Артикуляционный аппарат
Все органы речи делятся на активные и пассивные. Активные — движутся, пассивные — неподвижны.
Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхняя губа. Иначе говоря, нижняя губа приближается к верхней; произносятся согласные , , , , , . Активный орган — нижняя губа, пассивный — верхние зубы; произносятся согласные , , , . Это — губные согласные.
Активный орган — передняя часть языка, пассивный — зубы; произносятся согласные , , , , , , , , , , , . Это зубные согласные.
Активный орган — передняя часть языка, пассивный — альвеолы (выпуклости над зубами — самая передняя часть нёба); произносятся согласные , , , , , , . Это передненёбные согласные.
Активный орган — средняя часть языка, пассивный — средняя часть нёба; произносится йот (яма, ёж, ель, юг — первый звук в этих словах— , т. е. , , , ). Это средненёбные согласные.
Активный орган — задняя часть языка, пассивный — нёбо; произносятся согласные , , , , , . Это — задненёбные согласные.
Способ образования
Под способом образования согласных звуков понимают способ преодоления воздушной струей преграды в органах речи. По этому признаку согласные русского языка делятся на:
- смычные (взрывные). Они образуются, если органы речи на пути воздушной струи полностью смыкаются. Воздух, встречая такую преграду, прорывает ее резко, с силой. Это звуки , , , , , , , , , , , ;
- фрикативные (щелевые). При их артикуляции органы речи не смыкаются полностью, а лишь сближаются, и воздушная струя проходит через щель между ними: , , , , , , , , , , , , , , ;
- аффрикаты (смычно-щелевые), артикуляция которых проходит в два этапа. На первом выдыхаемый воздух преодолевает сомкнутые органы речи. Далее, в отличие от взрывных звуков, смычка не разрывается сразу, а сначала переходит в щель, через которую продолжает идти воздушная струя: , ;
- смычно-проходные. При их образовании возникает полное смыкание органов речи, но воздух не только разрывает эту смычку, но и частично обходит ее — либо через носовую полость (носовые звуки , , , ), либо через ротовую полость по бокам от преграды (боковые согласные , );
- дрожащие (вибранты). При их произнесении органы речи неоднократно смыкаются и размыкаются: , .
Согласные по способу образования шума
По способу образования шума, или по способу преодоления преграды, согласные делятся на смычные (взрывные), фрикативные (щелевые), аффрикаты (смычно-щелевые), смычно-проходные, дрожащие (вибранты).
Смычные (взрывные) согласные образуются полным смыканием органов произношения, и поэтому воздух, наталкиваясь на эту преграду, с силой разрывает ее, в результате чего и возникает характерный для этих согласных шум.
К смычным в русском языке относятся: , , , , , , , , , , , .
Фрикативные (щелевые) согласные образуются неполным сближением активного и пассивного органов речи, в результате чего между ними остается узкая щель, через которую проходит воздух; шум образуется трением воздуха о стенки щели.
Фрикативными согласными являются: , , , , , , , , , , , , , .Аффрикаты — это сложные по работе органов речи звуки: в начальной стадии артикуляции они образуются как смычные, т. е. путем полного смыкания органов речи, но в конце артикуляции происходит не мгновенное размыкание смычки, а переход ее в щель, как у фрикативных.
В русском литературном языке есть две аффрикаты: (т + с) и (т’ + ш’).
Согласные звуки
Смычно-проходными согласными являются те, образование которых характеризуется полным смыканием органов речи с одновременным прохождением воздуха через полость рта или полость носа. В зависимости от того, через какую полость проходит воздух, смычно-проходные делятся на носовые и боковые.
К носовым смычно-проходным относятся: , , , ; к боковым — , (бок языка примыкает к верхней челюсти).
Дрожащими являются согласные, при образовании которых кончик языка то смыкается, то размыкается с альвеолами при прохождении воздушной струи (вибрирует). К дрожащим в русском языке относятся: , .
Более наглядно характеристика согласных по способу образования будет выглядеть так: Твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные, смычные и щелевые и другие — все покажет таблица.
Таблица классификации согласных звуков в русском языке
Способ образования | Место образования | ||||||
Губные | Язычные | ||||||
Губно-губные | Губно-зубные | Переднеязычные | Среднеязычные | Заднеязычные | |||
Зубные | Передненёбные | Средненёбные | Задненёбные | ||||
Смычные | Ротовые | ||||||
Носовые | |||||||
Щелевые | Срединные | ||||||
Боковые | |||||||
Африкаты | |||||||
Дрожащие |
Согласные по месту образования шума
По месту образования шума все согласные делятся на губные и язычные, так как в их образовании участвуют два активных органа речи — губы и язык: в образовании губных согласных активную роль играет нижняя губа, а в образовании язычных согласных — язык. Активные органы речи действуют (артикулируют) по отношению к пассивным — верхней губе, альвеолам, зубам, твердому нёбу.
Губные и язычные согласные делятся на ряд более мелких групп в зависимости от того, по отношению к каким пассивным органам действуют активные.
Губные согласные делятся на губно-губные и губно-зубные.
Губно-губные согласные образуются смыканием нижней губы с верхней. К ним относятся: , , , , , .
Губно-зубные согласные образуются сближением нижней губы с верхними зубами. К ним относятся: , , , .
Язычные согласные делятся на передне-, средне- и заднеязычные в зависимости от того, какая часть языка — передняя, средняя или задняя — выполняет активную роль в образовании звука.
Переднеязычные согласные делятся на две группы: зубные и нёбно-зубные.
Парные согласные звуки
При образовании зубных согласных передняя часть языка смыкается или сближается с верхними зубами. К ним относятся: , , , , , , , , , , , , . При образовании нёбно-зубных согласных передняя часть языка поднимается к передней части нёба и там создается преграда в области альвеол. К ним относятся: , , , , , , .
Среднеязычным, а по пассивному органу средненёбным, в русском языке является согласный . При его образовании средняя часть языка поднимается к среднему нёбу.Заднеязычные, а по пассивному органу задненёбные, звуки , , , , , образуются смыканием () или сближением () задней части языка с неподвижным задним нёбом.
Согласные звуки современного русского языка
В истории языка изменяются не только возможные сочетания звуков, но и сами звуки. Сравним фонетическую систему современного русского и древнерусского языков, классифицируя звуки по их артикуляции и отчасти по акустическим свойствам. Начнем с согласных на современном этапе.
Примечание. Напомним, что артикуляцией называется движение и взаимодействие органов речи при образовании звука.
В школьном преподавании обычно учат детей различать согласные по звонкости / глухости и твердости / мягкости. Мы рассмотрим более сложную классификацию, учитывающую четыре признака:
- соотношение голоса и шума;
- место образования;
- способ образования;
- наличие палатализации (смягчения).
Рассмотрим каждый пункт подробно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация «Звуки русского языка»
Консультация для родителей «Звуки русского языка. Дифференциация понятий «звук» — «буква». Звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные».
Какими бывают звуки русского языка?
Консультация для родителей, которая подразумевает обучение различения звуков русского языка. В помощь родителям, которые давно забыли на какие группы делятся звуки и чтобы помочь своему ребёнку .
Профили звуков русского языка в таблице 1 часть. Логопедия.
Знание профилей звуков является необходимым условием в работе учителя-логопеда. Для того,чтобы научить правильно и красиво говорить, для начала, нужно знать положение органов артикуляции. Профили.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка.
Классификация звуков русского языка с учетом анатомо-физиологических особенностей их образования
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными орган.
Классификация звуков русского языка с учётом анатомо-физиологических особенностей их образования
В образовании звуков основное участие принимают артикуляционный аппарат (активными органами которого являются язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо; пассивными органами – зубы, верхняя челюсть.
Источник
Согласные звуки что такое способ образования звука классификация согласных по способу образования
Преграду на пути потока воздуха при образовании согласного звука создают разные артикуляторные органы (ими определяется место образования звука), но при этом преграда может быть образована разными способами и воздушный поток может преодолевать ее также по-разному. От того, как воздух преодолевает преграду на своем пути, зависит одна из ключевых характеристик согласного в русском языке — способ образования звука. Для производства согласного звука используется три основных способа артикуляции:
1) смычка, когда с помощью артикуляторных органов воздушный поток полностью перекрывается на какое-то время, а затем под давлением воздуха преграда, образованная артикуляторными органами размыкается и воздух толчком выходит наружу. На слух такой звук воспринимается как очень короткий шум, или взрыв. Так образуются смычные, или взрывные, согласные , , , , , , , , , , , ;
2) щель, когда весь поток воздуха выходит наружу через узкий канал, который образуют органы артикуляции, при этом воздушная струя с усилием проходит между ними и за счет трения и завихрений воздуха между стенками образованной щели возникает звук; на слух такой звук воспринимается как шипение. Так образуются щелевые, или фрикативные, звуки , , , , , , , , , , , , , , ;
3) вибрация, когда кончик языка вибрирует в выходящей наружу воздушной струе (в русском языке так образуется только один тип согласных звуков — дрожащие сонорные, или вибранты, / ).
Первые два способа артикуляции (смычка и щель) могут комбинироваться друг с другом: при размыкании смычки возникает щель, через которую некоторое время проходит воздух, — так образуются смычно-щелевые согласные, или аффрикаты (лат. affricata притертая), и .
Смычка органов артикуляции может сопровождаться выходом части воздушной струи через дополнительные каналы: через нос для назальных согласных (так образуются носовые сонорные согласные , , , ) и сбоку от языка между его краями и верхними зубами (так образуется в русском языке только один тип звуков — согласные / , называемые также латеральными, или боковыми согласными).
Эти отличия активно используются в русском языке для смыслоразличения.
Послушайте минимальные пары слов, различающиеся местом образования одного из согласных. Определите эти различия.
Источник
Предварительный просмотр:
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗВУКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА
Звук с акустической точки зрения – колебания частиц воздуха. Источник – колебание звуковых связок. С точки зрения артикуляции выделяют гласные и согласные звуки речи.
Артикуляция – совокупность действий органов произношения в момент звука.
По артикуляторным признакам все звуки речи делятся две групппы:
Основным критерием этого деления является наличие или отсутствие преграды в ротовой полости при их произнесении.
В русском языке 42 звука речи: 6 гласных, 36 согласных звуков
КЛАССИФИКАЦИЯ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Все гласные русского языка характеризуются наличием голоса (фонацией), их артикуляция обусловлена вибрацией голосовых связок и свободным проходом выдыхаемого воздуха через ротовую полость.
Тональные звуки — образующиеся голосом при почти полном отсутствии шума, что обеспечивает хорошую слышимость звука: гласные а, э, и, о, у, ы.Различаются гласные по следующим признакам:
1. При образовании гласных к небу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть. За счет этого меняется объем и форма ротовой полости.
По ряду (положению языка в горизонтальной плоскости):
- гласные переднего ряда: ;
- гласные среднего ряда: ;
- гласные заднего ряда: ;
2. По степени подъёма языка к нёбу (его положению в вертикальной плоскости): верхний, средний и нижний подъём:
- гласные верхнего подъема: , , ;
- гласные среднего подъема: , ;
- гласные нижнего подъема: ;
3. По наличию или отсутствию лабиализации , т.е. степени участия губ: огубленные (лабиализованные) и неогубленные (нелабилизованные) гласные:
- гласные лабиализованные: , ;
- гласные нелабиализованные: , , , .
КЛАССИФИКАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Артикуляция согласных звуков связана с наличием какой-либо шумообразующей преграды для выходящей из легких струи воздуха. Согласные русского языка различаются по следующим признакам:
1. Классификация согласных звуков по способу образования:
- щелевые (фрикативные) , , , , , , , , , ,, , , ;
- смычно-взрывные , , , , , , , , , , , ;
- смычно-щелевые (аффрикаты) , ;
- смычно-проходные , , , , , ;
- дрожащие (вибранты) ,
Щелевые звуки — препятствие для воздушной струи в виде щели между органами артикуляции.
Смычно-взрывные — органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые — смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные — органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие — вибрирует поднятый кончик языка.
2.Классификация согласных звуков по месту образования :
переднеязычные (образуемые передней частью спинки языка, при разном положении кончика языка), кончик языка вверху — , , , , , , , , , ; кончик языка внизу — , , , , , , , ;
среднеязычные ;
заднеязычные , , , , ,
3. Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:
мягкие: , , — всегда мягкие; , , , , , , , и др.;
твердые: , , — всегда твердые; , , , , , , , и др
4. По положению мягкого неба (месту резонирования) согласные звуки делятся на:
По акустическим признакам выделяют:
Для определения и различения звуков речи опираются не только на их артикуляционные, но и на акустические признаки. Без опоры на эти признаки невозможно проводить работу по противопоставлению звуков на слух, необходимую для успешного усвоения детьми правильного звукопроизношения.
5. Наличие или отсутствие вибрации голосовых связок
Сонорные (звучные) — их качество определяется характером звучания голоса, который играет главную роль в их образовании, а шум участвует в минимальной степени: согласные м, м’, н, н’, л, л’, р, р’, j.
Шумные — их качество определяется характером шума — акустического эффекта от трения воздуха при сближенных или взрыве при сомкнутых органах речи:
- звонкие шумные длительные в, в’, з, з’, ж;
- звонкие шумные мгновенные б, б’, д, д’, г, г’;
- глухие шумные длительные ф, ф’, с, с’, ш, х, х’;
- глухие шумные мгновенные п, п’, т, т’, к, к’.
По производимому звуками акустическому впечатлению выделяют следующие подгруппы звуков : свистящие с, с’, з, з’, ц; шипящие ш, ж, ч, щ; твердые п, в, ш, ж, ц и др.; мягкие п’, в’, ч, щ и др.