Классификация гласных и согласных звуков в русском языке

Согласные звуки: твердые/мягкие, сонорные, шипящие/свистящие. видеоурок

§7. Обозначение мягкости согласных на письме

Отвлечёмся от чистой фонетики. Рассмотрим практически важный вопрос: как обозначается мягкость согласных на письме?

В русском языке 36 согласных звуков, среди которых 15 пар по твёрдости-мягкости, 3 непарных твёрдых и 3 непарных мягких согласных. Согласных букв только 21. Каким образом 21 буква может обозначать 36 звуков?

Для этого используются разные способы:

  •  йотированные буквы е, ё, ю, я  после согласных, кроме ш, ж и ц, непарных по твёрдости-мягкости,   свидетельствуют, что эти согласные мягкие, например: тётя  — ,  дя´дя — ;
  •  буква и  после согласных, кроме ш, ж и ц. Согласные, обозначаемые буквами ш, ж и ц, непарные твёрдые. Примеры слов с гласной буквой и: ни´тки – , лист – , ми´лый – ;
  •  буква ь, после согласных, кроме ш, ж, после которых мягкий знак является показателем грамматической формы. Примеры слов с мягким знаком про´сьба – , мель – , даль – .

Таким образом, мягкость согласных на письме передаётся не особыми буквами, а сочетаниями согласных букв с буквами и, е, ё, ю, я и ь

Поэтому при разборе советую обращать особое внимание на соседние буквы, стоящие после согласных

Обсуждаем проблему толкования

В  школьных учебниках сказано, что и — непарные по твёрдости-мягкости. Как же так? Мы ведь слышим, что звук – это мягкий аналог  звука .Когда в школе училась я сама, я не могла понять почему? Потом в школе учился мой сын. У него возник тот же вопрос. Он появляется у всех ребят, которые относятся к обучению вдумчиво.

Недоумение возникает, потому что школьные учебники не учитывают, что звук ещё и долгий, а твёрдый нет. Пары – это звуки, различающиеся только одним признаком. А и – двумя. Поэтому  и   не являются парами.

Для взрослых и старшеклассников.

Для того чтобы соблюсти корректность, необходимо школьную традицию транскрибирования звука изменить. Думается, что ребятам легче использовать ещё один дополнительный знак, чем сталкиваться с нелогичным, неясным и вводящим в заблуждение утверждением. Всё просто. Чтобы поколение за поколением не ломало голову, нужно, наконец, показать, что мягкий шипящий звук — долгий.

Для этого в лингвистической практике существует два значка:

1) надстрочная черта над звуком; 2) двоеточие.

Использование надстрочного знака неудобно, поскольку он не предусмотрен набором символов, которыми можно пользоваться при компьютерном наборе. Значит, остаются следующие возможности: использование двоеточия либо графемы, обозначающей букву . Мне кажется, что первый вариант предпочтительнее. Во-первых, ребята поначалу часто смешивают звуки и буквы. Использование буквы в транскрипции создаст основание для такого смешения, спровоцирует ошибку. Во-вторых, ребята теперь рано начинают изучать иностранные языки. И значок   при использовании его для обозначения долготы звука им уже знаком. В-третьих, транскрипция с обозначением долготы двоеточием прекрасно передаст особенности звука. — мягкий и долгий, оба признака, составляющие его отличие от звука , представлены наглядно, просто и однозначно.

Что посоветовать ребятам, которые учатся сейчас по общепринятым учебникам? Нужно понять, осмыслить, а потом запомнить, что на самом деле звуки и пару по твёрдости-мягкости не образуют. А транскрибировать их я советую так, как этого требует ваш учитель.

Звонкие и глухие согласные звуки.

  • Звонкие
    • образуются при помощи голоса  и шума.
    • буквы Л, М, Н, Р, Й  обозначают самые звонкие согласные (сонорные) звуки, которые образуются в с преобладанием  голоса и незначительным шумом: , , , , , , , , .   Не образуют пар по звонкости/глухости –  всегда звонкие.
    • Б, В, Г, Д, Ж, З – шумные звонкие , , , , , , , , , , , , состоят из шума и голоса , имеют парные звуки по звонкости/глухости.
  • Глухие   (шумные глухие)
    • произносятся только из шума (без голоса):
    • П, Ф, К, Т, Ш, С – , , , , , , , , , , – глухие, имеют парные звонкие;
    • X, Ц, Ч, Щ – , , , , – всегда глухие, не имеют парных по звонкости/глухости .

По наличию или отсутствию голоса в звуке согласные образуют пары.

Согласные звуки образуют 11 пар по звонкости/глухости:
Парные непарные (всегда зв./ глух.)
звонкие б  б’ в в’ г г’ д д’ ж  з з’ л л’ м м’ н н’ р р’
глухие п п’ ф ф’ к к’ т т’ ш с с’ х х’ ч’ щ’

В речи может происходить замена звуков под влиянием соседних звуков в слове

Важно знать сильные и слабые позиции согласных звуков в слове для их правильного написания

В слабых позициях, что зависит от положения звука в слове,  может происходить изменение согласных звуков по звонкости/глухости: звонкие парные  согласные меняются на соответствующие парные  глухие  (оглушаются),  а глухие парные меняются на соответствующие парные звонкие согласные (озвончаются). На письме эти изменения звуков обычно не отражаются.  Слабая позиция – признак орфограммы.

Сильные позиции по звонкости/глухости

(как слышим, так и пишем) :

  • перед гласными:сова , леса ;
  • перед сонорными , , , , , , , , : свет – звон , смена  – измена  , отломать   – облом , отнять –поднос , средство – зразы и т.д.;
  • перед , :твоих – двоих , свой – звон ;
  • для парных звонких согласных сильная позиция –  перед звонкими согласными: здание ;
  • для парных  глухих – перед глухими согласными: миска .

Слабая позиция  по звонкости/глухости:

  • в конце слова: гриб — грипп ,  плод — плот ,  код -кот , род — рот ;
  • звонкие парные согласные оглушаются  перед глухими согласными: низко , будка ;
  • глухие парные согласные озвончаются  перед парными  звонкими согласными  (кроме , ): сдал ,  молотьба , свет ;

Школьная классификация

Критерий Пример
1. ТВЕРДОСТЬ/МЯГКОСТЬ18 согласных из 21 имеют пары по твердости мягкости, то есть в разных словах могут произноситься твердо или мягко.Нет пары по твердости/мягкости у шести звуков: ж/ш/ц (только твердые) и ч/й/щ – (только мягкие). Какой бы гласный не находился после ж/ш/ц – они будут твердыми: жизнь – , циркуль – , шить – .Ч/й/щ – всегда произносятся мягко: чёлка, щетка, йод, ёлка , щекотать, чай и т. д. Корова, друг – к, р, в, д, г в этих словах – твердые. Однако мы можем подобрать другие слова, где они будут мягкими: реки, видеть, гикнуть – здесь мы уже произносим их мягко.
2. ЗВОНКОСТЬ/ГЛУХОСТЬСравните произношение и , и , и , и – в чем разница? В первом случае вы добавляете к произношению голос, во втором – голоса нет, только шум.Нет пары по звонкости/глухости у сонорных звуков. Их пять: , , , , . Они только звонкие. Чтобы запомнить сонорные было проще – произнесите их несколько раз в той последовательности, которая дана выше. Они произносятся легко, без запинок, остаются в памяти.Глухие непарные: , , , . У них не может быть звонкого аналога, его в принципе нет.

Были рассмотрены признаки, которые выносятся на фонетический разбор в школе. Для примера разберем слово “клюква”, чтобы все признаки лучше отложились у вас в голове.

  • Ударение: клю’ква.
  • Слоги: клю-ква.
  • Характеристика:
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • Л – – согласный, мягкий (парный), звонкий (непарный), сонорный.
  • Ю – – гласный, ударный.
  • К – – согласный, твердый (парный), глухой (парный).
  • В – – согласный, твердый (парный), звонкий (парный).
  • А – – гласный, безударный.
  • 6 букв, 6 звуков.

Признаки, отличающие гласные звуки о согласных

1. Основное различие гласных и согласных состоит в их роли в слогообразовании.
Гласный звук всегда образует вершину слога, является сонантом, согласный
сопутствует сонанту, является консонантом.
2. Артикуляционное различие гласных и согласных состоит в различной
напряженности произносительного аппарата и отсутствии или наличии фокуса
образования.
3. При образовании гласных голос преобладает над шумом, тогда как при
образовании большинства согласных (за исключением сонорных) соотношение
оказывается противоположным: шум доминирует над голосом.
Наличие двух типов звуков речи (гласных и согласных), различающихся
по артикуляции, заставляет составлять классификацию гласных отдельно
от классификации согласных.

Согласные по способу образования шума

По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).

Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.

К смычным в русском языке относятся: , , , , , , , , , , , .

Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.

Фрикативными согласными являются: , , , , , , , , , , , , , .Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.

В русском литературном языке есть две аффрикаты: (т + с) и (т’ + ш’).

Согласные звуки

Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.

К носовым смычно-проходным относятся: , , , ; к боковым — , (бок языка примыкает к верхней челюсти).

Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: , .

Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.

Таблица классификации согласных звуков в русском языке

Способ образования Место образования
Губные Язычные
Губно-губные Губно-зубные Переднеязычные Среднеязычные Заднеязычные
Зубные Передненёбные Средненёбные Задненёбные
Смычные Ротовые
Носовые
Щелевые Срединные
Боковые
Африкаты
Дрожащие

Согласные по наличию смягчения

По наличию или отсутствию смягчения (палатализации) все согласные делятся на твердые и мягкие. При образовании мягких согласных возникает дополнительная артикуляция — средняя часть спинки языка приподнимается к твердому нёбу.

Эта дополнительная артикуляция иначе называется «йотовой» артикуляцией, т. е. основная артикуляция согласного осложняется дополнительной средненёбной артикуляцией, свойственной согласному . Твердые согласные не имеют такой дополнительной артикуляции.

Мягкими в русском литературном языке являются согласные: , , , , , , , , , , , , , , .

Остальные согласные — твердые. Мягкие согласные звуки, получающие «йотовую» артикуляцию как дополнительную, называются палатализованными в отличие от , у которого эта артикуляция не дополнительная, а основная и который поэтому является палатальным.

Таким образом, каждый согласный звук русского языка может быть охарактеризован по совокупности четырех признаков, которые выступают в разных комбинациях.

Например: — глухой шумный, губно-губной, смычный, твердый; — сонорный, переднеязычный, смычно-проходной, боковой, мягкий; —аффриката, переднеязычный, зубной, твердый.

Помните, что мы не можем говорить  «мягкие согласные буквы» или  «твердые согласные буквы». Буквы — всего лишь знаки, которыми обозначаются звуки, поэтому правильно говорить так «мягкие согласные звуки» и «твердые согласные звуки».

Фонетический разбор слова — когда нужно определить количество букв, звуков, ударения в слове, выделить гласных и согласных звуков, их классификация, то есть подробный анализ слова, с точки зрения его правильного произношения.

Орфоэпические нормы произношения, артикуляция

Правильность произношения звуков определяется орфоэпическими нормами. Они регулируют произношение в зависимости от фонетической позиции, в соединении с другими звуками.

Основные правила орфоэпии:

  • всегда четко произносится ударная гласная;
  • с ослабленной артикуляцией, с утратой четкости и ясности звучания, звучит безударная гласная;
  • с оглушением звучит звонкая согласная в конце слова, при этом согласный звонкий звук переходит в парный ему звук глухой;
  • буква «и» произносится как звук после твердой согласной;
  • буквы «а» и «о» произносятся как в слоге, стоящим перед ударным.

Артикуляция

Звуки образуются струей воздуха на выдохе.  Она проходит из легких через гортань и ротовую полость.

Различаются гласные и согласные буквы способом образования. Гласные буквы самые звучные, при их образовании используется голос. Струя воздуха при их произнесении выходит изо рта на выдохе беспрепятственно, их можно растянуть и пропеть. Произношение гласных звук меняется очертанием губ:

  • образуется округлыми губами;
  • образуется при вытягивании губ в трубочку;
  • образуется при растягивании губ в улыбку;
  • безударные гласные образуются меньшим мускульным напряжением и поизносятся более коротко;
  • ударные гласные образуются большим мускульным напряжением и могут быть растянуты в звучании.

При произнесении согласных звуков присутствует характерный шум, созданный струей воздуха на выдохе при встрече с преградой. Существует разница при образовании звонких и глухих, мягких и звонких согласных:

  • звонкие согласные образуются голосом и шумом с колебанием голосовых связок;
  • глухие согласные образуются только шумом;
  • твердые согласные образуются при сдвигании вперед всего тела языка;
  • мягкие согласные образуются при сдвигании назад всего тела языка.

Твердые и мягкие согласные звуки

Согласные делятся на твердые и мягкие, такое деление обусловлено различием положением языка при их произнесении. Когда произносим мягкие согласные, тогда средняя спинка языка поднята к твердому нёбу. Отметим также, что кроме того, что согласные делятся на твердые и мягкие, они могут быть парными и непарными.

Например, буква «к» может обозначать как твердый звук , например, в слове кот, так и мягкий звук , например, в слове — очки. Получаем, что звуки и образуют пару по твёрдости-мягкости. Для согласных звуков, у которых есть пара по твёрдости мягкости, справедливо следующее правило:

  • согласный звук является твердым, если после него стоят гласные: а, о, у, ы, э;
  • и является мягким, если после него стоят гласные: е, ё, и, ю, я.

В русском языке существую буквы, у которых звук, который они обозначают может быть только твердым (, , ), либо только мягким (, , ). Такие звуки не относятся к парным звукам, а являются непарными.

Отличительные признаки мягких и твердых звуков

Когда следом за согласной идут буквы а, о, у, ы, э , то мы точно можем сказать: эта согласная- твердая. Проверим: дом, сад, гусь, сыр, рэп. Здесь первые звуки в словах , , , , – твердые.

Если две согласные подряд, то первая даст твердость. Проверим: смена – . Твёрдый знак ъ – показатель твердости согласного: , .

Когда следом за согласной идут буквы е, ё, и, ю, я , то мы точно можем сказать: эта согласная- мягкая. Проверим: лев, лён, сила, мюсли, мяч. Здесь первые звуки в слове , , , , – мягкие.

Так же мягкий знак, стоящий за согласной, помогает ребенку определить мягкость. Проверим: , , . Заметим, что мягкую в середине слова, всегда на письме обозначаем мягким знаком ь: , . Для других букв нужно сверяться со словарём.

Классификация гласных звуков.

Основанием классификации гласных служит ряд и подъем языка, а также
работа губ.
Артикуляционно гласные распределяются горизонтально по ряду, то есть
по той части языка, которая поднята при произнесении данного звука.
Различаются три ряда, а соответственно и три типа звуков речи, которые
бывают передними, средними и задними.
Гласные переднего ряда — и э; среднего ряда — ы ; заднего ряда у о а.
Вертикально гласные различаются по подъему — то есть по степени приподнятости
той или иной части языка при образовании данного гласного. Различаются
обычно три подъема — верхний, средний и нижний. В русском языке к гласным
верхнего подъема относятся и ы у, к гласным среднего подъема — э о,
к гласным нижнего подъема относят а.

По положению губ гласные делятся на губные, то есть при образовании
которых принимают участие губы — о у (лабиализованные, огубленные) и
неогубленные, то есть при образовании которых губы не принимают участия
— а э и ы. Губные гласные обычно бывают заднего ряда.
Назализация.
В ряде языков существуют носовые гласные, например, во французском,
польском языках. В старославянском также были представлены носовые гласные,
которые в кириллице изображались специальными буквами: юс большой, или
о носовое и юс малый, или э носовое. Артикулирование носовых гласных
происходит при поднятой? небной занавеске и опущенной спинке языка,
так что воздушная струя одновременно и в равной степени попадает и в
полость рта и носа.

Классификация звуков речи: основные принципы

Изучение звуков речи имеет как теоретическое, так и практическое значение. Звук составляет минимальный отрезок звучащего высказывания. Выполняя смыслоразличительную функцию, он помогает дифференцировать слова и их формы. В то же время каждый звук отличается особым набором характеристик – артикуляционных и фонетических признаков. Неверное усвоение каких-либо из них (например, артикуляционной позы, движений или фонетических свойств) влияет на произношение и восприятие, а значит, и на коммуникацию в целом. Поэтому изучение звуков является залогом успешного общения.

В русском языке деление звуков на два класса – гласные и согласные – обусловлено особенностями их продуцирования с помощью тех или иных органов речи. В производстве гласных участвует только голос и естественные резонаторы (полости глотки и рта). При образовании согласных голос может участвовать и не участвовать. Обязательно наличие шума, который создается за счет столкновения воздушной струи с преградой, образующейся из-за смыкания органов артикуляции: зубов, губ, неба. Кроме этого, на произнесение согласных влияет и положение языка в полости рта по средней линии. Так, поднятие его спинки к верхнему небу придает звуку призвук мягкости.

Особенностью артикуляции согласных является также наличие / отсутствие смычки и ее резкого разрыва в момент произнесения звука, вибрации кончика языка, появление смычки с закрытием небной занавески и прохождением воздушной струи через нос, взаимодействие кончика языка с верхними или нижними зубами, а также с верхним небом.

Характеристика артикуляционной классификации согласных

Артикуляционная классификация согласных основывается на учёте следующих признаков.

Во-первых, речь идёт об участии голосовых связок. По этому признаку выделяются глухие и звонкие согласные. Глухие произносятся без участия голосовых связок (с, к, т), звонкие – с участием голосовых связок (з, г, д).

Во-вторых, место образования шума. По месту артикуляции согласные делятся на губные (губно-губные и губно-зубные) и язычные – переднеязычные (зубные и передненёбные), среднеязычные и заднеязычные.

Особую подгруппу переднеязычных образуют такие согласные, как «с / з», «ш / ж». Первую пару относят к зубным, вторую – к передненёбным. Эти же согласные характеризуются особым типом артикуляции. В некоторых работах по фонетике их включают в группу щелевых:

  • однофокусные согласные, которые образуются при участии одного органа речи и в одном месте, как «с / з»; в данном случае активным органом речи является кончик языка;
  • двухфокусные согласные, в которых шум образуется в двух местах, как при произнесении «ш / ж»; активным органом является вся передняя часть языка.

В ряде языков встречаются увулярные согласные, которые образуются при помощи маленького язычка – увулы, фарингальные согласные, которые образуются путем сужения глотки, гортанные согласные, которые образуются при смычке голосовых связок.

В-третьих, тип артикуляции. По этому признаку русские согласные делятся на смычные, щелевые (фрикативные), аффрикаты, смычно-проходные, дрожащие и боковые. При образовании смычных согласных активный орган смыкается с пассивным. Струя выдыхаемого воздуха разрывает смычку, в результате чего и образуется звук. Примером смычных согласных могут служить «б», «п», «д», «т», «г», «к». При образовании щелевых согласных смычки не происходит. Шум образуется в результате трения воздушной струи о стенки щели. К щелевым относятся «в», «ф», «з», «с», «ж», «ш» и др. Аффрикаты «ц», «ч» совмещают в себе признаки смычных и щелевых: в начале артикуляции они произносятся как смычные, а затем – как щелевые. Смычно-проходные согласные представлены двумя разновидностями – боковыми (л, л’) и носовыми (м, м’, н, н’). К дрожащим относятся «р» и «р’».

В-четвёртых, участие средней части спинки языка. По этому артикуляционному признаку выделяется два типа согласных – твердые и мягкие. При произношении мягких согласных к основной артикуляции звука прибавляется дополнительная: средняя часть языка поднимается к твердому нёбу. При произношении твёрдых согласных такая артикуляция отсутствует.

И наконец, в-пятых, длительность артикуляции звука. Длительностью артикуляции называется время работы органов речи, которое направлено на произношение тех или иных звуков. В сознании говорящего и слушающего для каждого типа звуков существует свой эталон длительности их произношения. Длительность произношения смычных отличается от длительности произношения щелевых, например, «д» от «з», «т» от «с» (иногда первые называют мгновенными, а вторые – длительными). Но длительность произношения одинаковых звуков, например, смычных «д / т» и щелевых «з / с», в приведённых парах соответственно одинакова. Долгие гласные произносятся приблизительно в два раза дольше кратких. Примером долгого согласного в русском языке может служить /ш’:/, обозначаемый на письме буквой «щ». Соответствующий ему по глухости / звонкости долгий согласный /ж’:/ произносится в словах «дрожжи», «визжать». Кроме того, долгие согласные образуются на стыке одинаковых звуков в составе двух морфем: «переомом – перед домом», «оать – отдать», «итола – из стола», «иала – из зала», «соый – сонный».

Замечание 3

В иноязычных словах двойные согласные произносятся, как правило, кратко: «аббревиатура», «аппарат», «коммутатор», «классик».

Таким образом, было рассмотрено всё многообразие квалификационных признаков, которые связаны с особенностями работы артикуляционных органов человека и согласно которым сгруппированы гласные и согласные звуки речи, в том числе русского языка.

Типология гласных звуков

В русском языке насчитывается шесть гласных фонем, которые реализуются в речи в качестве звуков. При этом некоторые фонологи считают спорным вопрос о существовании самостоятельный фонемы $$, видя в ней лишь реализацию фонемы $$ в определенной фонетической позиции.

Все гласные различаются по двум основаниям:

  1. Ряд. По этому критерию выделяются звуки переднего, среднего и заднего ряда.
  2. Подъем. Это основание предполагает выделение верхнего, среднего и нижнего подъема.

Гласные распределяются в зависимости о того, какое место они занимают по отношению к данным основаниям классификации:

  1. Передний ряд верхний подъем: $, , $.
  2. Средний ряд средний подъем: $, $.
  3. Задний ряд нижний подъем: $$.

По отношению к ударению, то есть по позиции в слове, гласные распределяются на те, что находятся под ударением, и безударные. В зависимости от удаленности от ударного слога можно говорить о первом предударном, втором предударном, всех заударных слогах, в которых гласные подвергаются ослаблению, то есть редукции.

§6. Твёрдые и мягкие согласные

Согласные различаются не только по глухости-звонкости, но и по твёрдости-мягкости.Твёрдость-мягкость – второй важнейший признак согласных в русском языке.

Мягкие согласные отличаются от твёрдых особым положением языка. При произнесении твёрдых всё тело языка оттянуто назад, а при произнесении мягких сдвинуто вперед, а средняя часть языка при этом приподнята. Сравните: – ,  – . Звонкие мягкие звучат выше, чем твёрдые.

Многие русские согласные образуют пары по твердости-мягкости:  – , – и другие. Таких пар 15.

Пары по твёрдости-мягкости: и ,   и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и , и . 

Но есть звуки, у которых нет пары по признаку твёрдости-мягкости. Например, у звуков , ,  нет мягкой пары, а у и – твёрдой.

Непарные по твёрдости-мягкости

Твёрдые непарные: , , .

Мягкие непарные: , , . 

Заключение

Сделаем шпаргалку:

  1. Согласные звуки – такие, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает на своем пути преграды (язык, зубы, губы).
  2. Бывают твердые и мягкие. Ж, Ш, Ц – только твердые, Ч, Щ, Й – только мягкие.
  3. Бывают звонкие (произносятся с голосом и шумом) и глухие (только с шумом).
  4. Только глухие: , , , . Только звонкие (сонорные): , , , , .
  5. Непроизносимые – не произносятся в словах (лесТница).
  6. Удвоенные – два согласных (осенний). Если в корне – слово заимствованное (тонна).
  7. Оглушение – звонкий стал глухим на конце слова (хлеБ).
  8. Озвончение – глухой стал звонким под влиянием последующего согласного: (Сдача).
  9. Смягчение – твердый стал мягким под влиянием последующего мягкого (троСть).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: