Примечание.
учении о сущности
«Учение о сущности как сфере «рефлективных определений» Гегель называет самым сложным разделом логики. Он начинается «видимостью», т. е. «мерой», отрефлексированной как несущественное или безосновное бытие. Рефлексия бытия в себя дает «тождество», в котором, однако, заложено начало «различия». Углубление различия дает «противоречие», разрешающееся в «основание», обосновывающее «существование», которое развертывается в «явление», позже сливающееся с «сущностью» в тотальности «действительности».
3.2 Учение о понятии
«Понятие есть то, что свободно как сущая для себя субстанциальная мощь , и есть тотальность , которой каждый из моментов есть целое , представляя собой понятие, и положен как нераздельное с ним единство; таким образом, понятие в своем тождестве с собой есть в-себе-и-для-себя-определенное. »
Субъект и объект в «Абсолюте»
В том случае, если абсолютный разум составляет собою тождество объекта и субъекта, он является также тождеством природы и мышления. Вследствие этого можно определить, что он в себе содержит абсолютно все, что есть в нашем мире.
Таким образом, абсолютный разум являет собою сам этот мир. В его оковах субъект и объект синтезируются и создают единую целостную систему. Тем не менее, определяется, что абсолютный разум это не только этот мир, он есть еще и то, что являет непосредственно сам по себе.
Определение 1
Абсолютный разум сам по себе является определенной идеей его самоочевидного бытия, идеей о том, что вообще существует абсолютный разум, вне зависимости от того, что именно собою являет абсолютный разум.
Таким образом определено, что существует определенная абсолютная идея, которая содержит в недрах себя бытие абсолютного разума и его сущность. Некая абсолютная идея является определением того, что такое абсолютный разум, следовательно, данная идея является первичной и основной для абсолютного разума.
Учение о бытии, Учение о сущности, Учение о понятии
«Итогом и выводом «Феноменологии духа» является «Логика» — первая и важнейшая часть системы Гегеля. Это область «чистой мысли», существующей до субъекта и объекта. В логике нет никакого эмпирического содержания, кроме себя самой, кроме своих форм. Логика предшествует истории и природе, она их творит».
«Логика» Гегеля имеет мало общего с традиционной логикой. Ее предметом являются формы абсолютного мышления, или сам Абсолют, рассматриваемый как таковой, до творения мира и конечных духов, т. е. как «абсолютная идея». Как и Шеллинг, Гегель начинает с самых абстрактных образов Абсолюта и постепенно продвигается к конкретному понятию о нем. Продвижение от одних определений мысли к другим происходит путем самоотрицания и снятия противоположностей в синтезе, всегда более содержательном, чем простая сумма тезиса и антитезиса. Гегель говорит, что этот метод не навязан извне, а диктуется самой природой мышления».
8 стр., 3851 слов
Система и методы философии Гегеля
… то ни было конечного духа» . Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с …
Почему философию Гегеля характеризуют, как объективный идеализм?
Идеализм и материализм — два вектора развития в истории философии, с веками наработавшие мощные школы последователей и методологию, объясняющую различия направлений. Идеализм — это направление в философии, которые считает основой сущего — дух, идею, а не материю. То есть дух первичен, материя вторична. Идея первична, форма — вторична.
Объективный идеализм начал свое развитие в античности, намечая позднее оформившиеся представления о мире. Понять его особенности можно на примере философии двух мыслителей разных эпох: Платона и Фомы Аквинского. Платон представлял мир, как эманацию мира идей. Источник жизни — идеи — породили окружающий мир. Не будь идей, не было бы материального мира — производных тел. Дальнейшие учение так или иначе характеризуют подобное учение, но для понимания стоит обратиться к периоду Средневековья. Фома Аквинский, впервые за долгие объединивший идею и материю в своей философии, считал, что мудрость — это первооснова бытия. Учение Аквинского метафизично: теология, к примеру, выше науки, по его мнению. Мудрость или божественное просвещение выше рационального знания. Поскольку Бога он считал первопричиной всего, чистой божественной мудростью, то философия мыслителя получила религиозный оттенок, однако принцип первенства понятен.
Объективный идеализм в полной мере проявляет себя в философской системе Гегеля. Объективный идеализм признает господство мирового разума/ идеи/ духа в мире. То есть существует некая идея, которая первична формам материального мира. Гегель изложил свои взгляды в трактате «Наука логики», который еще называют логическим идеализмом или панлогизмом (пан-всемирный, логос — идея, разум, учение, слово).
Объективный идеализм Гегеля
В основе идеализма Гегеля — абсолютная идея или, как обозначает ее автор, Мировой дух. Он есть одновременно субстанцией и субъектом. Будучи субстанцией, он существует сам по себе и есть целью для самого себя — замкнут на себя. Будучи субъектом — активный, выполняет непрерывное деяние или творение по аналогии с деятельностью человека. В чем проявляется активность мирового духа? В познании самого себя (он же на себя замкнут). Поскольку он пронизывает мир, соответственно, для нас мир — это материальные объекты, то мы называем мировой дух объективным. Поскольку он дух или идея, или Бог, или то, что мы не можем потрогать, рационально познать, исследовать, то, что лежит за гранью физического мира, метафизический, — идеализм. Вот и две связующие нити, кратко объясняющие, почему философию Гегеля характеризуют, как объективный идеализм. Что касается особенностей познания духа самого себя, то оно выражается в выявлении ранее содержавшихся особенностей (в этом же духе, в объективном мире), и их осознании. Нечто похожее на мир идей Платона, которые внутренне присущи, но в случае философии Гегеля, они содержаться в предмете, а нам надо их логически познать, а не принять за истину.
3.1. Учение о бытии
Бытие – это понятие только в себе; определения этого понятия суть сущие определения; в своем различии они суть другие по отношению к друг другу, и их дальнейшее определение (форма диалектического) есть переход в другое. Это дальнейшее определение есть одновременно обнаружение вовне и, следовательно, развертывание в себе сущего понятия и вместе с тем погружение бытия в себя (das Insichgehen), его углубление в самое себя. Выявление понятия в сфере бытия представляет собой нечто двоякое: оно столь же становится тотальным бытия, сколь и снимает непосредственность бытия, или форму бытия как такового».
«Логика бытия подразделяется на логику: 1) качества, 2) количества, 3) меры.
1) Качество – понятийное определение, непосредственно совпадающее с вещью.
2) В понятии количества качество игнорируется и мыслится как индифферентное.
3) Мера есть синтез, снимающийся и удерживающий два предыдущих момента,
единство качественного и количественного, т.е. это «квалитативное количество», или иначе – «правило» любой операции измерения (в самом деле, мера – это качественно-количественный синтез)».
Вывод
Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным.
Замечание 1
Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика.
Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться.
Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные направления философии Гегеля
Особое внимание было уделено его основной работе «Наука логики» и «Феноменологии духа»
«Гегель формирует совершенно оригинальный тип мышления со своим, присущим только ему, строем» .
Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина, тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.
Была использована литература от учебников для вузов до энциклопедии философских наук и хрестоматии по философии, для лучшего раскрытия сложной, на первый взгляд, темы и для доступного разъяснения ее для тех, кто не сталкивался с философией.