Ретроспективный метод изучения истории

Ретроспективный — что это значит? что такое ретроспектива фильмов или художника

Содержание метода

Ретроспективный метод является одним из наиболее часто используемых в исторических исследованиях. Его суть состоит в последовательном и системном раскрытии всех свойств, функций, изменений изучаемого предмета в процессе исторического движения, что дает возможность максимально близко воспроизвести реальную историю объекта. Таким образом, объект будет отражаться в наиболее конкретной форме. Познание должно идти строго последовательно от единичного качества к особенному, а затем к общим и всеобщим характеристикам.

По своей логической природе ретроспективный метод является аналитически-индуктивным, по форме выражения полученной информации об изучаемой реальности — описательным. Все это не исключает использования (иногда широкого) количественных показателей. Но они в таком случае будут выступать как элементы описания свойств объекта, а не в качестве основы для выявления качественной природы или построения формально-количественной и сущностно-содержательной модели. Например, если приведены данные о размере земельных наделов крестьян в соответствии с аграрными проектами декабристов Пестеля или Муравьева, или другие количественные сведения о декабристском движении, то они фиксируют только какие-то черты движения, а не внутреннюю суть.

К функциям ретроспективного метода относят:

  • Проверка выводов исторического исследования исторической практикой;
  • Уточнение фаз становления и развития исторического явления;
  • Исследование тенденций развития явлений и процессов;
  • Исследование следов прошлого, которые позволяют создать представления о прошлом.

Методология истории

Традиционно методы исторического исследования делятся на две группы:

  • общие научные методы,
  • специальные исторические методы.

Однако подобное деление условно. Например, «исторический» метод используется также представителями различных общественных и естественных наук.

Задача общей методологии научного познания – создать систему общих принципов, применимых при решении поставленных задач. Поэтому писать о методологических приемах труднее, чем о конкретных методах источниковедческого анализа или сбора материала.

Методология – не набор жестких технических правил и процедур, а скорее совокупность общих идей и принципов, которая не может быть освоена тем же способом, как конкретные методы. В Дж. Тош писал:

Необходимо иметь в виду, что выдающиеся ученые нередко используют сразу несколько методов, или даже систему методов, поэтому не всегда сразу можно понять, что к какому методу относится.

Впервые вопросы общей методологии истории сформулировал Иоганн Дройзен в специальном курсе лекций в 1857 году. Однако поднятые историком проблемы не представлялись актуальными: считалось, что история не имеет собственной методологической специфики. Значение в создании исторической дисциплины приобрели труды российских историков: В.О. Ключевского, Н.И. Кареева, Р.Ю. Виппера, Д.М. Петрушевского, Е.В. Тарле, А.Н. Савина, А.С. Лаппо-Данилевского. В 1917 году традиция отечественной исторической методологии была прервана революцией, открывшей эпоху насаждения марксизма. В 1950-х годах появилось поколение специалистов (А.И. Данилов, М.А. Барг, А.Я. Гуревич), доказывающих, что исторический материализм не может заменить специальные методы исторической науки. В1990-х годах российская наука открыла для себя все многообразие методологического опыта.

В современной исторической науке используются методы, общие для гуманитарных наук, и специальные, характерные для изучения истории.

Шаг 2. Подготовка ведущего

Прочитав ответы, нужно убрать из них воду и эмоции, сконцентрировавшись на сути проблемы. Всю конкретику и мысли по делу я собираю в отдельной вкладке в общей таблице с ответами на форму. На встрече мы проходим по выделенным вопросам, не тратя время на долгие рассказы, и приступаем сразу к сути. В той же таблице я делаю третий лист — «Регламентируем предложения». Как раз его мы и будем заполнять в процессе ретроспективы.

Для проведения вашей первой ретроспективы этой подготовки будет достаточно.

Подготовка второй и последующих ретроспектив

Необходимый этап при проведении второй и всех последующих ретроспектив — «Ретроспектива ретроспектив». Надо проанализировать, поднимались ли на прошедших ретроспективах проблемы, указанные в текущих ответах. Если что-то повторяется в том или ином виде, то стоит посмотреть, какие решения были приняты ранее. Если на какой-то момент проблема была решена, стоит попробовать тот же самый подход и теперь. Если прошлый вариант не подошёл и проблема актуальна — самое время для нового брейншторма.

Как вспомнить прошедшие ретроспективы и их итоги?

Разумеется, не стоит надеяться на свою память, ни один человек не в состоянии запомнить все нюансы, тем более если прошёл год или больше. Тут нам на помощь приходит прекрасная таблица PDCA (цикл Деминга), которую нужно завести сразу после первой ретроспективы.

Мы её немного доработали, поэтому табличка состоит из пяти колонок:

  1. «Суть» поднятой проблемы. Желательно тезисно, чтобы при беглом просмотре было ясно, о чём идёт речь.
  2. «Plan» — планирование решения или возможные варианты развития событий.
  3. «Do» — что в итоге было сделано из запланированного.
  4. «Check» — здесь мы фиксируем, к чему привели наши действия.
  5. «Act» — есть несколько вариантов перевода этой части цикла, например «воздействие» или «корректировка». Это своеобразный итог всей строки.

Здесь можно писать короче, чем в остальных колонках:

  • если проблема решена, можно написать «Выполнено»,
  • если не решена, но выбранный путь кажется верным, можно написать «Продолжай»,
  • если же вы ни на шаг не приблизились к решению проблемы, пишите «Всё пропало». Эту грустную формулировку можно заменить на локальный мем, мы предпочитаем использовать открытый призыв — «Думай дальше…».

Особенности проведения ретроспективного исследования

Выбор образца исследования. Для ретроспективного исследования образец должен быть репрезентативным, т.е. представлять генеральную совокупность, которую мы хотим изучить. Также необходимо убедиться в достаточности количества объектов для получения достоверных результатов.

Определение источников данных. Основными источниками данных могут быть архивные документы, записи пациентов, отчеты, статистика и т.д

Важно учесть, что некоторые источники данных могут содержать пропуски или неточности, поэтому их следует анализировать со всей возможной ответственностью

Формирование групп сравнения. Для анализа результатов ретроспективного исследования необходимо сформировать группы сравнения, которые были в одинаковых условиях в период исследования. Разность в группах должна быть минимальной, чтобы явно выявлять результаты.

Статистический анализ данных. Данные, полученные в процессе исследования, могут быть обработаны статистическими методами. Статистический анализ позволяет определить корреляцию между разными данными и установить значимость результатов. Это необходимо для извлечения правильных выводов и ответов на вопросы исследования.

Важно понимать, что ретроспективное исследование может иметь и ограничения.
Например, некоторые данные могут быть утеряны, неопределенность дат или наличие индивидуальных отклонений и т.д.
Еще одним моментом является то, что ретроспективное исследование позволяет изучить только данные прошлого и не имеет возможности учитывать современные условия.

В целом, проведение ретроспективного исследования требует ответственности, точности и учета всех факторов, которые могут повлиять на результаты. Правильный выбор образца, источников данных, группы сравнения и методов анализа позволяют получить достоверные результаты и извлечь полезную информацию из данных изучаемого периода времени.

Альтернативные методы

Альтернативные исторические методы — это новые технологические способы изучения, которые с каждым днём завоёвывают всё большее внимание современных учёных. Рассмотрим самые перспективные методы

Лингвистический анализ

Лингвистический анализ нельзя назвать полностью историческим методом. Это скорее дополнительное средство, без которого невозможно исследовать исторические литературные источники. Он помогает найти нестыковки в тексте, ошибочные трактовки, трудности перевода и приблизиться к истине.

Пример: изучение летописи «Повесть временных лет» как источника, который содержит знания о древней эпохе.

Метод исторической информатики

Этот междисциплинарный метод позволяет использовать современные информационные технологии для изучения исторических вопросов. Его применяют для поиска информации, работы с литературными материалами и обработки больших данных.

Пример: обработка большого массива исторических данных по Революции 1917 года.

Информационные технологии проникают во все научные сферы

Метод реконструкции

Метод реконструкции считается одним из самых новых в исторической методологии. Он помогает не просто воссоздать изучаемую эпоху, но и погрузиться в культурный быт, изучить психологию исторических персонажей, прикоснуться к самой атмосфере.

Пример: реконструкция Бородинского сражения 1812 года.

Неудивительно, что исторические реконструкции стали популярны не только у учёных, но и тех, кто искренне интересуется историей. В России и за рубежом появились целые клубы, которые в мелочах воссоздают определённые события, сохраняя культурные и даже духовные признаки того времени.

Семиотический метод

Ещё один альтернативный метод исследования исторических эпох — семиотический. Эта наука изучает реальность как систему знаков, считая, что каждая культурная эпоха создавала свою символическую историю. И задача специалистов — разгадать эти символы. Этот метод позволяет убрать линейный подход и интерпретировать абстрактные исторические явления.

История

Некоторые авторы утверждают, что ретроспективному исследованию почти столько же лет, сколько человечеству. Это потому, что с самого начала его существования люди были заинтересованы в знании своего прошлого и использовании его не только как вдохновение, но и как основу своих убеждений и убеждений.

Например, римляне использовали события своего прошлого, чтобы укрепить свои ценности как нации. Раньше изучение прошлых событий смешивалось с мифологическими или религиозными событиями, поскольку именно так люди должны были воспринимать мир.

В настоящее время на ретроспективные исследования не могут повлиять убеждения или чувства исследователя. Фактически, всякий, кто исследует прошлое, должен делать это объективно и без оценочных суждений.

Преимущества использования ретроспективного анализа

Ретроспективный анализ имеет множество преимуществ, которые позволяют повысить эффективность работы команды и достичь лучших результатов. Вот некоторые из них:

  • Повышение эффективности команды: Ретроспективный анализ позволяет команде обсудить прошлые события и понять, что можно улучшить в будущем. Это помогает избежать повторных ошибок и улучшить качество работы.
  • Улучшение коммуникации: Ретроспективный анализ позволяет участникам команды высказаться, выполнить обратную связь и выслушать мнения других членов команды. Такой обмен мнениями способствует улучшению коммуникации и построению более качественных отношений.
  • Стимулирование развития: Ретроспективный анализ может стимулировать личный и профессиональный рост членов команды. Анализ прошлых событий позволяет выявить свои сильные и слабые стороны и действовать на основе этой информации для улучшения результатов работы.
  • Улучшение клиентского опыта: Ретроспективный анализ также помогает команде понять, какие аспекты работы могут быть улучшены для того, чтобы улучшить клиентский опыт. Это способствует улучшению качества продукта и общей удовлетворенности клиентов.

Ретроспектива — это…

Ретроспектива — это «взгляд в прошлое» в переводе с латыни. Это обзор того, что было прежде, взгляд назад. Например: «Ученому нужно знание исторической ретроспективы». Антоним к слову «ретроспектива» — перспектива.

В искусстве ретроспективой называют выставку работ одного художника, созданных в разные периоды, или подборку старых фильмов. Например: «Выставка «Эль Лисицкий» — первая масштабная ретроспектива художника в России»; «В кино идет ретроспектива фильмов Антониони».

Ретроспективный — это значит обращенный назад, к прошлому. Примеры: «Ретроспективный взгляд»; «Ретроспективный обзор». Наречие — ретроспективно.

В ретроспективе — это значит при взгляде в прошлое, постфактум. Пример: «В ретроспективе те события выглядят иначе»; «Я понял смысл его слов лишь в ретроспективе».

Генерация идей и выбор решений

  • S — Specific — точными и конкретными
  • M — Measurable — измеримыми (должна быть возможность ответить на вопрос помогло решение или нет)
  • A — Achievable — достижимыми
  • R — Relevant — релевантными (в пылу обсуждений не забудьте, какую проблему решаете)
  • T — Time bound/framed — с ограниченным сроком реализации (желательно, чтобы их можно было закончить до следующего ретро)
  • Actions Board — SMART-решения
  • Decisions Board — решения, у которых нет ограничения по времени (всевозможные правила и изменения в процессе)
  1. Оставьте себе только два варианта — либо придете к SMART-решению, либо решения для проблемы у вас нет. Пока оставляете себе возможность принять не SMART-решение, вы будете их принимать. Если используете Decisions board, откажитесь от него. Совсем. Полумеры здесь не работают.
  2. Обязательно придумайте, как проверить, принесло ли ваше решение пользу. Если не можете придумать количественную метрику, хотя бы спросите у людей, стало ли лучше.
  3. Если решение — изменение в ваших процессах, то в рамках SMART-решения надо зафиксировать новое правило так, чтобы его сложно было забыть:
    • измените вашу физическую доску с тикетами, чтобы она фиксировала это правило,
    • внесите его в систему багтрекинга
    • или напишите бота, который будет напоминать, когда вы отклоняетесь от нового процесса.

Недостатки ретроспективного метода

Ретроспективный метод, прежде всего, направлен на анализ развития явления. Потому при недостаточном внимании к фиксированию определенной временной данности возникает опасность релятивизма, который, абсолютизируя динамическую природу объективной исторической реальности, отрицает возможности получения о ней истинных знаний. Несостоятельность релятивизма связана с односторонним рассмотрением объективной исторической реальности. Она учитывает только изменения и игнорирует факт того, что объективной реальности, помимо них, свойственна также известная устойчивость, исходящая из того, что всякая качественная определенность имеет тот или иной определенный диапазон количественного выражения. Пока непрерывные изменения имеют только количественный характер, но не приводят к появлению нового качества, у всех объектов, явлений и процессов исторической реальности сохраняется устойчивость. Поэтому важнейшее значение имеет выявление мер количественных определенностей соответствующих качеств.

Это означает, что при применении ретроспективного метода необходимо сочетание показа изменений и фиксирования пределов качественной устойчивости исследуемой исторической реальности.

Далее, ретроспективный метод при усиленном внимании к детальности может привести к выпячиванию индивидуального и затушевыванию общего. Как говорится, в исследовании за деревьями может исчезнуть лес. В этой связи в завершенном виде ретроспективный метод должен включать характеристику единичного, общего и особенного. К примеру, анализ аграрных проектов тех же декабристов должен органически сочетать характеристику отдельных проектов и раскрытие их места и роли во всей аграрной программе декабристов, а также их общие представления о необходимости преобразований и систему существовавших в историческую эпоху представлений об общественном прогрессе. Это не означает, что анализ единичного должен содержать обязательную развернутую характеристику особенного, общего и всеобщего, но суть единичного может быть выявлена лишь при рассмотрении его в прочно установленной связи с особенным, общим и всеобщим.

Ретроспективный метод стремится к описательности и фактографизму. Это обуславливается тем, что в историческом исследовании часто необходимы большие временные затраты на сбор и обработку конкретно-фактических данных. В результате создается иллюзия, что главная задача исследования состоит именно в этом, либо на теоретический анализ выявленных фактов не остается времени. Чтобы предотвратить эмпиризм, следует помнить, что какими бы яркими не были факты, эмпирическое наблюдение никогда не может доказать закономерность данного состояния. Для этого обязательно необходим теоретический анализ фактов, который в принципе отвергается позитивистским подходом, ограничивающим познание эмпирической стадией.

Помимо всего указанного выше, ретроспективный метод при своей давности и достаточно широкой области применения не имеет четкой логики и разработанного понятийного аппарата. Это делает его методику, а, следовательно, и технику, расплывчатой и неопределенной, затрудняя сопоставление и сведение результатов отдельных исторических исследований воедино.

Замечание 2

Все перечисленные слабые стороны ретроспективного метода ярко проявляются при применении его для изучения массовых исторических явлений.

В литературе и искусстве

В литературных исследованиях исследователи и критики используют ретроспективную методологию с целью узнать, каково было мышление определенной культуры или общества.

Например, при изучении и анализе древнего текста ВИлиада От Гомера можно сделать приближение к мировоззрению греческого мира, поскольку в этом тексте записаны обычаи и убеждения древнегреческой цивилизации. По этой причине некоторые авторы утверждают, что литература функционирует как запись идиосинкразии человека.

Ретроспективное исследование используется также при анализе других художественных проявлений. Это можно увидеть в дисциплине «История искусства», где такие важные ученые, как Эрнст Гомбрих (1909–2001), установили хронологию, описывающую и анализирующую эволюцию живописи и скульптуры на протяжении всей истории человечества.

Что такое ретроспективный анализ и метод

Также существует такое понятие, как ретроспективный анализ, что означает оценочный анализ данных с этого момента до определённого момента в прошлом, то есть вопрос изучается в динамике.

Использование прошедшего опыта позволяют ограничить риски в будущем.

Основные задачи такого анализа заключаются в том, чтобы оценивать и контролировать результаты деятельности кампании, осуществлять своевременную мобилизацию для повышения эффективности производства. Это неотъемлемая часть бизнес-планирования.

Существует несколько основных этапов анализа:

  1. Сбор необходимых данных для составления аналитики
  2. Структурный план необходимых данных
  3. Последующий анализ этих данных, составление статистики
  4. Составление необходимых выводов и разработка рекомендаций

Каждый из разделов содержит в себе большой объем работы, который позволяет наиболее полно представить картину происходящего.

Рекомендуется проводить такой анализ раз в квартал или год, но также можно и раз в месяц, чтобы данные были более точными. Это позволит выделить наиболее или менее прибыльные направления работы и финансирования.

Для проведения такого анализа обычно используют определённую методику. В основе этого метода лежит сравнение нынешнего плана с данными, собранными в прошлые аналитические периоды.

Выделяются произошедшие отклонения, устанавливаются причинных их возникновения и разрабатываются меры по ликвидации.

Методики оценки резервов по договорам страхования жизни

В практике страхования и актуарной науке есть две методики по оценке страхового резерва:

  1. Перспективный (или проспективный) резерв может быть определен как разность меж текущими оценками будущих выплат (пассивов, обязательств) и последующих поступлений (премий, активов).
  2. Ретроспективный. Резерв может быть вычислен как разность меж накопленными совместно с процентами премиями и проведенными выплатами в перерасчете на каждого живого на момент оценки резервов (разность меж современной стоимостью финансовых обязательств страховщиков на остаточный срок страхования и современной стоимостью предстоящих платежей для страхователя).

Перестановка мест пассивов и активов в случае перехода от одной методики к другой естественна. В начальном периоде поступления превалируют расходы, а их положительная разность образует резерв. Данный резерв обеспечивает возможности по выплатам сумм страхования в будущем, когда поступления за год станут меньше естественной премии. В последующем будущие обязательства будут больше последующих выплат на размер резерва. Использование обоих подходов (ретроспективного и перспективного) ведет к одинаковым результатам при условии, что техническая база для оценки резервов (доходная норма и таблицы смертности) отражают совпадения с теми, которые использовались при расчетах нетто-премий. В связи с этим методики расчету резервов по разновидностям страхования, которые будут рассматриваться в последующей, и выводы по ним будут показываться на проспективном подходе.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Недостатки оценочного анализа

Вместе с тем этот вид анализа имеет и существенный недостаток, так как выяв­ленные резервы означают навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, поскольку относятся к прошлому периоду.

В процессе анализа регистрируются хозяй­ственные ситуации, результаты анализа учитываются лишь в бу­дущей работе, так как управляющая система получает информа­цию, как правило, поздно (например, по итогам месяца — лишь к середине следующего месяца) и восполнить недостатки, поте­рянные возможности уже нельзя.

Поэтому для повышения действенности анализа ставится задача ускорить представление отчетности и ее аналитическую обработку.

Что такое ретроспектива и зачем нужна

Ретроспектива, по своей сути, представляет собой цикл Деминга или по-другому PDCA.

Аббревиатура расшифровывается, как Plan-Do-Check-Act, что с английского языка означает Планирование-Действие-Проверка-Корректировка, то есть одно и тоже повторяющееся действие с целью добиться лучшего качества.

Поэтому обсуждения ретроспективы в кампании – это долгий и кропотливый процесс, благодаря которому нужно прийти к окончательному плану по изменениям, а также его дальнейшей реализации.

Важно понимать, что ретроспектива – командная работа. К сожалению, это одна из причин, почему многие отказываются от неё, несмотря на её позитивное влияние

Зачастую при ретроспективе используют доску для наглядной демонстрации процесса. Обычно её делят либо на четыре квадрата – плюсы, минусы, идеи и решения, либо она состоит из идеи, плана действий, процесса и проверки.

Ретроспектива и ретроспективный. Примеры употребления

Те, которые думают, что творящий художник в минуты аффектов способен посредством средств своего искусства выразить то, что он чувствует, ошибаются. И печальные и радостные чувства выражаются всегда, так сказать, ретроспективно. П.И. Чайковский. Письма Н.Ф. фон-Мекк (1878)

Самое негодование наше было ретроспективное, и явилось уже post factum… М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге» (1872)

Бросая ретроспективный взгляд на прошлое нашего финансового учреждения и пробегая умственным взором историю его постепенного развития, мы получаем в высшей степени отрадное впечатление. А.П. Чехов. «Юбилей» (1892)

При всей традиционности подобных занятий Пастернак не архаичен, не ретроспективен, но жив, здоров, молод и современен.И.Г. Эренбург. «Портреты современных поэтов» (1922)

И все-таки попробуйте! Попробуйте почувствовать этот чужой, будущий, ретроспективный трепет… Все волоски на душе становятся дыбом! В.В. Набоков. «Дар» (1935-1937)

«С миром державным…» — стихотворение явно ретроспективное, но этим дело не ограничивается. Предметом воспоминания в нем, помимо героини стихотворения… является прежде всего другое стихотворение: того же автора и с тем же адресатом.И.А. Бродский. «С миром державным я был лишь ребячески связан…» (1991)

Эволюцию взглядов Горбачева легко проследить ретроспективно, оценивая и анализируя все, что произошло с ним и с нами за эти годы.Анатолий Собчак. «Дюжина ножей в спину» (1999)

Я это знаю потому, что, когда в США несколько лет назад организовывалась ретроспектива моих фильмов, то запрашивали разрешение этой самой голландской фирмы на одноразовый показ в Нью-Йорке наших «Итальянцев в России». Эльдар Рязанов. «Подведенные итоги» (2000)

Экспозиция в одном из дворцов — Мраморном — посвящена теме «Русское искусство в контексте искусства мирового» — ретроспективы и выставки работ самого молодого поколения. Арина Абросимова. «Москва и Питер — спор двух столиц» // «Аргументы и факты» (2001)

На своей ретроспективе, проходящей в рамках проекта «Классики российской фотографии», он показывает историю страны и передает дух времени. Николай Молок. «Красотища. Выставки» // «Известия» (2001)

Особенности проведения, что является предметом изучения

Предметом ретроспективного экономического анализа может быть:

  • хозяйственная деятельность в целом либо по определенным направлениям;
  • достижение социально-экономических целей;
  • показатели рентабельности производства;
  • эффективность внедрения новых форм и методов производства;
  • финансовые критерии и другие.

Для того, чтобы выводы анализа имели практическую востребованность, его нужно проводить комплексно, с участием технических и экономических служб. Возможно, по ходу аналитической деятельности появится необходимость привлечения управленческого аппарата, контрольно-параллельных структур.

Достоверные показатели деятельности можно получить из различного рода официальных отчетов, заключений проводимых проверок, финансовых бюллетеней, справок, ревизий. Для определения среднемноголетних тенденций необходимо наличие сведений за несколько десятков лет. Когда идея анализа заключается, например, в определении сезонности сбыта, необходимо сведения о продажах помесячно. 

Получив результат ретроспективного анализа, администрация или HR-менеджер получает возможность:

  1. Правильно запланировать количество необходимых сотрудников, в том числе при условии развития производства либо его сокращении.
  2. Принять меры по оптимизации предстоящих затрат, в том числе необходимых для содержания персонала, закупки оборудования, сырья.
  3. Оценить интенсивность влияния на результат работы основных и сопутствующих факторов: целесообразность посменной работы, в т.ч. по ночам, создание благоприятного микроклимата в помещениях, предоставление рабочим социальных гарантий и др.
  4. Понять, насколько эффективны принимаемые управленческие решения. В качестве примера — целесообразен ли гибкий график работы, улучшились ли показатели производства после смены руководящего состава.
  5. Выделить факторы риска, которые мешают развитию и возникли как результат неправильной организации труда.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: