Принципы исторической науки
Принципами исторической науки признаются требования:
- принцип истины, по которому истина признается главной целью и высшей ценностью исторического познания;
- принцип конкретности, по которому любой предмет исследования должен изучаться с учётом неповторимости содержания, определённости времени и места развития;
- принцип историзма, по которому любой предмет исследования должен рассматриваться в его историческом развитии;
- принцип всесторонности, по которому историческое познание должно стремиться к всестороннему изучению предмета исследования;
- принцип объективности, по которому исследователь должен стремиться к объективности и преодолению влияния субъективных интересов и ошибок, не связанных с нахождением научной истины;
- принцип опоры на исторические источники, по которому исследователь всю информацию об историческом процессе должен получать из исторических источников;
- принцип системности, по которому любой предмет исследования должен изучаться во взаимосвязи всех своих элементов и во всех внешних связях;
- принцип историографической традиции, по которому изучение любого предмета исследования должно осуществляться при учете результатов предшествующего изучения.
Отраслевое строение
История по предмету и по функциям в научном познании делится на две крупные группы отраслей — вспомогательные и основные.
Вспомогательные исторические науки непосредственно не занимаются изучением исторического процесса, но создают условия и научно-познавательные предпосылки для осуществления научных исторических исследований основными историческим науками. Вспомогательные исторические науки также разделены на общие и специальные.
Общие вспомогательные исторические науки:
- методология истории;
- историческая библиография;
- источниковедение;
- историография.
Основные исторические науки выделяются по нескольким критериям.
По изучаемым эпохам:
- история первобытного общества;
- история древнего мира;
- история средних веков;
- история нового времени;
- новейшая история;
- история современности.
По территориальному признаку:
-
история континентов:
- история Европы;
- история Америки;
- история Азии и Африки;
- история Австралии и Океании.
-
история стран:
- история Франции;
- история России;
- история Германии.
По сферам общественной жизни:
- история культуры;
- история экономики;
- история политики;
- история социальной сферы;
- история социальных групп;
- история науки и техники.
По типам исторических событий:
- история революций;
- история войн;
- история классовой борьбы.
Методы исторического исследования
Традиционные специальные методы исторического исследования:
- историко-генетический метод,
- историко-сравнительный метод,
- историко-системный метод,
- метод исторической периодизации,
- историко-типологический метод,
- метод диахронического анализа,
- ретроспективный метод.
Марксистская историографии активно использует метод классового анализа.
Нетрадиционные специальные методы исторического исследования:
- лингвистические методы;
- количественные методы;
- социально-психологические методы;
- метод искусствоведческого анализа;
- методы семиотики.
Замечание 1
Также исследователи могут применять общенаучные методы и специальные методы прочих гуманитарных наук.
Цель и функции исторической науки
Главная цель исторического познания заключается в получении исторической истины, то есть системного, объективного, конкретного, верифицируемого знания об историческом процессе развития общества.
Историческая наука имеет следующие функции:
- воспитательная функция;
- научно-познавательная функция;
- функция социальной памяти;
- идейно-политическая функция.
Достигая главной цели, историческая наука создаёт предпосылки для прогнозирования вариантов развития конкретного общества, формирования положительного общественного самосознания, управления процессом развития общества и его отдельными сферами.
Соотношение истории и других областей знания
Общественно-гуманитарные науки имеют общий объект и различные предметы изучения. Любая другая наука изучает присущее определённой сфере жизни, а история изучает общество как в целом, так и в отдельных сферах общественной жизни, на всех их уровнях, вплоть до жизни одного человека.
Научное историческое знание обладает свойствами объективности, систематизированности, верифицированности, конкретности знания исторического процесса развития общества или их совокупности.
В отличие от научного, обыденное историческое знание имеет форму фрагментарную и несистематизированную, оно не верифицировано и содержит субъективные оценки, отражая исторический процесс на уровне явлений и не отражая существенных причинно-следственных связей.
Дидактическое историческое знание разворачивается от простого к сложному и соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и задачам обучения.
Научно-популярное историческое знание является упрощённой формой исторического научного знания для неспециалистов.
Публицистическое историческое знание имеет целью субъективное и тенденциозное искажение исторического процесса для обоснования чьих-либо идей.
Художественное историческое сознание ставит целью отразить в конкретно-образной форме социальный опыт конкретных исторических событий.