Методология истории

История: лекция 1. история в системе социально-гуманитарных наук

Принципы исторической науки

Принципами исторической науки признаются требования:

  • принцип истины, по которому истина признается главной целью и высшей ценностью исторического познания;
  • принцип конкретности, по которому любой предмет исследования должен изучаться с учётом неповторимости содержания, определённости времени и места развития;
  • принцип историзма, по которому любой предмет исследования должен рассматриваться в его историческом развитии;
  • принцип всесторонности, по которому историческое познание должно стремиться к всестороннему изучению предмета исследования;
  • принцип объективности, по которому исследователь должен стремиться к объективности и преодолению влияния субъективных интересов и ошибок, не связанных с нахождением научной истины;
  • принцип опоры на исторические источники, по которому исследователь всю информацию об историческом процессе должен получать из исторических источников;
  • принцип системности, по которому любой предмет исследования должен изучаться во взаимосвязи всех своих элементов и во всех внешних связях;
  • принцип историографической традиции, по которому изучение любого предмета исследования должно осуществляться при учете результатов предшествующего изучения.

Отраслевое строение

История по предмету и по функциям в научном познании делится на две крупные группы отраслей — вспомогательные и основные.

Вспомогательные исторические науки непосредственно не занимаются изучением исторического процесса, но создают условия и научно-познавательные предпосылки для осуществления научных исторических исследований основными историческим науками. Вспомогательные исторические науки также разделены на общие и специальные.

Общие вспомогательные исторические науки:

  • методология истории;
  • историческая библиография;
  • источниковедение;
  • историография.

Основные исторические науки выделяются по нескольким критериям.

По изучаемым эпохам:

  • история первобытного общества;
  • история древнего мира;
  • история средних веков;
  • история нового времени;
  • новейшая история;
  • история современности.

По территориальному признаку:

  1. история континентов:

    • история Европы;
    • история Америки;
    • история Азии и Африки;
    • история Австралии и Океании.
  2. история стран:

    • история Франции;
    • история России;
    • история Германии.

По сферам общественной жизни:

  • история культуры;
  • история экономики;
  • история политики;
  • история социальной сферы;
  • история социальных групп;
  • история науки и техники.

По типам исторических событий:

  • история революций;
  • история войн;
  • история классовой борьбы.

Методы исторического исследования

Традиционные специальные методы исторического исследования:

  • историко-генетический метод,
  • историко-сравнительный метод,
  • историко-системный метод,
  • метод исторической периодизации,
  • историко-типологический метод,
  • метод диахронического анализа,
  • ретроспективный метод.

Марксистская историографии активно использует метод классового анализа.

Нетрадиционные специальные методы исторического исследования:

  • лингвистические методы;
  • количественные методы;
  • социально-психологические методы;
  • метод искусствоведческого анализа;
  • методы семиотики.

Замечание 1

Также исследователи могут применять общенаучные методы и специальные методы прочих гуманитарных наук.

Цель и функции исторической науки

Главная цель исторического познания заключается в получении исторической истины, то есть системного, объективного, конкретного, верифицируемого знания об историческом процессе развития общества.

Историческая наука имеет следующие функции:

  • воспитательная функция;
  • научно-познавательная функция;
  • функция социальной памяти;
  • идейно-политическая функция.

Достигая главной цели, историческая наука создаёт предпосылки для прогнозирования вариантов развития конкретного общества, формирования положительного общественного самосознания, управления процессом развития общества и его отдельными сферами.

Соотношение истории и других областей знания

Общественно-гуманитарные науки имеют общий объект и различные предметы изучения. Любая другая наука изучает присущее определённой сфере жизни, а история изучает общество как в целом, так и в отдельных сферах общественной жизни, на всех их уровнях, вплоть до жизни одного человека.

Научное историческое знание обладает свойствами объективности, систематизированности, верифицированности, конкретности знания исторического процесса развития общества или их совокупности.

В отличие от научного, обыденное историческое знание имеет форму фрагментарную и несистематизированную, оно не верифицировано и содержит субъективные оценки, отражая исторический процесс на уровне явлений и не отражая существенных причинно-следственных связей.

Дидактическое историческое знание разворачивается от простого к сложному и соответствует возрастным познавательным возможностям учащихся и задачам обучения.

Научно-популярное историческое знание является упрощённой формой исторического научного знания для неспециалистов.

Публицистическое историческое знание имеет целью субъективное и тенденциозное искажение исторического процесса для обоснования чьих-либо идей.

Художественное историческое сознание ставит целью отразить в конкретно-образной форме социальный опыт конкретных исторических событий.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: