п. Коченёво Новосибирской области;
  • Уральский учебный спасательный центр (войсковая часть 63330), п. Новогорный, г. Озёрск Челябинской области;
  • Амурский спасательный центр (войсковая часть 52985), с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края;
  • Камчатский спасательный центр (войсковая часть 44138), п. Раздольный Елизовского района Камчатского края;
  • Жуковский авиационно-спасательный центр (центральный), г. Жуковский Московской области;
  • Красноярский авиационно-спасательный центр (войсковая часть 15543), г. Красноярск;
  • Крымский спасательный центр, г.Симферополь морской спасательный центр МЧС России , г. Ялта;

  Примеры учета товаров и готовой продукции в организациях бюджетной сферы

В СССР предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий была возложена на Советы депутатов трудящихся.

Монета, Банка России посвященная МЧС России

Почтовые марки 2015-го года посвящённые МЧС .

Сергей Шойгу:

  • 17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей.
  • 27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России . 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
  • 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
  • 30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.
  • 10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ( МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
  • 1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС России, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.

Министерство имеет флаг и геральдический знак-эмблему, утверждённые Указом Президента Российской Федерации.

Техника МЧС России имеет цветографические схемы, специальные звуковые и световые сигналы единые для любых аварийно-спасательных служб:

  • техника предотвращения и помощи при чрезвычайных ситуациях и гражданской обороны — основной цвет белый , цвет декоративных полос оранжевый , вдоль оси симметрии декоративной полосы наносят дополнительную полосу синего цвета шириной не более 1/4 ширины контрастирующей полосы;
  • противопожарная служба — основной цвет красный , цвет декоративных полос белый .

С 1 января 2020 года МЧС России переводит территориальные органы и силы на новую организационно-штатную структуру

С 1 января 2020 года МЧС России переводит территориальные органы и силы на новую организационно-штатную структуру. Об этом сообщили на заседании ведомственной коллегии под руководством Министра МЧС России Евгения Зиничева.

Как поясняют в пресс-службе чрезвычайного ведомства, поэтапная реорганизация в ведомстве началась осенью 2018 года. Мероприятия проводятся в соответствии с Поручением Президента РФ с целью сокращения излишних управленческих звеньев, устранения дублирующих функций, повышения качества работы по основным задачам, а также эффективного и оперативного управления центральным аппаратом МЧС России территориальными органами.

На первом этапе было сокращено количество обеспечивающих структур и упразднены должности руководящего состава. Были ликвидированы 4 региональных центра МЧС России — Центральный, Сибирский, Северо-Западный и Южный, а также подчиненные им центры управления в кризисных ситуациях.

В июле этого года в пилотном режиме новая структура была отработана в 9-ти главных управлениях МЧС России: в Республике Мордовия, Хабаровском и Ставропольском краях, Волгоградской, Калининградской, Липецкой, Иркутской и Курганской областях, г. Москве. Общее руководство в этих субъектах осуществляет рабочая группа ведомства.

Как доложил заместитель Министра Игорь Кобзев, в результате проделанной работы общая штатная численность 9-ти главных управлений увеличена на 3614 единиц. В 8-ми ГУ, кроме г. Москвы, повысилась зарплата у 350 штатных единиц, 930 сотрудников ФПС получили повышение в должности, ликвидированы 83 юридических лица. Проект осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов на текущий финансовый год. Пилотные главки подтвердили готовность к переходу на новую организационно-штатную структуру. Новая модель станет типовой для всех ГУ МЧС, упорядочит их структуру по образу и подобию министерства.

В рамках второго этапа до конца года подлежат ликвидации 578 учреждений МЧС России: часть пожарно-спасательных подразделений, ЦУКСов, центров ГИМС, ЦМТО. Параллельно до конца года будут завершены все организационные моменты. Всем сотрудникам и работникам ФПС, федеральным государственным гражданским служащим и работникам будет предложено перейти на вакантные должности в территориальных органах, либо будут выплачены компенсации с соблюдением гарантий, связанных с расторжением контрактов, трудовых договоров.

Переход на новую модель позволит улучшить систему управления, оптимизировать излишние управленческие и обеспечивающие структуры подразделений, повысить эффективность реагирования на чрезвычайные ситуации и пожары.

Создание советов

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России — это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: