Понятие форм и методов современного научного познания

↑ Процесс познания

Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.

Субъект познания – познающий человек, наделенный волей и сознанием или коллектив, все общество.

Объект познания – то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальным (гипотеза, теория)

Средства познания — приспособления, используемые для получения знания (измерительные приборы, микроскопы, реактивы)

Результат познания — знание — продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме в виде понятий, суждений, символов, знаков

Познание состоит из двух уровней: эмпирического и теоретического. Но противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, так как эти две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.

Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Знание — результат познания действительности, содержание сознания.

Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и всё же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счёте опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.

Понятие формы научного познания

Научное знание представляет из себя сложную систему, в состав которой входит большое количество взаимосвязанных элементов. К таким элементам относятся формы мышления, характерные для любого познания, такие как:

  • понятия
  • суждения
  • умозаключения
  • принципы
  • законы
  • категории и т.д.

В научном познании принято, кроме вышеперечисленных простых элементов, выделять более сложные формы.

Определение 1

Формой научного познания называется способ организации содержания и результатов познавательной деятельности. Такой формой научного познания для эмпирического метода исследования является факт и проблема, а для теоретического метода исследования – гипотеза и теория.

Проблема как форма научного познания

Проблема представляет собой форму научного познания, в которой фиксируется знание о каких-либо новых, неизвестных до этого момента сторонах изучаемого объекта, и которые имеющееся знание не представляет возможным объяснить. Проблема фиксирует достигнутый уровень знаний, касающихся исследуемого объекта. Если отсутствуют такие знания, отсутствует и проблема. В случае, когда в процессе формулировки и изучения проблемы выясняется, что возникшие сложности и противоречия можно решить при помощи уже имеющихся знаний, проблема превращается в задачу.

Если при изучении проблемы выясняется, что возможностей решения с использованием имеющихся знаний не существует, начинается поиск нового знания. Такое знание, призванное решить выявленную проблему, изначально принимает форму гипотезы.

Эмпирическое познание: концепция, роль и задачи

Как упоминалось выше, эмпирический уровень характеризуется определенным объектом познания. Это связи, отношения, свойства, которые выявляются в процессе практической деятельности и включаются в процесс познания. Когнитивные операции всегда выполняются в смыслово-объектной форме. На этом уровне познания решаются следующие когнитивные задачи:

  1. сбор фактов об объекте познания. Научный факт — это только зафиксированные события, явления, свойства, отношения, соотношения;
  2. получение данных на основе наблюдений, измерений, экспериментов;
  3. составление диаграмм, таблиц для визуального восприятия основных тенденций функционирования объекта исследования;
  4. классификация научных фактов, данных и другой эмпирической информации.

Эмпирический уровень знаний характеризуется использованием следующих методов изучения объектов.

Наблюдение — система фиксации и регистрации свойств и отношений исследуемого объекта. Когнитивные возможности метода наблюдения зависят от характера и интенсивности сенсорного восприятия особенностей объекта наблюдения, условий наблюдения и совершенства измерений. В благоприятных условиях данный метод предоставляет достаточно обширную и разнообразную информацию для формирования и фиксации научных фактов. Функции этого метода: Фиксация и регистрация информации и предварительная классификация фактов.

Эксперимент — это система познавательных операций, выполняемых по отношению к объектам, расположенным в таких (специально созданных) условиях, которые должны способствовать распознаванию, сопоставлению, измерению объективных свойств, отношений, соотношений. Есть три основных направления для экспериментов: Лабораторный эксперимент (для естественных и технических наук), производственный эксперимент и социальный эксперимент (для экономических и политических наук).

Экспериментирование является важным (а в некоторых случаях даже решающим) элементом практики, поэтому оно служит основой для формирования гипотез и теории и одновременно критерием истинности теоретических находок. В этом контексте теория всегда функционирует как определяющая сторона эксперимента. В экономических исследованиях эксперимент может действовать в двух формах: 1. прямой эксперимент в виде апробации группы методик, методов и т.д. (например, экономические реформы);

Определение познания

Что такое познание? Это совокупность процессов и методов, через которые можно получить знания об окружающем мире.

Это обширное понятие, которое охватывает и естественное стремление найти логическое объяснение происходящим вокруг процессам, и искусственно созданные приемы получения и накопления знаний.

Стремление объяснить каждое явление окружающего мира — главный фактор возникновения и развития человеческой цивилизации.

Структура познания:

  1. Субъект — тот, кто совершает действия, которые направлены на получение знаний. Например, вы читаете этот материал, чтобы узнать виды познания и их характеристику. Получается, что вы субъект познавательной деятельности.

  2. Объект — то, на что направлена деятельность субъекта. Например, сейчас объект вашей познавательной деятельности — понятие познания и его виды.

  3. Мотивы — то, зачем мы что-то делаем. Различают два вида мотивов:

    • Практические мотивы толкают владеть знаниями, чтобы их использовать с целью улучшения качества жизни (учеба в институте дает профессию, которая кормит).
    • Теоретические мотивы основываются на получении удовольствия от самого процесса познания (прочитать книгу и пополнить библиотеку своих знаний).
  4. Цель познавательной деятельности заключается в получении истинных, достоверных знаний о мире, понимании, как устроена реальность на самом деле.

  5. Результат — это само знание о предмете или явлении. Иногда получение результата происходит неосознанно, например, если ребенок будет играть с глиняной кружкой и разобьет ее, он тут же поймет, что глина хрупкая и будет обращаться с посудой более бережно.

Сейчас узнаем, какие существуют методы познания, а после перейдем к формам.

Особенности рационального познания

С древних времен люди стремились понять окружающую их реальность и познать законы своего существования. Первобытные люди объясняли устройство мира существованием высших сил, способных влиять на предметы и природные явления. С развитием общества возникло и понятие научного знания. Мы хотим узнать, что понимается под логическим познанием, какие существуют формы познания.

  • Обобщенность. Данный подход позволяет человеку выделять некоторые общие части для различных предметов;
  • Абстрактный характер оценивания. Данная методика позволяет отсекать несущественные признаки конкретного предмета.
  • Целенаправленный подход. Проводится мыслительный эксперимент, в ходе которого осуществляется преобразование предмета;
  • Использование языка. Любые полученные знания закрепляются, передаются и систематизируются с использованием языка.

Познание в обществознании — это процесс изучения мира с целью выявления закономерностей его развития, систематизации закономерностей своего развития и развития мира.

Это использование органов чувств для постижения окружающего мира: зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Наиболее важными формами сенсорного восприятия являются:

  • Ценностно-гуманитарный. Несмотря на то, что общий подход является рациональным, в нем есть место, казалось бы, нерациональным объектам, например культуре. Однако это ошибочное суждение. Чтобы рассуждать о таких категориях, как «культура» требуется наличие понятийной базы и смысла, вложенного в этот термин, что невозможно без рационального подхода. То есть, рациональный подход здесь используется для того, чтобы оценить нерациональные категории.
  • Логико-понятийный. В рамках данной категории фигурируют абстрактные, идеальные объекты или модели, использование которых позволяет определить имеющиеся взаимосвязи между объектами или явлениями и их общие характеристики. Данный подход наиболее эффективен в точных науках.

Без органов чувств человек не способен распознавать окружающий мир и устанавливать взаимосвязи между его элементами. Потеря одного или нескольких органов чувств усложняет процесс, но не останавливает его. Когда это происходит, органы чувств компенсируются — например, улучшается слух слепого человека.

  • Идеализация. Придание конкретному объекту идеальных характеристик для его более детального изучения.
  • Формализация. Использование конкретного языка или абстрактных образов логического мышления для создания некоторого описания объектов и явлений.
  • Аксиоматический подход. Использование аксиом (то есть утверждений, не требующих доказательств) для создания новых суждений;
  • Гипотетико-дедуктивный метод. Использование непроверенных суждений для создания новых.
  • Эксперимент. Проверка сделанных гипотез и умозаключений на практике. Также допускается проведение эксперимента над неким идеальным объектом.
  • Исторический. Использование знаний об истории становления и развития объекта для формирования некоторых логических цепочек его дальнейшего развития.

Список литературы

  1. Лукашевич В.К. Философия и методология науки: Минск: современная школа, 2007. 320с.
  2. Рузавин Г.И. Методика научного познания: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 287с.
  3. Папковская П.Ю., Методика научных исследований: курс лекций. Мн: Издательский дом «Информпресс», 2003. 176с.
  • Реферат на тему: Специфика мыслительной деятельности экономиста
  • Реферат на тему: Проблема смысла человеческой жизни
  • Реферат на тему: Анализ статьи по философии
  • Реферат на тему: Роль личности в истории
  • Реферат на тему: Концепции власти в классической и неклассической философии
  • Реферат на тему: Диалектика свободы и ответственности личности в современной философии XX века
  • Реферат на тему: Человек и природа: стратегия выживания
  • Реферат на тему: Вульгаризация и превращение философских идей К. Маркса в идеологию марксизма-ленинизма в XX в.
  • Реферат на тему: Искусство как форма познания мира
  • Реферат на тему: Религиозные традиции отечественной философии
  • Реферат на тему: Зачем нужна философия современному человеку
  • Реферат на тему: Категории абсурда и трагической свободы человеческого существования в философии

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.

Методы теоретического исследования:

  • формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
  • аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
  • гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
  • идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.

Факт как форма научного познания

На эмпирическом уровне научно-познавательной деятельности результатом исследования являются прежде всего факты. В формировании эмпирического факта выделяется несколько стадий. На первой стадии происходит получение результатов наблюдения, которые фиксируются в логической знаковой форме. В таких данных содержится информация об изучаемом явлении либо объекте. Однако, на этом этапе возможно действие факторов, искажающих результат, например, ошибки приборов, ошибки органов чувств исследователя, непредвиденные внешние вмешательства и воздействия. Поэтому на втором этапе путем серии экспериментов и наблюдений полученные на первом этапе данные очищаются от погрешностей. Далее, на третьей стадии, вся полученная и проверенная информация, которая является достоверной и объективной, получает теоретическую интерпретацию и таким образом эта достоверная информация становится эмпирическим фактом (достоверным знанием).

Замечание 1

Таким образом, факт – это достоверное знание, подтверждающее, что определенное событие произошло, либо обнаружено определенное явление и т.д., но не объясняющее причины, по которой это произошло. Если же факт противоречит устоявшимся представлениям, то возникает проблема.

Познание, его уровни и ступени

Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.

Чувственное познание – это познание при  помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).

Ступени чувственного познания

  • Ощущение — познание мира путём непосредственного воздействия его предметов на органы чувств человека. Например, яблоко сладкое, музыка нежная, картина красивая.
  • Восприятие – на основе ощущений создание целостного образа предмета, например, яблоко сладкое, красное, твёрдое, имеющее приятный запах.
  • Представление – создание образов предметов, которые возникают в памяти человека, то есть вспоминаются им на основе воздействия на органы чувств, которое произошло ранее. Например, человек может легко представить яблоко, даже «вспомнить» его вкус. Причём данное яблоко он когда-то видел, пробовал на вкус, чувствовал его запах.

Роль чувственного познания

  • При помощи органов чувств человек непосредственно связывается с внешним миром.
  • Без органов чувств человек не способен к познанию вообще.
  • Потеря части органов чувств делает процесс познания более сложным. Хотя данный процесс продолжается. Компенсация органов чувств — это возможность одних органов чувств увеличивать свои возможности в познании мира. Так, слепой человек имеет более развитый слух и т.д.
  • При помощи чувств можно получить поверхностную информацию о предмете познания. Чувства не дают всесторонней картины изучаемого предмета.

Рациональное познание – (от лат. — разум) это процесс получения знания при помощи разума , без воздействия органов чувств.

Ступени рационального познания

  • Понятие – это мысль, выраженная словами и представляющая собой сведения о свойствах изучаемого предмета — общих и конкретных. Например, дерево — общий признак, берёза— конкретный.
  • Суждение – это мысль, в которой содержится либо утверждение, либо отрицание чего- либо о понятии.

Пример.

Берёза — красивое дерево. Его белоснежный ствол в чёрную крапинку, нежная листва ассоциируются с родным домом.

Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных  из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.

Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:

Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.

 Роль рационального познания.

  • Способность разума обобщать, видеть общее в предметах, явлениях действительности, «схватывать» наиболее главное, существенное, делает рациональное познание средством (методом) более глубокого постижения мира, чем чувственное познание.
  • Рациональное познание дает возможность постичь и предсказать будущее. Эта способность научного предвидения основывается на знании законов природы и общества.

Абстрактное мышление человека – это один из вариантов познавательной деятельности, позволяющий мыслить отвлеченно, абстрагироваться от незначительных деталей с целью возможности рассмотреть возникшую ситуацию либо явление в целом.

Абстрактное мышление свойственно для рационального познания, так как оно теоретическое, не связанное с чувствами, это процесс, заключающий в отражении объективной реальности в форме понятий, суждений, а также умозаключений.

Вербальный язык —  это  речь человека, слова, языковые  средства, при помощи которых человек мыслит.

Невербальный язык — это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка  лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.

Какое  же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека?  Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.

Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По убеждению сенсуалистов,   человек, пока не увидит, не услышит, не  попробует — не поверит в истину (Эпикур,  Дж. Локк,  Т.Гоббс).

Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель)

Существует ещё интуитивный способ познания мира. Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания  источника знаний.

Основные особенности интуиции:

  • непосредственность,
  • неожиданность,
  • неосознанность путей получения нового знания.

Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное и рациональное познание  играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Уровни научного познания и их признаки

Научное познание это целостная, но постоянно развивающаяся система. Ее элементы связаны между собой, но имеют и различия. Методы и уровни научного познания определяются эмпирическими и теоретическими моментами.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Эмпирический уровень познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное изучение объекта, направленное на получение необходимых фактов. Вслед за изучением происходит фиксирование данных, их первичный анализ и систематизация.

Формы эмпирического познания:

  • научный факт – отражение объективного факта в сознании человека;
  • эмпирический закон – постоянная связь между явлениями и процессами, обладающая объективностью, существенностью, конкретностью и всеобщностью.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне познания:

  • наблюдение – организованное и целенаправленное восприятие объектов окружающего мира. Несмотря на то, что опирается в первую очередь на чувственное сознание, наблюдение должно приводить к объективным результатам, не зависящим от воли, стремлений и желаний субъекта;
  • эксперимент – активное воздействие на явления и процессы в ходе изучения. Эксперимент заключается в том, что субъект вмешивается в естественное протекание какого-либо процесса с целью получить определенные результаты. Результаты контролируются и фиксируются;
  • измерение – операция на получение численных значений измеряемых величин;
  • классификация – разделение изучаемых объектов на группы в соответствии с каким-либо общим важным признаком;
  • систематизация – метод, направленный на определение отношений между различными факторами и объединяющий их в одну теорию;
  • описание – языковая фиксация эмпирических данных об объекте, основанная на наблюдении;
  • сравнение – сопоставление эмпирических фактов с целью выявления общих и отличительных черт объектов.

Теоретический уровень

Теоретический уровень познания – это более глубокое изучение объекта, имеющее целью выявить и объяснить фундаментальные закономерности развития и функционирования, провести глубокий анализ.

Формы теоретического познания:

  • научный факт – исходная форма научного познания, первичное знание о том или ином объекте, подверженное проверке и описанное в научных терминах;
  • проблема – совокупность вопросов, возникающих в процессе познания и требующая ответов. Она возникает, когда новые факты противоречат уже известным и проверенным знаниям;
  • гипотеза – научное предположение, направленное на объяснение какого-либо процесса или явления. Гипотеза нуждается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке и нередко противоречит уже существующей научной теории;
  • теория – наиболее подробная и разветвленная форма научного знания, которая дает целостное представление о закономерных и существенных связях какого-либо явления.

Методы теоретического научного познания:

  • единство исторического и логического (исторический метод освещает этапы развития объектов в их хронологии, логический отображает содержание исторического процесса в теоретической форме. Оба метода связаны между собой, только их совместное применение позволяет создать полную научную картину);
  • восхождение от конкретного к абстрактному (позволяет мысленно воспроизвести целостный объект);
  • формализация (сопоставление объектов, явлений, процессов, позволяющее выявить и зафиксировать их существенные и закономерные стороны и уточнить содержание познания);
  • математизация – использование особых способов измерения, которые позволяют присваивать объектам и их свойствам определенные числа. Функция математизации: облегчить работу с объектами, она позволяет действовать только с числами, следуя определенным правилам.

Научное познание: понятие, признаки и особенности

Главной задачей науки в развитом мире выступает изучение явлений окружающего мира и различных процессов, происходящих в определенных сферах жизни. Ученые выявляют закономерности и последовательности, проводят анализ действительности и делают выводы на основе полученных данных. Цель научного познания – исследование истины, которая не зависит от воли познающего лица.

Определение

Таким образом, научным познанием выступает разновидность научной деятельности, направленная на получение знаний об окружающей среде, о природных явлениях, о человеке и социуме.

Научному познанию присущи следующие признаки:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • получение объективных и достоверных знаний;
  • подтверждение фактов посредством доказательств;
  • многократная проверка фактов опытным путем;
  • рациональность и отсутствие противоречий;
  • разработанная система научных знаний, изложенная в терминологии, определениях, теоремах, гипотезах;
  • применение в процессе изучения специальных средств, инструментов и оборудований;
  • формирование методов в процессе осуществления научной деятельности.

Особенностью научного познания является его универсальность, т.е. его предметом исследования может выступать любой объект окружающего мира – от психологии человека до природных процессов. В процессе познания объекта науки тщательно изучаются его свойства, функции и закономерности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: