ГВ Гегель: абсолютный идеализм и диалектика

Абсолютный идеализм гегеля

Введение

Высшим достижением немецкой классической философии была философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831). По словам Вл. Соловьева, Гегеля можно назвать философом par excellence, ибо из всех философов философия была всем для него одного. Для других мыслителей это попытка постичь смысл существования, тогда как у Гегеля, напротив, само существование пытается стать философией, превратиться в чистое мышление. Другие философы подчиняли свои рассуждения независимому от них объекту: для одних этим объектом был Бог, для других — природа. Для Гегеля, напротив, сам Бог был всего лишь философствующим умом, который только в совершенной философии достигает своего абсолютного совершенства.         

Гегель смотрел на природу в ее бесчисленных эмпирических явлениях как на своего рода чешую, которую сбрасывает змей абсолютной диалектики в своем движении. Гегель разработал учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематической форме разработал основные принципы диалектической логики. Актуальность данной темы определяется продолжающейся дискуссией о значении диалектического метода познания в современной науке, а также непрекращающимся спором между идеализмом и материализмом.  

Субъект и объект в «Абсолюте»

В том случае, если абсолютный разум составляет собою тождество объекта и субъекта, он является также тождеством природы и мышления. Вследствие этого можно определить, что он в себе содержит абсолютно все, что есть в нашем мире.

Таким образом, абсолютный разум являет собою сам этот мир. В его оковах субъект и объект синтезируются и создают единую целостную систему. Тем не менее, определяется, что абсолютный разум это не только этот мир, он есть еще и то, что являет непосредственно сам по себе.

Определение 1

Абсолютный разум сам по себе является определенной идеей его самоочевидного бытия, идеей о том, что вообще существует абсолютный разум, вне зависимости от того, что именно собою являет абсолютный разум.

Таким образом определено, что существует определенная абсолютная идея, которая содержит в недрах себя бытие абсолютного разума и его сущность. Некая абсолютная идея является определением того, что такое абсолютный разум, следовательно, данная идея является первичной и основной для абсолютного разума.

Диалектическая концепция

Далее Гегель развивает диалектическую концепцию так называемой хитрости разума (List der Vernunft), которая исходит из идеи бессознательного Шеллинга. деятельность. Исторический прогресс невозможен без упорного труда и борьбы, поэтому мы можем сказать, что всемирная история не юдоль счастья. Однако сам дух не может ни работать, ни бороться, и поэтому позволяет человеку действовать самостоятельно. Преследуя свои частные интересы, люди делают гораздо больше, чем хотели. Не осознавая этого, они реализуют законы истории, продвигая ход истории вперед.     

В частности, важное место в истории занимают так называемые светские деятели, подлинные исторические герои, интересы, потребности и страсти которых приводят к достижениям эпохального значения. Их действия, конечно, также вытекают из эгоистичных побуждений. Однако на данный момент действительно важно, чтобы эти мотивы опирались на определенное сознание, позволяющее реализовать общую волю мирового духа. Типичные примеры — Александр Македонский и Цезарь.    

Прогресс в осознании свободы, составляющей внутренний смысл истории, не следует, согласно Гегелю, понимать в чисто субъективном смысле, то есть как адекватное отражение свободы. Внутренний характер идеи у Гегеля всегда должен становиться внешним, чтобы идея стала реальностью. Объективация свободы в истории — это государство. Это объект, в котором свобода приобретает и переживает свою объективность…. Этим, по Гегелю, формируется единство истории и государства. Нации, не образовавшие государств, не принадлежат истории, они антиисторичны.     

Движение исторического мирового духа происходит поэтапно, свобода реализуется постепенно, в течение ограниченных во времени исторических эпох. Каждый из них представляет собой определенный характерный народный дух (Volksgeist), то есть людей, которые в определенную эпоху в силу своего характера — в их понимании общественной морали, государственного устройства и т. д. — стали наиболее важными в мире. исторический смысл. Как только он исполнил свою историческую роль, он передает эстафету следующему и уходит навсегда. Поиски абсолютного духа привели Гегеля к открытию исторической закономерности, в которой реализуется диалектика необходимого и случайного. Согласно Гегелю, история не развивается как автоматический процесс; История человечества складывается из действий людей, каждый из которых стремится реализовать свои интересы и цели.    

Пафос гегелевского понимания истории заключается в утверждении человеческой деятельности, ибо без страсти не может быть достигнуто ничего великого. Однако в результате действий людей, преследующих свои цели, возникает нечто новое, отличное от их первоначальных намерений, с чем в своей будущей деятельности люди вынуждены считаться как с объективной предпосылкой. Итак, согласно Гегелю, случай становится необходимостью. В этом бесконечном диалектическом процессе их взаимного перехода реализуется то, что Гегель называл хитростью исторического разума.   

Список литературы

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. — 3-е изд. — Ростов н / д.: Феникс, 2018.   
  2. Гуревич П.С. Основы философии: учеб. пособие для учащихся среднего профессионального образования — М.: Гардарики, 2010.  
  3. Кохановский В.П. Философия: учебник для высшей школы. учреждения. — Ростов н / д.: Феникс, 1986.   
  4. Максименко О.В. Основоположники духовных движений. — М.: Астрель, 2011.  
  5. Спиркин А.Г. Философия: учебник. — М.: Гардарики, 1985.  
  6. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: учебник для вузов. — М.: Высшая школа, 2014.  
  • Реферат на тему: Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания
  • Реферат на тему: Общие характеристики философии Фомы Аквинского
  • Реферат на тему: Учение о прекрасном в философии И. Канта
  • Реферат на тему: История методов развития науки 
  • Реферат на тему: Творчество и вклад М.В. Ломоносова в развитие химии как науки
  • Реферат на тему: Социальные идеи в философии Нового времени: Т.Гоббс, Дж.Локк
  • Реферат на тему: Философия позитивизма. Огюст Конт
  • Реферат на тему: Управление инновационными проектами
  • Реферат на тему: Основные черты христианской философии средневековья
  • Реферат на тему: Философия буддизма. Дхарма
  • Реферат на тему: Научные методы сбора и обработки информации
  • Реферат на тему: Философия нового времени

Вывод

Всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться подлинным, так как оно не имеет содержания и качества. Тем не менее, всеобщее бытие, бытие абсолютной идеи не может называться не подлинным и не истинным, так как оно мыслиться, вследствие чего является подлинным.

Замечание 1

Таким образом, невозможно однозначно ответить на вопрос о подлинности бытия абсолютной идеи. Ясно только одно, что мы не можем постигнуть истины вследствие ограниченной познавательной способности человека. С этой точки зрения можно определить Гегеля как агностика.

Гегель определяет подлинность обоих противоположных вариантов, но только в своем противоречии, а при отсутствии одного другое будет не истинным. То есть получается, что все подлинное не может оставаться истинным без иного противоположного себе, в которое оно может трансформироваться.

Гегелевский агностицизм заключается в том, что он, по сути, дает нам катехизисный способ решения проблемы – он дает ответ, что есть абсолютный дух, который соединяет объективное и субъективное, является единственным подлинным творением. В то же время, мы не можем доказать существование этого духа, так как наши созидательные способности очень ограничены.

Заключение

Разум у Гегеля выступает как сверхиндивидуальный всемирно-исторический принцип, который реализуется в истории как развитие мирового духа или абсолютной идеи. Вся история, по сути, есть история мысли, история саморазвития разума. Следовательно, история — это, по сути, логический процесс, т.е. это просто реализация логики. Это выражало общую панлогическую точку зрения Гегеля. Согласно Гегелю, цель всемирной истории — познание себя мировым духом. В этом познавательном процессе он проходит ряд конкретных шагов, воплощаясь в концепции народного духа (которая заключается в единстве законов, государственных институтов, искусства, религии и философии). Носителем мирового духа всякий раз становится дух одной конкретной нации, тогда как другие народы уже прошли стадию своего наивысшего процветания, исчерпали свои возможности и имеют тенденцию к упадку, а другие только рождаются, пребывают, в исторически, в детском возрасте.       

Согласно Гегелю, разум в истории осуществляется таким образом, что каждый парод получает право вносить свой вклад в процесс восходящего самопознания мирового духа. Но этот процесс не хаотичный. Гегель устанавливает четкий критерий периодизации мировой истории — прогресс в сознании свободы. Таким образом, достоинством философии Гегеля можно считать ее диалектику, анализ истории человечества на основе философских категорий, оптимизм в оценке исторического процесса. Недостатком можно считать его идеализм, в котором мировой дух считается началом и движущей силой всемирной истории.     

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: