Научное познание: методы научного познания, его уровни, особенности, формы и виды

Научное познание: методы, уровни, особенности, формы и виды

§ 22. Наука

Научное познание, цели и ценности науки. Под наукой понимают деятельность по выработке и систематизации объективных знаний о мире, а также социальный институт, целью которого является такая деятельность. В соответствии с этим и рассмотрение науки возможно под двумя углами зрения.

Наука как особая познавательная деятельность отличается от обыденного, повседневного познания тем, что изучает явления, которые ещё только входят в сферу человеческого рассмотрения. Обыденное же познание имеет дело с предметами, которые новы только для того или иного человека, но для человечества в целом уже давно являются изученными. Так, например, ребёнок, открывающий для себя мир и впервые увидевший бабочку, воспринимает её как нечто новое, но его познание в данном случае ничего нового к биологии как науке не добавляет.

Научное познание отличается от обыденного тем, что предполагает наличие особых инструментов. Эти инструменты бывают двух видов.

Под инструментами прежде всего понимают приборы, посредством которых осуществляется изучение тех или иных явлений и измерение тех или иных величин. В истории науки наблюдается тенденция перехода научных приборов в повседневный обиход человека: так, первые холодильник, радиоприёмник и т. д. были сконструированы именно как приборы для научных исследований, а уже потом стали использоваться как бытовые приборы.

Под научным инструментарием понимают также и специальные термины — языковые средства, используемые в научном языке, при общении учёных в ходе обсуждения научных проблем, при публикации результатов исследований и т. п. Понятия, которые выражаются этими терминами, отличаются особой точностью своего значения, не допуская многозначности. Это нужно для того, чтобы учёные полностью понимали друг друга, а результаты исследований могли быть описаны без разночтений.


В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника «О вращении небесных сфер» — один из трудов, совершивших серьёзный переворот во взглядах людей. В этой книге была предложена новая модель мира, согласно которой Солнце является центром Вселенной, а планеты движутся вокруг него. Система мира Коперника предлагалась взамен общепризнанной на тот момент модели Птолемея, где центром была неподвижная Земля.

Назовите каждую из описанных выше моделей мира, используя научные термины, обозначающие:

● модель мира, в центре которой находится Земля;

● модель мира, в центре которой находится Солнце.

Приведите примеры научных терминов из социологии, политологии, экономики, с которыми вы познакомились в предыдущих параграфах.

Научное познание требует для своего осуществления специальной подготовки, в то время как обыденное познание осуществляется всеми без исключения (например, ребёнок с первых дней жизни постигает внешний мир, учится взаимодействовать с внешними предметами и т. д.). Специальная подготовка предполагает освоение уже накопленных в определённой области науки знаний, овладение приёмами и методами научного исследования, языком науки.

Конечной целью научного познания является улучшение жизни человека на основе внедрения в практику полученных научных знаний, но знание о мире ценно и само по себе. Его ценность выражается в постижении истины, под которой подразумевают соответствие знаний о мире самому миру. Понятие истины отличается от понятия правды, так как истина объективна, т. е. независима от человека, в то время как правда субъективна и зависит от того, кто о ней говорит, в силу чего у разных людей может быть своя правда (своё представление о художественных достоинствах того или иного произведения искусства, своя оценка того или иного человека и т. п.).

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:

  • взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
  • систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
  • эмпирическое обобщение;
  • получение эмпирических фактов.

Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.

Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
  • эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.

Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.

Определение 4

Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.

Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.

Формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
  • анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
  • индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
  • дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
  • обобщение – установка общих свойств и признаков.

Особенности научного познания

К особенностям научного познания относятся:

  1. Системность, доказательность и непротиворечивость;
  2. Объективные знания о человеке и природе;
  3. Проверяемость сведений;
  4. Сформированный и развивающийся понятийный аппарат;
  5. Применение специальных способов и методов добычи знаний;
  6. Универсальные знания, которые могут быть использованы в разных отраслях знания.

Определение 3

Научное исследование – это процесс изучения эксперимента и проверки теоретических знаний, связанных с получением научного знания.

Научные исследования никогда бы не появились без исследователей. Исследователи это люди, которые открывают новые знания, накопление этих знаний позволяет выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации. Выдающиеся исследователи — это исследователи, вклад которых в науку получил признание в обществе.

В XVI-ом веке Ф. Бэкон впервые высказал идею, о том, что наука может и должна быть организована для изучения природных явлений и для развития разных наций. Таким образом, Бэкон заложил основы научного исследования, утвердив политический и экономический интерес научного достижения.

В конце XVII-го века и на протяжении всего XVIII-го века развиваются Академии, которые стали первой настоящей демонстрацией институционализации поиска, но первые специалисты и исследователи появились лишь в XIX-ом веке.

Структура научных знаний

Научное знание — это сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней.

В структуре научных знаний выделяются два уровня:

  1. Эмпирический уровень;
  2. теоретический уровень.

Знания, полученные на эмпирическом уровне, характеризуются тем, что они являются результатом прямого контакта с реальностью при наблюдении или эксперименте. На этом уровне приобретаются знания о конкретных событиях, выявляются свойства интересующих объектов или процессов, устанавливаются связи, эмпирические закономерности. Эмпирический уровень в большей степени относится к знаниям об источниках и в этом отношении является более объективным.

Теоретический уровень — это своеобразный разрез исследуемого объекта с определенной точки зрения, определяемой мировоззрением исследователя. Она построена с явным акцентом на объяснение объективной реальности, и ее главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего массива данных эмпирического уровня. Эмпирический и теоретический уровни имеют определенную автономию, но не могут быть отделены друг от друга. Можно утверждать, что теоретический уровень всегда построен на эмпирическом уровне знаний. Однако теоретический уровень построен таким образом, что он напрямую отражает идеальные объекты, а не окружающую действительность.

Теоретический уровень отличается от эмпирического уровня тем, что дает научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и этот уровень характеризуется тем, что он имеет дело с интеллектуально управляемым объектом, тогда как эмпирический уровень имеет дело с реальным объектом

Его важность заключается в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с реальностью. Конечно, основополагающие принципы должны иметь определенное отношение к реальности

Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны. Теоретический уровень не существует сам по себе, а основан на данных эмпирического уровня, и в этом смысле связь между теорией и эмпиризмом очевидна. Но эмпирические знания не лишены теоретических понятий. Совокупность эмпирических знаний — это уверенное знание реальности, но только в том случае, если эти данные интерпретируются в терминах определенных теоретических понятий. Несмотря на теоретическую нагрузку, эмпирический уровень более стабилен, чем теория, поскольку теории, с которыми связана интерпретация эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирика (практика) является критерием истинности теории.

Социологические исследования

Эффективность эксперимента критически определяется глубиной и степенью обоснованности условий проведения эксперимента и его целей.

Измерение как метод — это система фиксации и регистрации количественных свойств объекта измерения, для экономических и социальных систем методы измерения связаны с показателями: статистическими, отчетными, плановыми; единицами измерения.

Применение метода измерения требует всестороннего рассмотрения единства количественной и качественной сторон объекта исследования. Метод измерения выражается в математическом воспроизведении количественных и качественных характеристик объекта в эксперименте.

Описание является специфическим методом получения эмпирических знаний. Его суть заключается в систематизации данных, полученных в результате наблюдений, экспериментов, измерений. Данные выражаются на языке конкретной науки в виде таблиц, графиков, диаграмм и других примечаний. Систематизируя факты, суммируя отдельные аспекты явлений, объект исследования отражается в целом.

Таким образом, классификация данных наблюдений, экспериментов, измерений, которая происходит в описании, делает факты основой для дальнейших логических операций.

Как метод получения новых знаний, описание может осуществляться с помощью собственного языка (явления описываются без строгого указания их количественных свойств), статистических методов (таблицы, ряды, индексы и т.д.), графических методов (графики, диаграммы) и т.д.

Социальное познание

Особое место в исследовательской деятельности занимает социальное познание, сам человек изучает самого себя и общество в целом. Социальное познание взаимодействию общества и человека, социализации человека и гуманизации социальных структур.

Таким образом, социальное познание имеет три связанных между собой аспекта:

  • гуманитарный аспект – изучение человека:
  • социальный аспект – изучение общества;
  • социально-гуманитарный аспект – взаимодействие между человеком и обществом.

Замечание 2

Социальное познание имеет очень многогранный предмет исследования, поэтому использует данные технических и естественных наук и еще больше обогащает их своими собственными выводами.

↑ Научное познание

Научное познание — это познание, направленное на изучение окружающего мира, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей.

Особенности научного познания:

  • опирается на рациональность, непротиворечивость, доказательность и системность; 
  • осуществляется профессионально подготовленными людьми;
  • опирается на правила, нормы, методы, строго определенные для конкретной области.
  • в большей мере, чем другие виды познания, ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике;
  • универсальные результаты, раскрывающие сущность изучаемого предмета, законы его функционирования и развития.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Эмпирическая стадия научного познания

На первой стадии происходит описание предмета исследование. после этого, если на основе имеющихся теоретических знаний не удается дать объяснение исследуемому явлению, то есть не представляется возможным получение требуемого результата, начинается стадия наблюдения.

Наблюдение – это процесс восприятия при помощи органов чувств (чувственное восприятие) и специальных приборов исследуемых явлений в естественных условиях. То есть, в процессе наблюдения исследователь не вмешивается в естественное течение событий. В отличие от чувственного познания, научное познание является организованным и целенаправленным, оно как правило связано с решением определенной задачи и конкретной научной проблемой.

В процессе наблюдения фиксируются количественные и качественные параметры объектов изучения, пространственно-временные характеристики, а также процессы изменения.

Результаты наблюдения зависят от органов чувств исследователя, от используемых в процессе наблюдения приборов и объективных свойств изучаемых явлений.

В результате эмпирического исследования происходит накопление научных фактов. Научный факт является первой исходной формой эмпирического познания. Факт науки определяется как достоверное знание, которое отображает объективные свойства явлений, результат описание и обобщения данных, полученных эмпирическим путем.

На следующем этапе эмпирического исследования происходит сравнение новых фактов между собой и с уже существовавшими до этого. Результатом такого сравнения может стать обнаружение зависимости фактов, что уже является эмпирическими законами.

Дальше, после обобщения фактов и выведения их зависимости возникает задача объяснения вновь полученного эмпирического знания. Если сделать это на основе существующих теоретических знаний не удается, исследование переходит на следующую стадию – умозрительную.

Умозрительная стадия научного познания

Умозрительное исследование начинается с того, что имеющееся знание «идеализируется». Происходит это следующим образом. У исследуемого объекта есть показатели и характеристики, выявленные эмпирическим путем. Предполагается, что один или несколько из этих характеристик стремится к нулю, а другие принимают предельные значения. Таким образом, получается идеализированный объект. В создании идеализированных объектов большую роль играют интуиция и творческое воображение. Творческий процесс в данном случае позволяет исследователю выйти за рамки теоретического познания.

Дальше умозрительное исследование продолжается в виде сопоставления идеализированных объектов между собой и уже имеющимися понятиями. В результате возникают умозрительные принципы. К примеру, в результате умозрительной деятельности Галилей, представив в воображении идеализированный объект – идеальный шар, который катится по идеально горизонтальной плоскости, сделал вывод о том, что в данных условиях шар не остановится. Данный умозрительный принцип стал основой принципа инерции, сформулированного Ньютоном.

Из совокупности умозрительных принципов строится умозрительная концепция. Из множества умозрительных концепций выбираются несколько, которые ложатся в основу исходных принципов новой теории. С этого момента начинается следующая стадия научного познания – теоретическая.

Виды научного исследования

Прикладные исследования – применение знаний для достижения конкретных целей и задач;
Фундаментальные исследования – направлены на производство новых знаний, не зависят от перспектив применения;
Междисциплинарные исследования – в таких исследования задействованы специалисты различных областей;
Монодисциплинарные исследования – проводятся в рамках одной науки;
Комплексное исследование – проводится с использованием нескольких методик, для того, чтобы охватить как можно больше параметров;
Поисковое исследование – основано на поиске путей для решения необходимых задач;
Однофакторное или аналитическое исследование – направлено на выявление главного, самого важного, по мнению специалиста, аспекта реальности;
Уточняющее исследование – является самым часто встречающимся в разных областях знания исследованием. Целью такого исследования является установить границы, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности

Как правило, по сравнению с имеющимся экспериментальным образцом, меняются условия проведения исследования, его объект и методика;
Критическое исследование – необходимо для того, чтобы опровергнуть уже имеющиеся модели и теории, и наоборот, для их подтверждения. Чаще всего критические исследования проводят в тех областях, где уже накоплен значительный теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Таким образом, система научных знаний постоянно видоизменяется и совершенствуется, каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого. Накопление, сохранение и передача знаний осуществляется только общественным человеком, выступает как социальный процесс.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Эмпирическое познание: концепция, роль и задачи

Как упоминалось выше, эмпирический уровень характеризуется определенным объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявляются в процессе практической деятельности и включаются в процесс познания. Когнитивные операции всегда выполняются в смыслово-объектной форме. На этом уровне познания решаются следующие когнитивные задачи:

  1. сбор фактов об объекте познания. Научный факт — это только зафиксированные события, явления, свойства, отношения, соотношения;
  2. получение данных на основе наблюдений, измерений, экспериментов;
  3. составление диаграмм, таблиц для визуального восприятия основных тенденций функционирования объекта исследования;
  4. классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Эмпирический уровень знаний характеризуется использованием следующих методов изучения объектов.

Наблюдение — система фиксации и регистрации свойств и отношений исследуемого объекта. Когнитивные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности сенсорного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения и совершенства измерений. В благоприятных условиях данный метод предоставляет достаточно обширную и разнообразную информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: Фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент — это система познавательных операций, выполняемых по отношению к объектам, расположенным в таких (специально созданных) условиях, которые должны способствовать распознаванию, сопоставлению, измерению объективных свойств, отношений, соотношений. Есть три основных направления для экспериментов: Лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный эксперимент и социальный эксперимент (для экономических и политических наук).

Экспериментирование является важным (а в некоторых случаях даже решающим) элементом практики, поэтому оно служит основой для формирования гипотез и теории и одновременно критерием истинности теоретических находок. В этом контексте теория всегда функционирует как определяющая сторона эксперимента. В экономических исследованиях эксперимент может действовать в двух формах: 1. прямой эксперимент в виде апробации группы методик, методов и т.д. (например, экономические реформы);

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Эмпирические методы научного познания

К эмпирическим методам научного познания относятся:

  • сравнение – нахождение общего между изучаемыми объектами или наоборот – различий;
  • наблюдение – восприятие явлений со стороны без вмешательства;
  • эксперимент – изучение чего-либо с помощью специально для этого созданных условий;
  • измерение – определение величины по отношению к какому-то эталону.

Все перечисленные методы в науке в чистом виде не применяются, они обязательно должны дополняться еще и теоретическими методами.

Научное познание не всегда может быть проверено практическим опытом, научные теории могут быть состоятельными, если их истинность будет подтверждена логически. Несмотря на это практике в процессе сознания отводится ведущая роль, реализующаяся через функции:

  • практика – это источник познания и его основа;
  • практика – это цель познания;
  • практика – критерий истинности знаний.

Практика не может дать полностью чистые истины, не требующие никаких доказательств. С такой позиции у практики есть два момента – абсолютный и относительный. Абсолютный заключается в том, что практика выступает основным критерием, с помощью которого можно определить где истина, а где ложь.

Замечание 1

Относительность практики заключается в том, что постоянное развитие мира и социума оставляют незавершенным развитие любых форм практики.

Структура научного знания

  1. Субъект научного знания (сообщество ученых, группа, один человек, все человечество).
  2. Объект, предмет научного знания.
  3. Методы познания, с помощью которых объясняется специфика науки и предмета познания.
  4. Средства познания
  5. Характерный язык
  6. Развитие научного знания:
  7. Собирается достоверные факты, которые берутся в эмпирических наблюдениях
  8. Первоначально обобщаются совокупность фактов, создаются гипотезы и теории
  9. Формируется научная теория, в которую входит какая-либо система закономерностей, с описанием определенных явлений действительности.
  10. Формирование научной картины мира, объективного представления о реальности, в ней сводятся самые важные теории в конкретный исторический период.

Заключение

Эмпирический и теоретический уровни научных знаний органически взаимосвязаны. Теоретический уровень не является независимым, а основан на эмпирических данных. Однако эмпирические знания неотделимы от теоретических идей; они обязательно вписываются в определенный теоретический контекст.

Признание этого в методологии науки обострило вопрос о том, каким образом эмпирическое знание может быть критерием истинности теории?

Дело в том, что, несмотря на теоретическую нагрузку, эмпирический уровень более стабилен, более тверд, чем теоретический. Это связано с тем, что эмпирический уровень знаний заложен в таких теоретических счетах, которые являются беспроблемными. Эмпирика проверяет более высокий уровень теоретических конструкций, чем тот, который содержится внутри себя. Иначе у нас был бы логический круг, в котором эмпирика не проверяла бы ничего в теории. Поскольку эмпирика проверяет теории на другом уровне, эксперимент служит критерием истинности теории.

При анализе структуры научного знания важно выяснить, какие теории являются частью современной науки. Ответ может быть дан из идеи, что научная теория дает нам определенный срез реальности, но ни одна система абстракции не может охватить все богатство реальности

Различные системы абстракции препарируют реальность на разных уровнях. Это верно и для теорий, которые генетически связаны с современными концепциями, но зародились в прошлом. Их абстрактные системы каким-то образом связаны друг с другом, но не пересекаются.

В истории науки прослеживается тенденция сводить все научные знания к единой теории, сводить их к небольшому числу исходных базовых принципов. Современная методология науки осознает нереалистичность такого сокращения. Это связано с тем, что любая научная теория фундаментально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. Научная теория — это система определенных абстракций, с помощью которых выявляется подчиненность существенных и нематериальных свойств реальности в определенном отношении. Наука обязательно должна содержать различные системы абстракций, которые не только несводимы друг к другу, но и препарируют реальность на разные уровни. Это относится как ко всей естественной науке в целом, так и к отдельным наукам — физике, химии, биологии и др. — которые не сводятся к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие когнитивных методов и стилей мышления, существующих в современной науке.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Научное познание и научное исследование

Введение

Еще до появления науки люди в ходе своей повседневной практической деятельности приобретали необходимые знания о свойствах и характеристиках предметов и явлений. Знание — это практически верифицированный результат познания реальности, правильное выражение в сознании человека. Основная функция знания — обобщение разрозненных представлений о законах природы, общества и мысли.

Знания могут быть относительными и абсолютными.

Движение человеческой мысли от невежества к знанию называется познанием. Его основой является отражение объективной реальности в сознании человека в процессе его практической (производственной, социальной и научной) деятельности. Следовательно, когнитивная деятельность человека обусловлена практикой и направлена на практическое освоение действительности. Этот процесс бесконечен, так как диалектика познания выражается в противоречии между бесконечной сложностью объективной реальности и ограниченностью нашего знания.

Основная цель познания — получение истинного знания, которое реализуется в виде теоретических определений и выводов, законов и доктрин, которые подтверждаются практикой и существуют объективно, независимо от нас.

Научное познание имеет ряд особенностей:

  1. сосредоточиться на производстве знаний;
  2. четкое присвоение субъекту познания, которое связано с фрагментацией изучаемой реальности, присвоение ему различных уровней структуры;
  3. использование специальных инструментов
  4. регулирование определенными методами и другими видами нормативных знаний (принципы, идеалы и нормы, стиль научного мышления)
  5. наличие специализированного языка, постоянно адаптированного к специфике когнитивных действий.

Эмпирическое познание: концепция, роль и задачи

Как упоминалось выше, эмпирический уровень характеризуется определенным объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявляются в процессе практической деятельности и включаются в процесс познания. Когнитивные операции всегда выполняются в смыслово-объектной форме. На этом уровне познания решаются следующие когнитивные задачи:

  1. сбор фактов об объекте познания. Научный факт — это только зафиксированные события, явления, свойства, отношения, соотношения;
  2. получение данных на основе наблюдений, измерений, экспериментов;
  3. составление диаграмм, таблиц для визуального восприятия основных тенденций функционирования объекта исследования;
  4. классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Эмпирический уровень знаний характеризуется использованием следующих методов изучения объектов.

Наблюдение — система фиксации и регистрации свойств и отношений исследуемого объекта. Когнитивные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности сенсорного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения и совершенства измерений. В благоприятных условиях данный метод предоставляет достаточно обширную и разнообразную информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: Фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент — это система познавательных операций, выполняемых по отношению к объектам, расположенным в таких (специально созданных) условиях, которые должны способствовать распознаванию, сопоставлению, измерению объективных свойств, отношений, соотношений. Есть три основных направления для экспериментов: Лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный эксперимент и социальный эксперимент (для экономических и политических наук).

Экспериментирование является важным (а в некоторых случаях даже решающим) элементом практики, поэтому оно служит основой для формирования гипотез и теории и одновременно критерием истинности теоретических находок. В этом контексте теория всегда функционирует как определяющая сторона эксперимента. В экономических исследованиях эксперимент может действовать в двух формах: 1. прямой эксперимент в виде апробации группы методик, методов и т.д. (например, экономические реформы);

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.

Методы теоретического исследования:

  • формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
  • аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
  • гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
  • идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.

Умозрительная стадия научного познания

Умозрительное исследование начинается с того, что имеющееся знание «идеализируется». Происходит это следующим образом. У исследуемого объекта есть показатели и характеристики, выявленные эмпирическим путем. Предполагается, что один или несколько из этих характеристик стремится к нулю, а другие принимают предельные значения. Таким образом, получается идеализированный объект. В создании идеализированных объектов большую роль играют интуиция и творческое воображение. Творческий процесс в данном случае позволяет исследователю выйти за рамки теоретического познания.

Дальше умозрительное исследование продолжается в виде сопоставления идеализированных объектов между собой и уже имеющимися понятиями. В результате возникают умозрительные принципы. К примеру, в результате умозрительной деятельности Галилей, представив в воображении идеализированный объект – идеальный шар, который катится по идеально горизонтальной плоскости, сделал вывод о том, что в данных условиях шар не остановится. Данный умозрительный принцип стал основой принципа инерции, сформулированного Ньютоном.

Из совокупности умозрительных принципов строится умозрительная концепция. Из множества умозрительных концепций выбираются несколько, которые ложатся в основу исходных принципов новой теории. С этого момента начинается следующая стадия научного познания – теоретическая.

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Эмпирическая стадия научного познания

На первой стадии происходит описание предмета исследование. после этого, если на основе имеющихся теоретических знаний не удается дать объяснение исследуемому явлению, то есть не представляется возможным получение требуемого результата, начинается стадия наблюдения.

Наблюдение – это процесс восприятия при помощи органов чувств (чувственное восприятие) и специальных приборов исследуемых явлений в естественных условиях. То есть, в процессе наблюдения исследователь не вмешивается в естественное течение событий. В отличие от чувственного познания, научное познание является организованным и целенаправленным, оно как правило связано с решением определенной задачи и конкретной научной проблемой.

В процессе наблюдения фиксируются количественные и качественные параметры объектов изучения, пространственно-временные характеристики, а также процессы изменения.

Результаты наблюдения зависят от органов чувств исследователя, от используемых в процессе наблюдения приборов и объективных свойств изучаемых явлений.

В результате эмпирического исследования происходит накопление научных фактов. Научный факт является первой исходной формой эмпирического познания. Факт науки определяется как достоверное знание, которое отображает объективные свойства явлений, результат описание и обобщения данных, полученных эмпирическим путем.

На следующем этапе эмпирического исследования происходит сравнение новых фактов между собой и с уже существовавшими до этого. Результатом такого сравнения может стать обнаружение зависимости фактов, что уже является эмпирическими законами.

Дальше, после обобщения фактов и выведения их зависимости возникает задача объяснения вновь полученного эмпирического знания. Если сделать это на основе существующих теоретических знаний не удается, исследование переходит на следующую стадию – умозрительную.

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Методы познания, классификация

Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).

Эмпирические методы:

наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;

измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;

эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;

сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.

Теоретические методы:

  • анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
  • синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
  • сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
  • классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
  • извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
  • систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
  • идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.

Сравнение чувственного и рационального познания

В любом случае процедура должна проводиться по-своему.

Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.

Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.

Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.

Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения. 

Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.

Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

Характерные черты и особенности научного познания

Теория научного познания является одной из областей философии. Наука – это деятельность людей, направленная на получение знаний о природе, обществе, человеке.

Научное познание – сложный, систематизированный процесс воспроизводства знаний. Его цель – постичь объективную истину, используя рациональные средства и методы. Задача – найти и объяснить природные, социальные и мыслительные законы.

Научное познание ориентируется на свое воплощение на практике, имеет специальный язык, содержащий точные термины, символы, схемы. Оно должно опираться на достоверные доказательства, обосновывать результаты и выводы, но на промежуточных этапах может строить гипотезы, догадки и предположения. Научное познание использует в ходе исследования специальную аппаратуру, приборы, измерительные инструменты.

Логические критерии научного познания:

  • непротиворечивость — отсутствие взаимоисключающих утверждений;
  • полнота — знание должно быть полным и раскрывать все стороны объекта;
  • независимость — знание должно быть достоверным, адекватным, объективным. 

Эмпирические критерии научного познания:

  • верификация — научное знание должно иметь подтверждение;
  • фальсификация — научное знание можно опровергнуть.

Экстралогические критерии научного познания: 

  • простота — критерий направлен на выбор оптимальных и минимально необходимых средств и способов решения исследовательских задач и организации научного знания;
  • красота — теория должна быть гармонична и ясна;
  • когерентность — результаты, полученные в ходе исследования, должны быть согласованы и взаимосвязаны с уже существующими фундаментальными знаниями;
  • эвристичность — теория должна обеспечивать рост знаний, открывать что-то новое или побуждать к открытию, а не просто анализировать уже известное. 

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:

  • взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
  • систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
  • эмпирическое обобщение;
  • получение эмпирических фактов.

Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.

Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
  • эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.

Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.

Определение 4

Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.

Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.

Формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
  • анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
  • индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
  • дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
  • обобщение – установка общих свойств и признаков.

Ключевые моменты научного знания, которые отличают его от ненаучного

  • Фундаментальная задача – обнаружить объективные законы реальности и систематизировать их.
  • Цель научного познания – объективная истина
  • К объектам научного знания относятся не сами предметы, а их идеализированное подобие.
  • Логическое следование знаний друг из друга.
  • Научное знание стремиться к строгой доказательности, обоснованности и достоверности.
  • Научное знание использует научный метод исследования и предъявляет строгие нормы к методу познания.
  • Научное знание имеет возможность контролировать процесс получения знаний, с возможностью его повторения
  • Научное познание имеет однозначный описательный язык
  • Для научного познания характерна опытная проверка, верификация.
  • В научном познании нет противоречивости его элементов в системе.

Методы научного познания и их основные различия

Научный метод — это правила, приемы и принципы, которые обеспечивают познание объекта и получение о нем достоверных знаний.

Общенаучные методы исследования:

  • анализ – изучение составных частей изучаемого объекта;
  • синтез – изучение объединения ранее выделенных составных частей путем выделения их связей и отношений;
  • дедукция – переход от общего знания к частному;
  • индукция – переход от частного знания к общему;
  • аналогия – сопоставление сходных признаков объекта и выдвижение гипотезы о сходстве других их признаков;
  • моделирование – воспроизведение характеристик исследуемого объекта на специально созданной модели;
  • абстрагирование – мысленное выделение отдельных признаков конкретного предмета и одновременное отвлечение от других несущественных признаков;
  • идеализация – создание абстрактных объектов, не существующих в реальности;
  • сравнение – установление сходства и различия объектов;
  • обобщение – объединение отдельных объектов в каком-либо понятии.

За последние десятилетия во всем мире произошел технологический прорыв. Это отразилось и на научном познании: в период информационной эпохи изменились его методы, представления о приобретении, хранении и воспроизведении информации, обновились инструменты исследования.

Научное познание на современном этапе стремится создать единую целостную картину мира, объединяющую знания о неживой и живой природе, человеке и обществе. Общенаучная картина строится, опираясь на специфику современной культуры и ее воззрения.

↑ Социальное познание

Социальное познание — это процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Такое познание ставит своей целью изучение поведения людей, взаимоотношений социальных групп, исследование общественных отношений, процессов и закономерностей.

Главной задачей социального познания является приобретение новых знаний о внутренних и внешних социальных явлениях, которые необходимы в управлении как отдельными индивидами, так и большими социальными группами. Социальные исследования выявляют основные тенденции развития общества и общественных отношений в разных периодах истории, определяют наиболее оптимальные пути прогресса, помогают принять управленческие решения в тех или иных ситуациях.

Результат социального познания – представление общества о себе самом, о своей истории, настоящем положении и будущем.

Особенности социального познания:

  • объект и субъект совпадают – это общество, социальные группы, индивиды и их взаимоотношения от политических и профессиональных до личных, семейных. Поэтому большую роль играет личностная оценка общественных явлений
  • ограничены возможности исследователя (не всегда можно провести эксперимент);
  • каждый человек по-своему уникален, его взгляды и мнения постоянно изменяются, что усложняет процесс познания;
  • общество постоянно изменяется, поэтому знания о нем быстро устаревают;
  • общественные отношения сложны и зачастую противоречивы.
  • устанавливать зависимость между прошлым и будущим;
  • выявляя общие закономерности, необходимо помнить о своеобразии и неповторимости исторического пути народов, стран, регионов;
  • изучать общественные явления в их многообразии и взаимозависимости;
  • рассматривать текущую деятельность как результат предыдущей.

Существует большое количество видов социального познания, например, политическое, историческое, философское, правовое, каждый из которых отражает определенную сторону общественной жизни, помогая глубже понять происходящие процессы и явления.

Изучая общество, социологи используют такие методы как: опрос (анкетирование, интервью), тестирование, социометрия и др.

Эмпирические методы научного познания

К эмпирическим методам научного познания относятся:

  • сравнение – нахождение общего между изучаемыми объектами или наоборот – различий;
  • наблюдение – восприятие явлений со стороны без вмешательства;
  • эксперимент – изучение чего-либо с помощью специально для этого созданных условий;
  • измерение – определение величины по отношению к какому-то эталону.

Все перечисленные методы в науке в чистом виде не применяются, они обязательно должны дополняться еще и теоретическими методами.

Научное познание не всегда может быть проверено практическим опытом, научные теории могут быть состоятельными, если их истинность будет подтверждена логически. Несмотря на это практике в процессе сознания отводится ведущая роль, реализующаяся через функции:

  • практика – это источник познания и его основа;
  • практика – это цель познания;
  • практика – критерий истинности знаний.

Практика не может дать полностью чистые истины, не требующие никаких доказательств. С такой позиции у практики есть два момента – абсолютный и относительный. Абсолютный заключается в том, что практика выступает основным критерием, с помощью которого можно определить где истина, а где ложь.

Замечание 1

Относительность практики заключается в том, что постоянное развитие мира и социума оставляют незавершенным развитие любых форм практики.

Теоретический этап научного познания

Так как умозрительных концепций может быть неограниченное количество, и не все они будут соответствовать действительности, являться осмысленными и непротиворечивыми, исследователь выявляется для себя некоторую структуру, которая может стать основой теоретического закона. Из данного теоретического закона выводятся следствия. В комплексе, теоретический закон и выведенные из него следствия образуют научную гипотезу. Далее происходит обоснование этой гипотезы, для этого проводятся логические и практические процедуры. На этом этапе большую роль играет эксперимент, сначала мысленный, затем реальный. Если в ходе эксперимента гипотеза подтверждается, она становится теорией.

Замечание 2

Теория – это система логически взаимосвязанных предположений, которая отражает существенные внутренние связи исследуемой предметной области.

Структура научных знаний

Научное знание — это сложная система с разветвленной иерархией структурных уровней.

В структуре научных знаний выделяются два уровня:

  1. Эмпирический уровень;
  2. теоретический уровень.

Знания, полученные на эмпирическом уровне, характеризуются тем, что они являются результатом прямого контакта с реальностью при наблюдении или эксперименте. На этом уровне приобретаются знания о конкретных событиях, выявляются свойства интересующих объектов или процессов, устанавливаются связи, эмпирические закономерности. Эмпирический уровень в большей степени относится к знаниям об источниках и в этом отношении является более объективным.

Теоретический уровень — это своеобразный разрез исследуемого объекта с определенной точки зрения, определяемой мировоззрением исследователя. Она построена с явным акцентом на объяснение объективной реальности, и ее главной задачей является описание, систематизация и объяснение всего массива данных эмпирического уровня. Эмпирический и теоретический уровни имеют определенную автономию, но не могут быть отделены друг от друга. Можно утверждать, что теоретический уровень всегда построен на эмпирическом уровне знаний. Однако теоретический уровень построен таким образом, что он напрямую отражает идеальные объекты, а не окружающую действительность.

Теоретический уровень отличается от эмпирического уровня тем, что дает научное объяснение фактов, полученных на эмпирическом уровне. На этом уровне формируются конкретные научные теории, и этот уровень характеризуется тем, что он имеет дело с интеллектуально управляемым объектом, тогда как эмпирический уровень имеет дело с реальным объектом

Его важность заключается в том, что он может развиваться как бы сам по себе, без прямого контакта с реальностью. Конечно, основополагающие принципы должны иметь определенное отношение к реальности

Эмпирический и теоретический уровни органически взаимосвязаны. Теоретический уровень не существует сам по себе, а основан на данных эмпирического уровня, и в этом смысле связь между теорией и эмпиризмом очевидна. Но эмпирические знания не лишены теоретических понятий. Совокупность эмпирических знаний — это уверенное знание реальности, но только в том случае, если эти данные интерпретируются в терминах определенных теоретических понятий. Несмотря на теоретическую нагрузку, эмпирический уровень более стабилен, чем теория, поскольку теории, с которыми связана интерпретация эмпирических данных, являются теориями другого уровня. Поэтому эмпирика (практика) является критерием истинности теории.

↑ Научное познание. Особенности научного познания

Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.

Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания:

  • стремление к получению достоверных знаний;
  • строгая доказанность научных фактов;
  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
  • проверяемость;
  • большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
  • отражение существенных свойства и объективных законов;
  • формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
  • использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: