↑ Понятие «наука»
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
- Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
- Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
- Общность людей, научное сообщество
- Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания
Основная продукция: понятия, законы, теории.
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
Наука как социальный институт
Первые науч. общества и академии возникли в Европе в 17–18 вв. В этот период складываются новые типы коммуникаций учёных, в т. ч. «республика учёных», основанная на частной переписке на латыни между исследователями, в рамках которой излагались результаты экспериментов, их интерпретация и объясняющие гипотезы. В кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. углубление специализации науч. деятельности приводит к возникновению дисциплинарных объединений исследователей. Появляются науч. журналы, науч. статья (наряду с монографией) становится осн. продуктом науч. деятельности. Латынь уступает место нац. языкам. Наряду с возникающими в это время академич. учреждениями (Лондонское королевское общество, 1660; Парижская АН, 1666; Берлинско-Бранденбургская академия наук; Петерб. АН, 1724) формируются такие ассоциации учёных, как Франц. консерватория (хранилище технич. искусств и ремёсел; 1794), Собрание нем. естествоиспытателей (1822), Брит. ассоциация содействия прогрессу (1831) и др. Меняется система образования. В ун-тах в число учебных предметов, кроме традиционно гуманитарных, включаются также естеств.-науч. и технич. дисциплины. Открываются новые центры подготовки специалистов, как, напр., Политехнич. школа в Париже (1794). В 19 в. образование начинает строиться на основе специализации по отд. областям науч. знания, что соответствует формированию дисциплинарной организации Н. Целенаправленная специализир. подготовка науч. кадров как способ воспроизводства субъекта науч. деятельности оформляет особую профессию науч. работника. В 20 в. наука превращается в особый тип производства науч. знаний, включающий крупные коллективы учёных, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследоват. программ, спец. пром.-технич. базу, обслуживающую науч. поиск, целенаправленную подготовку кадров. Возрастает удельный вес междисциплинарных и проблемно ориентированных исследований. Стационарные объединения учёных (НИИ, академии, науч. центры в университетах) сочетаются с неформальными объединениями типа «незримого колледжа». В кон. 20 в. возникновение компьютерных сетей и мировой сети Интернет порождает новые типы науч. коммуникаций (компьютерная дискуссия как своеобразный аналог «республики учёных» и т. п.).
В процессе историч. развития Н. менялись её социальные функции. В эпоху становления естествознания Н. отстаивала в борьбе с религией своё право участвовать в формировании мировоззрения. Этот процесс привёл к становлению научной картины мира, которая в конечном итоге предстала как самостоят. форма знания, ставшая затем основой системы массового образования. Тем самым Н. стала реальным фактором формирования мировоззрения людей. В 19 в. к мировоззренч. функции добавилась функция производит. силы. Широкое применение достижений Н. в производстве породило феномен научно-технической революции. В 20 в. Н. пpeвращается в социальную силу, внедряясь в самые разл. сферы обществ. жизни.
Наука и псевдонаука: что это такое
Прежде чем разбираться, чем псевдонаука отличается от истинной науки, давайте кратко дадим определение этим понятиям.
В отличие от науки псевдонаука представляет собой учение, которое выставляется его последователями как научное, но не является таковым.
Некоторые учёные проводят различие между псевдонаукой и лженаукой. Так, псевдонаучными теориями считаются безобидные заблуждения, которые даже не стоят внимания. А вот к лженаукам относят опасные для человека и общества идеи, с которыми наука активно борется.
Среди самых опасных лженаучных учений можно назвать антивакцинаторство и ВИЧ-диссидентство. Они основываются на ложных убеждениях, что вирусов не существует, а все заболевания такого типа — это лишь заговор фармацевтических компаний. Результаты — вспышки кори в Украине и Европе, смерть более 350 тысяч жителей ЮАР, не получивших своевременное лечение от ВИЧ.
Есть ещё один интересный термин — паранаука. Она намного древнее научных знаний и рационального подхода. Паранауку можно назвать протонаукой, из которой развились как все современные научные дисциплины, так и различные иррациональные учения. Самые популярные и дожившие до наших дней псевдонауки — это астрология, хиромантия, нумерология, физиогномика и многое другое.
Паранаука порождает учения, которые не проверяются научными методами
Классическая наука
XVI—XVII века — опытная наука, которую называют потом
классической наукой
Причины кризиса средневековой науки
- Политическая причина. Крушение феодального общества, вызванное разными причинами.
- Экономическая причина. Цеховое производство сменяет промышленное производство, в котором необходима наука.
- Идеологическая причина. Ослабевает диктат церкви в идеологической сфере. Монополия Каталической церкви начала вызывать протест. Ориентация протестантизама на прагматизм.
Классическая наука проходит под сенью опыта, именно натурного, а не мысленного. Стал доминирующим методом в тот период
07 октября 2015
Чем отличается наука от лженауки
От науки псевдонаука отличается рядом признаков. Давайте в таблице кратко приведём основные различия:
Наука
Псевдонаука
опирается на научный метод
опирается на собственные незыблемые убеждения
готова меняться, если появятся новые аргументы
не готова изменять свои взгляды ни при каких обстоятельства
постоянно проверяется
нет возможностей для проверки
несколько учёных приходят к одним и тем же выводам
часто уникальная теория, которую разделяет ограниченная группа посвящённых
прогнозирует события, которые произойдут на основе научных расчётов
оправдывается, почему предсказания не сбылись
приветствует критику
все, кто критикует — враги и заговорщики
подходит ограниченному кругу людей
идеально подходит всем без исключения
использует точные измерения и опыты
нет точных инструментов для измерения результата
обращается к научным журналам
обращается к СМИ и народному мнению
приводит реальные факты, которые можно проверить
опирается на слова авторитетных лиц без конкретных фактов
действует рационально
воздействует эмоционально
принимает во внимание последние достижения в науке
делает ставку на древние знания
Псевдонаукой также не являются картины мира, на которые опирались учёные в прошлые века. Так геоцентрическая модель, утверждавшая, что Земля находится в центре, а все остальные планеты и Солнце крутятся вокруг неё — это устаревшая концепция, которая уступила место гелиоцентрической, когда появились новые факты.
Черты классической науки
Финализм
Стремление к абсолютно истинному знанию. Базировался на субстанциальной теории. С одной стороны ф. был полезен, с другой стороны мешал развитию, ввиду того, что некоторые знания выдавались за истину, ограничивая дальнейший поиск.
Имперсональность
Рассмотрение знание как объективного сущего. Считалось, что субъект никак не является участником получения знания, ученый — средство получения знания. Например предрассудки ученого не оказывает на эксперимент, как и измерительный приборы.
Динамизм
Установка на понимание окружающего мира как жестко детерминированного, где нет случайности. Случайность признавали, как меру нашего незнания.
Механицизм
Привлечение возможностей механики для постижения мироздания. Человек так же рассматривался как машина. Например: «Англичане чопорные, потому что пьют много кофе». Здесь еще замешано развитие индустриального общества.
Каузальность
То есть причинно-следственное рассмотрение окружающего мира. Все в мире взаимосвязано. На основе этих причин наука объясняла динамику развития окружающего мира.
Соединение эмпирической и теоретических методов
Методы эмпирического и теоретического были соединены в одну систему. Наука показала, что необходимо практическое подтверждение теории необходимо и является критерием истины. От науки стали требовать не только рассуждения о мире, но и практических
знаний.
Попытки классифицировать науки
Понятие науки как деятельность и исследование относится и к социальной жизни. Исследования в социальной жизни применяются для улучшению нашей естественной и искусственной среды, изобретения и производства материальных и культурных ценностей, превращаясь в технологию.
Однако наука кажется нам самой ослепительной и удивительной из звезд культуры, когда мы рассматриваем ее как благо само по себе, это как деятельность, производящая новые идеи (научные исследования).
Попытки классифицировать науки происходили со времен античности. Со временем количество этих наук увеличивается, но их можно в зависимости от сферы, предмета и метода познания различать:
- о природе – естественные;
- технические – о техническом построении и технологиях;
- об обществе – гуманитарные и социальные;
- о мышлении — философские.
В последнее время время выделились формальные науки как математика, логика, кибернетика, информатика. Создание экспертной базы знаний — это долгосрочная инвестиция. Для того чтобы воспитать каждого ученого компетентным в данной области знаний, требуются долгие годы обучения и воспитания.
Понятие метода. Методы эмпирического исследования
- Сущность метода
- Виды методов научного познания
- Функции методов научного познания
Сущность метода
Метод — «путь», средство решения познавательных задач.
Метод — система приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.
Метод имеет ряд аспектов: 1.
Предметно содержательный. В нем отражается представление о предмете исследуемого. 2.
Операциональный. Содержит совокупность требований, который характеризует порядок действий. 3.
Аксиологический. Характеризует степень прагматической востребованности.
Происхождение метода
В идеалистических теориях, метод рождается и умирает в познании. В материалистических теориях, методы возникают из практических потребностей людей, что он происходит из практики.
Рождение метода зависит и от теории и от практики.
Становление метода
Свойства «практики» замечается людьми, затем это свойства, проинтерпретированные людьми, попадает в научные рамки, где происходит их теоретическое обобщение. А после могут попасть в философию, там совершенствуется, а затем возвращается в науку.
Этот процесс может быть назван
методологическим круговоротом.
Уровни научного познания: — Эмпирический — Теоретический — Метатеоретический
Пример: «можно делить один предмет на части», «делаем предположение можно делить все», получаем «Анализ».
Должен быть баланс между практикой и теорией. Метод не синоним догме: нельзя применять один и тот же метод во всех ситуациях.
Приемы научного познания: — Анализ — Синтез
Виды методов научного познания
Анализ — прием мышления, связанный с разложением обучаемого объекта на составные части, стороны, тенденции развития и способы функционирования с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез — объединение новых частей для выявления новых свойств объекта, которые при этом соединении возникают.
Абстрагирование — мысленный процесс выделения отдельно интересующих нас признаков, свойств и отношений конкретного предмета и одновременное отвлечение от других свойств.
Индукуция — от частного к общему
Дедукция — от общего к частому
Аналогия — прием, в котором по сходству объектов некоторых признаков делают вывод об их сходстве по другим признаков. Опасность в том, что часто перетекает в экстраполяцию по всем признакам.
Моделирование — метод исследования при котором интересующий исследователя объект замещается другим объектом, находящимся в отношении подобия первому.
Виды моделирования: — Предметное — Физическое — Математическое — Логическое моделирование — Знаковое моделирование
Объективированное в реальности и мысленно представляемая система, замещающая объект познания.
Наблюдение — целенаправленное изучение предметов, опирающееся на чувственные способности человека, такие как ощущение, восприятия. Структурные компоненты: наблюдатель, на что он наблюдает (объект изучение), условия наблюдения, средства
наблюдения.
Измерение — процесс определения отношения одной изучаемой величины по отношению к другой величине, принятой за единицу.
Эксперимент — активный целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые воссоздаются и контролируются самим исследователем.
Гипотеза — Метод формирования и обоснования объяснительных предложений, ведущий к уставновлению законов, принципов и теорий.
Классификация методов
Методологический плюрализм — каждый наука сама найдет методы которые ей нужны
Бинарный метод — например деление на «естественно-научные методы» и «гуманитарные науки»
По степени охвата предмета:
Специальные (конкретно научные) — вид методов применим в рамках строгих конкретных наук.
Общенаучный — эксперимент, наблюдение, моделирования.
Универсальный — характеризует человеческое мышление в целом и применимо к любой познавательной деятельности (пример: структурно-функциональный анализ, диалектические методы).
Функции методов научного познания
Существует точка зрения, что универсальные методы не нужны и наука сама выработает себе методы. Тем не менее разработанные методы помогают классификации полученных знаний.
Базовые предпосылки развития научного познания
- Демократия
- Правовые нормы
- Разделение рационального и иррационального
Демократия способствовала свободе слова и усилению аргументации своей позиции. Так же применялся метод сомнений, что видно например из мыслей Протагора («Есть ли боги или нет — я ничего не знаю«). Сократ ставил вопросы о доблести
и мужестве. Это было вызвано тем, что солдат не мог понять и дать определение данным качествам. Сократ полагал, что позволяет «рождаться» человеческой мысли, тем самым продолжая занятии его акушерки матери. Эту же традицию развивали и софисты.
Другая предпосылка —
разделение умственного и физического труда. Размышления происходят в свободное от работы время. В начале в основном жрецами и мудрецами на Востоке.
Еще одна предпосылка —
правовые нормы. Не было представительства в суде. Истец и Ответчик должен был сам себя представлять в суде. Отсюда развивалось доказательство, как средство познания. Развивалось так же и в математике. При приговоре «виновен» виновный
выбирал себе наказание и суд его признавал, либо не признавал.
В Древней Греции начал развиваться метод
диалектики, которая превращается в универсальный метод. Суть в том, что мир нужно рассматривать в динамике, его развитии, а не в статике.
Еще одна предпосылка —
разделение рационального и иррационального. То есть того, что находится в пределах ума и за пределами ума. Для Греции эти два понятия были тесно переплетены — в любой процесс вплетались боги. Позже из объяснений боги удалялись и заменялись
чисто рациональными рассуждениями.
Познание в форме доказательства в форме апелляции реально удостоверяемым причинам. Таким образом построена медицина Гиппократа, геометрия Евклида и так далее
Важной особенностью науки Древней Греции выступала жесткое разделение на теоретическое
знание и прикладное. Теоретическое выступало более высоким в иерархии знании чем прикладное
Платон выделял
«мир идей и мир вещей».
Наиболее распространенные методы научного познания в Древней Греции
- Систематическое доказательство.
- Рациональное обоснование
- Логическая дедукция
- Идеализация
- Рациональное объяснение тех или иных событий
Базовые науки из которох происходило формирование научного познания
-
Математика: геометрия и алгебра
. Особенности:- развернутое текстовое оформление;
- строгая рациональная логическая последовательность.
-
Физика
. Носила внеэкспериментальный характер. В целом, это преднаука о природе, которая предполагала её познание путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. Использовался монистический метод. -
История
. Труды имеются у Геродота и Фугидита. Геродот — основоположник истории, Фугидит — основоположник методологии изучения истории. Фугидит пытался отделить факты от мифов, а так же использовал другие способы изучения исторических фактов.
Аристотель в IV веке разрабатывает еще три науки (
психология, биология, экономика) и философскую дисциплину —
Логику. В «Органоне» закладывает основы формальной логики.
Недостатки становления науки в Древней Греции
- Жесткое разделение теоретического и прикладного знания.
- Отрицания взаимодействия физики и математики.
- Отсутствовал эксперимент, как метод проверки теоретических предположений. Однако проводились отдельные опыты (Ротасфен пытался вычислить размер Земли по диску солнца)
Происходит отделение научных знаний от философских, вместе с этим происходит и разделение методов их познания.
Впервые происходит на деление гуманитарные и естественные науки.
22 сентября 2015
Сущность науки
В то время как низшие животные только существуют в мире, человек пытается понять сущность или смысл происходящего.
Человек на основе интеллекта пытается научить себя многому, чтобы сделать жизнь более комфортной.
В процессе изучения человек создает искусственный мир — этот растущий круг идей, называемый «наукой», который можно охарактеризовать как рациональное, систематическое, точное, поддающееся проверке и, в некоторых случаях, ошибочное знание.
Благодаря научным исследованиям человек достиг концептуальной реконструкции мира, который становится все более широким, глубоким и точным. Мир дается человеку, он терпит или презирает его, но обогащается знаниями. Человек пользуется природой, подчиняя ее собственным животным и духовным потребностям, а также мечтам. Таким образом, человек создает мир артефактов и мир культуры.
Научное знание позволяет нам делать все виды вещей и создавать все виды вещей. Конечно, если мы делаем хорошие вещи, то это не только заслуга науки; это также заслуга морального выбора, который привел нас к хорошей работе. Научное знание-это сила, дающая возможность творить добро или зло, но оно не содержит инструкций о том, как им пользоваться.
Ценность науки — это удовольствие, называемое интеллектуальным наслаждением, которое люди получают от чтения, изучения и размышления о ней, а другие-от работы в ней. Это важный момент, который не учитывается хотя бы потому, что социальная ответственность человека зависит от влияния науки на общество, является ли это простое личное наслаждение ценностью для общества в целом.
Цель науки
Таким образом, понятие науки направлено на то, чтобы сделать научно генерируемые знания и методы их производства более доступными, применимыми, прозрачными и отвечающими потребностям как ученых, так и общественности:
- проверить новые идеи или опровергнуть старые;
- желание улучшить жизнь людей;
- стремление общества к экономическому развитию;
- растущий контроль человечества над нашей планетой и ее окружающей средой;
- из-за простого любопытства, а также из-за удовлетворения и просветления, которые приходят от знания окружающего мира.
Наука постоянно обращается к различным людям, таким как ученые, политики, педагоги, бизнес, отраслевые новаторы и цивилизованное общество в процессе своего развития. Этот принцип разделяется инициативой ответственного исследования и инноваций, которые связаны с этическими, правовыми и социальными последствиями исследований.
Виды науки
Впервые классификацию науки по различным видам провел Аристотель. Он поделил их на теоретические, практические и творческие. В современном мире науки принято делить на:
- естественные;
- технические;
- гуманитарные;
- общественные.
Естественные
Естественные науки — это науки о явлениях природы, ее объектах, о происходящих в ней процессах, о человеке как субъекте природы. Сюда относится математика, физика, химия, общая биология, анатомия, география, геология астрономия. Они отвечают за накопленные знания и опыт человечества. Одним из главных методов исследования в естественных науках является экспериментальная деятельность человека. Все знания проверяются либо опытным путем, либо с помощью строгих, логически выверенных доказательств.
Технические
Технические (инженерные) науки — науки, изучающие главным образом явления, имеющие отношение к развитию технического прогресса. К ним можно отнести архитектуру, информатику, механику, электротехнику, агрономию.
Они выполняют функцию практического применения естественно-научных знаний, а также отвечают за разработку технологий, создание и развитие техники. В свою очередь, результаты прикладной технической деятельности на практике доказывают или опровергают теоретические знания.
Гуманитарные
Гуманитарные науки — это науки, изучающие человека и его взаимодействие с обществом. В отличие от естественных, в них имеет значение не столько точное описание происходящих событий, сколько их ясное понимание и объяснение произошедшего. Важнейшую роль здесь играет понятие правды и присутствие нравственной оценки события.
К гуманитарным наукам относят:
- культурологию;
- политологию;
- лингвистику;
- филологию;
- психологию;
- этнографию;
- религиоведение;
- антропологию;
- литературоведение;
- искусствознание;
- отдельные разделы философии;
- частично исторические науки.
Общественные
Общественные науки — это науки, исследующие закономерности развития природы, человеческого общества, мышления человека, изучающие экономические, исторические, социальные и культурные вопросы.
Происходящие в обществе процессы имеют более сильное влияние на развитие этих наук, чем на естественные или технические.
На первом месте здесь стоит комплекс философских дисциплин (логика и диалектика), а также обществознание. К общественным наукам относятся:
- социология;
- история;
- юриспруденция;
- политология;
- педагогика;
- риторика;
- социальная география;
- экономика;
- большая часть гуманитарных наук.
Гуманитарные и общественные науки по своему содержанию тесно связаны друг с другом, имеют общие черты, поэтому их часто объединяют.
Основные функции науки
Функции науки делятся на категории в зависимости от сферы и способа применения научных знаний и задач, которые они решают.
Познавательная
Познавательная функция науки является ее основным предназначением. Ее главнейшие признаки:
- Познание окружающего мира, его законов и явлений, закономерностей.
- Теоретическое постижение мира.
- Рациональное объяснение наблюдаемых явлений и процессов.
- Производство нового научного знания на основе познавательно-прогностической деятельности.
Мировоззренческая
Мировоззренческая функция тесно связана с предыдущей. Главной целью являются:
- Разработка специфического научного мировоззрения и основанной на научных знаниях целостной картины мира.
- Изучение отношения человека к миру с точки зрения рационализма.
- Доказательство научного представления о мире.
Здесь ученые наряду с философами вырабатывают мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры для человека.
Производственная
Производственная функция находится на стыке науки и производства. Она помогает внедрить инновационные разработки, новые технологические процессы взамен устаревших, новые формы организации производства. Наука превращается в своего рода производительную силу, которая разрабатывает и внедряет новые идеи.
Культурная
Проявление культурной функции науки заключается большей частью в продвижении и популяризации идей образования и саморазвития. Научные достижения положительно влияют на структуру и содержание учебно-воспитательного процесса, формы и методы обучения. Мало того, наука и сама по себе является культурным феноменом общества. Эта функция реализуется через просветительную деятельность ученых, современную систему образования, публицистику и средства массовой информации.
Культурная функция науки раскрывает себя как процесс формирования личностных качеств человека. Научное знание в современной жизни является одной из основ формирования мировоззрения общества, оно стало неотъемлемой частью социальной среды, служащей становлению и развитию личности.
Общественная
Наука оказывает огромное влияние на общественную жизнь, на развитие экономики и социальное управление обществом. Общественную (или социальную) функцию науки можно раскрыть через ее участие в процессах социального развития общества, в формировании социальных институтов, оказывающих влияние на поведение людей через устанавливаемые ими правила.
Примеры таких социальных институтов:
- семья;
- школа;
- религия;
- различные общественные организации;
- государство.